Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с деревом
 
Работа с фанерой, ДВП, ДСП

Резьба по фанере

Предлагаем вам освоить удивительное и очень привлекательное декоративно-прикладное искусство вырезывание рисунков на окрашенной фанере. Это своеобразное гравирование. Оно не имеет целью получить печатные оттиски с вырезанных дощечек. Ими можно украсить дома, коттеджи, помещения фирм, использовать как элементы наружной рекламы и наконец просто украсить домашний интерьер, детский уголок, повесить их на кухне, поставить за стекло книжной полки и т.д. Изготовление таких украшений требует, как и любая другая работа, определенной последовательности.

 

Рисунок. Для резьбы пригодны любые графические рисунки, выполненные четкими, законченными линиями. Рисунки могут быть собственными, но могут также заимствоваться из книг, журналов. Удобнее переводить рисунки на кальку. Если оригинал рисунка по своим размерам не соответствует размеру будущего изображения, его масштаб может быть увеличен или уменьшен по сетке.

 

Основа, Это фанерка или строганая дощечка, на которой будет вырезаться рисунок. Для основы следует взять фанерку или дощечку хорошего качества без сучков, расслоения и других дефектов. Толщина от 3 до 12 миллиметров. Размер и форма основы должны соответствовать размеру и очертаниям рисунка.

Резать линии значительно легче вдоль, а не поперек слоя. Поэтому выпиливать основу из листа фанеры следует так, чтобы линии будущей гравюры располагались бы по преимуществу вдоль наружного слоя.

Края основы зачищаются напильником. Фанеру следует зачищать движением напильника вдоль кромки, а не поперек (чтобы она не отщипывалась, не крошилась). После зачистки и края, и рабочая сторона основы, на которой будет вырезаться рисунок, обрабатываются крупной, а потом мелкой наждачной шкуркой, так чтобы поверхность стала гладкой. Остается удалить чистой тряпочкой пыль и можно окрашивать основу.

Окраска производится красками темных тонов (черной, коричневой, синей). Можно использовать тушь, акварельные и гуашевые краски, раствор марганцовокислого калия, но лучше — нитрокраску. Ее преимущество в том, что она ложится равномерным непроницаемым, прикрывающим фактуру фанеры слоем. Если наносить ее тонким слоем, она полностью высохнет за 20 минут. Краску надо наносить поролоновым тампоном, а не кисточкой, причем быстро, равномерным слоем, так, чтобы исключить последующее подкрашивание. Если подкраска все-таки будет необходима, производить ее следует после того, как предыдущий слой совсем высох.

На основе, покрытой перечисленными красителями, можно выполнять только контурные и силуэтные изображения. Теневые изображения можно получить на основе, покрытой водным раствором порошка морилки различных оттенков. После окраски и полного высыхания поверхности на ней вырезают изображение. Затем места, которые необходимо осветлить, аккуратно зачищаются наждачной шкуркой и протираются обычной чернильной резинкой до получения нужного тона. Возможна и подкраска отдельных мест изображения для достижения более густого оттенка.

 

Нанесение рисунка на основу производится с кальки через копировальную бумагу. Кальку и копирку закрепить. Следить за тем, чтобы все линии рисунка были обведены без пропусков.

 

Резцы должны быть изготовлены из высокопрочных сортов стали. В качестве заготовок могут быть использованы старые сверла, развертки, надфили, обрезки легированной проволоки диаметром от 3 до 7 миллиметров.

Резец представляет собой стальной стержень; один конец его заточен и в нем выбрана канавка для отхода стружки, другой конец заделан в ручку. Заточка рабочего конца стержня может быть разной: полукруглой, треугольной, плоской. Резцы, по-разному заточенные, дают возможность резать линии разной толщины. Пользоваться можно только острыми, хорошо заточенными резцами. Плохо заточенные, как правило, «рвут» фанеру.

 

Выполнение резьбы. Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным. Стол, на котором производится резьба, должен иметь упоры, предохраняющие основу от сдвига.

Резец зажимается в правой руке. Ручка его упирается ладонь, а стержень прижимается большим пальцем к указательному. Согнутый мизинец упирается в поверхность основы и при выполнении резьбы контролирует угол наклона стержня по отношению к основе. Этот угол, при котором резец не врезается в фанеру и не скользит по ней, а режет ее, зависит от угла заточки лезвия.

Пальцами левой руки придерживаем резец от самопроизвольного срыва. Вырезаемая линия будет иметь постоянную ширину только в том случае, если давление пальцев левой руки на стержень все время одинаковое. Вырезая кривые линии, лезвие резца должно идти плоско, без наклона.

 

Отделка. Когда резьба закончена, стоит покрыть изображение бесцветным лаком — это сделает его более сочным. Наносить лак следует в три-четыре слоя; прежде чем наносить следующий слой, надо дать предыдущему полностью высохнуть. Лак спиртовой, типа С-4. Если применялась морилка, можно взять и нитролак. Но его недопустимо использовать для покрытия работ, выполненных по нитрокраске: лак растворит нитрокраску и всё будет безнадежно испорчено.

Автор: И. Ювенальев
http://www.patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо