Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домашние промыслы
 
Домашнее ковроделие

Составляющие части ковра
(структура, дизайн, символика, орнамент)

Составляющие части ковра

Структура ковра

Основа — это параллельные нити, протянутые между рейками станка, на которых вяжутся узлы. Большая часть ткачей ковров в качестве материала для основы по возможности использует хлопок, потому что на хлопке ровные и прямые восточные ковры ткать легче, чем на шерстяной основе (шерстяная пряжа эластичнее хлопковой и больше подвержена изменениям от влажности). Ткачи, являющиеся представителями полукочевых скотоводов, гораздо чаще используют шерсть, нежели хлопок, и для основы и для утока.

Уток проходит по ширине ковра под нитями основы, над ними и между рядами узлов. Чаще всего утоки делаются из хлопка, шерсти или шёлка. Утоки помогают держать ряды узлов на месте и усиливают структуру ковра ручной работы.

Узлы вяжутся петлями пряжи вокруг пар нитей основы и обрезаются с лицевой стороны. Концы узлов становятся ворсом восточного ковра.

Боковые кромки делаются обмоткой нескольких нитей основы на краю ковра пряжей для усиления этой части ковра.

Завершающие кромки удерживают узлы и утоки от сползания вдоль нитей основы. Многие типы ковров имеют плоскотканную кромку-килим с обоих краёв.

Бахрома формируется сборкой и связкой пучков нитей основы с обоих концов ковра после того, как ковёр срезается со станка. Узлы в этих пучках основы плотно удерживают узлы ворса и завершающие кромки на конце ковра.

Составляющие части ковра

Поле — является фоном в орнаменте ковров внутри бордюров.

Главный бордюр — это самый широкий узор по внешнему краю ковра.

Внутренняя и внешняя кайма — это узкие декоративные узоры рядом с главным бордюром.

Медальон — это круглый, овальный или многоугольный элемент узора, который иногда занимает центр поля.

Угольники — это угловые скобы или своды, узоры, которые иногда заполняют углы поля.

Составляющие части ковроткацкого станка

Большая часть ткачей работает на закрепленных вертикальных ткацких станках (хотя некоторые полукочевые ткачи в регионах Афганистана, Турции и Ирана до сих пор используют портативные горизонтальные наземные станки).

Простейший вертикальный станок немногим более чем прочная рама, обычно выполненная из дерева, разработанный, чтобы удерживать туго натянутые нити, на которых ткач вяжет ряды узлов. Разделитель нитей основы используется для разделения основы ковра, чтобы челнок с утоком можно было продевать с одной стороны ковра к другой. В более сложных вертикальных станках верхние и нижние рейки делаются на роликах. Роликовые станки позволяют ткачу откатить готовую часть ковра вниз и за станок, делая возможным создание более длинных ковров на станке той же высоты.

Инструменты для изготовления рукотканных ковров

Нож-голлаб — При изготовлении рукотканных ковров большинство ткачей работает крючковидным ножом или голлабом в одной руке. Ткач пальцем проталкивает пряжу через нити основы, затем крючком ножа ловит пряжу за основой и вытаскивает её с лицевой стороны ковра. Когда узел завязан, ткач обрезает пряжу резким движением лезвия.

Расческа — После того как по ширине станка оказываются связаны несколько рядов узлов, ткач использует массивную «расчёску», сделанную из металла или дерева, чтобы сбить ряды узлов друг с другом по направлению основы и уплотнить ткачество.

Ножницы — Когда по ширине станка готова полоса ворса шириной в пару сантиметров, ткач использует специальные ножницы, чтобы подровнять ворс до окончательной длинны. Ножницы имеют изогнутые ручки, чтобы лезвия могли обрезать неровности на лицевой части ковра. Подобно ножу и «расчёске», ножницы куются кузнецами из лучших сортов стали, чтобы избежать ошибок при изготовлении ковра, так как это — длительный процесс и одно неверное движение некачественного инструмента может погубить работу нескольких месяцев или даже лет мастера.

Виды узлов в коврах ручной работы

Ковры ручной работы отличаются друг от друга не только орнаментом. Одно из важных отличий - это технология изготовления, а именно, типы узлов, из которых и состоит ковер.

В ковроткачестве встречаются 4 типа узлов:

Персидский узел (асимметричный);
Турецкий узел (симметричный);
Джофти узел (разновидность персидского и турецкого);
Тибетский узел.

Что собой представляет каждый из них?

Персидский узел

Персидский узел, или узел Сенне, асимметричен и может быть открыт либо направо, либо налево.

Персидский узел плетется с использованием двух нитей основы. На первой нити основы из пряжи создают петлю, а под второй вертикальной струной нить лежит свободно. После каждого готового ряда узлов, оставляют одну или несколько нитей утка.

Данный тип узла позволяет ткать ковры с высокой узелковой плотностью и мелким узором. Этот узел встречается в коврах ручной работы из Ирана, Индии, Турции, Китая, Египта и др.

Турецкий узел

Турецкий узел или узел Гиордес симметричен и встречается в основном в ворсовых коврах.

Для создания этого узла ткачи оборачивают пряжу вокруг нитей основы таким образом, чтобы получить две симметричные петли, то есть по петле на каждой струне. Ряды симметричных узлов разделяются одной или несколькими нитями утка.

Симметричный узел используют в тех случаях, когда имеет значение большая толщина ковра. Он встречается в первую очередь в турецких коврах, а также коврах, сотканных на Кавказе, в Турции, в Европе, а также в изделиях курдских племен.

Узел Джофти

Джофти (jufti) — это разновидность симметричных и асимметричных узлов. Единственное отличие узла Джофти в том, что пряжа завязывается в узел не на одной, а сразу на двух нитях основы. При симметричном плетении, вокруг каждой пары нитей основы создаются две одинаковые петли, в случае асимметричного плетения - одна петля.

Преимущество этого способа плетения узелков состоит в экономии времени. Ковры ткутся в два раза быстрее. Но используя узел Джофти, ткач жертвует качеством ковра и его плотностью. Количество узелков в разы меньше, чем при использовании турецкого или персидского узла. Готовый ковер кажется слегка "лохматым" и стоит, конечно, дешевле. Узел Джофти встречается в ковровых изделиях из Ирана.

Тибетский узел

Тибетский узел полностью отличается от других видов узлов своей структурой и технологией плетения. Он выполняется с помощью вспомогательного инструмента - стержня. Стержень располагается перпендикулярно нитям основы с лицевой стороны ковра. Для создания узла длинную пряжу оборачивают вокруг двух нитей основы, затем вокруг стержня и так далее. Когда ряд закончен полностью, ткач разрезает петли на стержне и начинает следующий ряд.

Разглядеть тип узла можно, если рассмотреть изнаночную сторону ковра при помощи увеличительного стекла.

 

Каково значение символики в дизайне Восточных ковров?

Главной религией Востока, как известно, является ислам, что и нашло свое отражение во всех местных ремеслах, в том числе и в ковровом деле. Поэтому основной дизайн восточных ковров – молитвенная арка.

Молитвенная арка — этот дизайн создан наподобие двери в мечеть, таким образом она символизирует дверь, проход к Богу. Неудивительно, что этот дизайн стал самым главным для местных ремесленников. Арки чаще всего имеют в верхней части заостренный угол, или же представляют из себя своего рода многоугольники. Дизайн этот может выступать как в роли главного декоративного элемента ковра, так и в роли своеобразной рамки, насыщенной орнаментом и всевозможными декоративными элементами на основном поле внутри нее. Шелковый ковер с подобным дизайном особенно ценен.

Есть арка или нет, главное поле чаще всего заполняется в шелковых коврах ручной работы маленькими стилизованными цветочными узорами, иногда в сочетании с изображением древа жизни или райского сада.

Древо жизни — символизирует вечную жизнь. Этот дизайн очень популярен в коврах Кум, Исфахан и Тебриз. Корень дерева находится у самого основания шелкового ковра, бордюра, и заполняет все основное поле. Лиственные ветви осыпаны миниатюрными цветами по всей площади ковра. Часто у основания дерева жизни может быть изображен ручей или любой источник воды.

Если на ковре изображено два дерева, то это скорее всего ковер с так называемым «свадебным деревом», символизирующим соответственно двух молодоженов. Подобный дизайн типичен для ковров Кум и Тебриз. Такие ковры обычно делают из шелка, чтобы уникальные свойства шелкового ковра радовали молодоженов каждый новый день. Среди ветвей этих деревьев можно обнаружить несколько гнезд маленьких птиц с очевидным намеком молодым.

Изображение райского сада на шелковом ковре всегда изобилует декоративными элементами – мастера подходят к этому с особой скрупулезностью. Повсюду кружат маленькие птички, недалеко течет ручей и все вокруг цветет и благоухает во всей красе. Шелк позволяет сделать эти узоры очень достоверными, засчет возможности создания криволинейных и более точных рисунков. Иногда райский сад дополняется медальоном в центре, окруженным «лесом» из цветов. Если лес состоит из миниатюрных деталей, то следует лучше к нему приглядеться – наверняка там прячутся кропотливо сотканные из шелка райские животные.

Ваза Бессмертия — Часто в центре, у основания ковра ручной работы на главном поле располагается ваза – «Ваза Бессмертия». Она напоминает греческую урну, может быть как с ручками, так и без них. В этой вазе всегда стоят цветы, главный из них, в самом центре, может возвышаться аж до верхнего бордюра или арки – по сути это всего лишь одна из вариаций на тему «древо жизни».

Плакучая ива, изображенная на ковре ручной работы символизирует печаль и смерть. В сочетании с ветвями вечно-зеленого кипариса в каждом углу основного поля она символизирует вечную жизнь и скорбь одновременно. Именно такой ковер кладут на гробы, чтобы придать человеку сил в путешествии в другой мир.

Классический персидский дизайн представляет собой поле из квадратов (размером около 10-15 см), которые образуют своего рода сетку. В каждом из этих квардатов новый рисунок, демонстрирующий различные элементы сада. В некоторых могут быть изображены маленькие деревья или цветы, в других – олени или птицы. Можно также найти домик, хозяин которого и владеет садом. Линии, образующие эту сетку, олицетворяют водные каналы для орошения земель. В шерстяных и шелковых коврах с таким дизайном бордюр уже не делают столь изощренным, чтобы не переборщить с мелкими деталями. А в так называемой «археологической» версии персидского дизайна помимо цветов и животных в квадратах можно найти всевозможные вазы, кувшины и предметы посуды, что не делает ковер ручной работы менее привлекательным, а наоборот, придает ему элемент необычности.

Медальон – пожалуй, самый распространенный дизайн в восточных коврах ручной работы, включая персидские и индийские ковры, за исключением Турции и Афганистана. Центральная часть медальона символизирует глаз всевидящего Бога. Принято считать, что этот дизайн произошел от изображения цветка лотоса, который всегда считался на Востоке священным – корнями он уходит в мерзкую грязь, но цветы его, несмотря ни на что, тянутся к небесам. Если ковер ручной работы был предназначен, чтобы украсить мечеть, мастера обычно повторяли в медальоне дизайн архитектуры потолка данной мечети, чтобы они идеально дополняли друг друга. Медальон с подвесками (дословный перевод с арабского «медальон, роняющий слезы») символизирует божественные слезы.

Два менее значительных дизайна – времена года и охотничий.

Рукотканный ковер, изображающий времена года, обычно разделен на четыре равные части, каждая из которых представляет собой один сезон. Обычно на них размещают реалистичные изображения крестьян или пастухов.

Охотничий дизайн чаще всего встречается в шерстяных и шелковых коврах Кум и Исфахан. Считается, что он впервые был создан турецкими мастерами при дворе Султана еще в XVI веке. Главными героями такого дизайна, конечно, являются охотники на лошадях, сопровождаемые прирученными леопардами или охотничьими собаками, которые пронзают своими копьями диких животных.

Существует также множество племенных орнаментов, популярных при плетении шерстяных и шелковых ковров ручной работы в Турции, Персии и Индии.

Каково значение цвета орнамента в дизайне Восточных ковров?

Восточная эстетика придает цвету ковра огромное значение. Искусство колористики с глубокой древности являлось составной частью технического мастерства по изготовлению ручных ковров и требовало огромного опыта. Основной задачей цветового оформления ковра является и по сей день сохранение общего гармоничного фона с подчеркиванием определенного рисунка, но не его «выпячиванием». Каждый цвет обычно имеет определенное значение. Мы приведем несколько примеров.

Белый цвет символизирует мир, гармонию, чистоту и также, поскольку это самый легко пачкающийся цвет, печаль. На Востоке белый цвет – цвет траура.

Синий символизирует спокойствие. Это цвет вечности и неба, как дневного, так и ночного. По мнению мастеров, он передает задумчивость, высокие идеалы, единство и духовную радость. Он также может означать одиночество, чувствительность, преданность и удовлетворенность.

Красный – самый яркий, самый живой из всех цветов. Он символизирует большую радость, счастье, успех. Это могущественный, энергичный цвет, а значит это цвет лидера, правителя. Красный цвет также означает прогресс, творчество, жизненную силу, страсть и жажду большего. Этот цвет поистине олицетворяет полноту жизни во всей ее красе.

Желтый, цвет солнца, используется, чтобы подчеркнуть богатство, славу и величие. Он также означает освобождение от оков и обретение долгожданного счастья. В Китае, например, желтый используется только для королевских ковров, так как китайские императоры чассто носили золотые и желтые одежды и считали эти цвета своей собственностью.

Зеленый цвет означает постоянство, весну, которая возвращается вновь и вновь. Рай – тоже зеленого цвета, ведь там множество цветущих деревьев и растений. Зеленый – это также цвет гордости и самоуверенности. Он символизирует всеобщее признание, серьезные достижения и ярко выраженное желание вести других к лучшей жизни. В мусульманском мире пальто пророка Мухаммеда было зеленым, поэтому этот цвет теперь считается святым. Этот цвет очень часто и с глубоким почтением используется ткачами в мусульманском мире.

Коричневый – это цвет плодородной земли, а значит богатого урожая, и корней. Так, например, в некоторых кочевых племенах, коричневый цвет символизировал желание обрести наконец свой дом, свою собственную землю – свое пристанище (именно поэтому часто на их коврах можно найти изображения домов).

Оранжевый означает преданность, нежность, сочувствие и внимание к окружающим. Оранжевый часто используется как фон в коврах с изображением «свадебного дерева», так как он также символизирует любовь.

Фиолетовый – цвет подчеркивающий важность владельца ковра. Такой ковер в некоторых странах мог принадлежать правителю страны (кроме Китая) или, как минимум, «правителю» домашнего хозяйства. Он также символизирует намерение осуществить все мечты и, как следствие, цвет магических заклинаний.

Лиловый цвет означает желание иметь почитателей, которые сделали бы Вас центром Вселенной. Он также символизирует желание сохранить во что бы то ни было свое собственное «Я» и является слегка размытой версией значений фиолетового цвета.

Серый цвет – цвет секретов и загадок. Это цвет уединения и даже затворничества, чрезмерно выраженной изоляции от окружающего мира.

Черный же означает как разрушения, так и неизвестность. Он означает немую пустоту и мирный конец всего.

Ковер, созданный на Востоке, в любом случае неповторимо красив, но теперь, зная символику цветов, попробуйте взглянуть на него новыми глазами. Вы наверняка сможете прочувствовать не только его эстетические характеристики, но и спрятанное за ними, духовное наполнение.

 

 

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо