Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Роспись

Карельская роспись

В Карелии издавна жили мастера, владевшие искусством росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят расписные шкафчики и прялки, солонки, ковши и многие другие предметы, способные радовать богатством декоративного ритма, пластикой линий, гармонией цвета. Авторами этих произведений были живописцы, принадлежавшие к числу коренного населения-карел, а также русские мастера – потомки переселенцев из Новгорода Великого.

Как и другие виды народного прикладного декоративного творчества, роспись по дереву сохранила в Карелии два самостоятельных направления – русское и карельское, которые развивались в близком взаимодействии, обогащали друг друга, составляя плодотворный сплав художественных традиций.

Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для изготовления разнообразных бытовых предметов. Образы природы способствовали формированию поэтического языка народного декоративно-прикладного творчества и утверждению своеобразных «эталонов» красоты. Представления о жизни, ее вечности, плодородии, благополучии, счастье раскрывались в образе «древа жизни», изображавшегося с плодами и цветами, а иногда и с корнями. В образах цветов, распускающихся бутонов воплощалось свойственное еще поэтическому миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде. Раздумья о жизни, о судьбе человека и миро устройстве получили яркое отражение в разнообразных композициях северных прялок.

Расписные изделия Карелии

Использование природных красителей, изготовлявшихся из местных пород камня и цветных глин, приучало мастеров Карелии к сдержанной красочной гамме и умению пользоваться ограниченным количеством красок. Киноварь и «голубец» покупали в небольшом количестве и расходовали экономно, примешивая к местным красителям, и тем не менее расписные изделия Карелии радуют праздником красок и нежностью мягких фресковых тонов.

Росписи выполняемые в основном на клеевых растворах, приготовлявшихся из смолы лиственницы или вишни, были близки темперной живописи.

Основным рабочим инструментом карельской росписи являлась кисть (используют беличьи кисти N 4-5 для подмалевки и оживок, N 1-2 для приписок).

Творчество живописцев-карел в области росписи предметов народного быта долго оставалось малоизвестным. В коллекциях музеев находилось весьма ограниченное количество памятников этого искусства, что препятствовало его изучению.

Сравнивая росписи, выполнявшиеся русскими и карельскими мастерами, можно заметить, что творчество последних отличалось оригинальным образным строем, для которого характерно весьма сдержанное проявление изобразительного начала и высокое развитие орнаментально-ритмического (схематичность и геометричность). Карельские мастера сравнительно редко включают в орнамент конкретные виды растительных форм, например розы или тюльпана, и значительно чаще создают плоскостные геометризированные формы цветов, изображая их в виде лучистых розеток или кругов, обрамленных мелкими кружочками лепестками. Их увлекает узорное перевоплощение мотивов, и поэтому они склонны предельно обобщать очертания деревьев, цветов и больше внимания уделять декоративным разделкам и прорисовке деталей.

Обращая внимание на технические приемы исполнения карельской росписи, характерные для живописцев карел, даже самые искусно выполненные ими орнаменты отличаются плотным, «корпусным» наложением красок. Лишь немногим мастерам нравилось, подобно русским живописцам, наносить краску легкими, полупрозрачными лессировочными мазками, сочетая их с плотной корпусной пропиской деталей.

К особенностям техники карельских росписей относится и сочетание работы кистью с обильным использованием «тычков» разных размеров.

Для Поморья, Заонежья, Пудожского районов характерны росписи с мотивами растительного орнамента, для Олонецкого, Пряжинского – геометрические мотивы, расположенные в несколько ярусов.

В русском декоративном искусстве свободные кистевые росписи выделяются как самостоятельный творческий жанр, обладающий своей исторически сложившейся изобразительной структурой. Особенности символического образного строя этого орнамента основаны на отношении к миру природы как источнику человеческого счастья. Народный идеал счастливой привольной жизни раскрывался в образе земного рая, поэтическим олицетворением которого являлись изображения бутонов, цветов, цветущих садов, винограда и деревьев с множеством птиц на ветвях. Композиции с цветущими деревьями и цветами воспринимались как символ прекрасной земли, дарованной людям для счастливой жизни. Народное искусство сохранило эти образы на века.

Устойчивости в коллективной памяти народа символики растительного орнамента Древней Руси способствовала прочность обрядового бытового уклада и прежде всего свадебной обрядности. Образ распустившегося цветка розы, свежего и нежного, ассоциировался с образом девушки. На основе такого ассоциативного сходства в росписи создавался образ-метафора, обращение к которому заставляло мастеров особо выделять, более крупным масштабом, мотив одного из цветов, уподобляя его невесте в свадебном хороводе.

Образный язык цветочного орнамента был выразителен и общедоступен и заключал в себе повествование, наполненное светлыми чувствами.

Для северных свободных кистевых росписей характерно исполнение орнамента без предварительного нанесения контурного рисунка. Композиция росписи создавалась в процессе раскладки широкими мазками ярких красочных пятен и объединения их системой белильных «оживок» и черных или цветных «приписок». Эта манера письма отличалась прекрасно отработанными приемами изображения цветов, особенно розы.

Белильные оживки использовались для придачи цветам и плодам некоторой объемности и производили впечатление светлых бликов, оживляющих поверхность. Размещались они весьма условно, по чувству орнаментального ритма. Развитию орнамента свободных кистевых росписей способствовала возможность импровизации в процессе работы, создание новых вариантов рисунка, что позволяло мастеру раскрывать традиционную тему в ее личном восприятии.

К XV - XVI векам относятся наиболее ранние произведения растительного живописного орнамента, созданные в Карелии. Для развития в Карелии народной декоративной живописи большое значение имело существование на ее землях с начала XVIII до 50-х годов XIХ столетия профессиональных живописных мастерских, находившихся в селе Данилово на реке Выг, именовавшемся "Выговским раскольничьим общежительством". Мастера исполняли растительные орнаментальные росписи, часто использовали образы птицы Сирин. После разгона общежительства царскими властями, мастера пошли искать заработки по деревням. В число мотивов народных росписей Карелии прочно вошли исполнявшиеся в Данилове орнаменты с цветами в виде восьмиконечных крестообразных розеток, орнаменты с крупными овальными плодами и сердцевидными мотивами и изображения птиц.

В росписях изделий присутствует своеобразная сюжетная занимательность, характерная для выгорецких настенных картинок. В росписи прялок, предметов серьезных, обрядовых; - искусство росписи не становится на путь занимательного рассказа. Оно следует строгим традициям прялочного декора. К середине XIХ столетия прочно утверждается характерная для Карелии композиция с «древом жизни» или стеблем поднимающимся вертикально по середине лопаски. На ветвях древа - овальные или круглые плоды и цветы.

Следующая стадия развития цветочного живописного орнамента относится ко второй половине XIХ века, когда в результате совместной работы по оформлению бытовых изделий иконописцев и мастеров сельских ремесел формируется стиль массовой ремесленной росписи, с характерными для него более простыми и вместе с тем выразительными приемами, доступными широкому кругу сельских ремесленников.

Изменения, происходившие в искусстве свободных кистевых росписей, были связаны и с появлением анилиновых красителей. Росписи стали более размашистыми.

В Карелии существовало множество мелких очагов свободных кистевых росписей, связанных с деятельностью семейных мастерских, где художественное мастерство передавалось по наследству из поколения в поколение. Эти мастерские были своеобразными местными школами, в которых возникали свои варианты формы изделий и рисунки орнаментального декора, развивавшиеся в пределах общего стиля.

Два наиболее крупных направления Карельской росписи:

- зоны Заонежья и карельского Поморья
- росписи Пудожского берега.

Живописцы Поморья и Заонежья писали древо во всю высоту прялочной лопаски, окружая его стебель или ствол листьями, цветами, плодами. У основания нередко помещались разные детали – округлые вазончики с конскими или птичьими головами, силуэты конских голов. На территории Поморья, Заонежья найдено большое количество произведений высокого профессионального уровня росписи, которым свойственны тонкое мастерство рисунка, звучность и чистота цветовых сочетаний. Работавшие здесь мастера любили писать по зеленым фонам, имевшим коричневато-зеленый, холодный изумрудный, сине-зеленый, бирюзовый оттенки, а иногда по голубому фону с контрастным сочетанием зеленого с красным, розовым, голубым. Этому помогало активное включение в орнамент черного и белого цветов, вводимых в качестве «оживок» и «приписок».

Население Пудожского берега было связано с выгорецкими ремесленными мастерскими. Основное направление в Пудожской росписи складывалось в русле местного, весьма самобытного стиля, отличавшегося любовью к яркому, нарядному узорочью и монументальностью крепко уравновешенных композиций орнамента с крупным масштабом мотивов. Здесь существовало несколько мастерских, во главе с опытными профессионалами – живописцами, виртуозно владевшими кистью, умевшими при быстрой сочной раскладке красочных пятен создавать сложные формы цветов, сочетая полупрозрачные лессировочные покрытия с плотными корпусными мазками белильных «оживок».

Произведения Пудожских мастеров отличаются звучностью колорита, свободой рисунка, разнообразием композиций. Для Пудожской росписи типичны мягкие оттенки коричневых фонов, но даже при росписи по синим и зеленым фонам здесь преобладает теплое созвучие красок.

Не менее интересно и второе направление в искусстве Пудожских росписей, в котором преобладает начало наивного простонародного узорочья. Орнаменты эти значительно более плоскостны и графичны, ярки по расцветкам, упрощены по очертаниям цветочных форм.

Художественные промыслы

В советское время уделялось большое внимание возрождению художественных промыслов и развитию традиций народного декоративно-прикладного искусства. Был создан экспериментально-творческий комбинат «Карельские сувениры». Мастера постигали законы народного декоративного искусства, работали над созданием новых, современных вещей, расписывали чаши, ковши, пытались сделать произведения советского периода эмоционально-выразительными, поэтичными, богатыми по пластике, гармоничности ритма и звучности красок. Был осуществлен поиск новых форм, ассортимента, гармоничного в интерьере современного жилища. Были предложены лоточки, конфетницы, ложечницы, лодки, наборы для специй, сахарницы, декоративные ковши, разделочные доски, сочетавшие декоративную и утилитарную функции.

Карельская роспись широко распространилась во многих районах Карелии. В современных условиях роспись заключает в себе богатые возможности творческого развития и осмысления. Несмотря на дистанцию во времени современное искусство росписи сохраняет глубокую связь с традиционным народным декоративным творчеством прошлых столетий. Это родство проявляется прежде всего в сохранении основного творческого метода народного декоративного искусства – свободного вариативного повторения орнамента в процессе работы, что способствует созданию произведений эмоционально-выразительных.

Современные мастера, выполняя роспись по дереву, используют темперные краски, а для закрепления - покрывают изделия лаком.

Техника Карельской росписи

Композиция

Все произведения искусства создаются по законам композиции. Несоблюдение или незнание этих законов может привести к нарушению гармонии в произведении.

Композиция (латинское слово (compositio) - расположение, составление, сложение) - это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым. Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью частей композиции.

Выполнение композиции

Для того чтобы выполнить композицию, прежде всего определяют место для главного элемента. Для этого зрительно необходимо разделить заготовку пополам, затем 1/3 главного элемента расположить выше средней линии, а 2/3 ниже средней линии. Затем определить место дополнительных элементов, по величине каждый последующий элемент меньше предыдущего на 1/3.

Если композиция сложная и много дополнительных элементов, то они должны располагаться слева и справа от центрального элемента и быть симметричны относительно друг другу, а также и одинаковы по размеру.

После того, как цветовые пятна расположены - проводим "центр", т.е. стебель и боковые ветки.

Затем к стеблям пишем листья таким образом: в верхней части работы маленькие листья, в нижней части большие.

Для того чтобы композиция была законченной выполняются "приписки" и дополнения.

Стилевое единство присуще карельской росписи по дереву: цветы, птицы, выполняются тем же способом, что и растительные формы, - в свободно-кистевой манере письма.

Все растительные мотивы в работах карельских мастеров решаются одинаково с тональным переходом цвета.

Симметрия

Пример - другим законом построения композиции является закон симметрии и ритма. Симметрия - это соразмерность частей художественного целого - это форма и предметы, состоящие из одинаковых, соразмерно расположенных частей относительно центра в определенном порядке.

Основные элементы

Основные элементы карельской росписи ягодки, розы, тюльпаны, яблочки, сердечки, бутоны, листья

ЯГОДКА - это основная составная часть всех элементов карельской росписи:

- ягодку пишем кистью № 4, 3
- гуашь должна быть сметанообразной по густоте,
- смачиваем кисть в баночке с водой,
- набираем гуашь на кисточку, лишнюю краску аккуратно снимаем о край баночки с краской,
- кисть держим перпендикулярно листу бумаги, на котором готовимся писать
- кистью касаемся бумаги, делаем легкий нажим, плавно поворачиваем кисть по часовой стрелке постепенно нажимая, образуя круг,
- снова плавно приподнимаем кисть, завершаем мазок, и кончиком кисти соединяем его с началом "ягодки".

Роза простая

- выполняется круглыми кистями № 5, 4.
- пишем центральное цветовое пятно (круг или большая "ягодка").
- по всей наружной части круга приписываем лепестки, которые выполняются круглыми мазками "полуягодками", лепестков может быть 6-8.

Сложная роза с оживкой

Пишем центральное цветовое пятно:

- набираем на кисть краску основного цвета.
- затем па кончик кисти берем краску белее темного цвета.

- начинаем работать - в нижней части круга пишем 3 мазка - лепестка (3 полуягодки).

- наверху, в центре круга пишем "ягодку" с "оживкой", эту "ягодку" можно выполнить двумя цветами - она получится более объемной,

это делается так:

- сначала обмакиваем кисть в основной цвет, затем одним бочком кисточку обмакиваем в темную краску, другим бочком в белила,

- после этого аккуратно выписываем "ягодку", она получается объемной.

Тюльпаны

По форме могут быть из 2 или 3 лепестков.

- выполняются только круглыми кистями № 4, 5,
- набираем краску на кисть, лишнюю снимаем о край баночки,
- кончиком кисти касаемся бумаги, слегка нажимаем, ведем ею вниз (примерно 4см), затем плавно приподнимаем кисть и кончиком кисти завершаем лепесток - центральный лепесток,
- снова набираем краску на кисть и пишем боковой лепесток,
- ставим кисточку на уровне центрального лепестка, легким нажимом, плавно, параллельно центральному лепестку ведем кистью вниз, приподнимаем ее, слегка поворачиваем, и, заканчиваем боковой лепесток, кончиком кисти соединяя его с центральным лепестком.

ЛИСТЬЯ - "ДВИЖКИ"

Листья выполняются с правой и с левой стороны:

- их пишут только круглыми кистями № 4, 5,
- они бывают простые - из 1-го мазка и сложные - из 2, 3-х мазков,
- листья по цвету могут быть однотонные или могут быть выполнены несколькими цветами,

- цветовая гамма листьев колеблется от светло-зеленого до темно-коричневого,

- набираем краску на кисть, лишнюю краску снимаем о край баночки, легко касаемся листа бумаги, начинаем плавное движение кистью, делаем нажим, затем слегка приподнимаем кисть и завершаем лист, кончиком кисточки проведя ею вниз.

Яблочки

- выполняются круглыми кистями № 4, 5,
- набираем краску на кисть, лишнюю убираем о край баночки.
- начинаем писать: "яблочко" имеет форму двух соединенных между собой "ягодок",только вытянутой формы.

 

Готовые композиции Карельской росписи

 

Наглядные примеры современной Карельской росписи

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...