Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Роспись

Ракульская роспись

(Ракулка)

Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в том же Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской.

Схема ракульской росписи на прялке состоит из трех частей. Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.

Превосходно расписанная набируха (лукошко) в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге отличается оригинальным узором, совсем иным по характеру, чем в любом из других мест русского Севера. Сверху по красному фону набируха опоясана полукружными фестонами. В центре - орнаментальные круги с петухами по бокам. Все элементы - и круг, и петухи, и завитки резко оконтурены и графичны. Крышка от круглого короба, хранящаяся в фондах этого музея, несет черты того же стиля.

Набируха для ягод. Ракульская роспись. Середина XIX века.
Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев

Ракульская роспись — имеет очень глубокие самобытные традиции в ряду росписей северного края. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья.

Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев — фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве — центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории Карелии. Это сходство исследователи связывают с ликвидацией («выгонки») Выголексинского общежительства царскими властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз — с 3000 до 272 жителей), многие старообрядцы были вынуждены перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой старообрядцы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили ракульских художников вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выги и даты примерного зарождения ракульского промысла.

Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие — бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священного писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.

Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек — схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия — до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части — нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

Роспись ракульской прялки строится по четкой схеме. Фасадная сторона делится на три части. Нижняя часть - ножка и ее расширение, переходящее в лопасть, - заполнялась вертикальной веткой с крупными, симметрично расположенными листьями и черными усиками. Выше, на самой лопасти, в центре - квадрат, где в условной манере рисовалась птица, напоминающая сороку или курицу. Верхнюю, самую большую по размеру часть лопасти занимает ветка S-образной формы с крупными листьями, то сдвоенными, то собранными в трилистники. Роспись внутренней стороны прялки в своей нижней и средней части почти повторяет фасадную.

Ракульская прялка, фасадная и обратная сторона.

ЭЛЕМЕНТЫ РАКУЛЬСКОЙ РОСПИСИ

Назначение завитков, капелек-брызг, усиков, полукружий - украшать изделие. Выполнены они черным цветом. В нижней части таблицы показаны фрагменты кустиков, которые выполняются кистью.

На бордюре - крупные капли с завитком, ровные ритмичные стежки из плотно поставленных полукружий оранжевого цвета, а под ними, как волна, полоса зелени. В каждом углублении полукружий, как всплеск, - черные брызги легких штрихов вторят ее бегу.

Ракульская роспись - живописная. Рисунок элементов подчеркивается по контуру черной краской.

Элементы ракульской росписи.

Ракульские птицы.

1. Маленькие птички с крохотной головкой, увенчанной хохолком, с грузным телом и легким, как усики растения, хвостом. Над спиной поднято одно крыло - легкая изогнутая линия с крохотными штрихами перьев.

2. Легкий черный контур. Рисунок не имеет мелкой штриховки на боках птиц. В рисунке чередуется черный и белый цвет. Этих птиц называют сороками.

3. Птицы-курицы, по силуэту крупнее. Они выполняются в цвете.

Ракульские птицы.

Последовательность рисования птицы.

1. Клювик и грудка на одной линии.
2. Головка маленькая, переходящая в грузное тело.
3. Намечаем крылышко и выделяем головку.
4. Заливка туловища цветом.
5. Выполняем хохолок, лапки - три лучика из одной точки - и прорисовку хвоста. В нижней части таблицы показана раскраска курицы.

Ракульские кустики.

Форма листьев необычна, фантастична, некоторые из них похожи на крупную каплю, некоторые листья напоминают цветы тюльпана, есть листья гибкие и пластичные, с изящно заостренными кончиками.

Цветовая палитра - охра, оранжевая, коричневая, красная, зелень травянистая, изумрудная, синяя. Роспись выполняется на золотистом фоне, поэтому цвета будут приглушенными, а не яркими, как на таблице.

Поэтапное выполнение ракульского кустика с птичкой.

1. Начало кустика. Выполняем завиток в одну и другую сторону с уплотнением в виде листиков.

2. Наращиваем кустик. Добавляем к кустику листочки.

3. Получился пышно цветущий кустик. Уравновесим его птичкой.

4. Обводка листьев по контуру и выполнение сороки.

5. Украшаем кустик. Выполняем усики - черные штрихи, идущие из углублений между листиками. И последний штрих - разброс белых полукружий по всему рисунку кустика.

Фрагменты композиций с ракульских прялок.

Рисунки скопированы с ножек прялок. В современной росписи применяются для украшения изделий (разделочной доски, хлебницы).

Растительный узор.

Изображена последовательность выполнения S-образной ветки.

1. Прорисовка листьев (листья разводятся в разные стороны), затем идет наращивание листьев, капелек.

2. Распределение листочков по цвету - при выполнении S-образной ветки (уравновешивание).

3. Так как Ракульская роспись графическая, листья, капельки обводятся по контуру черной тонкой линией. В Ракульской росписи листья окрашиваются в два - три цвета. Внутри листьев не всегда идет черная обводка. Пластичную форму листьев, плавные изгибы и повороты подчеркивает легкий черный рисунок спиралей-завитков, усиков, словно бегущих по всему узору. Роспись оживляют и белые полукружия, рассыпанные по листьям.

Фрагменты композиций.

Рисунок снят с фасадных сторон ракульских прялок. Данную композицию можно использовать в росписи разделочных досок.

Эскизы в росписи круглых изделий.

Эскизы узора в полосе можно применить в росписи сита, круглой хлебницы. Эскиз узора в круге - в росписи крышки круглой коробки.

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...