Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Роспись

Холуйская миниатюра

(Холуй)

История Холуйской миниатюры

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.

Холуй, поселок в Ивановской области, расположен он по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много - её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.

Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.
Весной на Тезе широкие разливы и Холуй превращается в Венецию.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).

К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.

Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар - иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени - в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5–2 миллиона икон. К XVIII веку вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания.

Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. И в наши дни он еще не завершен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 гада. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.

Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.

Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная "картинность". Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.

Третье направление - орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.

Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое проявлялось в работах над миниатюрой и в дальнейшем. С.А. Мокин тяготел к станковой живописи, хотя и принимал участие в стенных росписях в Москве, Кишиневе, Нижнем Новгороде, в сельских местностях. В работе над миниатюрой В.Д. Молева сказалось его увлечение монументальной живописью. Ему посчастливилось работать по эскизам и под руководством знаменитых русских художников И. Я. Билибина и М.В. Нестерова в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. Более молодому К.В. Костерину недолго пришлось работать иконописцем, но он лучше двух других владел темперной техникой. Как это ни странно, но монументалист Молев интереснее других связывает миниатюрную живопись с формой украшаемых вещей. В орнамент он вводит изобразительные детали, а архитектуру, предметы обстановки, одежды в сказочных композициях покрывает узорочьем. В его миниатюрах нет статичных фигур. Все персонажи заняты каким-либо действием. Шкатулка "Выход на работу" (1935) относится к первому году освоения Молевым миниатюрного письма. Это одна из ранних попыток передачи в холуйской миниатюре темы новой колхозной жизни, новых форм социалистического общественного труда. В ней использована та реалистическая манера композиции, о которой говорилось, чистые открытые цвета миниатюры определяют ее мажорный тон, никакие лишние детали не отвлекают зрителя от важности сюжета.

Шкатулка 'Выход на работу'. В.Д. Молев. 1935 г.

Костерин любит пейзаж, видит в нем важное средство раскрытия образа и вводит его в композиции на разные темы. Шкатулка "Возвращение бригады с работы" (1935) характерна в этом смысле. Решение чисто живописное, без условного черного фона. Художник тонко передает красоту природы с мягкими тонами зелени на розовом закатном небе, сине-голубыми водами, словно отраженными в голубой одежде юноши. Пространственная глубина пейзажа не нарушает плоскости крышки шкатулки. Фигуры людей органично входят в пейзаж.

Шкатулка 'Возвращение бригады с работы'. К.В. Костерин. 1935 г.

К сожалению, приходится сказать, что собрание Русского музея не богато работами холуйских мастеров. В нем нет произведений Мокина, Молев представлен одной вещью, Костерин - двумя.

К числу холуйских миниатюристов старшего поколения принадлежит П.И. Ивакин (1915-1968). Его работы напоминают крестьянские росписи по дереву. По словам самого художника, он нигде не учился живописи. Одаренный от природы, живя в атмосфере творчества, он стал значительной фигурой среди холуйских миниатюристов.

На крышке квадратной шкатулки он изобразил злую сказочную Жар-птицу так удивительно просто и выразительно, как это свойственно именно народному искусству. Ивакин этой простотой выделяется среди мастеров Холуя.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые "бисерницы", и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.

В миниатюрах холуйские художники отражают и современные темы, и народные сказки, и литературные сюжеты и эпизоды исторических событий. Так например художник А.М. Костерин поместил на круглой пудренице изображение поединка между русским монахом Пересветом и татарским богатырем Челубеем перед началом Куликовской битвы.

В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.

Особонности стиля Холуйской миниатюры

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.

Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.

Технология изготовления Холуйской миниатюры

Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе. Поэтому расскажу здесь лишь об основных операциях.

Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.

Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям.

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Зоготовки грунтуют

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.

Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Рисуют на специальной подставке

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золота же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Наглядные примеры Холуйской миниатюры

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо