Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по Декору
 
Отделочные технологии

Фреска

Фреска - ("fresco" - свежий) - техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

1. Из истории фресковой росписи.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками - энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Техникой фрески исполнено большинство старинных памятников монументальной живописи: стенная роспись в Помпеях, в христианских катакомбах, романском, византийском и древнерусском искусстве.

Еще в античные времена определяющее значение в интерьере стали иметь окна и стены. Обитатели античных вилл щедро покрывали их мозаикой или росписью. Широко известен, так называемый, помпейский стиль фресковой росписи. Средневековый интерьер сохраняет эту же тенденцию - роскошь стенного и напольного убранства. Традиции передавались в веках, и в период Возрождения украшать интерьеры фресковой росписью стало очень модным. Для апартаментов новой эпохи качество красоты, богатства и пышности становилось немаловажным.

Достаточно вспомнить знаменитую Камеро дельи Спози - спальню во дворце мантуанского герцога Людовика Гонзага. Главное украшение этой комнаты – фресковый цикл великого художника раннего Возрождения Андреа Мантенья, посвященный сценам жизни хозяина дворца, правителя Мантуи.

Фресковая отделка стены приобрела совершенно особое значение в интерьерах ренессансных палаццо. Великолепие помещений достигалось не за счет богатой мебели, а благодаря декоративному украшению стен, потолка и пола. Фресковая роспись в современном интерьере, частном или общественном, как декоративная стенная живопись или как дорогая картина на стене, вновь очень актуальна, популярна и престижна.

Фресковая живопись в искусстве стенописи применялась в различные эпохи в Египте, Греции, Италии, Византии. Наибольшего развития и совершенства достигла в Италии в эпоху Возрождения. В России образцы древнерусской фресковой живописи относятся к XI–XVII вв. Два памятника фресковой живописи – росписи Светогорского монастыря близ Пскова и Ферапонтова монастыря около г. Кириллова, выполненные выдающимися русскими мастерами, являются примерами классического периода древнерусской фрески.

В конце XIX и начале XX в. русскими художниками Ф. А. Бруни, К. П. Брюлловым, И. Е. Репиным, В. И. Суриковым, В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, М. А. Врубелем и другими выполнены техникой фрески росписи на религиозные темы в соборах и церквах Москвы, Петербурга, Киева и других городов.

Долговечность росписей фреской должна быть равной амортизационным срокам службы сооружений, ограждающие конструкции которых послужили основанием для фрески. Для этого необходимо, помимо соблюдения техники росписи, выполнять повышенные требования к качеству оснований и их подготовке; к составам и компонентам штукатурных растворов и технике их нанесения; к обработке поверхности верхнего штукатурного слоя; щелочестойкости, светостойкости и дисперсности пигментов.

После выполнения фрески ее поверхность тщательно шлифуют; иногда на нее наносят мыльный раствор содержащий воск и полируют. Римские и византийские мастера покрывали фреску слоем лака или воска что придавало ей больший блеск. Число слоев штукатурки часто превышало три и доходило даже до семи.

Секрет удивительной прелести древних фресок невозможно разгадать. Но можно позволить себе радость обладания и созерцания великого искусства прошлого, далекого и близкого.

2. Специфика фрески.

Fresque – стенная живопись земляными красками стойкими к извести и воде; в качестве основы используется свежий известковый раствор из песка и гашеной извести поверхность которого может быть гладкой или зернистой.

Термин «фрески» используется для описания античного метода письма на стене, используя цветные пигменты, разведённые в воде, по мокрой штукатурке. Штукатурка может быть двух типов: «грунтовка» и «штукатурка». Первое - это смесь песка и извести, второе смесь извести, мелкого песка и тончайшей мраморной пыли.

Под воздействием воздуха на поверхности фрески образуется прозрачная корочка нерастворимого известкового карбоната или накипи который закрепляет и сохраняет пигменты.

Слово "фреска" часто ошибочно применяют к любой стенной живописи. Техника фрески очень древняя однако античные тексты (Витрувий Плиний) говорят о ней весьма туманно. Вместе с тем от тех давних времен сохранились некоторые произведения позволяющие судить о распространении и технике античной фрески.

Собственно же фреска, так называемая итальянская фреска или "чистая фреска" ("buon fresco") впервые упоминается лишь в трактате Ченнино Ченнини (1437 г.). "Итальянская фреска" близка античной фреске а также напоминает описание этой техники, которое дано в византийской "Книге горы Афон" изданной правда гораздо позже - лишь в XVIII в.

Ченнини различает собственно фреску (живопись растворенными в воде пигментами по сырой штукатурке) и технику "а секко" упоминаемую также и в других трактатах (например в трактате монаха Теофила). Техника а секко - это живопись по сухой штукатурке красками в которых используются различные связующие вещества (яйцо - в темперной живописи; масло; клей; известковая вода). Технику "а секко" живописец использует для окончательной ретуши и для некоторых цветов например синего.

Существует и такая техника как "а меццо-фреско", которая состоит в наложении красочного слоя на еще сырую или вновь увлажненную основу, так что этот слой не проникает глубоко в основу.

Техника "фреско-секко" обозначает живопись известковой водой по известковому раствору увлажненному гашеной известью с добавлением речного песка; количество цветов можно увеличить если добавить казеин.

Клеевая или казеиновая живопись очень близка технике "а секко"; используемая в античности она встречается и в средние века.

Особняком стоит античная техника "стукко-люстро" применяемая для изображения мраморных колонн. В ней используется мраморная пыль смешанная с известью. Эта техника напоминает технику фрески.

Техника фрески особенно популярная в Италии XII-XV вв. на первый взгляд может показаться лишь скромным подобием мозаики. Однако это не так. Фреска обладает своей особой спецификой.

Фресковая живопись надолго сохраняет свой первоначальный цвет. Если стена хорошо подготовлена и очищена от грязи то краски могут разрушиться лишь под воздействием влажности и химических субстанций взвешенных в воздухе.

Фреска составляет целую эпоху в развитии живописи.

До нашего времени дошли великолепные росписи Джотто, Микеланджело, Рафаэля, Рублева, Дионисия и других прославленных мастеров. К сожалению, немало фресок погибло. Среди них - работы Леонардо да Винчи (1452-1519 гг). Гениальный художник и экспериментатор, он постоянно стремился к усовершенствованию техники живописи. Однако его попытка писать масляными красками по фресковому грунту оказалась неудачной: фреска "Тайная вечеря" в трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие начала осыпаться вскоре после ее создания. Разрушение великого творения Леонардо довершили неумелые реставрации и солдаты Наполеона, устроившие в трапезной конюшню.

3. Основа для фрески.

Фресковую роспись наносят на специальную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным и бетонным поверхностям при соблюдении следующих условий:

  • кирпичные поверхности не должны выделять солей;
  • кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента;
  • бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для использования под фресковую роспись из-за известковых солей, выделяемых во время твердения из цементных растворов.
  • Непригодны и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. В этих случаях делают защитную облицовку с укладкой керамических пористых плит с водонепроницаемой изоляцией или воздушной прослойкой между плитами и бетоном или же отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обязательным образованием воздушной прослойки толщиной 2...3 см между бетоном и штукатуркой;
  • поверхности из природного камня - неплотного известняка, туфа и песчаника - лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепления со штукатуркой.

Растворы для оштукатуривания и материалы для них

Для оштукатуривания под фреску применяют известковые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3%. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель.

Для особо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется использовать наиболее чистые разновидности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция (СаСО3 около 99...99,5%).

Наполнителем для раствора служит промытый речной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.

Наполнители для штукатурных составов

Назначение состава

Размер частей в мм.

Количество по объёму

Речной песок (для нижнего слоя грунта)

2,5…1,2

0,2...0,6

0,15...0,3

Мельче 0,15

40

45…35

10...20

5

Речной песок, для второго слоя грунта при трехслойной штукатурке

0,2…0,6

0,3...0,6

0,15…0,3

Мельче 0,15

45

30

20

5

Мраморный песок для накрывочного слоя штукатурки (интонако)

0,6…0,3

0,3…0,15

Мельче 0,15

60

30

10

Раствор для нижнего слоя грунта (части по объему):

• известь-тесто (влажностью 55%) - 1;
• речной песок - 3.

Способ приготовления: В растворосмеситель загружают известь-тесто, вливают воду и во время перемешивания вводят песок. Перемешивают состав до однородного состояния. Приготовленный состав допускается хранить не более 2...3 суток, защищая его от высыхания.

Раствор для верхнего накрывочного слоя - интонако (части по объему):

• известь-тесто (влажность 55%) - 1;
• кварцевый или мраморный песок - 2...2,25.

Способ приготовления: Раствор готовят так же, как и предыдущий.

Примечания:
В случае применения высокосортной жирной извести из мрамора количество наполнителя может быть увеличено по составу 8 до 3,5 частей, а по составу 9 до 2,5 частей.
При использовании для верхнего слоя в качестве наполнителя мраморной пудры раствор готовят в соотношении 1:1,5 или 1:1.
Вместо мраморного песка можно применять чистый кварцевый песок равномерной зернистости с размером зерен до 0,3 мм. Для получения очень гладкого лицевого слоя используют мраморную пудру, просеянную через сито с 900...1600 отв/см2.

Штукатурные растворы готовят с различным соотношением извести и наполнителя в зависимости от гранулометрического состава песка и назначения раствора.

Очищенную от грязи и пыли поверхность накануне производства работ обильно смачивают. Смачивание повторяют за 1–1,5 ч до начала работ.

Первоначально на поверхность набрасывают обрызг толщиной 5 мм. Штукатурный грунт наносят последовательными слоями толщиной не более 5 мм каждый. Число слоев зависит от ровности поверхности. Каждый слой разравнивают полутерком. Последующий слой наносят после подсыхания (побеления) предыдущего.

Выровненный последний слой грунта процарапывают волнистыми горизонтальными линиями глубиной 2 мм с расстоянием между ними 30 мм. Штукатурный грунт выдерживают 12 дней, смачивая его водой два-три раза в день, а в жаркую погоду, кроме того, прикрывают влажными рогожами или мешковиной.

Лицевой слой штукатурки наносят общей толщиной 10–12 мм, наращивая в два-три приема с толщиной каждого слоя около 5 мм. При применении для лицевого слоя растворов с мраморной пудрой общая толщина слоя должна быть в пределах 2–3 мм.

Пигменты для фресковой живописи

Для фресковой росписи применяют природные и искусственные щелочестойкие сухие пигменты.

Из натуральных природных пигментов используют следующие: охру светлую, темную и золотистую, охру жженую, мумию светлую и темную, сурик железный, сиену натуральную и жженую, умбру натуральную и жженую, перекись марганца, цветные сланцы разных цветов, цветные туфы – розовые, желтые и красные, коричневую марганцевую, зеленую землю (минерал волконскоит), лазурит и малахит.

Искусственные щелочестойкие пигменты, довольно разнообразные по цветовой гамме, позволяют в значительной степени расширить цветовые возможности фресковой живописи. Так, в живописи этого вида хорошо зарекомендовали себя следующие пигменты: стронциановая желтая, английская красная, кадмий красный, кобальт синий, голубой и зеленый, ультрамарин (сульфатный), окись хрома, зелень изумрудная, кость жженая, марсы разного цвета.

Пигменты должны иметь высокую тонкость помола (дисперсность), обеспечивающую полное обволакивание каждой частицы пигмента пленкой гидрата окиси кальция с последующим образованием сплошной пленки углекислой извести. Для этого пигменты просеивают через сито № 0,071 и 0,06 с 6400 и 10000 отв/см2 соответственно.

Подготовительные работы

Роспись по свежей штукатурке требует быстрого исполнения и исключает возможность внесения исправлений в сделанную ранее роспись, поэтому выполнению росписи предшествует ряд подготовительных работ.

После того как решена окончательная композиция росписи и выполнен ее эскиз, делают ряд этюдов в соответствии с эскизом, с тщательным изучением деталей росписи, которые помогут быстрому исполнению фрески, исключая погрешности.

Затем делают картон – вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию. Картон выполняют в масштабе будущей росписи и в соответствии с ранее сделанным эскизом.

Готовый картон устанавливают на место, подготовленное под фресковую роспись, определяют взаимодействие композиции будущей фрески с характером и пропорциями здания, создавая этим возможность своевременного внесения тех или иных исправлений. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение одного дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных деталей композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка.

Контуры расчлененного рисунка переносят на поверхность двумя способами. Когда картон не предполагают сохранить, его разрезают по границам членения на отдельные выкройки, которые и прикладывают по мере надобности к расписываемой поверхности, определяя ежедневные границы росписи и необходимую площадь свежего накрывочного слоя для росписи на следующий день; если картон необходимо сохранить, с него снимают кальку, перенося на нее линии членения на отдельные участки, а иногда и отдельные линии рисунка.

По линиям членения рисунка делают проколы и, используя кальку как трафарет для припороха, переносят тампонированием рисунок на поверхность. Для тампонирования применяют сухие пигменты: порошок угля, охру. Иногда для более четкой работы по нанесению на поверхность накрывочного слоя делают картонные выкройки ежедневного объема работ, используя для этого кальку и перенося рисунок на картон припорохом.

При выполнении орнаментальных, а также плоскостных сюжетных росписей часто используют прямые трафареты, по которым набивают рисунок орнамента или сюжетной росписи. При тщательно приготовленных трафаретах в отдельных случаях можно выполнять и объемные фресковые орнаментальные росписи.

Сюжетная роспись техникой фрески
(пунктиром показаны участки росписи в течение одного дня)

Красочные составы и инструменты

Красочные составы для фресковой живописи готовят, перетирая на чистой воде необходимые пигменты в примерном соотношении 1:3 (пигмент : вода). Внешний признак рабочей консистенции – стекание с приподнятой кисти одной-двух капель.

Пигменты для составов предварительно смешивают в сухом виде, точно подбирая по массе, до получения необходимого цветного тона, ведя запись цветных компонентов и подготавливая такое количество сухих смесей, которого должно хватить на всю работу. Одновременно уточняют количество воды, необходимое для различных цветных смесей. Сухую пигментную смесь с водой смешивают из расчета однодневного использования, при этом заготовляют красочные составы всех необходимых на данный день цветов. Такая подготовка обеспечивает непрерывность работы в течение всего дня. Готовые красочные составы хранят в чашках из фарфора. Затирают пигменты с водой курантом на мраморной доске.

При фресковой росписи применяют кисти только с мягким волосом, так как кисти с жестким волосом разрушают свежую штукатурку, смешивая красочные составы с раствором накрывочного слоя, изменяя цвет. Для промывания кистей во время работы необходимо иметь посуду с чистой водой.

4. Техника фресковой живописи.

Техника фрески очень трудна, поэтому многие художники предпочитают другие техники стенной живописи, особенно когда фрескисты увлекаются формами характерными для масляной живописи позволяющей делать многочисленные исправления и прописки.

Действительно художник, работая по сырой штукатурке не может ни вносить изменений в первоначальный проект ни точно судить о красочных тонах, ибо - как в XVI в. писал Вазари - "пока стена сырая краски показывают вещь не такой какой она будет когда стена высохнет". Цвет красок изменяется когда стена высыхает повышается и их светоносность. Поэтому уже в начале работы необходимо иметь палитру "сухих тонов".

По сравнению с другими техниками стенной живописи исполнение фрески достаточно продолжительно и делится по дням (за день художник может расписать 3-4 кв. метра); на многих фресках заметны "дневные швы".

Накануне росписи, обычно во второй половине дня, необходимый участок грунта, смоченный в течение первой половины дня несколько раз водой, накрывают раствором общей толщиной 10–12 мм, наращивая послойно в два-три приема и отделывая верхний слой затиркой.

На другой день, проверив прочность поверхности накрывки, приступают к росписи. Как только участок росписи, намеченный на данный день, закончен, приступают к обрезке до грунта излишне наложенного накрывочного слоя точно по шаблону (выкройке) ножом с коротким и острым лезвием. Отметив по шаблону с некоторым запасом участок росписи следующего дня, по хорошо смоченному грунту наносят накрывочный слой, избегая повреждения ранее сделанной росписи, и прикрывают его мокрой мешковиной.

Фреска – техника настенной живописи водяными красками, нанесёнными на сырую штукатурку, в те короткие десятки минут, пока раствор еще не "схватился" и свободно впитывает краску. Такой раствор художники-монументалисты называют "спелым". Писать по нему нужно легко и свободно, а главное, как только ход кисти теряет плавность, и она начинает "боронить", краска перестаёт впитываться, а намазывается, как бы "салит" стену, надо заканчивать работу. Всё равно краски уже не закрепятся, поэтому фреска - один из трудоёмких видов живописи, требующий величайшего творческого напряжения и собранности, но и дающий, часы несравнимой радости. При высыхании на штукатурке образуется тончайшая прозрачная пленка, закрепляющая краски, благодаря которой фреска и является столь долговечной. Правда, при полном высыхании яркость цвета несколько бледнеет. Фреска является одной из основных техник настенных росписей, потому она тесно связана с архитектурой.

5. Техника "а секко".

Фреска "а секко" (итал. "а sekko" – сухим способом, по сухому) – роспись известковыми красками по сухой известковой штукатурке, предварительно отшлифованной пемзой. Шлифованием удаляют верхнюю пленку углекислой извести, открывая поры в штукатурном слое. Краски для живописи затирают на известковом молоке. Поверхность штукатурки обильно увлажняют накануне и повторно за полчаса–час до начала росписи.

Красочные составы в связи с приготовлением их на извести получаются разбеленными, снижая цветовые возможности этого вида живописи, так как росписи получаются с ослабленным колоритом. Для получения более ярких по цвету росписей применяют несколько измененную технологию живописи с использованием известковой грунтовки, которую наносят на подготовленную и обильно смоченную водой штукатурку, применяя при этом свежезагашенную известь-кипелку.

Состав для известковой грунтовки (по массе в весовых частях).

- известь кипелка 1-го сорта (содержанием оксида магния не более З%) — 1;
- вода — 9.

Способ изготовления: известь-кипелку гасят малыми дозами воды. Общее количество воды для гашения не должно превышать указанного в составе. Незагасившиеся куски извести удаляют и заменяют новыми, равными по массе; готовый состав процеживают через сито с 900 отв/см2.

Состав используют не позднее 5–6 ч после приготовления. Более длительное хранение делает состав негодным к употреблению, и нанесенная грунтовка не закрепляет с достаточной прочностью роспись.

Наносят состав кистями или краскопультами на отдельные участки поверхности размерами, обеспечивающими роспись в течение не более 5–6 ч. В случае если грунт в процессе росписи подсох, его дополнительно увлажняют мягкой кистью или распылителем.

Роспись по сырой известковой грунтовке делают красками, затертыми на воде с добавлением свежезагашенной извести в количестве, необходимом для разбела.

При исправлениях живописи необходимые участки смачивают водой, вновь грунтуют свежеприготовленной известковой грунтовкой и повторяют роспись.

Для этого вида живописи применяют те же щелочестойкие пигменты, что и для фрески.

Приемы подготовки эскизов, картонов, калек и шаблонов не отличаются от приемов, применяемых при фресковой живописи.

6. Техника "фреско а секко".

Итальянская эпоха Ренессанса именовала живопись, исполненную по свежей штукатурке, сокращенным термином: «a fresco». Чтобы сказать: «писать по свежей штукатурке», итальянцы говорили: «dipingere a fresco», что в буквальном переводе значит: «писать по свежему». У нас же обычно говорят и пишут: «живопись аль фреско», «писать аль фреско», что в переводе имеет совершенно другой смысл и значит: «живопись на свежем воздухе, холодке».

Живопись, исполненная исключительно по свежей штукатурке, называлась также у итальянцев «buon fresco» (буон фреско), т. е. истинная фреска, чтобы отличить ее от другого способа известковой живописи, носившей название «fresco a secco» (фреско а секко), в котором краски также связываются в живописи с известью, но наносятся на известковую уже выстоявшуюся штукатурку, которая перед началом работы только смачивается водой.

Такова подлинная старинная итальянская терминология, которая имеет для нас в настоящее время лишь историческое значение. Разновидности так называемой фресковой живописи, в которой связующим веществом является известь, следовало бы назвать просто «известковой живописью», подобно тому, как живопись, в которой краски вяжутся маслом, называется масляной живописью, где ту же роль играет клей, - клеевой живописью и т.д.

История не дает нам точных сведений о том, когда впервые началось применение извести в качестве связующего вещества живописных красок. Надо предполагать, однако, что уже в глубокой древности был использован простейший способ применения ее в живописном деле, заключающийся в непосредственном смешении ее в виде гашеной извести с красками.

По словам Витрувия, древние греки прекрасно знали и использовали связующие свойства извести в штукатурном деле. Внутри здания они наносили на стену штукатурку в два слоя, наружные же стены здания покрывали многослойными штукатурками, причем и в том и в другом случае поверхность их выглаживалась, что практиковалось уже в древнем Египте.

Римляне, усвоившие греческую культуру, заимствовали от греков и любовь их к украшениям наружных и внутренних стен зданий, причем наряду с окраской стен широкое применение у них находит и стенная живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся стенные росписи Помпеи.

Живопись по свежей штукатурке стала приобретать значительные размеры впервые у римлян, причем изображала различные сцены, ландшафты и пр. Фресковая живопись римлян мало похожа на итальянскую фреску времен Ренессанса. Связующим веществом красок в стенной живописи служили у римлян, кроме извести в чистом виде, соединения ее с животным клеем, казеином (в виде молока) или яичным белком, а также клей в чистом виде. Для укрепления самих слоев штукатурки в их растворы вводилось иногда молоко, чаще пемза – вещество вулканического происхождения.

История росписи по сырой штукатурке уходит своими корнями в историю древних восточных царств. Фрески повсеместно использовались в античных интерьерах Греции и Рима. Своего расцвета этот способ декорирования стен достиг в эпоху Высокого Возрождения благодаря гениальным итальянским мастерам той эпохи.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют именование «буон фреска» или «чистая фреска».

Точной даты появления фресок не известно, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, – одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашеной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дробленые кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т.п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски, киноварь, синие, а иногда и черные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

С первых веков н. э. близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот прием был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве многих стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.).

С XVI века в Италии распространилась "чистая" фреска без применения темперы. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX веке к фреске обращались отдельные художники (представители стиля "модерн" и др.). В технике фрески работали многие прогрессивные художники XX века (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

7. Технология росписи православных храмов.

Технологии росписи православных храмов разрабатывались много веков подряд, а потому поистине уникальны.

Для того чтобы приступить к росписи православного храма, необходимо создать особые краски, определиться в типе их наложения и выявить особый порядок росписи помещения. Важно отметить, что техника православной росписи по праву считается одной из самых сложных техник росписи помещений религиозного назначения, в силу своей каноничности, строгости и уникальности. В силу своей каноничности же она является одной из самых универсальных на планете. В любом уголке России православная роспись выполненная в одном стиле, цвете и по одним и тем же правилам, будто все это расписывалось одним и тем же мастером. Интересно, что этот способ росписи передавался из поколения в поколение, от мастера к ученику из уст в уста, и держался в строжайшем секрете от обывателей. Только к XVI веку некоторые из мастеров стали доверять секретную технологию бумаге.

Не изложенная мастерами часть технологии, была раскрыта современными учеными и исследователями – химиками посредством химических опытов, а также живописцами и технологами практическим способом.

Одной из основных целей живописцев, расписывающих православные храмы на Руси была долговечность изображаемого. Материалы, используемые для работы, отбирались самые высококачественные. Помимо того, применялась особая техника наложения красок и дальнейшего покрытия их специальной смесью. Благодаря стараниям древних мастеров, мы можем наблюдать древние росписи, пережившие войны и природные катаклизмы, даже сегодня.

Большинство православных храмов расписывались при помощи смешанной техники, характерной для древнерусских мастеров-живописцев. Сперва использовали технику a fresko (в переводе с итальянского – мокрый, сырой) – живопись по свежей штукатурке наносилась красками, разведенными на воде или известковом «молоке». После этого использовалась методика а secco (сухой) – живопись на сухой штукатурке. По сути своей все это разные стили техники нанесения фресковой росписи, однако до XVIII века на Руси не было термина фреска, он появился лишь после приезда итальянских художников. До этого момента все упоминания о росписи назывались «стенное письмо на сыром левкасе».

Используемая на Руси техника чистой фрески пришла из Византии, где фреска также украшала православные храмовые постройки. Фреска производила эффект качественной и очень прочной работы, но при этом не отличалась особой яркостью. В этом методе в известковой воде растворяли различные, как тогда говорили, «земли»: основные оттенки при этом были темно-красный, красно-коричневый, охра и темно-зеленый. Пигменты этих красок, вступая в химическую реакцию с сырой известью, после высыхания образовывали на поверхности левкаса прочную пленку из оксида кальция, который надежно защищал фреску от внешних воздействий. Однако, поскольку полученные методом фрески изображения были темными и маловыразительными, то, чтобы придать им яркости и праздничности, полностью высохшие фрески переделывались уже, как говорят специалисты, «по-сухому». Картины раскрашивали яркими красками на пшеничном клее и яичном желтке, а позднее и на казеине. Техника росписи фресок была очень сложной и требовала от живописца высокого мастерства, опыта и таланта. Сложность заключалась еще и в том, что для получения правильного результата стену или своды можно было расписывать лишь до тех пор, пока левкас еще не высох и мог впитывать краски. Для этого левкас наносили частями с тем расчетом, чтобы художник успел раскрасить его во время его высыхания, а после этого переходил на следующий фрагмент левкаса. Процесс росписи храмов занимал очень длительное время. Огромную часть затраченного времени занимали подготовительные процессы. Перед росписью храма ему давали отстояться. Усадка стен свежевыстроенного храма могла растянуться на срок от нескольких лет до нескольких десятилетий. На время усадки стены храма покрывали временной штукатуркой. После окончательной усадки приступали к самой росписи.

Процесс росписи стен также был трудоемким и проходил в несколько этапов. Сперва, на стены наносили грунт (в древней Руси использовался раствор извести – штукатурка высокого качества или как ее тогда называли левкас), служивший основой для будущей фрески. Поскольку во многом от качества левкаса зависело то, какой по качеству получится будущая фреска, то к его приготовлению подходили очень ответственно, начиная производить заготовку за два года до непосредственно росписи, поскольку самый «выдержанный» левкас считался и самым качественным.

Позже лежавшую гашеную известь многократно промывали и засыпали в большие деревянные бочки. Затем выложенную смесь заливали водой и тщательно перелопачивали. Воду в бочках необходимо было менять каждые шесть часов в течении нескольких лет. Затем эту известь складывали кучами и накрывали мешковиной. Так она вымораживалась до весны. После этой сложной процедуры в течении еще шести недель повторяли тщательную промывшку, чтобы «достальная емчуга вышла». Кстати, «емчугой» на Руси называли едкую известь, которая при гашении водой выходила в виде наледи или же пены. Именно в удалении «емчуги» и состоял главный смысл столь длительных и тщательных работ промывания.

В промытую известь добавляли иссеченный лен или солому, чтобы сделать левкас долговечным и производили левкашение стены. Старая штукатурка при этом сбивалась и накладывалась новая. Иногда левкас наносили в два три приема с интервалом в 10-12 часов, а затем поверхность сглаживали кожей или специальной лопаткой. Таким образом стена получалась максимально ровной и гладкой.

Затем шла непосредственно роспись стен и сводов храма, проводившаяся только в теплое время года, т.е. с мая по сентябрь. Художник – знаменщик, возглавлявший артель наносил краску по сырой штукатурке, намечая графику основных композиций. Далее по намеченной графике процарапывали специальной ручкой или иглой, т.е. графили.

Полученная графья служила основой работы для всех живописцев в артели. По ней выводился рисунок, составлявший фреску храма.

8. Основные принципы последовательности в росписи.

Прежде чем приступить к художественной росписи стен или потолка, делается фотография поверхности с охватом интерьера и на основе уже заданного колорита и стиля интерьера, художник разрабатывает несколько эскизов с учетом всех Ваших пожеланий и предпочтений и на основе утвержденного эскиза наносится роспись. Таким образом, картинка будущей росписи будет сочетаться с общим стилем и цветовой гаммой комнаты – гармонировать и перекликаться с видом вцелом, добавляя полноту и насыщенность в интерьер любого помещения! Будь то стена или потолок – роспись разбита на этапы:

На подготовленную стену (штукатурка, шпатлёвка, грунт и два слоя белой акриловой краски), наносится карандашный набросок картины, выстраивается композиция, определяется количество планов.

После нанесения наброска, начинается роспись красками, прозрачными слоями, для сохранения светимости белого основания, что придает работе особенную глубину и звучание. От общего к частному и наоборот, постепенно формируются все планы картины.

Затем прописываются мельчайшие детали и элементы картины: строения, листва деревьев, персонажи (если есть)...

Во влажных помещениях рекомендуется использовать покрывной акриловый лак (матовый - бесцветный), который будет служить дополнительной защитой красочному слою. После высыхания лака, поверхность может подвергаться, при необходимости, влажной чистке.

9. Заключение.

С древних времен люди наносили на стены своего жилища различные рисунки, веря в то, что они несут не только декоративную функцию, но и способны привлечь в дом счастье, обезопасить его, а также обеспечить удачу и успех его обитателям. Казалось бы, с постоянным развитием научно-технической мысли, абсолютно все в этом мире должно было измениться.

Однако художественное оформление интерьеров остается актуальным и по сей день, и хотя многие уже не верят в мистическую силу изображений, с тем, что помещение, украшенное таким образом, становится более живым и одухотворенным, никто не может поспорить. Поистине, роспись стен, потолка и предметов мебели способна вдохнуть жизнь в пространство помещения, сделать его оригинальным и неповторимым, ведь такая работа производится исключительно вручную профессиональными художниками, которые отдают частичку себя, своей фантазии и вкладывают душу в свои произведения. Мастера могут создавать работы в различных стилях и направлениях, тем самым обеспечивая наиболее гармоничное включение художественного произведения в общий дизайн.

Множество предметов, служащих для оформления и декорирования интерьеров, произведено фабричным способом, поэтому, приобретая их, можно забыть о какой-либо эксклюзивности, и быть уверенным в том, что они будут украшать не только Ваш дом, но это совершенно не касается художественной росписи. Художественное оформление осуществляется по индивидуальному плану и эскизу, создаваемому для конкретного помещения и случая, дабы подчеркнуть стилистику, в которой выполнен дизайн, придать оригинальные ноты и свежие живые черты. Это позволяет избежать повторения или штамповки изображаемых рисунков, орнаментов и иных мотивов в росписи.

Помимо эстетической функции, украшение интерьера при помощи художественной росписи, может нести вполне определенную функциональность. Она заключается в визуальном изменении пространства, корректировке отдельных особенностей помещения, таких как: высота потолков, неровности, величина пространства и многое другое. Поэтому художественное оформление способно замаскировать и преобразовать специфические черты помещения, вплоть до полного его преображения.

Ничто не может обеспечить исключительность и своеобразие дизайна как жилого, так и нежилого помещения, кроме оригинального художественного произведения, гармонично исполненного и грамотно включенного в интерьер.

На следующей странице мы более подробно поговорим о "Фресковой живописи".

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо