Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по Декору
 
Отделочные технологии

Альфрейная роспись

Слово «фреска» каждому из вас напомнит прекрасные образцы древнего и не столь древнего искусства. Вспомнится имена Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева. А многие и многие имена уже давным-давно забыты — необычайная долговечность фресковой росписи позволила и нам познакомиться с произведениями мастеров, живших и творивших тысячи лет назад.

«Клоуны». Эскиз альфрейной росписи, выполненный при реставрации Тбилисского театра оперы и балета.

Фресковая роспись — искусство сложное. Художники должны были воплощать свой замысел в материале быстро, потому что писали они по свежей штукатурке (само слово «frescо» означает «свежий»), не слишком сырой, чтобы не расплывались краски, и не слишком сухой, чтобы краска образовала со штукатуркой единое целое. Вот так, ловя считанные мгновения, мастера создавали картины, живущие тысячелетия.

Искусство фрески сохранилось и в наши дни, хотя в натуральном своем виде оно и не так широко распространено — все из-за той же огромной сложности. Зато все шире применяется другой вид стенной росписи — по сухой штукатурке. Эта техника, правда, не обеспечивает росписи такую долговечность, как фресковая, зато она намного проще и не уступает во многих других отношениях фреске, выполненной в классической манере. Поэтому по сухой штукатурке писали и в старину, когда перед мастерами не стояла задача сохранить произведение на века в первозданном виде. Иногда совмещали то и другое: начинали писать по сырой штукатурке, а заканчивали по сухой.

Сейчас понятие «альфрейные работы» включает в себя множество различных приемов декорирования стен — например, роспись под ценные породы дерева, под камень, под шелк, нанесение различных орнаментов.

Художники - альфрейщики выполняют на стенах и сюжетную роспись. Техника росписи тоже различна: применяются масляные краски, клеевые, силикатные, темпера. В зависимости от выбора красок по-разному подготавливается и стена под роспись, если она ведется по старой штукатурке. А если штукатурка готовится специально под альфрейные работы, различен ее состав в зависимости от применяемой техники. Иногда на стену наклеивают холст и пишут уже по нему.

Такое разнообразие альфрейной техники привело к тому, что каждый мастер вырабатывал свои рецепты штукатурок и красок, облюбовывал собственные приемы работы.

В Тбилиси, например, среди художников широко известен был уста Гукас — мастер Гукас, альфрейщик очень высокой квалификации. Профессией своей он овладел самоучкой, хорошо знал историю искусства и архитектуры, много и плодотворно трудился, разработал массу собственных рецептов. Уста Гукас оставил после себя немало учеников — сейчас они тоже большие мастера.

Например, участвуя в реставрации Тбилисского театра оперы и балета, они выполнили очень интересные альфрейные работы. Эскизы, разработанные ими, демонстрировались на ВДНХ, авторы их получили медали. Мастера рекомендуют тем из вас, кто заинтересуется альфрейным делом, выбрать наиболее простую и доступную технику — роспись темперой.

Вы можете украсить орнаментом или сюжетом часть стены в зале, вестибюля, комнаты для приема гостей, фойе, холла или коридора. Но на первых порах лучше попрактиковаться в тех местах, где ошибки не принесут вам огорчений, или просто на листах сухой штукатурки. И уже потом, когда вы будете уверены в несомненном успехе, воплощайте свой замысел на предназначенном для этого участке стены.

Грузинский орнамент альфрейной росписи.

Работа начинается с эскиза. Мы приводим здесь образцы грузинских орнаментов. Но помните, что каждый орнамент хорош на своем месте — выбор зависит от величины помещения, его освещенности. Так что лучше в каждом конкретном случае разработать свои варианты орнамента. И совсем хорошо, если вы при этом будете консультироваться с художником-декоратором.

Размеры эскиза должны быть пропорциональны участку стены, который вы собираетесь расписывать. В орнаменте обычно повторяются его элементы, поэтому, конечно, не нужно делать эскиз во всю длину. Достаточно изобразить три-четыре элемента.

Затем эскиз переносится на картон в натуральную величину — это можно сделать по клеточкам. Если вы задумали писать сюжет, картон делается на всю площадь, при больших ее размерах составляется из нескольких листов. А если разработан орнамент, можно сделать картон, как и эскиз, лишь на несколько повторяющихся элементов.

Теперь нужно подготовить стену, то есть соскрести с нее побелку или краску и затереть штукатурку, чтобы она была гладкой. Иногда поверхность штукатурки нарочно делают шероховатой — фактурной, как говорят художники. При росписи это дает своеобразный эффект.

Можно писать непосредственно по штукатурке — это проще, но роспись может скоро испортиться. Поэтому лучше загрунтовать штукатурку.

Грунт приготовляется так: замесите известковое тесто, а потом сильно разбавьте его десяти процентным водным раствором казеинового клея. Грунт должен получиться жидким, похожим на молоко. Наносят его <на штукатурку два-три раза, давая просохнуть каждому слою.

В картоне по линиям контура проколите шилом отверстия. Приготовьте марлевый темпом с графитным или угольным порошком. Наложите картон на нужный участок стены и похлопайте тампоном по линиям с отверстиями. На стене отпечатаются точечные контуры орнамента или сюжета.

Кисти — обычные художественные или малярные, в зависимости от размеров и особенностей работы.

Краска — темпера, которая продается в тюбиках и баночках. Наиболее простой способ росписи таков — кисть обмакивается в пиво, затем на нее набирается краска и переносится на стену. Но если вы задумали расписать небольшую площадь, можно приготовить темперу на яичном желтке — роспись будет выглядеть лучше и держаться дольше. Вот состав яичной темперы: желток — 1; масляный лак — 0,25; льняное масло — 0,25; фенол (однопроцентный раствор) — 1,5; краска — по потребности. Все компоненты даны в частях по объему. У вас должна получиться консистенция жидкой сметаны.

Учтите, что краска, высыхая на штукатурке, приобретает несколько другой оттенок. Поэтому неплохо было бы сначала поэкспериментировать на листе сухой штукатурки с теми цветами, которые вы собираетесь использовать.

Если, постепенно набив руку, вы захотите расписать впоследствии большие площади, можете применить и клеевые краски — они дешевле. Составы их бывают самыми различными, у каждого свои преимущества и недостатки, поэтому нет смысла приводить их здесь — все они подробно описаны в любом справочнике маляра.

Наглядный примеры альфрейной росписи.

В заключение один совет. В альфрейной росписи сложился своеобразный изобразительный стиль, наиболее полно отвечающий этому виду декоративного искусства. Возьмите в библиотеке альбомы, просмотрите их. Еще лучше, если у вас есть возможность познакомиться с альфрейной росписью в каких-нибудь зданиях. В начале этой статьи для примера показан эскиз альфрейной росписи «Клоуны». Обратите внимание на композицию, краски — даже один этот эскиз дает представление о стиле альфрейной росписи. Простое копирование обычной живописи и графики на стене не даст того результата, которого вы хотели бы добиться.

Кроме вышеизложенного вы также можете ознакомиться с "Техникой Фрески".

Автор: С. Газарян
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо