Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домашние промыслы
 
Домашнее ковроделие

Персидские ковры

Классификация персидских ковров по дизайну

Классический персидский ковёр ручной работы представляет собой схематичное изображение парка, сада, охотничьего угодья, леса.

Любой ковёр, независимо от характера рисунка, строится по единому композиционному принципу, т. е. ковёр состоит из двух основных компонентов: центрального поля (перс.каф) и бордюра (перс.хашие).

Главным элементом центрального поля является медальон (перс.торандж). Центральное поле ковра может иметь один, два, три и более медальонов или быть без медальона.

Бордюр ковра играет вспомогательную завершающую роль, придающую цельность всей композиции. По принципу построения бордюр состоит из двух частей: основной, представляющей собой широкую кайму по периметру основного поля, и дополнительных узких полос по краям основного бордюра.

Композиция ковра строится на соблюдении ряда принципов построения узора: симметричном, повторяющемся или свободном расположении орнаментальных форм на плоскости ковра.

Различают 14 основных видов композиции персидских ковров:

1. Лачак-торандж (медальон и треугольники).

Лачак — растительный орнамент в виде треугольников, обрамляющих основное поле по углам.

Торанджкруглый, ромбовидный, овальный или многогранный медальон в центре ковра — символизирует пруд, павильон, беседку или ротонду в парке.

2. Афшан (перс.россыпь) — представляет собой россыпь абстрактных цветков «Шах-Аббаси», которые перемежаются с ветками и листьями по основному полю ковра и бордюрам в виде арабесок «ислими» и орнаментов из цветов, листьев и бутонов.

Цветок «Шах-Аббаси», также называемый тюльпаном Шаха Аббаса, является основным, базовым орнаментом персидских ковров и символизирует весну и весенний сад.

Ислимивид растительного орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали — воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.

3. Торанджи (перс.медальонный) — характеризуется расположением медальона в центре основного поля и отсутствием треугольников по углам.

4. Мехраби (перс.молитвенная ниша) — главный элемент основного поля представляет собой михраб, т.е. молитвенную нишу в стене мечети, указывающую киблу — направление, где находится Кааба в Мекке. Совершая молитву, мусульмане обращаются лицом к михрабу.

Михраб, как архитектурная конструкция, состоит из трех основных элементов — арки, поддерживающих колонн с капителями, и пространства между ними.

5. Дерахти (перс.дерево) — основным мотивом является изображение отдельного дерева, ветки и побеги которой образуют растительный орнамент, заполняющий все поле.

6. Баги (перс.садовый) — основной мотив рисунка представляет собой схематичное изображение классического городского парка с аллеями, ручьями, деревьями и кустарниками. Во многом, очень условный тип дизайна: почти все персидские ковры — стилизованая картина райского сада, с фонтаном-медальоном или древом жизни по центру.

7. Мохаррамат (перс.полосатый ковер) — отличительной чертой ковров данного вида является симметричное повторение главного элемента орнамента рядами по основному полю. Каждый ряд основного орнамента исполняется отдельным цветом. В ряде регионов Ирана данный вид носит название каламдани (перс.пеналь).

8. Тасвири (перс.картина)медальоном картинных ковров служит портретное изображение известных личностей, в основном классиков персидской поэзии. Орнамент бордюра картинного ковра декорируется наиболее известными изречениями личности, изображенной в центре ковра, исполненных персидской вязью.

9. Шекаргах (перс.охотничье угодье) — похож на миниатюру, сюжетом которого является сцена охоты всадников, сопровождаемых прирученными леопардами или охотничьими собаками, на диких зверей, или охоты хищников на парнокопытных. Охотничий дизайн чаще всего встречается в шерстяных и шелковых коврах Кума и Исфахана.

10. Джангали (перс.лес) — сюжетом таких ковров является изображение диких зверей, парнокопытных, обитателей джунгли. Они очень похожи на старинные миниатюры с их точным изображением мелочей, яркими красками и живописными сюжетами. Этот вид также известен под названием «хейванат» (перс.животные).

11. Гульдани (перс.ваза) — главный элемент основного поля представляет собой стилизованное изображение цветочных ваз различного размера. Обычно все поле ковра занимает большая ваза, наполненная цветами. Реже несколько маленьких ваз симметрично располагаются по краям основного поля.

12. Гулистани (перс.цветник) — представляет собой схематичное изображение цветника, где выращивают декоративные растения. Основное поле декорируется цветочным орнаментом, в основном состоящим из тюльпанов Шах-Аббаса.

13. Текрари (перс.раппортный) — характерной чертой данных ковров является повторение основного элемента мотива рисунка (узора). Наиболее известным дизайном ковров типа текрари является дизайн «каби», также называемый «хешти», характерный в частности для шелковых ковров из города Кум.

14. Тальфики (перс.смешанный) — наряду с вышеописанными видами ковров, существуют и новые стили, возникшие в результате синтеза двух или нескольких традиционных видов.

Во многом данная классивикация достаточно условна, так же как и жанры в искусстве. Часто ковры сочетают признаки разных видов.

Классические персидские ковры одновременно очень разнообразные, но традиционные. В виду того, что большая часть дизайнов выполняется Академией изящных искусств Ирана (по сути, госучреждением), поддерживающим вековые традиции ковроткачества, сами дизайны не претерпевают существенных изменений и схожи с теми, что украшали мир столетия назад. По этой причине иранцы почти не производят ковров в современном стиле.

Несколько иная ситуация с коврами в странах, где ковроткачество зародилось во многом благодаря персам: Индии, Афганистане, Китае, а также в Непале. Здесь эксперименты над дизайнами — не редкость, и часто эти эксперименты дают потрясающие результаты и мир узнает такие имена как Ян Кат (Jan Kath), например.

 

 

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...