Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с гипсом
 

Слепки-барельефы

В свое время в Москве, Ленинграде, Омске и других городах демонстрировалась выставка В. С. Гребенникова - несколько десятков совершенно необычных экспонатов. Здесь были и керамические плитки с яркими, выдавленными бабочками, отчеканенные в металле жуки, метровые цветные портреты насекомых, вдоль стен висели барельефы самых обычных растений; в небольших витринах - объемные картины: подводная жизнь, разрез цветка, летящая муха, инфузории...

Гребенников поломал традиционные рамки изготовления музейных экспонатов, предложив свой широкий набор методик. Некоторые из них относительно просты. И, воспользовавшись ими, каждый любитель природы сможет пополнить новыми экспонатами свою коллекцию.

Сам Виктор Степанович называет этот метод слепками. Необходимые материалы - пластилин и гипс.

Изготовление достаточно просто. К размягченной пластилиновой пластинке прикладывается растение (рис. 1) и прижимается (рис. 2). При этом на пластилине отпечатываются все мельчайшие подробности строения растений: волоски, устьица, жилки.

Рис. 1

Рис. 2

Следующий этап - приготовление формы. Для этого оттиск обкладывается пластилиновыми "колбасками" или в него втыкаются картонные пластинки.

Следующий этап - заливка гипса. Гипс, разведенный водой до консистенции сметаны, заливается нетолстым слоем в формовочное корытце (рис. 3).

Рис. 3

Чтобы пузырьки воздуха не застряли в углублениях, первый, тонкий слой гипса энергично "гоняется" мягкой кисточкой по дну формы. Через некоторое время гипс доливают до краев формы. Если предполагается получить большой слепок, то хорошо внутрь положить каркас - алюминиевую проволоку (рис. 4).

Рис. 4

Когда гипс окончательно отвердеет - минут через двадцать, - весь комплект нужно опустить в таз с горячей водой. Через несколько минут пластилиновая форма легко снимается (рис. 5). Получается готовый слепок.

Рис. 5

Следующий этап - раскраска. Лучше всего раскрашивать гипс акварельными красками, положив рядом натуру (рис. 6).

Рис. 6

Если нужно сделать слепок цветка, например, тюльпана, его предварительно надо загипсовать. Первый и второй слои гипса внутри цветка наносятся кисточкой, а когда гипс застынет, цветок "доливают" до краев. Теперь он, не оминаясь, входит в пластилин (рис. 7).

Рис. 7

Слепок внутренней части цветка делается аналогично. Только гипс наносится сверху (рис. 8).

Рис. 8

Готовые отпечатки на гипсе - "позитивы" (рис. 9).

Рис. 9

 

Объемные блоки.

Блоки - стопка стекол с прокладками. На каждом стеклышке нарисована часть изображения так, что в собранном виде получается объемная картина. Темы могут быть любые: от строения инфузорий до лунных ландшафтов.

Например, рассчитанный на один цвет натюрморт "Стакан чая" (рис. 10).

Рис. 10

Возьмите четыре отмытые фотопластинки (6х9 см) и разрежьте их пополам. Скопируйте на них вот отсюда (рис. 11) рисунки отдельных элементов. Гуашь или акварель лучше всего наносить обыкновенным стальным пером или тонкой кисточкой. По углам стекол приклейте прокладки - кусочки спичек. Теперь надо собрать стереоблок. Лишние штрихи надо осторожно соскоблить ножом или бритвой. Затем смажьте клеем прокладки и соберите стереоблок окончательно.

Рис. 11

Высота прокладок зависит от толщины стекол. Поэтому, если вы возьмете оконные стекла, то прокладки надо взять потоньше.

Точно таким же методом можно создавать витрины и витражи.

 

Муравейник в комнате.

Держать в доме для изучения можно многих насекомых. Проще всего - древесных муравьев. На фотографии живой экспонат - часть семьи черных муравьев-древоточцев (рис. 12). Для этого в эмалированный таз насыпается лесная подстилка и ставится стеклянная банка. На нее - часть трухлявого пня. Пень надо подготовить заранее, наклеив на него в нескольких местах "смотровые площадки" и пару "путеводов" вниз. Чтобы ваши питомцы не разбежались, края таза надо посыпать тальком и время от времени добавлять его. На верхней смотровой площадке лежит стеклышко с кормом. Очень много интересного можно увидеть, наблюдая за жизнью муравьев, живущих в вашем домашнем муравейнике.

Рис. 12

 

Зеркальные муляжи.

Из экрана, "вылезая из кадра" крыльями, видна увеличенная в тридцать раз модель мухи-журчалки. Это стереозеркальный муляж. Рядом в пробирке - натурщицы (рис. 13).

Рис. 13

Любой объект, обладающий двусторонней симметрией, можно изобразить подобным образом.

На этом рисунке (рис. 14) - разрез муляжа. Левая половинка туловища мухи вылеплена из пластилина, в нужных местах воткнуты щетинки из волоса, к голове приделан левый усик. Крыло вырезано из прозрачной пленки. Жилки точно нарисованы с фильмоскопа (можно использовать фотоувеличитель). Три левых ноги изображены на стеклах гуашью. Вся правая часть мухи отражена зеркалом. Выявился неожиданный эффект: в размахе крыльев насекомое оказалось больше коробки, в которую оно заключено.

Рис. 14

http://www.patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо