Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домашние промыслы
 
Ювелирное дело

Сканные узоры

В дошедших до нашего времени памятниках материальной культуры древности можно встретить прекрасные женские украшения, предметы религиозного культа, изделия бытового назначения, выполненные из тонких металлических кружев и мельчайших зерен.

Техника, в которой исполнены эти поражающие своим изяществом и тонкостью работы вещи, называется филигранью. Ажурные или наложенные на фон узоры делали из гладкой круглой и развальцованной в ленточку проволоки или же скручивали несколько проволочек в жгутик. Иногда орнамент украшали мелкими металлическими шариками, завершавшими завитки и розетки. Когда из шариков набирали самостоятельный узор на металлическом фоне, то такую разновидность филиграни называли зернь.

Золотой кубок. Грузия. 2-е тысячелетие до н.э.

Первые упоминания о технике филиграни связаны с Грецией, Этрурией, Египтом. В VIII—X веках это искусство было завезено арабскими купцами в Европу, где получило широкое распространение. Несколько позже — в X—XI веках — фипигрань появилась на Руси, где стала называться «сканью» (от русского слова "скать" — скатывать, скручивать проволоку). Знаменитыми своими мастерами центрами производства филигранных изделий были античная Греция, Византия, средневековая Европа, Древняя Русь, Кавказ, Сирия, Индия и Китай.

Наиболее древние изделия русских мастеров ныне хранятся в Москве в Оружейной палате. Это «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы». Особенно поражает воображение высоким мастерством исполнения «Шапка Мономаха». Она сделана из золотой скани в сочетании с драгоценными камнями и собольим мехом.

Начиная с XIV века русские ювелиры начали обогащать сканный орнамент сургучеподобной цветной мастикой, а в XVI и XVII веках мастику заменила яркая многоцветная эмаль, ставшая ближайшим и основным спутником филиграни после драгоценных камней. Главным центром производства перегородчатой эмали был у нас русский Север, в том числе широко известный своими художественными эмалевыми изделиями город Сольвычегодск.

В работах современных ювелиров, в нынешних народных художественных промыслах искусство скани продолжает свою жизнь, сохраняя традиции знаменитых мастеров Новгорода, Москвы, Вологды, Великого Устюга, Казани, народов Кавказа, а порой и принимая новые оригинальные формы. В современных работах, как и прежде, скань прекрасно сочетается с драгоценными и поделочными камнями, ею украшают праздничную посуду, шкатулки, множество разнообразных вещей. В сочетании с другими материалами — эмалью, деревом, чеканкой, рогом, стеклом, кожей, мехом — сканна отделка выглядит также очень эффектно.

Художники - любители, имеющие некоторый навык в работе с металлом, вполне могут попробовать свои силы в овладении секретами сканного мастерства.

 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

В старину в ювелирном деле для скани брали нити-проволоки из золота и серебра. Теперь в предметах декоративно-прикладного назначения чаще всего применяют мельхиор и медь.

Обычно приемам мастерства начинают учиться, используя в качестве материала медную проволоку, Диаметр ее выбирается в зависимости от замысла произведения, чаще всего в пределах от 0,5 до 2 миллиметров. Выбранную проволоку необходимо отжечь (температура отжига равна 1/3 температуры плавления металла). Для этого достаточно подогреть ее на газовой горелке до темно-красного каления. Затем протравить бухточку отожженной проволоки в растворе серной кислоты и промыть в проточной воде.

В том случав, когда нет проволоки необходимого диаметра, а это чаще всего бывает при работа с мельхиором, ее можно изготовить с помощью волочильной дощечки. Это стальная пластина толщиной 3—5 миллиметров, в которой насверлены последовательно убывающие (через каждые 0,1 миллиметра) отверстия диаметром от 2 миллиметров до 0,5 миллиметра.

Волочение проволоки.

Для изготовления волочильной дощечки может быть использована железка от рубанка. Ее нужно «отпустить» — нагреть до синего цвета побежалости на электроплитке, остудить вместе с выключенной электроплиткой и затем просверлить отверстия. Необходимый профиль отверстиям. Придается с помощью специально заточенных кернов (см. рис.).

Три керна с углами заточки 13°, 40° и 65° для расковки фильерных отверстий.

После этого пластину снова закаливают — нагревают до желто-оранжевого цвета паяльной лампой и остужают в холодной воде. Затем внутреннюю поверхность отверстий шлифуют. Входные конусные участки обрабатывают алмазной пастой на медной игле, зажатой в патроне дрели. Средние калибровочные участки отверстий шлифуют, протаскивая медную проволоку, смазанную алмазной пастой.

Чтобы получить необходимый диаметр металлической нити, отожженную проволоку протягивают через последовательно убывающие фильерные отверстия. Ее смазывают солидолом и тянут, захватив плоскогубцами. После прохода каждых трех-четырех отверстий и перед скручиванием проволоки нужно повторять отжиг, так как проволока нагартовывается.

Профиль фильерного отверстия.
1 — входной конус, 2 — волочильный конус, 3 — калибровочный участок, 4 — выходной конус.

Скручивают проволоку в веревочку ручной дрелью с крюком, зажатым в патроне. Оба конца проволоки закрепляют в тисках, а середину накидывают на крюк. Чем плотнее скручена веревочка, тем лучше она будет вальцеваться (раскатываться) в ленточку. В технике скани широко применяется также плоская вальцованная проволока, которая называется гладью. Наиболее выразительно выглядят сканные орнаменты, где гладь сочетается со скрученной проволокой.

Простейшие вальцы для проволоки. Оси шарикоподшипников стягиваются регулировочными болтами М8. Под головками болтов находятся цилиндрические прокладки. На резьбовую часть болтов между осями подшипников можно надеть пружины.

Ювелирные вальцы, у которых половина площади валков проточена «ручьями» для проката проволоки из слитка. Диаметр валка – 34 мм, длина - 100 мм. Расхождение валков - 100 мм.

Основными инструментами для набора сканного орнамента служат корнцанги (пинцет), и нож.

Корнцанги, форма которых отработана старыми мастерами, продуманы в каждой своей части: они удобны в руке, плоские грани служат для выравнивания наклеенного на бумагу набора, конусная заостренная нижняя часть — для выгибания элементов разных размеров, на плоской части боковой грани над конусной иглой выполняются элементы «квадраты».

Пинцетом из нержавеющей стали достают изделия из отбела. Обычная сталь оставляет на поверхности изделия пятна.

Нож — второй необходимый для набора инструмент. Им отсекают гнутые по эскизу элементы от проволочной заготовки. Нож можно изготовить из обломка ножовочного полотна и деревянной ручки в форме грибка, какие обыкновенно бывают у граверных штихелей.

Таким ножом удобно размечать и отрезать детали набора.

 

НАБОР УЗОРА

Приготовив инструмент и материал, приступают к набору. Для ажурных изделий проволочные элементы наклеивают на бумагу (типа писчей) поверх вычерченного рисунка. Если скань накладывается на поверхность изделия, то элементы набора клеят на рисунок, который нанесен на изделие. Обычно пользуются клеем БФ-2 и БФ-6.

Сканный узор набирается из традиционных элементов, сочетание которых позволяет создать разнообразные орнаменты (см. рисунки). Все они выполняются из проволоки. Ее гнут корнцангами в завитки, колечки, квадратики, змейки и прочие фигуры, прикладывая проволоку к рисунку на бумаге. Готовый элемент отрубают ножом (подкладывая дюралевую пластину) и наклеивают на ту часть рисунка, по которой он был выгнут. Начинать набор всегда следует с внешнего контура — рамы детали или изделия, А затем постепенно заклеивают изготовленными элементами весь рисунок.

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Следующая операция — подготовка набранного орнамента к пайке. Здесь главное не рассыпать скрупулезно набранную мозаику. Существуют три способа, с помощью которых набор удерживается во время пайки.

 

СПОСОБ СТАРЫХ МАСТЕРОВ

Листок бумаги с набранным рисунком накладывается на пластину из кровельного железа и обвязывается тонкой железной проволокой (биндрой) крест-накрест. Припой, растекаясь по цветному металлу, не пристает к железу проволоки и к основанию. Пайка идет с лицевой стороны набора. Во время этой операции бумага и клей выгорают.

Старый способ обвязки набора биндрой.

Старый способ пайки заключается в продувании воздуха февкой (трубочкой с наконечником) через пламя керосиновой горелки. Диаметр фитиля 15-20 мм.

Февки имеют наконечники с диаметром отверстий от 0.8 до 2 мм в зависимости от вида работ.

 

СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ

Его особенность состоит в том, что набор паяется с оборотной стороны, то есть со стороны бумаги. Набор кладут бумагой вверх на пластину асбоцемента, покрытую горячей расплавленной бурой. Бура служит для фиксации элементов.

Надежный способ фиксации при пайке.

Предварительно пластина асбоцемента толщиной 8—10 миллиметров и размерами 10х15 сантиметров хорошо просушивается. Затем пластину посыпают порошком буры и прокаливают до спекания ее в стекловидную массу. Наклеенный на бумагу набор окунают в кипящий водный насыщенный раствор буры и кладут бумагой вверх на участок пластины, покрытый бурой. Затем прогревают горелкой. Бумага и клей выгорают, а детали набора прилипают к слою буры. Чтобы выровнять по высоте, их топят напильником (тонкий нож, нагревшись, может поднять набор). Сдвинувшиеся детали можно вернуть на место стальной спицей.

Пайку набора ведут тонкой ленточкой припоя, которой легко касаются прогретых стыков деталей. Необходимо помнить, что припой растекается в сторону более нагретых участков набора. Перед употреблением ленточку припоя нужно прокипятить в том же насыщенном растворе буры. Этот способ пайки годен только для набора из равной по высоте глади и скани.

После спайки всех стыков набор слегка прогревают и аккуратно вынимают пинцетом из размягченной буры. Затем изделие опускают в раствор 10—15%-ной серной кислоты для отбеливания, промывают и чистят в воде мягкой щеткой.

 

СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ В ГИПСЕ (разработан автором статьи).

Он заключается в том, что наклеенный на бумагу набор заформовывается в гипсовую пластинку - опоку, просушивается и паяется с оборотной стороны (со стороны бумаги) Этот способ наиболее универсален, так как позволяет спаять разновысокие элементы, детали и даже решетку с перемычками встык. Формовочная смесь состоит из 1 части борной кислоты, 9 частей гипса, 10 частей мелкого кварцевого песка (по весу). Ее разводят водой до густоты кашицы и наносят на приклеенный к бумаге набор слоем в 3—4 миллиметра. Чтобы припой лучше обтекал скань, желательно перед формовкой листик с набором окунуть в подогретый состав из 1 части парафина и 10 частей керосина. Просушенную пластину-опоку переворачивают и паяют с оборота, выжигая бумагу.

После пайки горячую опоку бросают в воду, где гипс разрушается и освобождаем набор. Припеченные бурой крошки гипса отойдут при отбепивании.

Самодельный бензиновый паяльный аппарат.
Делается из февки с добавлением запального венчика широкого пламени — питающей его обходной трубки с краном-регулятором от медицинской спринцовки. Мех заменяется туристическим насосом-лягушкой, ресивер — волейбольной камерой с ниппелем от велосипедной камеры. Слева показан венчик в разрезе. Внутри него имеется круглая решетка и удерживающее ее запорное кольцо.
С помощью этой системы можно продувать также огонь керосиновой лампы. Воздух можно подавать пылесосом, работающим на уменьшенных оборотах (питание через трансформатор).

 

ВЫБОР ПРИПОЯ

В ювелирной промышленности для пайки используют стандартные медно-серебряные припои ПСР-40 и ПСР-70 (с содержанием 40 и 70% серебра). Это твердые (тугоплавкие) припои, дающие прочное соединение деталей. Для любительских целей можно рекомендовать припои, не содержащие серебра. Это, например, медно-цинковый припой. Содержание меди в нем составляет от 34 до 54%, остальное цинк. При меньшем количестве меди припой применяют для пайки латуни и бронзы (t плавления порядка 800°С) при большем количестве — для бронзы, меди, стали (t плавления до 890°С)

Приготовляют припой следующим образом. Составные компоненты надо сложить в маленький шамотный тигелек и засыпать споем буры. Медь должна быть настрижена из проволоки, так как температура ее плавления выше, чем у цинка. Тигелек прогреть мощной паяльной пампой, пока металл не расплавится, а затем остудить. Полученный слиток вынуть, нагрев тигилек.

Для сканных работ припой используют обычно в виде опилок, для чего слиток стачивают напильником с крупной насечкой. Опилки смешивают пополам с бурой (по объему) и этой смесью посыпают набор.

Удобный лоток для сбора опилок складывается из фольги, дублированной бумагой (упаковка из-под чая или от пачки сигарет).

При пайке в гипсовой опоке ее прокаливают пламенем до выгорания бумаги, затем посыпают припой и продолжают прогрев, пока припой, не растечется по всему набору. Его равномерному распределению можно помогать спицей из нержавеющей стали.

Так получаются плоские наборы скани. Это детали будущего изделия. Потом их надо будет согнуть по выбранной форме, подогнать края стыков, связать проволокой и спаять в одно изделие.

 

АЖУРНАЯ СКАНЬ

Самый простой образец ажурной скани — это плоская скань. В технике плоской скани могут быть выполнены самостоятельные изделия, но чаше так изготовляют накладки на поверхность других предметов — кожаного пояса, деревянного ларца, чарки из рога и т. д.

Рассмотрим приемы выполнения ажурной скани на примере подвески или сережки (см. рис.).

Сканная подвеска.

Вначале на бумаге жестким карандашом рисуют композицию подвески (если это серьга, то через копирку рисунок переводится и на второй лист). Затем изгибают и наклеивают на рисунок внешнюю рамку изделия. Она составляется из ленточной глади шириной 3—5 миллиметров с примыкающей к ней веревочной и равной с ней по высоте другой ленточной гладью. Таким образом внешняя сторона рамки оказывается выше всего изделия. Далее набирают скелетные жилки из глади квадратного сечения (1,5 х 1,5 мм) и тоже ставят на клей. Затем изготовляют и приклеивают каст (поясок с лапками, удерживающими камень): два ленточных цилиндра один в другом, предварительно подогнанных к камню. Завершается набор завитками, заполняющими пустоты вокруг скелетных жилок.

Наклеенный на бумагу набор формуют в гипс, спаивают, отбеливают, промывают, крацуют щеткой и наконец, вставляют камень. Если нужно плоскому изделию придать легкий объем, его простукивают на листе толстой резины резиновым же молоточком.

 

СКАНЬ ПО МЕТАЛЛИЧЕСКОМУ ФОНУ

Этот вид скани существует как самостоятельная разновидность. Ею украшали оклады икон, переплеты книг, использовали как основу для перегородчатой эмали.

Исполняется скань по металлическому фону так же, как и ажурная. Все операции остаются теми же, за исключением пайки: набор связывают биндрой крест-накрест вместе с металлическим предметом.

 

ОБЪЕМНАЯ СКАНЬ

Объемные изделия из скани — шары, фонарики, фигурки животных выглядят очень эффектно. Делают их или на болванке, или составляют по развертке-выкройке. Шар, например, спаивают из двух полусфер, набранных на шаре-болванке. Трудность состоит в том, что ленточки глади и скань приходится гнуть на ребро по радиусу шара. Если болван железный, то пайку можно вести прямо на нем.

Набор полусферы на шаре из другого материала должен быть заформован вначале в опоку, после чего болван вынимается. Элементы в этом случае ставят на столярном клее, который, размокнув от гипсовой массы, освобождает набор от болвана. Пламя направляют внутрь заформованной полусферы.

Набор для объемных предметов — таких, как кубки, ларцы, светильники, фигурки, — делается по частям, по выкройкам-разверткам. Эти части после спайки подгоняются друг к другу, связываются и спаиваются в целое изделие.

 

ОБЪЕМНАЯ ЯРУСНАЯ СКАНЬ

Особенности этой разновидности скани мы рассмотрим на примере изготовления кольца.

Изготовление кольца.
Первый ярус — каркас, второй — орнаментальный, третий — отделочный (каст, розетки, зернь и т.д.). Размер кольца 18 мм.

Вначале надо сделать каркас (см. рис.). В качестве материала для него желательно использовать проволоку квадратного сечения 1,5 х 1,5 мм. Каркас будет служить первым ярусом. Его набор наклеивается на бумагу. Набор второго яруса выполняют из вальцованной глади и скани разных сечений тем же способом, что и для плоской ажурной скани. Третий ярус — цветочки и зернь. Элементы третьего яруса паяются лишь тогда, когда спаяны отдельно первый и второй ярусы, согнуты на ригеле (оправке) в кольцо, подогнаны друг к другу и припаяны.

Ригель (закаленная арматурная сталь).

Цветочки делаются из слегка растянутой спирали, отожженной и свернутой бубликом. Венчает цветок зернина. Зернь в малых количествах изготовляют так: стригут проволоку на равные отрезки, заготовки кипятят на огне в чашечке с концентрированным раствором буры и борной кислоты (пополам). Отрезки проволоки вынимают пинцетом из раствора и раскладывают на буковую или дубовую дощечку. Тонкое пламя горелки, направленное поочередно на каждый отрезок проволоки, заставляет его расплавиться и свернуться в шарик. Обугливающаяся древесина, давая дополнительный жар, помогает этому процессу,

Каст для камня делается из змейки, круглой проволоки и вальцованной глади. Одна из полосок глади ставится на ребро — после сгибания камня она будет служить ему полочкой - опорой. Змейка получается при вальцевании слегка растянутой спиральки.

Длина набора каркаса кольца, огибающего палец, рассчитывается по формуле I = 3d + 4h. Где I — внутренний диаметр кольца, h — толщина материала. Например, при размере кольца 18 (то есть с внутренним диаметром 18 мм) и толщине проволоки 1,5 мм длина развертки каркаса равна 60 мм.

Длина развертки второго яруса больше, так как она увеличилась на две толщины материала каркаса и составляет 68 мм.

Сборка кольца начинается на ригеле. По заданному размеру (18 мм) загибают каркас, подгоняют и спаивают стык. На обработанный каркас накладывают и припаивают второй ярус. Затем каст обжимают по камню, стыкуют и припаивают ко второму ярусу. После каста ставят элементы третьего яруса.

Иногда художник хочет сохранить композицию рисунка для повторения или для архива Чтобы снять копию, достаточно закоптить спаянный ажур и отпечатать его на бумаге.

 

КОВАНАЯ СКАНЬ

Это браслеты, гривны, кольца, сделанные из толстых проволок веретенообразной формы. Круглая, довольно толстая (диаметром до 5 мм) проволока проковывается на концах до 1—1,5 мм. Две такие заготовки кладут параллельно и их концы сжимают (сводят) по длине на 8—10 мм, а затем спаивают. Места спайки проковывают, после чего заготовку скручивают в веревочку.

Кольцо из четырех веретенообразных заготовок. Заготовки попарно свиты по часовой стрелке. Затем пары свиты между собой против часовой стрелки.

Отожженная красная медь легко поддается скручиванию. Более твердые материалы легче скрутить в раскаленном состоянии. Нагрев ведут с помощью бензиновой горелки. Ее зажимают в тисках так, чтобы пламя было направлено от себя, Спаянные заготовки захватывают за концы двумя плоскогубцами и скручивают прямо в пламени, а затем сгибают в кольцо. Внутреннюю поверхность у колец слегка подтачивают напильником уплощают, cтык подгоняют и спаивают.

 

ЗЕРНЬ

Металлическую поверхность предметов нередко украшают орнаментом из зерни. Чтобы приготовить зернь в достаточном количестве, нужно насечь проволоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным углем и сложить в шамотный тигелек. После чего прогреть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. Для получения разных диаметров отрезки проволоки необходимо уменьшить или увеличить. Чтобы заготовить отрезки равной длины, проволоку навивают на стержень и разрезают вдоль: получатся одинаковые полузамкнутые колечки.

При пайке главная проблема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте. В старину на металлической основе кернили гнезда под каждый шарик отдельно, Но можно воспользоваться и более простым способом.

Он заключается в том, что шарики зерни клеят клеем БФ на поверхность, предварительно покрытую припоем, Перед пайкой орнамент из зерни заформовывается гипсовой смесью, заполняющей все пустые участки фона. Окруженный гипсом орнамент прогревают широким пламенем горелки. Так как масса шариков меньше массы основы, то они прогреваются сильнее и перетягивают припой с основы на себя. После пайки горячее изделие опускают в холодную воду - гипс отскакивает, Далее следует операция отбела, промывания, чистки щеткой.

В тех случаях, когда зернь ставят на крутую поверхность, например, на бубенцы, можно положить тонкий формовочный слой и на сами зерна Пайка идет вслепую, сквозь корку гипса. Этот прием требует определенного опыта и сноровки Корку гипса можно использовать и в том случае, когда зернь покрывает всю поверхность предмета.

 

ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ

Окончательная отделка состоит в отбеливании (в 15%-ной серной или соляной кислоте), чернении и крацевании щеткой (волосяной или из тонкой латунной проволоки).

Приводим несколько рецептов чернения. Медь очень хорошо чернится в растворе «серной печени»: около 2 г на 100 г воды. «Серная печень» — это бурая масса, получающаяся от спекания 1 г серы с 2 г поташа или едкого натра, Спекают смесь в железной ложке на тихом огне. Мельхиор чернят, опуская его в нагретом состоянии в раствор сернистого натрия в воде. Существуют и другие способы отделки металлов.

Золотая объемная ладья (украшение для волос). Китай. XVIII век. Длина 75 мм.

Гарнитур «Рябинка». Мельхиор, кораллы.

Автор: И. Ю. Малаховский
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо