Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Поделки из кости, рога, ракушек

Имитация слоновой кости и рога, имитация под черепаху

1. Имитация слоновой кости: 8 весовых частей белого шеллака растворяют в 32 в.ч. нашатырного спирта, при температуре 35-40 °С (взбалтывая). Через 5 часов добавляют 40 вес.ч. окиси цинка, тщательно перемешивая. Затем удаляют нашатырный спирт нагреванием. Потом смесь сушат на воздухе на стеклянных листах и формуют. Если хотите получить окрашенные в различные тона предметы, то красящие вещества нужно добавить к окиси цинка (цинковых белил).

Изготовление бильярдных шаров: 1 сутки размачивают 800 г столярного клея и 100 г кёльнского клея в 1,2 л воды. Затем нагревают на водяной бане, пока клей не распустится и не исчезнут комки, после чего прибавляют смесь из 50 г шпата (в порошке) и 40 г мела и перемешивая прибавляют 10 г льняного масла.

Деревянный шар соответствующих размеров погружают в массу на 5 минут, затем сушат прилипший клеевой слой, операцию повторяют 3-5 раз, потом оставляют сохнуть 3 месяца. Затем обтачивают и погружают в раствор свинцового сахара и сернокислого алюминия на 1 час, сушат, шлифуют, погружают в раствор формальдегида на 1 час, сушат и полируют.

Изготовление набалдашников, ручек и т.п. Растворяют в 1-1,2 л воды, 200 г желатина до густоты сиропа, добавляют 500 г каолина, 200 г гашеной извести, 100 г свинцовых белил. Красят и покрывают лаком.

Изготовление пуговиц: Столярный клей кладут в 10-20%-ный раствор сернокислого или уксуснокислого глинозема, дают пропитаться, сушат, прессуют и обрабатывают.

 

2. Имитация рога: Берут роговые стружки и опилки, размягчают в растворе борной кислоты, мышьяка, разведенных в соляной кислоте, в течении 6 часов. Затем промывают и формуют при температуре 120 °С.

Изготовление черенков, ручек, набалдашников, мундштуков и т.д.: Смесь из 25 г поваренной соли, 50 г винного камня, 500 г поташа, 1 кг извести и 3 л воды кипятят 30-40 минут, затем добавляют роговые отбросы и варят до получения густой массы, выливают в предварительно смазанные маслом деревянные или глиняные формы. При надобности массу можно при выливании окрасить в любой цвет.

Изготовление пуговиц, бус, запонок и т.п.: Отбросы рога, копыт и стружки очищают кипячением в содовом растворе, обмывают, помещают в котел и обливают раствором поташа и извести. Через 2-3 дня масса превращается в студень, ее подогревают, выпаривают и прессуют.

Изготовление расчесок, гребней, заколок и т.п.: На пластинке рога делают выкройку и выпиливают, затем 1 час замачивают в воде и опиливают зубья мелким подпилком, сначала с одной, затем с другой стороны. Затем шлифуют шерстяной тряпочкой, сначала пемзой, затем толченым, липовым углем (трут вдоль волокон рога). Затем полируют фланелью, сначала смоченной в уксусе с добавлением поваренной соли, затем трут золой, потом мелом.

 

3. Второй способ имитации рога и изготовление из него пуговиц, пряжек и других дорогостоящих изделий: 800 г кремнекислого натрия смешивают с 200 г воды и добавляют пшеничной муки до образования густой кашицы. Массу хорошо перемешивают и оставляют затвердевать, затем ее кладут в формы добавляя нужный краситель. Дальнейшая обработка, как и в предыдущем способе.

4. Имитация под черепаху: 200 г свинцового глета, 100 г извести смешивают с нашатырным спиртом и небольшим количеством уксуса до получения густого теста. Затем этой массой покрывают роговые изделия и сушат на солнце, после чего полируют.

5. Имитация под перламутр: Изделия из рога погружают на 1-2 часа в горячий 10%-ный отвар катеху, затем в 5%-ный раствор уксуснокислого свинца. Потом немного подсушивают и кладут на 10-15 минут в 2-3% раствор соляной кислоты. Получается серебристо-белый налет с перламутровым отливом.

 

Обработка и окрашивание изделий
из слоновой кости и рога

1. Беление. Предварительно очищают от жира, ополаскивая в бензине, затем погружают в раствор перекиси водорода с водой (1:1) на 18-20 часов, затем моют и сушат.  

2. Травление. Погружают в раствор 2-3% азотной или соляной кислоты на 3-6 часов, затем моют и сушат. Потом подвергают травлению: раствором хлористого или сернокислого олова (1 г на 4 л воды) погружая изделия на 10-15 минут, моют и высушивают. Затем красят.

 

3. Окрашивание. Изделия погружают в сосуд с жидкостью: на каждый литр воды 1-2 ч.ложки уксуса и 0,5-1,5 г анилинового красителя, на 8-12 часов, периодически вынимая их и контролируя степень окраски. При получении нужного цвета изделия вынимают, обмывают водой, сушат и полируют.

Желтый цвет. Изделия погружают на 10-15 минут в раствор 100 г сернокислого цинка на 500 г воды и переносят в раствор 100 г хромокислого калия на 500 г воды.

Желто-коричневый цвет. Погружают на 15-20 минут в раствор 100 г хромпика на 500 мл воды.

Коричневый цвет. Погружают в раствор 100 г хлорного железа на 1 л воды, потом в раствор 200 г хромпика на 2 л воды.

Черный цвет. Погружают в раствор 20 г ляписа на 1 л воды, прибавляют к нему 50 г жидкого аммиака и оставляют на 5-6 часов, затем высушивают до получения черного цвета.

Синий цвет. 15 г индиго, 100 г серной кислоты - этот раствор осторожно вливают в 1 л кипящей воды. И погружают в него изделия на 3-7 минут.

Фиолетовый цвет. Приготовляют раствор 2 г митилвиолета, 3 г виннокаменной кислоты, 1 л воды, нагревают до 45-50 °С и опускают в него изделия на 40-60 минут.

Зеленый цвет. Изделия погружают на 30-40 минут или больше, в зависимости от густоты цвета, в раствор 20 г яри-медянки и 200 г винного уксуса.

Красный цвет. 50 г кошенили настаивают 3-4 дня в 3 л дистиллированной воды, процеживают, добавляют 5 г квасцов, нагревают и погружают в него изделия на 30-40 минут.

Серый цвет. Получают добавлением к растворам для черного цвета 30-40% воды.

Серебристый цвет. Делают раствор 10 г ляписа на 2 л воды и 150 г нашатырного спирта и погружают в него изделия и держат до тех пор, как пожелтеют, затем кладут в дистиллированную воду и ставят на свет до приобретения черной окраски, потом вынимают и трут кожаной тряпочкой до серебристого цвета.

Золочение. Погружают в 2-3% раствор хлорной меди, затем обрабатывают натирая муссивным (сусальным) золотом или же покрывают золотистой охрой.

 

4. Предохранение изделий от ломки и растрескивания: Приготавливают смесь из 20 г азотной кислоты, 20 г уксуса, 200 г водки и кладут в нее изделия на 2 часа. Сушат и опускают на 10 минут в смесь уксуса и водки (1:1).

 

Простой способ изготовления барельефов, маленьких скульптур, не отличающихся по внешнему виду от изделий из слоновой кости

Формы для изготовления барельефов и скульптур, как правило, делают из гипса. Однако гипс - очень хрупкий материал, к тому же из него трудно вылепить сложную форму. Поэтому гипс лучше заменить заливочным материалом, в состав которого входят следующие вещества (в %): Желатин или столярный клей - 30-50; Глицерин - 30-35; Зубной порошок - 1-5; Вода - 10-15.

Желатин или столярный клей заливают теплой водой и оставляют на 1-2 часа, потом нагревают на водяной бане до 80°С и при помешивании вводят глицерин. Затем смесь разваривают в течение 2-6 часов до получения однородной массы, время от времени перемешивая. Температура при этом должна быть постоянной. Потом добавляют зубной порошок и смесь хорошо перемешивают. Охлажденный до комнатной температуры заливочный материал приобретает эластичность и упругость.

Если эластичную форму выдержать в течение часа в растворе формалина, то она не будет размягчаться при нагревании, хотя и сохранит эластичность. В такой форме можно многократно получать гипсовые отливки, а также отливки из состава, имитирующего слоновую кость. В этот состав входят следующие вещества (в %): Столярный клей - 40-45; Сульфат бария - 2-5; Мел (зубной порошок) - 1,5-2; Олифа - 5-7; Вода - 45-55.

Клей размачивают в воде, подогревают на водяной бане до полного исчезновения комков. В однородный клеевой раствор, перемешивая его, вводят порошкообразные наполнители, после чего добавляют олифу (ее можно заменить льняным или подсолнечным маслом). Полученную массу заливают в форму, а после затвердевания извлекают и выдерживают в течение часа в 5%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, 5%-ном растворе уксуснокислого, алюминия или в растворе формалина. После этого отливку сушат и полируют. По внешнему виду она не отличается от изделий из слоновой кости (см. рисунок).

Рис. 1. Скульптура-сувенир «Прогресс».

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо