Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Инкрустация

Инкрустация и насечка декоративными металлами

Помните: «Отделкой золотой блистает мой кинжал; клинок надежный, без порока. ..» Пусть эта строка Михаила Юрьевича Лермонтова послужит отправной точкой для беседы о древнейших приемах украшения драгоценными металлами изделий из бронзы и стали.

Еще в Древнем Египте и в Древней Греции возник прием инкрустации бронзовых ваз золотом и серебром. Начиная с IX и X веков эти узоры распространяются и на железные предметы. В России с насечкой по сей день работают мастера-художники из аула Кубачи в Дагестане, оружейники Тулы, Ижевска, Златоуста. Музейные образцы насечки не перестают нас восхищать своим искусством, обогащают наши представления о технике старых мастеров. Не будем забывать, что характер инкрустации в каждом случае — это набор, фактура, цветовая гамма, сочетаемость исходных материалов. Даже золото здесь применяют двух видов: чистое, желтого цвета и «зеленое» — сплав его с серебром.

В строке Лермонтова золото сочетается со сталью, речь идет о насечке.

Порядок работы таков: вначале на металл наносится рисунок, после производится выборка материала — гравированием, чеканкой, а порой даже и предварительным травлением. В последнем случае места, которые нужно сохранить, покрывают лаком, кислотой же протравливают открытые участки. Полученные углубления-канавки отрабатывают штихелем. Глубина канавок должна быть равномерной и не превышать 1—1,5 мм, а форма стенок и дна соответствовать правилу своеобразного канона. Стенки слегка подрезаются внутрь, дно канавки, если рассматривать ее сечение, имеют форму ласточкиного хвоста. Это нужно, чтобы плотно держались элементы украшения.

Последовательности операций современной насечки проволокой:
а — вырезка канавки штихелем; б — вкладка проволоки; в — посадка проволоки молотком.

Вот углубление подготовлено к заполнению декоративным металлом, — алюминием, бронзой, серебром, золотом. Проволоку прокладывают в одну или несколько нитей. В соответствии с узором ее либо забивают заподлицо с фоном, либо несильно расплющивают, чтобы выступала невысоким рельефом. Толщина проволоки может быть от 0,015 до 0,3 мм и даже толще, как того требует рисунок.

Изделие инкрустируют элементами растений, контурами птиц, животных, людей, резными вставками. Все это готовят заранее. Фигурные элементы вставляют в подготовленные гнезда, набивка производится с небольшой посадкой, для чего используют деревянный молоток, облой по краям проковывают. Кстати, в древности, когда люди еще не умели волочить проволоку, ее место занимали тоненькие полоски шириной 0,2—0,3 мм, отрезанные от раскованного золотого или серебряного листа.

В ряде случаев канавки линейной формы можно проложить побыстрее и попроще. Порой в ход идет плоский надфиль, хотя для скашивания стенок и здесь незаменим штихель. Хорошо известен способ вырубки канавок зубилом-сечкой. Инструмент удерживают пальцами и направляют в сторону закрепленной поверхности «от себя».

Сечкой нужно управлять с повышенным вниманием. Применение вырубной техники, конечно, не может обеспечить идеально четкого контура. Но у художников по металлу имеются уловки, чтобы затушевать недостатки. Порой мастер не забивает проволоку заподлицо с фоном, а оставляет его повыше, заваливая молотком в ту или другую сторону вырубки и тем маскируя дефект.

Углубления могут насекаться и режущей кромкой чекана, что ведет к образованию гряды облоя. Последующая проходка по этой гряде плоским чеканом позволит раздать канавку в ширину для более свободного укладывания проволоки. Кстати, и после укладки проволоки в такие углубления мастер проходит вдоль канавки слегка шероховатым чеканом. Облой на закраинах деформируется и закрепляет проволоку. Дополнительная проходка тем же чеканом окончательно впрессовывает деталь в углубление.

Перечень типов насечки был бы неполным без упоминания насечки набивной. Это когда мягкий металл набивается прямо на поверхность изделия. Металл «прилипает» по всему полю присоединения; его держат сетка, пунктир, мелкие канавки и особенно взрытые зубилом заусенцы.

Еще несколько советов. Если вы решили заняться насечкой — по металлу ли, по твердому дереву, вам не понадобится ни золото, ни серебро. Кубачинские мастера в процессе обучения применяют для насечки латунь и алюминий. Пригодятся и другие мягкие и вязкие материалы с богатой цветовой палитрой: олово, медь, свинец. Как сделать их более мягкими и вязкими? Олово и свинец нужно расплавить в широкой металлической посудине, отлить листы и проковать молотком до требуемой толщины. Проволока — это готовый материал самых разных сечений.

Разумеется, в большинстве случаев мастера изготавливают инструменты сами. Для этого вполне подходит металл старых сверл, кернеров, метчиков, надфилей. Угол заточки резца видоизменяется в зависимости от твердости насекаемого металла. Если для работы по стали, бронзе и чугуну он равен 70°—60°, то для меди и латуни может составить 45°, а для алюминия — 35°. При плохой заточке или неправильном выборе угла резец будет соскакивать с изделия либо зарываться в материал.

Как правило, все работы ведут молотками на наковальне.

Осваивать приемы насечки советуем на кусочках металла. Только когда вы добьетесь безупречного соединения металлов, можно будет приступать к работе по заранее разработанному эскизу. Не забывайте, что металл базового элемента должен быть тверже металла вставки, а толщина его не может быть менее 3 мм. Для пробы сил положите на наковальню стальную пластину и проведите по ней карандашом какую-либо кривую линию. Установите зубило в начале линии, нанесите по нему несколько достаточно сильных ударов, так чтобы его острие вошло в металл примерно на миллиметр. Запомните число и силу ударов, чтобы глубина канавки была одинаковой. Впредь рука будет «автоматически» наносить нужное число ударов.

Канавку, вырезанную штихелем, обработайте чеканом или сечкой, чтобы образовались заусенцы. Забитый в нее декоративный металл соединится с основой. Сечку, как правило, используют с наклоном то в одну, то в другую сторону относительно поверхности обрабатываемого изделия.

Наряду с линиями и плоскими вставками на металл можно наносить выпуклые точки. Для этого в металле делают углубление чеканом с коническим бойком. Облой вокруг точки слегка приподнимается. В полученное углубление вставляют конец проволоки и обрезают на уровне облоя. Чтобы вставка не выпала, облой слегка подчеканивают молотком. Затем чеканом с бойком в виде сферического углубления точку зачеканивают. Образуется бугорок со вставкой посередине, имеющий правильную сферическую поверхность...

Через века до нас дошли сотни образцов великолепных работ по металлу. В руках мастера их красота и прочность обеспечивались, прежде всего, аккуратным соблюдением выработанных правил.

Автор: В. Даго
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо