Загрузка...
Бизнес - Энциклопедия

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
 
Эффективный менеджмент
 

Как управлять риском компании

Хорошо это или плохо, но риск в бизнесе неизбежен, потому что вероятность потерь так же реальна, как и возможность получить прибыль. И хотя менеджеры делают все от них зависящее, чтобы обеспечить бизнесу успех, они не могут защититься от всех видов риска.

ЧИСТЫЙ И СПЕКУЛЯТИВНЫЙ РИСК

Снежная лавина являет собой такой вид риска, которого никакой бизнес не способен ни предсказать, ни избежать. Этот вид называется чистым риском и содержит в себе лишь опасность ущерба, без всякой возможности выигрыша. Другими словами, любая катастрофа, подобная землетрясению или пожару, дорого обходится бизнесу, на который она обрушивается, но ее отсутствие не приводит к повышению прибылей. Страхование имеет дело главным образом с чистым риском.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Процесс минимизации потерь, которые может понести компания из-за неконтролируемых событий, называется управлением риском. Те сферы риска, в которых существует потенциальная вероятность понести убытки, называются зонами возможных потерь. Они делятся на четыре категории:

1) Потеря собственности (из-за уничтожения или хищения как вещественных, так и невещественных активов);
2) Потеря дохода (из-за уменьшения поступлений или увеличения расходов вследствие несчастного случая);
3) Юридическая ответственность перед другими лицами, включая служащих компании, и
4) Потеря ведущих работников компании (из-за несчастного случая или смерти).

Вопросами предотвращения убытков обычно занимается менеджер по управлению риском, функции которого в наши дни стали более сложными и опасными. Его программа призвана обеспечить максимальную защиту от риска при минимальных издержках. Поэтому он обязан 1) оценить риск, 2) выбрать такие меры управления риском, которые сочетали бы страхование и методы предотвращения убытков, и 3) претворить эти меры в жизнь и контролировать их выполнение.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО РИСКА

Рассмотрим хотя бы одну из многих областей риска, с которой сталкивается, например, производитель мягких игрушек. Речь идет об ответственности за качество продукции. Во-первых, необходимо точно выяснить, может ли мягкая игрушка причинить вред потребителю (вероятнее всего, ребенку) и каким образом. Существует множество опасностей такого рода: ребенок может подавиться "пуговичным" глазом, съесть набивку, у него может возникнуть аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка. Во-вторых, компания должна выявить все возможные дефекты в производстве и маркетинге игрушек, которые могут повлечь за собой физический ущерб; например, у ребенка может возникнуть аллергическая реакция на игрушку, если материалы, из которых она изготовлена, недостаточно тщательно проверены на аллергены, если в игрушку попали примеси в процессе производства или если она плохо упакована (что открывает доступ к проникновению посторонних веществ). В-третьих, производитель должен проанализировать все варианты и рассчитать сумму возможных потерь, связанных с ответственностью за качество продукции. Поскольку не всегда возможно установить, каким образом данное изделие может причинить вред человеку или имуществу, и поскольку трудно точно подсчитать стоимость таких убытков, специалисту по управлению риском приходится довольствоваться примерными оценками.

 

Методы управления риском

После того как масштабы риска оценены, менеджер должен рассмотреть все имеющиеся методы решения связанных с ним проблем. Существуют две категории таких методов: контроль за риском и финансирование риска.

КОНТРОЛЬ ЗА РИСКОМ.

Менеджер может воспользоваться методами контроля за риском для минимизации убытков компании.

- Уклонение от риска. Менеджер может попытаться полностью устранить возможность данного вида убытков. За редким исключением, уклонение от риска чрезвычайно затруднено. Производитель мягких игрушек мог бы избежать юридической ответственности за возможную аллергическую реакцию у ребенка, только отказавшись от производства таких игрушек, но в этом случае, естественно, компания оказалась бы не у дел.

- Предотвращение убытков. Менеджер может попытаться уменьшить (но не полностью устранить) конкретные убытки. Производитель игрушек может минимизировать опасность возникновения у детей аллергических реакций на мягкие игрушки, проведя, прежде чем начать производство, анализ материалов, из которых они изготовляются, а также примесей, которые могут появиться в процессе производства. Кроме того, он должен тщательно упаковать каждую игрушку, чтобы устранить возможность доступа посторонних веществ. Обычно в других зонах риска принимаются и такие меры, как установка огнетушителей для предотвращения серьезного ущерба от пожара, замков с секретом на дверях для предотвращения краж и контрольного оборудования для предотвращения аварий.

- Минимизация потерь. Менеджер может попытаться предотвратить значительную часть убытков компании. Соблюдая все правила, установленные правительством, компания по производству игрушек может избежать дополнительных штрафных санкций в случае какого-либо инцидента с ее продукцией, кроме той компенсации, которую она будет вынуждена выплатить потерпевшему потребителю. Помимо этого, поддерживая хорошие отношения с потребителями, у чьих детей возникли аллергические реакции, и покрывая расходы на их лечение, компания может уменьшить размеры финансовых претензий, которые она будет вынуждена удовлетворить.

- Передача контроля за риском. Менеджер по управлению риском может попытаться от него избавиться, передав другому лицу или группе лиц 1) реальную собственность или деятельность, связанную с риском, или 2) ответственность за риск. Фирма может продать здание, чтобы избежать риска, связанного с этим видом собственности; или подрядчик, уже взявшийся за какую-то работу, может нанять субподрядчика, чтобы устранить риск повышения затрат. Такие меры очень напоминают уклонение от риска. Но риска можно также избежать, передав ответственность, то есть передав сам риск. Арендатор может убедить домовладельца взять на себя ответственность за любой ущерб, причиненный его собственности. Или производитель может возложить ответственность за любое повреждение его продукции, после того как она ушла с завода, на розничное предприятие. Идея передачи риска заложена также в технике финансирования риска, о которой идет речь ниже.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РИСКА.

Менеджер использует методы финансирования риска для возмещения (с наименьшими затратами) убытков, которые несет компания, несмотря на ее усилия по контролю за риском.

- Принятие риска. Менеджер может предпочесть возмещение убытков за счет средств самой компании. Чтобы покрыть непредвиденные убытки, многие компании берут средства из текущих доходов или создают фонд для экстраординарных обстоятельств. Некоторые фирмы создают свои собственные компании по общему страхованию ответственности.

Фактически программы различных фирм по принятию риска строятся примерно по одной схеме. Можно прибегнуть к самострахованию за счет резервного фонда, ежегодно внося в него определенную сумму на покрытие возможных убытков. Однако принятие риска на основе самострахования существенно отличается от полной незащищенности (отсутствия резервных фондов). Небольшая компания практически не способна отложить достаточно денег, чтобы покрыть убытки от катастроф. Когда приходит беда, компании, которые не могут купить страховку, вынуждены брать в долг, чтобы покрыть убытки; в противном случае они будут вытеснены из бизнеса.

- Передача риска. Менеджер может предпочесть покрытие убытков за счет средств, полученных из внешних источников. Покупая страховку, компании передают риск страховой фирме, которая готова платить за определенные виды убытков. За эти услуги страховая компания получает гонорар, который называется страховой премией.

Для квалифицированного управления риском почти всегда необходимо сочетание по крайней мере одного метода контроля за риском с хотя бы одним из методов финансирования риска.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Менеджер, ответственный за управление риском, выбирает для этого методы, сильнее других способные повлиять на общий потенциал компании, наилучшей оценкой которого служит чистая сумма ее наличных средств. Так, производитель мягких игрушек должен решить, что ему выгоднее с точки зрения имеющихся у него свободных средств - проверка материалов, контроль за примесями, образующимися в процессе производства, или отдельная упаковка каждой игрушки. Конечно, он может выбрать все три вида контроля. Менеджер, ответственный за управление риском, должен также решить, выгоднее ли прибегнуть к традиционному общему страхованию или использовать какую-либо иную форму страхования, чтобы наиболее надежно обеспечить покрытие возможных убытков и в наименьшей степени ущемить финансовые интересы компании. В конечном итоге наилучшим решением может оказаться сочетание сразу нескольких методов.

Контроль за реализацией программ управления риском позволяет удостовериться, правильно ли были с самого начала выбраны методы, и если это так, то изменились ли условия настолько, что следовало бы применить другие методы. Эффективный контроль включает в себя три элемента: 1) выработка нормативов для определения приемлемых результатов, 2) сравнение реальных результатов с этими нормативами и 3) корректировка на любом этапе всего процесса для максимального сближения результатов с установленными нормативами.

СТРАХУЕМЫЕ И НЕСТРАХУЕМЫЕ РИСКИ

Менеджер, ответственный за управление риском, должен отличать страхуемые риски от нестрахуемых. Внешние страховые компании неохотно дают обещания об оплате убытков, если у них нет достаточных оснований полагать, что им удастся этого избежать. Большинство чистых рисков (но не все из них) подлежат страхованию; спекулятивные риски, вообще говоря, не страхуются.

Нестрахуемые риски

Нестрахуемый риск - это такой риск, который практически ни одна страховая компания не согласится взять на себя. Можно купить страхование от стихийных бедствий, таких, как наводнение, ураганы и землетрясения. Но страховые компании весьма неохотно, если не сказать больше, рассматривают возможность сотрудничества в тех случаях, когда риск связан с акциями правительства или общей экономической ситуацией. Такие неопределенные факторы, как изменения законодательства и экономические колебания, выходят за рамки страхования.

Иногда нестрахуемые риски становятся страхуемыми; когда набирается достаточно данных для точной оценки предстоящих убытков. Изначально страховые компании неохотно страховали авиапассажиров, но десятилетия спустя этот риск стал предсказуемым. Теперь компаниям доступна также страховка от захвата иностранным государством заводов, шахт или офисов, находящихся на территории этих стран.

Страхуемые риски

Страхуемый риск, который готова взять на себя страховая компания, обычно отвечает следующим требованиям.

- Страхуемая опасность не может быть результатом преднамеренных действий застрахованной фирмы. Это означает, что страховые компании не платят за ущерб, намеренно причиненный самой застрахованной фирмой, по ее указанию или с ее ведома. Например, в страховой полис от пожара не включаются убытки, причиненные поджогом застрахованной фирмы. Однако такой полис предусматривает покрытие убытков, если поджог совершает служащий фирмы.

- Убытки должны подлежать подсчету, и затраты на страхование должны быть экономически оправданны. Чтобы получать прибыль, страховым компаниям необходимо иметь сведения о частоте и серьезности убытков, причиняемых данным бедствием. Если эта информация охватывает длительный период времени и основана на большом количестве случаев, страховые компании обычно могут довольно точно предсказать, какие убытки возникнут в будущем. Например, показатель уровня смертности в расчете на 1 тыс. человек вычисляется с большой степенью точности, и страховые компании используют эту информацию, когда устанавливают страховые премии держателям полисов страхования жизни.

- Один вид риска должен охватывать значительное количество подобных случаев. Чем больше случаев попадают в данную категорию, тем более вероятно, что будущее подтвердит прогнозы страховой компании. Поэтому страховые компании охотнее берут на себя риски, с которыми сталкиваются многие фирмы и частные лица. Например, пожар - это общая опасность, которая угрожает практически всем зданиям, поэтому обычно страхование убытков от пожара не вызывает трудностей.

- Риск не должен одновременно затрагивать всех застрахованных. Если страховая компания не охватывает большие географические зоны или широкие слои населения, то всего лишь одна катастрофа может привести к тому, что ей придется заплатить сразу по всем своим полисам.

- Потенциальные финансовые потери должны быть ощутимыми для страхователя. Страховая компания не может позволить себе заниматься канцелярской работой, связанной с удовлетворением множества мелких страховых требований (заявлений застрахованных лиц о возмещении ущерба) на несколько долларов (да и солидное деловое предприятие вряд ли станет страховать такие мелкие убытки). Поэтому многие полисы содержат статью, предусматривающую, что страховая компания выплатит только ту часть ущерба, которая превышает сумму, названную в полисе. Этот так называемый нестрахуемый остаток представляет собой некоторую часть от общей суммы убытка, которую согласен оплатить сам застрахованный. Например, если вы обращаетесь за страхованием здоровья, страховщик может потребовать, чтобы первоначальный гонорар врачу в размере до 100 дол. вы заплатили сами, а компания, страхующая ваш автомобиль, - чтобы за ваш собственный счет были выплачены первые 200 дол. за любой необходимый ремонт.

http://patlah.ru

© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.

Loading...

..

Загрузка...

оооооооооооооооооооооооо