Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Роспись

Шенкурская роспись

Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины. По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей - борецкой, пермогорской, мезенской и т.д.

Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти прялки один над другим. Данный вид росписи относится к свободно-кистевой, живописной.

Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей - глубоковская и шенкурская. В Глубоковке ("глухое место", находившееся в 25-30 км севернее села Благовещенского Вельского уезда, в деревне Заручьеве) среди проживавших в ней раскольников имелись иконописцы, переписчики рукописей, знавшие живописный и графический орнаменты Древней Руси, которые и стали мастерами росписи. Мастера глубоковской росписи использовали приемы народной орнаментации и иконописного мастерства…

Заслуга открытия и изучения Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю. А. Арбату. Он считал, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Шенкурская роспись распространилась по селениям на берегах реки Ваги. Она отличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры - красного тона.

У Шенкурских прялок есть несколько своих особенностей. В редких случаях (это относится к прялкам старым - по меньшей мере, первой половины XIX века) деревянная основа вытесывалась из одного куска дерева - ствола и корня ("кореннушка"). Обычно же шенкурская прялка состоит из двух частей - широкой лопасти на точеной ножке и приделанного на шипах донца (копыла, или подгузника). Верх лопасти украшен главками в виде наконечника копья. В нижней части лопасти или на ножке почти обязательно ставился год изготовления, а иногда и инициалы хозяйки-заказчицы.

Существовало два вида росписи.

Первый тип, более распространенный - это три светлых цветка на красном фоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Как правило, нижний цветок отличается от среднего, а средний от верхнего, уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из пяти или шести лепестков делится на несколько частей, окрашивается в разные цвета, украшается черными линиями, белыми, золотыми или серебряными "оживками". Столь же разнообразны и сердцевины цветов, иногда слегка напоминающие хохломскую "травку".

Ясно, что шенкурские розы перешли с популярного мотива северной резьбы. Об этом, в частности, говорит и графический, "деревянный" характер орнаментации шенкурских роз. Следовательно, изменилась техника украшения, стали не вырезать, а расписывать: это и легче и дешевле. Ведь то же самое произошло и в Городце, и там это явилось фактом, точно установленным.

В Шенкурском районе распространен и другой тип прялок. На том же красном фоне изображаются три цветка: цветы свободные, шесть лепестков не вырисованы, а сделаны легкими мазками, затухающими к центру, в середине завиток травки, очень близкий и к хохломской, и к русскому травному орнаменту XVII века.

В центральных районах Поважья сложилась яркая художественная культура домовой росписи. Росписью здесь украшались как интерьеры домов, так и фронтоны, подшивки балконов и свесов кровли. В росписи интерьеров и мебели в домах Поважья широко применялись различные композиции с цветочными мотивами и солярными розетками, вазоны с букетами симметрично расположенных цветов, характерные для периода классицизма, но активно использующиеся в народных росписях второй половины XIX века. В отличие от многих других районов центральной России, Севера, Урала, Алтая и Сибири, где получили распространение кистевые росписи, выполненные в свободной живописной манере, важские росписи характеризуются большей графичностью, более четким рисунком, хотя и выполнялись живописными приемами наслаивания и смешивания красок.

Цветочные мотивы в росписях стилизованы, порой приобретают геометризованные формы розеток. Композиции букетов цветов в росписях, украшающих филенки шкафов, близки композициям букетов на важских прялках. Были в Поважье и мастера, благодаря которым сформировалась местная художественная школа росписи.

Предполагается, что первыми мастерами росписи были Паромовы из деревни Нижняя Едьма. Существует нечто вроде легенды, что "при дедах-прадедах" Паромовы ходили на отхожий промысел - в пастухи под Ярославль, и кто-то из них научился там "малярить". Александр Иванович Паромов (1858-1932 гг) сначала вырубал "кореннушки", потом стал мастерить прялки с точеной ножкой и приставным донцем, раскрашивая по темному и алому фону. Он столярничал, делал мебель и игрушки - расписные дудочки и деревянные яйца. Из его сыновей перенял мастерство Архип Паромов, расписывавший и прялки, и игрушки.

Вместе с А.И. Паромовым жил его племянник Михаил (1870-1945 гг) - хороший мастер. Он писал не только по красному, но и по желтому фону, всегда соблюдая композицию из трех роз. После его смерти искусство росписи по дереву пошло на спад, часть Паромовых выехала из района, да и прялки стали не нужны. Старики рассказывали, что сват А.И. Паромова - Николай Яковлевич Паромов, живший в деревне Райбола, писал вместе с Петром Едемским, но потом оба они занялись другим делом.

Техника Шенкурской росписи

Листики

Варианты шенкурских листьев, состоят из нескольких частеи, с использованием переходного мазка и разных цветов.

Оформление центра шенкурских цветов

Завитки, травка

Вариант шенкурского цветка

Для этого нужно разделить намеченую окружность на 6-8 равных частеи. В каждои части при помощи дуг разного цвета изображаетса липистки цветка, а затем середина.

Методика выполнения верхней розы

- кистью с желто-охристой краской рисуется круг несколько меньшего размера, чем центральный;
- внутри, по краю круга, оранжевой краской наносится большая круглая скобка;
- чуть выше большой скобки рисуется скобка меньшего размера, которая орнаментируется черной краской;
- внизу, с внешней стороны круга, рисуется раздвоенный зеленый лист и от него листики в виде круглых капелек с белой оживкой.

Методика выполнения центральной розы

- кистью с желто-охристой краской рисуется круг путем круговых спиральных движений от центра к краям или от края к центру;
- он делится на шесть одинаковых частей (наметить их слегка точками с помощью карандаша);
- зеленым цветом наносятся полукруглые лепестки одним движением кисти и рисуется белая оживка;
- в центре розы кистью наносится красная точка размером с ягоду;
- внутри круга, против каждого лепестка, кистью рисуются две красные скобки - одна маленькая, другая побольше.
Заканчивается выполнение рисунка орнаментацией черной краской.

Методика выполнения нижней розы

- рисуется круг (меньшего, чем для верхней розы, размера);
- он делится на восемь частей;
- кистью наносятся восемь наружных лепестков зеленого цвета с белой оживкой;
- внутри розы против каждого лепестка рисуются лепестки красного цвета с белой оживкой и черной орнаментацией;
- в центре кистью рисуется красная точка с черной орнаментацией.

Орнамент Шенкурской росписи

Наглядные примеры Шенкурской росписи

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...