Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Роспись

Федоскинская миниатюра

(Федоскино)

Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII веке в подмосковном селе Федоскино.

История Федоскинской миниатюры

Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты.

Федоскино. Церковь Николая Чудотворца.

В России производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П.И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове в 30 км от Москвы (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство (в основном занимались изготовлением козырьков для гусарских фуражек). Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. По преданию, Коробов вывез из Германии, из города Брауншвейга, нескольких мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит местными мастерами.

Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

После смерти П.И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е.П. Коробовой. А с 1819 года фабрикой стал владеть зять Коробова П.В.Лукутин. Вместе со своим сыном А.П.Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино.

Фабрика Лукутина просуществовала до 1904 года. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX в., когда фабрикой владел А.П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С.И. Бородкин, А.А. Шаврин, А.В. Тихомиров, Д.А. Крылов и др.

К середине XIX в. лукутинские лаки, названные так по фамилии купцов Лукутиных, встали на уровень с европейскими и даже превосходили их по крепости лака и качеству отделки, что не раз подтверждалось дипломами и отзывами на международных ярмарках.

Лукутинская миниатюра на изделиях из папье-маше - табакерках, чайницах, баулах, коробках, очешниках, игольницах - отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма. Наибольшую популярность получили тройки, мчащиеся то по пыльным дорогам - "летние тройки", то среди снежного пейзажа - "зимние тройки". В первом случае тройки связываются со свадебными обрядами, во втором - с праздником веселой русской масленицы.

Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т.п. При этом художники-миниатюристы опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников, которые являлись как бы прототипами федоскинских миниатюр-импровизаций.

Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).

Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.

Фото Игоря Алексеева

Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очешники, кошельки, пасхальные яйца и др.

Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н.А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В.О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина (подробнее об этом вы можете узнать в статье Жостовская роспись).

В мае 1910 года группа бывших лукутинских мастеров при содействии Московского губернского земства учредила "Федоскинскую артель живописцев" на базе ликвидированной лукутинской фабрики. Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели уже работало 14 мастеров и 9 учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.

"Федоскинская артель" продолжила свою работу и при Советской власти. В 1920-30 годах коллектив разрастался, появились новые сюжеты, отражающие советскую действительность. В 1940-50 годы работали заслуженные художники РСФСР В.Д.Липицкий, М.Г.Пашинин, И.И.Страхов, М.С.Чижов. В 1960-70 годах — Г.И.Ларишев, А.А.Толстов и др.

В настоящее время "Федоскинская фабрика миниатюрной живописи" выпускает шкатулки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны и другие изделия из папье-маше. Народные мастера Федоскина сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры, до сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты: хороводы, чаепития, летние и зимние тройки. Стали использоваться и сюжеты из Русских сказок, былин, знаменитые исторические события, пейзажи с видами Московского Кремля, Подмосковья и т.д.

Процесс изготовления Федоскинской миниатюры

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

Шкатулки, выполненные по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго.

В основе Федоскинской лаковой миниатюры лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике работали старые мастера классической живописи - Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс… Эта техника позволяет создавать наиболее реалистические, живые изображения.

Процесс изготовления лаковой миниатюры включает в себя несколько этапов:

Грунтовка

Грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.

На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.

Замалёвок

Накладывают первый слой живописи. Называется "замалёвок". В нём следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.

Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию.

При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" - вообще не сохнут.

Перемалёвок

Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.

Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком.

Бликовка

Последний слой - "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали.

Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.

Готовая шкатулка

На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовления.

Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать.

Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности.

Cложные узлы доводятся вручную.

Шкатулка готова.

Техника Федоскинской миниатюры

Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: "письмо по-плотному" и "письмо по-сквозному".

Фото Игоря Алексеева

Письмо по-плотному: поверхность изделия зачищают пемзовым порошком, затем на нее выдавливают из тюбика свинцовые белила, разравнивают и сглаживают мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце (своего рода флейц). В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Контуры рисунка перед этим аккуратно обводятся с обратной стороны какой-либо нейтральной краской - умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываются на грунте лощением листа ногтем большого пальца.

Палитрой для федоскинского художника обычно служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами (белая палитра). В руках живописца - колонковые кисти особой, тщательной вязки. Краски размешиваются льняным маслом, капля которого помещается тут же, на палитре, рядом с выжатыми из тюбиков красками.

Первой стадией федоскинской живописи является так называемый подмалевок. Плотными, корпусными красками мастер стремится закрыть всю поверхность изделия, при этом каждый цвет как бы сплавляется, сцепляется с соседними цветовыми мазками, образуя общий красочный слой, в котором только в самых приблизительных очертаниях намечаются формы изображения. В прошлом такой подмалевок нередко выполнялся двумя-тремя красками: черной, коричневой и охрой в смеси с белилами - так называемая гризайль или полугризайль, устанавливающая тоновые соотношения изображенных предметов и определяющая светотень на них.

Подмалевок требует уверенной руки и быстроты исполнения, поскольку масляная краска имеет свойство в короткое время терять эластичность.

Закончив подмалевок, художник сглаживает красочные мазки нежными, воздушными взмахами беличьей кисти.

Фото Игоря Алексеева

Первый слой живописи в естественных условиях сохнет 2-3 дня, а в сушильном шкафу - 3-4 часа. Затвердевший подмалевок покрывается слоем светлого лака.

Прежде чем приступить к дальнейшей живописи, художник прочищает просушенную лаковую пленку (лак сохнет в естественных условиях в течение суток) хвощом либо порошком пемзы на влажной тряпочке. Затем, слегка протерев подмалевок льняным маслом, художник-миниатюрист создает второй, более тонкий слой живописи, называемый лерелшлевком (перемалевком). В нем уточняются изображенные формы, конкретизируется цвет предметов, проявляются детали. Слегка сфлейцованный перемалевок покрывается лаком, и вновь повторяется процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.

Лессировка представляет собой живопись чистой или смешанной прозрачной краской, наносимой на поверхность перемалевка. Лессировкой художник продолжает моделировать изображенные формы, одновременно усиливает звучание цвета.

Бликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Фото Игоря Алексеева

Письмо по-сквозному отличается тем, что грунт под живопись наносят не белый, а металлический (алюминиевый или бронзовый порошок, золото, тонкие листочки потали) или перламутр. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше и скрепляются с основой казеиновым клеем, порошок, листовое сусальное золото или поталь наклеиваются на недосушенную лаковую пленку.

В трехслойной системе письма художник-миниатюрист имеет возможность сосредоточить свое внимание поочередно на каждом приеме в отдельности, совершенствуя его и изыскивая наиболее гармоничные связи с предыдущими и последующими приемами. В этих исканиях и родилось в Федоскине так называемое письмо по-сквозному. Основываясь на светопоглощающих свойствах лессировочных красок, т.е. на их способности пропускать сквозь себя свет, федоскинские миниатюристы остроумно применили подкладки под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь, перламутр.

Фото Игоря Алексеева

Металлизированный грунт под сквозное письмо создается следующим образом: на прочищенную крышку коробки наносится тонкий слой светлого лака и выдерживается на воздухе до неполного высыхания - до "отлипа"; затем лаковая пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания лака смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь налепляется также на недосушенную лаковую пленку. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью изделия посредством скальпеля и скрепляются с основой казеиновым клеем.

Создание миниатюры по сквозному фону требует чрезвычайной тщательности работы во всех стадиях: в переводе рисунка, в подмалевке, перемалевке и бликовке. Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировочной краски, заставляет ее гореть с поразительной яркостью.

В руках федоскинцев, таким образом, оказалась единственная в своем роде цветовая палитра, таящая в себе возможность необычайных декоративных эффектов. Особенно благородные цветовые градации дает перламутр - материал прочный, ласкающий глаз нежными цветовыми оттенками, напоминающими о солнечных лучах, блестящих облаках или о морских волнах. Огневыми, приятными для глаза всполохами загораются на федоскинских миниатюрах то небо, то нарядная одежда персонажей.

Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект.

Орнамент

Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. Легкими касаниями сухого ватного тампона мастер сбивает лишнее золото, оставляя на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточняется, разрабатывается коричневой краской, преимущественно умброй.

Приемы декорировки

Наряду с миниатюрной живописью и золотым орнаментом в Федоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, под ясень, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева и др.

Шотландкой называется геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий (нанесенных рейсфедером жидкими красками с помощью линейки и угольника), образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань.

Шотландка появилась в лукутинском производстве в XIX в. под воздействием английских лаковых изделий. Узор шотландка нередко гравировался резцом по черному лаку до нижележащего листа олова или серебра. Затем линии подцвечивались лессировочными красками, придававшими особую цветовую игру декорированной поверхности.

Скань - это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебряных или мельхиоровых деталей - звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами). Детали скани складывают в узор с помощью пинцета. После покрытия тремя слоями светлого лака и полировки сканый узор приобретает тектоническое единство с поверхностью изделия - как правило, небольшого размера. Подробнее об этой технике вы можете узнать в статье "Сканные узоры").

Цировкой, или сиянием, называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. Цировка производится следующим образом: на первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделие покрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала. Иногда цировка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.

Роспись под черепаховую кость производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. Художник мягко вплавляет в этот грунт коричневые пятна и разводы, имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов. Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий. Существовал и еще способ воспроизведения узора, по виду напоминающего черепаховую кость, - методом копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады. Такой узор назывался "червячок". Подробнее о рецептурах и составах вы можете узнать в статье "Имитация под черепаху".

Малахит. В лукутинском искусстве поздней поры появилась имитация малахитового узора. Она производилась так: в ложке размешивалась зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливалась в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывала на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд; пленка прилипала к предмету, создавая на нем искомый декор.

Кроме того, в федоскинском искусстве во второй половине XIX в. существовали еще имитация красного дерева, главным образом в декорировании внутренней поверхности вещей, - методом лессировочных покрытий красно-коричневыми красками по более светлому грунту; подражание бересте - масляными красками по фону "слоновая кость".

Завершающие стадии производства изделий из папье-маше

От художников-миниатюристов изделия попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков.

Вещи покрываются тремя слоями светлого масляного лака с обязательной просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.

Остается последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира - металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия. Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Наглядные примеры Федоскинской миниатюры

Кроме этого предлагаю вам посмотреть наборы картинок с Федоскинской миниатюрой:

Федоскинская миниатюра. Русские купола.
Федоскинская миниатюра. Русский пейзаж.
Федоскинская миниатюра. Русские нравы.
Федоскинская миниатюра. Русские сказки.
Федоскинская миниатюра из коллекции Михаила Шелухина.

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо