Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по Декору
 
Отделочные технологии

Декоративный бетон

Еще в Древнем Риме бетон был известен как надежный и прочный строительный материал. (В переводе с латинского «бетон» означает «горная смола».) Основу этого материала составлял цемент, который вырабатывали из вулканического пепла и извести в городе Пуццоли, расположенном близ вулкана Везувий. Некоторые античные здания, построенные из этого бетона, сохранились и до наших дней.

Особенность бетона заключается в том, что, подвергаясь воздействию влаги, он не только не разрушается, а, наоборот, становится с каждым годом все прочнее.

Декоративные изделия, выполненные из бетона, используют при оформлении бизнес центров, гипермаркетов, медицинских учреждений, пансионатов, детских площадок, парков, домов отдыха, находящихся вблизи водоемов и бассейнов. Оформляют изделиями из бетона и офисные помещения. К скульптуре малых форм относятся различные декоративные сосуды, например цветочные горшки и вазы, декоративные бассейны и т. д. Все эти вещи под силу изготовить и вам.

Изготовление формы. Ее изготавливают из гипса, металла, дерева или бетона. Выбор того или иного материала для формы зависит от конструктивных особенностей изделия, сложности его деталей, а также их тиража, то есть количества. Например, скульптуру чаще всего формуют в гипсовых, или, как их еще называют, кусковых формах. Изготовляют их по моделям, выполненным скульптором в натуральную величину.

В бетонных формах формуют архитектурные детали, например балясины — фигурные столбики, поддерживающие перила балконов, лестниц и различных оград. Металлические формы применяют, когда нужно сделать много тех или иных деталей. Деревянные формы особенно удобны при набивке полых изделий: декоративных бассейнов, ваз и цветочниц.

Сегодня мы поговорим о том, как отлить из бетона цветочницу.

Чтобы изготовить декоративную цветочницу, совсем не обязательно лепить или отливать модель в натуральную величину. Достаточно полное представление о будущем изделии может дать небольшая эскизная модель или тоновой рисунок. По модели или рисунку на листе бумаги вычертите в натуральную величину контуры одной из стенок изделия и украшающего ее рельефа. Затем, чтобы получить зеркальное изображение, приложите бумагу к стеклу и обведите рисунок с обратной стороны. Рисунок переведите на четыре доски, заранее оструганные и зачищенные наждачной бумагой, из них собирается форма для отливки. Длина двух стенок равна длине цветочницы, две же другие имеют припуск для отверстий под шипы и пропилы для крепежных болтов.

Рельефный декор у цветочницы может быть изображен на одной, двух, трех или четырех стенках. В нашем случае он украшает две противоположных стороны (см. рис.). Значит, контррельеф (обратный рельеф) следует набирать только на двух стенках деревянной формы. У контррельефа должно быть все наоборот. Если в бетонном изделии предполагается сделать углубление, то в контррельефе ему должен соответствовать таких же очертаний выступ, выпиленный из многослойной фанеры или тонких дощечек. Снизу элементы обратного рельефа смазывают столярным клеем и прибивают к стенкам формы тонкими гвоздями. Головки гвоздей утопите в древесину. По краям стенок сделайте пропилы под крепежные болты и просверлите отверстия под круглые шипы. Всевозможные трещины, углубления, выбоины на внутренних сторонах стенок заделайте шпаклевкой, просушите и отшлифуйте наждачной бумагой.

Чтобы форма не коробилась и не впитывала влагу, пропитайте ее несколько раз горячей олифой. Через сутки на внутренние стороны ее нанесите два-три тонких слоя щелочного или масляного лака. Каждый слой лака сушите не менее суток. Наружные участки формы покрасьте масляной краской.

Подготовка формы к набивке. Стенки формы соедините круглыми шипами и болтами с гайками. Снизу на крючках, вырезанных из жести, прикрепите донышко. Болты изготовьте из толстой проволоки, на концах ее нарежьте резьбу для гаек. Можно просто удлинить имеющиеся под рукой короткие болты. Как это сделать, показано на рисунке. При желании можно обойтись и без металлического крепежа, соединив стенки формы с помощью деревянных клиньев. Клинья обязательно сделайте длинными, чтобы при разборке формы их легко можно было бы выдернуть рукой, не прибегая к помощи молотка.

Изготовление деревянной формы:
1 — обратный рельеф (контррельеф); 2 — форма в разобранном виде; 3 — форма в собранном виде; За — соединение стенок с помощью клиньев.

Собранную форму смажьте изнутри разъединительной смазкой — благодаря ей готовое изделие легко отделяется от деревянных стенок. В качестве смазки подойдет мыльная вода (на 1 часть мыла 60 частей воды) и березовый щелок (отвар древесной золы). Хорошей смазкой также является технический вазелин. Крупные деревянные формы смазывают керосиново-стеариновой смазкой (2 части расплавленного стеарина и 5 частей керосина). Предупреждаем: расплавлять парафин на открытом огне нельзя! (Для расплавления парафина используйте водяную баню). Все виды смазок наносят на внутренние поверхности формы тонким слоем.

Набивка изделия. При набивке цементные растворы нужно закладывать в форму постепенно, слоями. Каждый слой имеет свой особый состав и определенное назначение. Поэтому раствор для каждого слоя готовится отдельно. Для набивки цветочницы в форму достаточно уложить два слоя. Первый слой называют лицевым, облицовочным или декоративным. От того, какой будет его фактура и цвет, зависит внешний вид изделия. Нередко раствор для первого слоя готовят из белого цемента, который окрашивают а нужный цвет. В желтый цвет белый цемент окрашивают охрой, в красный — суриком, в черный — двуокисью марганца, в зеленый — окисью хрома, в синий и голубой — ультрамарином и кобальтом. Если нет белого цемента, можно окрасить обычный портланд-цемент имеющий серо-зеленый цвет. Палитра окрашивания серого цемента довольно скромная: зеленый, темно-коричневый и черный цвета. Окрашивается он теми же пигментами.

Изготовление цветочницы:
1 — набивка облицовочного слоя; 2 — прокладка арматуры и крепление ее «маяками»; 3 — набивка конструкционного слоя; 4 — заполнение цветочницы сырым песком; 5 — форма, закрытая деревянным шитом; 6 — смачивание цветочницы водой; 7 — готовое изделие.

Раствор для набивки первого (облицовочного) слоя готовят из 1 части цемента и 2—3 частей песка. Речной песок предварительно промывают, просушивают и просеивают через мелкое сито. Песок и цемент удобно отмерять совком, а размешивать небольшой деревянной лопаткой или мастерком. Раствор готовят на ровном дощатом щите или же в ящике с низкими бортами. Отмерив нужное количество песка и цемента, тщательно размешайте их в сухом состоянии до образования однородной сыпучей массы. Сгребите смесь в кучку и сделайте в середине небольшое углубление. Тонкой струей осторожно налейте в углубление воду, постоянно перемешивая смесь лопаткой. Раствор не должен быть слишком жидким. Чтобы определить его оптимальную влажность, возьмите в руку немного раствора и сожмите пальцы. Раствор считается хорошим если после разжатия руки он легко отделится от ладони, сохранив отпечатки ее складок. Если цементная смесь рассыпается, добавьте в нее немного воды, а если прилипает к ладони — сухой цементно-песчаной смеси.

Приготовив раствор, приступайте к нанесению его на стенки и дно формы равномерным тонким слоем. Чтобы раствор лучше заполнял все углубления формы, уплотняйте его небольшим мешочком, наполненным сырым песком. Если на первый слой раствора уложить металлическую арматуру, то изделие станет намного прочнее. В качестве армирующего материала можно использовать стальную проволоку, которую предварительно нагревают до красного каления и дают медленно остыть на воздухе. Проволоку сгибают по форме изделия и прижимают к нанесенному слою комочками раствора, так называемыми маяками.

Уложив арматуру, нанесите следующий — конструкционный слой. Особой красоты от этого слоя не требуется, но он должен быть обязательно прочным. Раствор для него приготовьте из 1 части цемента и 4 частей крупного речного песка. Если у вас есть щебень, то составьте раствор из 1 части цемента, 2 частей песка и 2 частей щебня. Замешивать второй раствор нужно так же, как и первый. Укладываемый в форму раствор утрамбовывают чекмарем — деревянной колотушкой.

Закончив набивку, внутреннюю полость цветочницы заполните доверху сырым речным песком. Песок тщательно утрамбуйте и выровняйте деревянной дощечкой. Затем сверху на форму положите деревянный щит. Переверните форму вместе с изделием так, чтобы щит оказался внизу.

Снятие формы. С простых небольших изделий форму можно снимать сразу же после окончания набивки. Со сложных изделий форму снимают через несколько часов или даже суток. Например, со скульптуры ее снимают через двое-трое суток. С цветочницы же форму можно удалить примерно через двенадцать часов после набивки.

Делают это в такой последовательности. Сначала отсоедините донышко и крепежные болты, затем стенки с контррельефом, а вслед за ними и две остальные стенки. Изделие должно высохнуть при комнатной температуре в течение суток. Если работа производится в летнее время, сушите цветочницу под навесом, не допуская попадания на нее солнечных лучей. Пока она сохнет, осторожно заделайте свежеприготовленным раствором обнаруженные раковины. Образовавшиеся в местах стыков гребешки снимите скребком или ножом. Там, где детали рельефа смялись, поправьте их скульптурными стеками. В дне цветочницы просверлите несколько отверстий для стока воды.

Твердость и прочность бетон приобретает только после обработки его водой. Смочите цветочницу водой и накройте ее полиэтиленовой пленкой. Каждый день в течение недели сбрызгивайте изделие водой. Постепенно прочность бетона будет возрастать. Через неделю освободите цветочницу от песка, переверните и высушите окончательно.

Наглядные примеры ваз, вазонов и цветочниц из декоративного бетона

Автор: Г. Федотов
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо