Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домашние промыслы
 
Домашнее ковроделие

Словарь терминов в ковроделии

Терминология ковров — Глоссарий ковров

Л

Лильян ковры — племенные ковры, которые делаются кочевым курдским племенем в провинции Маркад, в западном Иране. Этот народ ведёт свой род от курдов, и их стиль ткачества и узоров очень схож. Ковры с яркими и живыми цветами часто имеют традиционные растительные узоры, но также встречаются и геометрические узоры. Изначально эти ковры делались не на продажу, а в качестве приданного на свадьбу, имеющего практическую ценность в качестве напольного покрытия, одеяла, сумок, попон и как семейная страховка на чёрный день.

Ковры Лилиан

Лавар ковры — не путать с деревней Лавар в западном Курдистане. Ковры Лавар (или Равар, как их чаще называют) являются более изящными версиями ковров Керман. Ковры Лавар Керман ткутся в городе Керман. Они обычно имеют более элегантные растительные узоры с многочисленными тонами розового, синего, жёлтого и зелёного. Много необычных цветов. Лавар может иметь полный растительный узор или лишь центральный медальон. В ковры Лавар часто вплетают картинные элементы.

Ковры Лавар

Ла, ("слой" на фарси) — в отношении ковров Наин встречаются обозначения 4 Ла, 6 Ла и 9 Ла. Эти обозначения используются для определения качества ковра Наин и отображают количество нитей, скрученных в нить основы при изготовлении ковра. Чем это число ниже, тем эксклюзивней ковёр и выше плотность его узлов. Можно проверить количество слоёв, подсчитав количество нитей на бахроме ковра — если вы видите 6 нитей - то это ковёр 6 Ла. Другими словами, чем меньше это число — тем качественней, эксклюзивней и дороже ковёр. 4 Ла - эксклюзивное качество; 6 Ла - очень высокое качество; 9 Ла - хорошее качество. В наши дни очень тяжело найти ковры Наин качества 4 Ла.

Ладик ковры — рукотканные ковры из поселения Ладик в Турции. Эти крайне редкие ковры делались приблизительно между 1600 и 1880 годами с узорами Михраб и стилизованными тюльпанами. Более новые ковры делаются с рядом других узоров и различного качества.

Ковер Ладик

Лорестан ковры — Луристан, Лористан ковры — ковры ручной работы, сделанные Лурами к юго-западу от Исфахана в Иране. В этих коврах используется основа из пряжи из овечьей и козьей шерсти, иногда — хлопка. Узоры геометричны, главным образом тёмно-синих и красных цветов и длинные стороны (Ширази) часто двуцветны.

Ковер Лористан

Лотто ковры — турецкие ковры ручной работы от XVI века и далее. Ковры названы в честь Лоренцо Лотто, который их рисовал. Эти ковры принадлежат к группе ковров Ушак и имеют геометрические узоры жёлтого цвета с красным низом.

Ковер Лотто

Лул бафт — термин использующийся в персидском ковроткаческом искусстве, означающий нити основы, которые располагаются на двух уровнях вследствие сильного натяжения челночной нити.

Лури-памбак — Кавказские ковры с большим восьмиугольником белого цвета, обведенным синим крючкообразным контуром. В центре восьмиугольника – крестовидный узор, который очертаниями напоминает глядящих друг на друга животных.

М

Марокканские ковры — Ковры из Марокко, ценятся за их динамические красочные проекты и сильные геометрические узоры. Ни один из марокканских ковров не является поддающимся датировке, обычно их относят к середине XIX века. Производство ковров в Марокко началось как копирование центральных и западных турецких ковров.

Марокканский ковер

Машу — общее название безворсовых ковров в Средней Азии.

Мафраш — своего рода сундук, в который азербайджанцы и другие народы, при переезде из одного места в другое складывают постельные принадлежност. Мафраш ткут способом килим или зили. Бывают также и в ворсовой технике.

Мальбанд — Длинный ремешок, вытканный в технике килим. Использовался кочевниками для навьючивания животных.

Махал ковры — ткутся вручную в местности, известной как Махаллат, рядом со столицей западно-центральной провинции Маркад - городом Арак в Иране. История этого региона очень богата и его ковровая индустрия насчитывает много веков развития. В коврах обычно используется знаменитый дизайн "Херати". Это элегантный общий рисунок, подходящий современным или традиционным интерьерам. У дизайнеров наиболее популярны ковры с бежево-шоколадной или бежево-терракотовой расцветкой.

Ковры Махал

Ковер Махаллат

Мешхед ковры — Расположенный в северно-восточном Иране, Мешхед является столицей провинции Хорасан и важным центром индустрии производства ковров. Он также считается самым святым городом Ирана, поскольку в нём расположен храм Имама Резы, очень уважаемого мусульманами по всему миру. Ковры Мешхед имеют элегантные медальоны на флоральных полях красной или синей цветовой схемы. Иногда они копируют классические узоры Кашан, и иногда детали Херати, которые продаются под названием Хорассан.

Ковры Мешхед

Малаер ковры — персидские ковры, вытканные вручную полукочевым народом, живущим в окрестностях города Арак в северо-западном Иране. В этих племенных коврах очевидны следы курдских корней, с центральным полем ковра, имеющим в центре медальон замысловатого узора преимущественно в тонах красного цвета. Также в этих коврах можно встретить геометрические узоры и также бывают многие другие цвета, помимо красного.

Ковер Малаер

Меймех — рукотканные племенные ковры, изготавливающиеся в окрестностях Исфахана в центральном Иране. Город Меймех является очень древним и иногда его называют Джошеган. Дизайны похожи на дизайны Кашкай и других геометрических племенных ковров. В них обычно используется серия бриллиантовых медальонов и основные цвета варьируются от насыщенного красного, подчёркнутого чёрным, синим, зелёным и большим количеством разновидностей тонов цвета слоновой кости. Качество является одним из самых высоких среди племенных ковров, так как ковры Меймех ткутся очень плотными.

Ковры Меймех

Мешкабад ковры — ковры из Ирана, вытканные вручную полукочевым народом, живущим в деревне Мешкабад рядом с Араком в северо-западном Иране. Центральные поля обычно имеют тёплый медальон растительного узора, а цвета очень тёплые и живые. Тем не менее, иногда используются геометрические узоры и можно встретить многие другие цвета помимо красного. В этих коврах очевидны следы курдского происхождения.

Курдский ковер

Муд ковры — Так называется редкая и очень изысканная коллекция персидских ковров ручной работы, изготовляемых в Мешхеде, столице провинции Хорасан в северо-восточном Иране. Ковры Муд обычно стригутся с весьма толстым ворсом, со сложным ботехом или Херати, узором в тонах бежевого, коричневого, синего и красного, по всей поверхности ковра.

Ковер Муд

Мамлюк ковры — вид рукотканных ковров из Египта, сделанные в Каире во время династии Мамлюков между 1250 и 1517 годами. Эти ковры больших размеров с геометрическим узором глубокого красного, синего и зелёного цветов.

Ковер Мамлюк

Мелас ковры — ковры ручной работы из города Мелас (нынешний Милас) в юго-западной Турции. Наиболее типичные ковры невелики и ткутся на основе из шерсти с двойными нитями утока из шерсти или хлопка. У этих ковров обычно узоры Михраб с широкими бордюрами и используемые цвета обычно являются кирпично-красными и коричнево-жёлтыми.

Ковер Мелас

Медальон — Элемент орнамента ковра, располагающийся в центре.

Медакхел — зигзагообразный узор, используемый в бордюрной части ковра с чередованием темных и светлых цветов.

Мезарлик — название турецких ковров, произведенных в областях Кула и Киршенир. В центре этих ковров располагаются стилизованные пейзажи с мечетями и домами.

Малагадан — в северо-восточных районах Азербайджана продолговатый мешочек тканья Зили для половников и больших ложек.

Мемлинг гёль — декоративный элемент орнамента, встречающийся в Анатолийских, Кавказских и Туркменских коврах в виде крючковатого многоугольника.

Мерсеризация — Обработка хлопка щелочью при контролируемом натяжении и комнатной температуре. Волокно при этом разбухает и лучше отражает свет – создается эффект шелкового сияния.

Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. Также михрабом называют молитвенную нишу на ковре, острая часть которой направляется в сторону Мекки, для молитвы мусульман.

Минфлер (Мильфлёр) — Индийские ковры с мелким цветочным орнаментом, предназначенные для ниш.

Мигрази — в X-XII веках так назывались ковры, с подрезанным ножницами ворсом.

Мина хани — Ковровый орнамент из изящных цветов, разбросанных по всему полю и соединенных виноградными побегами, завитыми спиралью, образует своего рода правильную решетку. Этой элегантной композиции придают еще большую пышность изображения маленьких птичек.

Мир — устоявшееся название ковров, производимых в Сарабанде.

Меджид — направление в турецком ковроткачестве, которое было типичным для многих анатолийских ковров XIX века, отличающееся нагромождением крупных растительных узоров в стиле барокко. Турецкий султан Абдулла Меджид (1839-1861 гг.) был почитателем данного вида ковров, откуда и произошло название.

Микаэла Шлейпен — Микаэла Шлейпен – подлинный новатор, автор многих оригинальных техник и материалов. Даже цветовую палитру материалов она разработала свою, не удовлетворяясь стандартной. Ковры от Микаэлы Шлейпен являются ручной работой и создаются в технике плотной набивки шерсти, шёлка, а также таких нетипичных материалов, как блестящий хлопок, джинс и влагоустойчивое волокно. Порой им придаётся мерцающий блеск, благодаря ниточкам люрекса и кристаллам Swarowski.

Дизайнерские ковры от Микаэлы Шлейпен – это олицетворение современного шика и экстравагантного стиля. Так, например, в Русском Музее в Санкт-Петербурге дизайнер Микаэла Шлейпен на ткани кресла увидела древнерусский узор и перенесла этот мотив в дизайн ковра Russian, воплотив его в изящном рельефе.

В ряду ее призов и наград – Edida от журнала Elle Deco, где она стала лауреатом номер 1. С тех пор в лого ее бренда появилась корона, где спрятаны три черепа – символ благополучия у непальцев (и тех, у кого поселится этот ковер).

Работы Микаэлы Шлейпен украшают частную резиденцию Piaget, ряд бутиков сети Escada и Concept Store, пентхаусы Нью-Йорка, офис Maserati в Италии, дворец президента Узбекистана и даже автомобили Mercedes-Benz Showcar F700.

Мохташем — изначально - название знаменитого ткача XIX века из Кешана в Иране. В наши дни этот термин используется для обозначения качества ковров Кешан, что означает, что качество ковра — высокое.

Мохаррамат — элемент орнамента Персидских ковров в виде колонн (вертикальный) или ремня (горизонтальный).

Монастир ковры — рукотканные ковры из города Монастир (Битола) в Македонии. Они производились между XVIII и XIX веками и эти ковры (обычно - молитвенные коврики) редко бывают длиннее, чем 1,5 метра. Пряжа, скрученная вручную, красивые природные цвета и старые настоящие узоры превратили эти ковры в коллекционные.

Монастир для молитвы

Молдавские ковры — ковры ручной работы, раньше более известные как Бессарабские ковры. Антикварные бессарабские ковры из Молдавии очень ценятся и очень часто обновляют рекорды на аукционах ковров по всему миру.

Бессарабский ковер

Могол ковры — эти ковры ткались в Индии в XVI и XVII веках отборными персидскими ткачами по инициативе Великих моголов. В наши дни такой ковёр — редкая находка для коллекционеров, выделяющаяся на фоне современных персидских ковров. Ковры "Могол" представляют собой большую историческую и художественную ценность.

Ковер "Могол"

Молитвенный ковёр — используется мусульманами при молитве. Целью таких ковриков является создание места для молитвы, которое чисто и отделено от окружающего мира. Молитвенные ковры необязательно должны быть сотканы вручную, они могут быть также безворсовыми или даже машинного производства. Некоторые ковры имеют узор Михраб (узор "молитвенная ниша"), показывающие в направлении Мекки и эти ковры, из практических соображений, всегда делаются маленькими (размер бывает часто меньше чем 100х150 см).

Н

Наин ковры — Поскольку эти ковры занимают место среди самых изысканных ковров в мире, слово "Наин" иногда в Иране используется как синоним для слова "изысканный". Эти элегантные ковры делаются в городе Наин и его окресностях. Город расположен примерно в 100 километрах к востоку от зачарованного города Исфахана. Любимцы многих коллекционеров, Наины аккуратны, утончены и могут быть ошеломляюще красивыми. Они ткутся на хлопке или на шёлке различных степеней качества, преимущественно бежевого и синего цветов с потрясающими шёлковистыми бликами. Синий цвет может варьироваться от глубокого полуночного до самого бледного небесного, проходя через ярко-синий и бирюзовый. Типичные детали включают изогнутые виноградные лозы с раздвоенными листьями, цветами Шах Аббас, птицами и животными и царственными бордюрами. Многие из них подписаны.

Ковер Наин

Нинся ковры — рукотканные ковры из местности Нинся в северном Китае. Эти китайские ковры часто имеют жёлтый оттенок и традиционные китайские ковровые узоры. Они ткутся персидскими узлами на основе из хлопка и имеют ворс из высококачественной шерсти. Так называемые колонные ковры (предназначенные для украшения колонн дворца) по большей части делались в Нинся.

Ковер Нинся

Непальские ковры — Столица Непала - Катманду является главным местом производства непальских ковров. Также важными центрами производства непальских ковров являются Похара и Патан. Сегодня, современные ковры из Непала занимают около 20% рынка ковров в Европе, так как стоимость ковров не превышает 150-200 евро за квадратный метр.

Ковер из Непала

Намазлык — это слово тюркского происхождения, дословное значение которого - «для намаза». Намазлык - это маленькие молельные коврики, предназначенные для намаза в исламе. Намазлыки чаще всего делают с дизайном молитвенной арки.

Шелковый ковер для намаза

Навар — Плетенный в технике килим ремень, являющийся частью конской упряжки.

Намакдан — Тканые сумки, баулы и т.п., которыми пользовались кочевники для хранения соли, муки, хлеба и прочих продуктовых запасов.

О

Овчулуг — Название ковров Овчулуг, входящих в Тебризский тип ковров, связано не с производственным центром, а с художественной композицией ковра и её сюжетом. На этих коврах изображена сцена охоты, его художественное оформление вместе с орнаментом содержит изображение животных и людей. Олень, джейран, горная коза, шакал, заяц и другие животные, а также хищные звери - лев, пантера, тигр, волк и др. часто встречаются на коврах Овчулуг.

Ковер Овчулуг

Оджагбаши — у туркмен и азербайджанцев из некоторых районов, коврики в форме буквы П, который вешают над оджагом.

Ожерелье облаков — Декор, представляющий собой изображение облаков, расположенных в форме греческой буквы "Омега" .

Окбаш — маленькие мешковатые сумки, обычно с треугольной основой и часто содержащие длинные складчатые рубцы, украшенные бахромой. Очевидно, использовались, чтобы прикрыть концы распорочных палок для шатров. Наиболее старые образцы относят к Йомут.

Ортук — в Азербайджане большой палас, сотканный из хлопчатобумажной и льняной пряжи и обшитый по краям, которым накрывают что-либо, например, постельные принадлежности в углу комнаты или накидывают на спину животных.

Основа — Нити, расположенные параллельно и проходящие вдоль ковра (или ткани). При изготовлении ковров ручной работы используется основа из хлопка (наиболее прочная) или шелка. Кисти ковра часто являются продолжением нитей основы.

Обюссон (Aubusson) — Французские ковры и гобелены, производство которых началось в середине XVII века в округе Обюссон, во Франции. Сначала, Обюссон ковры, ткали на основе дизайнов турецких ковров, но с середины XIX века, проекты начали повторять дизайны ковров из Англии.

Гобелены — тканые копии картин известных художников.

 

 

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...