Загрузка...
Бизнес - Энциклопедия

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
 
Интернет-франчайзинг
 

Даешь франчайзинг в Рунете!

Читая строки пожелтевших от времени журналов (тут я соврал - в Интернете журналы не желтеют!), например, ComputerWorld Россия №19 за 1996 год, иногда натыкаешься и на Интернет-франчайзинг. Так, телекоммуникационная компания Sovam Teleport пыталась осуществить программу франчайзинга, по которой партнеры-франчайзеры в регионах должны были получить право использовать региональные сети Sovam Teleport для передачи данных и предоставлять своим клиентам доступ к системе "Россия-Он-Лайн", торговую марку которой они могли использовать при соблюдении стандартов качества Sovam. Партнерам по франчайзингу была обещана рекламная, техническая и информационная поддержка. Удалась эта программа или нет – неизвестно, зато с 1 мая 1996 г. по настоящее время стоимость доступа в Интернет снизилась примерно в 3-6 раз!

Однако идеи франчайзинга витали в головах наших соотечественников еще раньше: в начале 90-х годов. Один из идеологов Интернет-проекта "Национальная электронная библиотека" Валерий Бардин, который работает в отечественном Интернете с самых ранних времен кооператива "Демос", предлагал организовать "Релком" как акционерное общество с узлами, построенными на принципах франчайзинга.

По его словам, планировалось создать единую корпоративную сеть на базе Unix-групп, в которой узлы самостоятельно владеют своим имуществом, обеспечивают сервис и получают прибыль. "Центр сети" - АО "Релком" - должен был разрабатывать стандарты сервиса, типовые договоры, фирменный стиль; готовить рекламу и отлаживать программное обеспечение.

Почему идея повисла в воздухе? По мнению Валерия Бардина в России в те годы была сделана ставка на переход к коннект-провайдерству: "Я сижу здесь, у меня торчит модемный пул и толстый канал, тащите ко мне кабель, я беру столько-то". В годы приватизации "всем было не до строительства глобальных сетей, шел процесс первоначального накопления личных капиталов. Для этих условий идея франчайзинговой сети была слишком сложна и, кроме того, требовала среднесрочных инвестиций... В то время, когда продажа колготок давала сумасшедшую прибыль, два оборота в три недели, такие виды бизнеса успехом не пользовались. Страна играла в "короткие деньги", - считает Валерий Бардин.

Возродиться идее франчайзинга Интернет-услуг сегодня мешает, по его мнению, отсутствие серьезного инвестора: "Ситуация на рынке ISP более чем благоприятная. Своих ресурсов у провайдеров слишком мало, а монстр, готовый разом скупить российскую инфраструктуру, еще не появился".

Но если инвесторы уже не только примеряются к отечественным Интернет-проектам, но и вкладывают в них живые деньги, то достаточно крупного кредитора малого И-бизнеса, необходимого для развития франчайзинга в российской Сети, просто нет. В отличие от США, где существует по меньшей мере три источника кредитования предпринимателя-франчайзи: Администрация малого бизнеса (The Small Business Administration), сами крупные франчайзинговые системы, которые финансируют собственных франчайзи, и специальные финансовые институты.

Со времен приватизации, похоже, мало что изменилось. По-видимому, франчайзинг и поныне является слишком сложной моделью бизнеса для внедрения его на диких просторах Рунета. "Франчайзинг более успешен в таком бизнесе, в котором бизнес-концепция может быть легко воспроизведена в реальности, а правила и процедуры – воплощены на бумаге", - считает Скотт Шейн (Scott Shane), адъюнкт-профессор по предпринимательству в школе бизнеса Роберта Смита при университете Мэриленд.

Нельзя ли экстраполировать офлайновые франчайзинговые проекты на Интернет? Почему бы, к примеру, не перенести франчайзинг ИД "Компьютерра" в области "бумажных" региональных газет из офлайна в онлайн?

Напомню, что проект нацелен на рекламный рынок "локальных ИТ-компаний". Согласно франчайзинговому соглашению партнер "Компьютерры" получает право на использование ее торговой марки и контента изданий в регионе, а также получает в свое распоряжение площади в издании, которые он может заполнять по собственному усмотрению рекламой, местными новостями или информацией. Основную работу по формированию номера и верстке газет франчайзер берет на себя. Он оставляет заранее оговоренные площади для региональных материалов и рекламы, и все, что остается сделать франчайзи для издания газеты, – добавить их в уже практически готовый номер и отправить макет в типографию. Франчайзи имеет право самостоятельно устанавливать как расценки на размещение рекламы в газете, так и розничную цену. (Источник: www.computerra.ru/hot/cityct.html)

Скептики могут возразить: какое число пользователей Интернетом в регионах? Но давайте не забывать, что аудитория издания (как рекламодатели, так и потребители) – это "компьютерщики", которые в подавляющем большинстве имеют доступ в Сеть.

Важно другое. Если дублировать контент разумно на более дешевом "бумажном" носителе (в регионах цена газеты "Компьютерра+" в несколько раз ниже стоимости журнала "Компьютерра") по причине более низкой платежеспособности регионов в сравнении с центром, то повторять содержание сайта по другому адресу просто бессмысленно. Есть вариант – делать региональный сайт под маркой "Компьютерра", но с оригинальным контентом, и собирать под него, например, баннерную рекламу. Только готовы ли региональные рекламодатели к такому повороту событий?

Надо отметить, что франчайзинг – более сложная организация бизнеса, чем просто сеть представительств. Контроль за франчайзи со стороны франчайзера в Интернете зачастую просто невозможен. Интернет-франчайзинг по определению – это международный франчайзинг, где физическое расстояние между франчайзером и франчайзи может быть слишком большим для эффективной поддержки на местном уровне.

Другая причина, почему франчайзинг не спешит в Рунет, – отсутствие в российском законодательстве даже такого известного всем понятия, как Интернет (законотворцы обзывают его какими-то международными глобальными сетями). А уж как защищена торговая марка в сегменте "ru" всем известно на примере "Кодака"! Не стоит забывать и про такие азбучные на Западе истины, как например, необходимость защиты конфиденциальной информации в Сети, приватность и т.д., о коих в России только начали говорить. Добавьте к этому неустойчивую политическую и экономическую ситуацию, низкую платежеспособность населения... Отсюда понятна выжидательная позиция владельцев известных всему миру брендов в отношении франчайзинга в Рунете.

Итак, развивать франчайзинг в Рунете просто некому. Отечественные владельцы Интернет-проектов заняты раскруткой собственных брендов с целью формирования "рекламного носителя" либо продажи богатому дяде-инвестору, а толстосумы-буржуи пока отсиживаются на своих сайтах в ожидании лучших времен.

Автор материала: Виталий Солонин
http://patlah.ru

© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.

Loading...

..

Загрузка...

оооооооооооооооооооооооо