Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Поделки и сувениры
 
Роспись

Вятская роспись

Истоки Вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков.

Вятская роспись очень символична. В каждый создаваемый рисунок закладывается определенный смысл, значение. Роспись несет в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева - оно является символом энергии, жизни, радости.

По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему. Каждый элемент росписи несет в себе обережную силу, функцию охранения дома и направления жизни в благоприятное русло.

В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.

Одним из самых знаменитых персонажей Вятской росписи является Утко-конь, выполняющий роль оберега и символизирующий достаток и богатство. А изображенный на нём знак "#" означает ещё и плодородие.

Утко-конь

Особенности Вятской росписи

В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме.

Каждый символ росписи имеет свой смысл:

Линии – восхождение духа,
Дерево – энергий жизни, радости, символ мироздания - символизирует формирование благополучия и достатка на будующий год.
Ладья - символ движения Солнца по небу.
Точка - сфера и вращение,
Круг - солнце,
Несколько кругов – солнце идет по небу,
Ромб – символ плодородия, продолжения жизни, охраняемые Божественным Светом и направленные на четыре стороны света.
Цветок в центре (розетка) – символ цветущей и плодоносящей Земли.
Резные розетки вверху и внизу – обозначают движение Солнца по небу, а так же вечное движение Божественной энергий на Земле и на Небе, которые непрерывно связаны между собой.
Боковой орнамент в виде стилизованных цепочек ягод, обозначает Божественное плодородие.
Ростки (грины) – пожелания добра,
Птички – посредники между небом и землей.символ вестей, небесные посланники,
Птички обращенные друг к другу – символизирует восход и закат солнца непрерывный круговорот энергий в мире.
Львы – охранный мужской символ.
Небесные олени по обе стороны от Древа - символы удачи.
Олень сам по себе является символом восхождения, знаком Высшей силы.

Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.

Время возникновения сундучного промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне.

Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.

Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку.

При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.

Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать.

Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во0первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.

Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью.

После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 °С производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре.

Современная Вятская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях.

Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью.

Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового и с огромным количеством символических и космологических элементов.

Орнамент Вятской росписи

Панно "Солнечная Ладья с Богиней Макошь" роспись по дереву художник Г. Устинова
Изображение Ладьи с Богиней Макошь подразумевает Энергию зарождения Жизни и благополучия. В этой композиции Энергия Зарождения и Творчества концентрируется и направляется самим человеком для осуществления его желаний и проектирования благоприятных ситуаций под Священным покровительством Богини Макошь.

Панно "Процветание" роспись по дереву художник Г. Устинова
В Солнечной Ладье, плывущей в мировых водах, стоит славянская Богиня Неба. Она пробуждает Землю плодоносить и процветать.
Птицы - вестницы Богини. Цветы - это как стихии творения, духовный огонь, соединяющийся с Ладьей.

Панно "Восьмилучевой коловорот" роспись по дереву художник Г. Устинова

Панно "Алатырь" роспись по дереву художник. Г. Устинова
Алатырь - это древний сакральный центр. Он пребывает в вечной гармонии с 4-мя стихиями мироздания. Из-под Камня-Алатыря истекает Живая вода.
Этот камень существует в некоем пространстве, охраняемом многими силами – волшебными водами, утками (символами Солнца), силой богинь и духов.
Священный камень Алатырь был посредником между человеком и Богом.

Панно "Бардо пространства" роспись по дереву художник Г. Устинова

Панно "Птица Вятушка" роспись по дереву художник Г. Устинова

Панно "Летний солнцеворот" роспись по дереву художник Г. Устинова
В центре композиции находится круг - символ движущегося Солнца и солнечной Энергии. Две сферы справа и слева – это распространение Божественной Энергии на четыре стороны света.
Несколько изображений Богини Макошь в одном сюжете говорят о том, что она вездесуща. В целом, здесь изъясняется суть Солнцеворота - летнего солнцестояния, наступающего 22 июня.

Панно "Коляда Рождество" роспись по дереву художник Г. Устинова
В центре композиции изображена Богиня Макошь с Солнечными Конями, которые находятся справа и слева от неё. Все вместе они символизируют готовность природы к пробуждению для зарождения новой жизни, творению. Под передними копытами коней представлены крестообразные символы, заключенные в круг. Они обозначают зарождение жизни в виде соединения двух начал.
Птицы, обращённые друг к другу, воспевают любовь в зарождении жизни.

Панно "Лев хранитель" роспись по дереву художник Г. Устинова
Изображение Льва — это посвящение Солнцу и оберег дома, его страж. Лев символизирует Божественную защиту, а также является воплощением жизненной силы.

Панно "Кот-Баюн" роспись по дереву художник Г. Устинова
Кот-проводник. По преданиям, он сидит за тридевять земель на железном столбе возле золотой мельницы. Этот столб является пограничной осью между мирами Жизни и Смерти.
Золотая мельница – это как Божественный Свет. Это и крест, и мельница, которая перемалывает всё, что было.

Панно "Стихия Воздуха" роспись по дереву художник Г. Устинова
Четыре ветра - Северный, Южный, Западный и Восточный - находятся в равновесии и гармонии, соединённые и поддерживаемые Божественной силой - сферой посередине.

Панно "Солнечная Ладья" роспись по дереву художник Г. Устинова
Изображение Солнечной Ладьи, плывущей по Небу. В Ладье находится женское божество, порождающее всё сущее и дарующее свет и процветание.
Сверху расположен восьмилучевой Коловрат, который излучает Божественную Энергию.

Панно "Мировое Древо" роспись по дереву художник Г. Устинова
Мировое Древо – это символ Вселенной, а также единения Неба и Земли.
Кроме того, Мировое Древо предстает отображением творящей Силы Духа.
В центре изображено Единое Божественное Солнце, которое дарует Энергию Жизни.

Панно "Древо Сефирот" роспись по дереву художник Г. Устинова
Это Божественные эманации творения Создателя.
Создатель излучает свою волю через группы возвышенных идей, через десять рассудков - Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила Правды, Красота, Любовь, Власть.
Основание, Торжество Жизни, Великолепие — как цвета радуги. Движущиеся сферы - Божественные эманации творения Создателя - переотражаются друг в друге.
В центре - Солнце, образующее мир формирования, ствол Древа Равновесия.
11-ая - невидимая сфера - мир Архетипов.

 

Старинные изделия с Вятской росписью

 

Современная Вятская роспись

Панно "Мировое дерево"

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо