Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с деревом
 
Декоративная обработка дерева

Роспись под Хохлому

Как же делают "Хохлому"? Будущий расписной стаканчик, ложку, бочонок и т.д. вырезают вручную или вытачивают на токарном станке из липы или березы, тщательно (10-15 дней) сушат и затем начинают готовить под роспись. Для этого поверхность изделия грунтуют жидкой глиной, несколько раз покрывают олифой, сушат при температуре 60-70 °С и затем натирают алюминиевой пудрой. По этому серебристому фону вещь расписывают красной и черной масляными красками (иногда вводят и другие цвета). Затем вещь еще раз покрывают олифой и сушат при более высокой температуре. И вот тут-то и происходит маленькое химическое чудо - "серебро" превращается в "золото".

Какие химические реакции идут здесь? Почему образуется золоченая поверхность? Оказывается, весь секрет в пленке олифы. При высокой температуре олифа "закаливается", приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в "благородное золото", но и надежно защищает роспись и поверхность дерева - пожалуйста, если хотите, наливайте в хохломскую миску горячие щи, берите хохломскую ложку и ешьте себе на здоровье... Ничего с посудой не сделается.

Олифами называются пленкообразующие вещества, получаемые специальной обработкой растительных масел. Но не любых, а лишь высыхающих, содержащих глицерины ненасыщенных жирных кислот, например, льняного, конопляного. Чтобы получить олифу, масло нагревают до 120-150 °С, иногда в присутствии катализаторов - так называемых сиккативов, ускоряющих высыхание масла. Слово "высыхание" можно было бы брать в кавычки, потому что, по сути дела, масло не высыхает, а твердеет в результате сложных процессов окисления и полимеризации. При этом образуется прочная, нерастворимая в воде пленка, хорошо прилипающая к поверхности.

Цвет пленки олифы зависит от толщины слоя и температуры нагрева. Поэтому соблюдение нужного режима закладки имеет очень большое значение. И качество олифы тоже очень важно. Раньше каждый кустарь готовил себе олифу сам, ревниво охраняя секреты производства. Для изготовления олифы брали самое чистое льняное масло и долго, иногда несколько недель, нагревали его: каждые сутки масло несколько часов стояло в топящейся печи, а остальное время в этой же печи томилось. И сейчас в производстве хохломских изделий, особенно посуды, применяется самая высококачественная олифа.

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...