Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домашние промыслы
 
Ювелирное дело

Кое что о драгоценностях ...

 

Как определить подделку драгоценных камней

Важным атрибутом драгоценного камня во всём мире служит сертификат. Специалисты отмечают. Что в торговле и производстве бриллиантов сертификаты приобрели гораздо большее значение, чем в любой другой сфере. Здесь «бумажка», отражающая качество бриллианта, имеет инвестиционную значимость. Камни — выгодный объект вложения денег. Ежегодно они растут в цене, несмотря на рыночные колебания.

Сертификат придаёт камню индивидуальность, поднимает его стоимость, бывает, на треть. Тени или девиации цвета и качества камня могут изменить его рыночную стоимость в сотни раз! Многие банки уже сейчас готовятся работать с драгоценными камнями как с залоговым фондом, популярность которого вне сомнений. Немаловажная проблема — таможенная экспертиза камней. Сведущих специалистов на российских границах практически нет, а потому нет ничего проще, чем организовать нелегальный вывоз и ввоз драгоценностей.

Мне рассказывали о синтетических сапфирах, продававшихся как натуральные. В некоторых магазинах под видом авантюрина нам предлагают… обычную пластмассу, под видом коралла — ракушку. Под самодельным пышным именем «Чёрная звезда» скрывался минерал роговая обманка, в одном магазине на витрине лежал вообще не существующий в природе «кварц-диопсид» (ни в одном справочнике такого наименования вы не найдёте). Как у нас: завод верит поставщику, магазины — заводу, покупатель — продавцам. В результате наши женщины годами носят колечки с синтетическими камнями вместо натуральных. А представьте, как разочаровался бы бизнесмен, купи он в одном из ювелирных магазинов бриллиант стоимостью в 10 миллионов, на поверку оказавшийся синтетическим! К слову, таковыми является подавляющее большинство ювелирных камней, продаваемых в наших ювелирных магазинах.

А почему «обжигаются» даже специалисты, не говоря о «чайниках», покупающих ювелирные изделия раз в году в подарок близким? Дело в том, что в СССР натуральный драгоценный камень был заклеймён как «буржуазный». Имена драгоценных камней запрещалось публиковать. Немудрено, что среди товароведов и продавцов ювелирных магазинов сплошь и рядом процветает некомпетентность.

При покупке ювелирных изделий следуйте нехитрым правилам:

— во всех магазинах на видном месте должна быть информация о правах покупателя и обязанностях продавца ювелирных изделий. Познакомьтесь с нею;

— внимательно познакомьтесь с ценником или ярлыком изделия;

— не стесняйтесь с максимальной дотошностью расспрашивать продавца о качестве и характеристиках изделия, и в первую очередь о том, синтетический перед вами камень или натуральный. Если натуральный, то подвергался ли облагораживанию — воздействию (подкрашивание, пропитка маслом, термообработка) с целью скрытия дефектов и придания лучшего вида;

— самое главное — требуйте товарный чек с указанием всех важных характеристик изделия. Этот документ позволит вам, если потребуется, отстоять свои права в суде.

 

Как отличить природные драгоценные камни от синтетических (искусственных) камней

Для начала приведу вам краткую выдкржку из журнала “Ювелирное обозрение” №5 2001 г.

САМЫЕ ТВЕРДЫЕ АЛМАЗЫ УЧЕНЫЕ ВЫРАСТИЛИ ИЗ ГАЗОВОЙ СМЕСИ

Изготовление материала, превосходящего твердостью природный алмаз, многие годы было целью материаловедов. Как сообщает NTR.Ru, группа специалистов из Геофизической лаборатории Института Карнеги создала крупные алмазы (сравнимые с ювелирными по размеру), которые по твердости превосходят другие кристаллы. Причем исследователи вырастили кристаллы непосредственно из газовой смеси в сто раз быстрее, чем это возможно с помощью других современных методов.

Крупные кристаллы вырастили всего за один день. Причем алмазы оказались настолько прочными, что сломали измерительное оборудование. Исследователи создали кристаллы с помощью высокоскоростного химического осаждения пара - нового процесса, разработанного ими же. Затем они подвергли их высокотемпературной обработке под высоким давлением, чтобы сделать более крепкими.

Были выращены кристаллы диаметром до 10 миллиметров и толщиной до 4.5 миллиметров. Они оказались на 50% тверже обычных алмазов.

 

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней.

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Если покупатели дорогого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка.

Какие из признаков природных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня. Естественно, что для кристаллов, полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп.

В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие синтетических камней. Обо всех рассказать в рамках данной статьи невозможно, поэтому подробнее остановимся только на некоторых из них.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. В связи с этим на рынке возросла вероятность появления ювелирных изделий с синтетическими алмазами. В ряде случаев можно различить природный и синтетический алмаз, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. Однако в некоторых случаях требуется применение более сложных методов исследования вещества, таких как цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и ИК-области, а также — люминесцентная спектроскопия.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ. Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Для вернейлевских синтетических рубинов характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Однако в большинстве случаев отличить их возможно с помощью лупы или микроскопа: для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом и производятся в России и в Китае. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа, а также ростовая и цветовая зональность. В некоторых случаях в кристаллах синтетического изумруда могут отсутствовать перечисленные характеристики, тогда для их диагностики применяется метод ИК-спектроскопии.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Хотя включения и характерные структуры двойникования иногда позволяют отличить природные и синтетические аметисты, но в большинстве случаев однозначная диагностика возможна только с применением сложных спектральных методов исследования.

Другой важной разновидностью синтетического кварца является аметрин, производство которого гидротермальным методом на коммерческой основе началось в 1994 г. Синтетический аметрин можно определить по ряду признаков, включающих зональность окраски и структуру двойникования. Также для диагностики применяются методы определения химического состава примесей и ИК-спектроскопия.

Ксения РОЗЕНБЕРГ, Максим ВИКТОРОВ.
Геммологический центр МГУ.

 

Как отличить природные драгоценные камни от имитаций (подделок)

Аквамарин.

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более теплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным.

 

Алмаз.

При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.

Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.

Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз "цепляется" за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.

Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект "исчезновения" фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешевые подделки под алмаз - богатое свинцом хрустальное стекло.

 

Гранаты.

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который "удерживается" магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

 

Изумруд.

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.

 

Кварц.

Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

 

Рубин.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

 

Сапфир.

Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

 

Топаз.

Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной "скользости". Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

 

Хрусталь.

Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

 

Циркон.

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

 

Янтарь.

Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку. В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистрола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

* * *

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.

На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко "на глазок" отличаются от драгоценных камней по низкой твердости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.

 

Алмаз.

В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Еще в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твердый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110 °C превратился в графит. Ученые решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие ученые. Но успеха все не было, пока работы велись без знания законов синтеза.

Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

 

Аквамарин.

Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.

 

Бирюза.

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.

 

Жемчуг.

Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг еще называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.

Слово "жемчуг" без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

 

Изумруд.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

 

Рубин.

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причем разница в ценах природного и синтетического очень большая.

 

Шпинель.

Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты ее отличают очень просто - по отсутствию у нее двупереломления.

Если у кого, есть дополнения или комментарии к этой статье, обязательно пишите.

 

 

Сборник составлен по публикациям:
"Ювелирной мастерской", "Голден Сити", "PanAsia" и др.
Автор-составитель.
Патлах В.В. 2007 г.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо