Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с глиной, керамикой, фарфором
 

Технология изготовления глиняных изделий на гончарном круге

Сухую глину заливаем полностью водой и периодически мнем ее руками, встречающиеся при этом инородные куски удаляем.

Гончарный круп если в движение его будет приводить электродвигатель, то позаботьтесь об удобном и безопасном выключателе, так как в процессе работы руки у вас будут постоянно влажными.

Взяв комок глины в руки, очень тщательно разминаем, встречающиеся при этом твердые кусочки также удаляем. После того как из глины будет удален воздух (иначе в изделии будут раковины), придаем форму шара и с силой нашлепываем на гончарный круг.

Остальное зависит от вашей фантазии и ловкости рук. Обязательно используйте в работе стеки — деревянные лопаточки разнообразных форм, при помощи которых можно придавать изделиям самые сложные формы. Рядом с кругом держите чашечку с водой, так как в процессе работы руки надо периодически обмакивать в воду.

Полученное изделие несколько дней просушивается при комнатной температуре.

Затем полученное изделие обжигают, для чего его помещают в электропечь на 3-4 часа при температуре 900 °С.

Учитывая отсутствие гончарного опыта, на первом этапе рекомендую изготавливать самую простую, но в то же время необходимую в быту посуду — горшки для цветов. Чтобы они были вне конкуренции, их надо расписать. Для этого предлагаю следующий метод: на только что снятое с гончарного круга изделие осторожно цинковым клише наносим вдавленный оттиск, причем глубину его стараемся сделать максимальной.

После обжига оттиск расписываем масляными красками через трубочку.

Расписывать старайтесь не только традиционными орнаментами, узорами, цветами, но и сюжетными рисунками, пословицами, поговорками. Рисунки на национальные темы также не должны быть обойдены вниманием.

 

Изготовление гончарного круга

Керамика — одно из древнейших народных ремесел. Вначале глиняную посуду лепили вручную, затем появился гончарный круг. Считают, что в Древней Руси его начали использовать с X века. С появлением гончарного круга труд гончаров стал намного производительнее, а изделия обрели правильную, изящную форму. Изготовление бытовой глиняной посуды на гончарном круге можно было встретить вплоть до середины XX века. Но и в наше время он прекрасно уживается с современным керамическим производством, правда, теперь за него сели не ремесленники, а художники-керамисты.

Сейчас используются гончарные круги с ножным и электрическим приводом. Это довольно крупные станки, для которых найти постоянное место сложно. Поэтому предлагаем изготовить небольшой гончарный круг (рис. 1, а), который можно устанавливать в любом помещении.

Рис. 1

По устройству рекомендуемый гончарный круг довольно прост. Он приводится во вращение 12-вольтным электродвигателем 9 (см. рис 1, б) от автомобильного стеклоочистителя. Шпинделем 12 устройства является втулка от переднего колеса велосипеда. С одной стороны на ее ось по резьбе навертывается дюралюминиевая планшайба 3 и законтривается винтом. Сверху к планшайбе крепится винтами текстолитовый круг 4. С противоположной стороны на оси закреплен блок (шкив) 11 диаметром 180 мм из 10-миллиметровой фанеры. Вращение на него передается от шкива через приводной ремень 10 из круглого резинового жгута.

Электродвигатель 9 и втулка 12 крепятся на деревянном основании с помощью хомута 6 и скоб 5. Для удобства регулировки натяжения приводного ремня в основании профрезерованы удлиненные отверстия, а гайки на скобе двигателя сделаны с накаткой для затягивания их от руки.

Под обе гайки вместо шайб подложена пластинка с двумя отверстиями.

Основание устройства состоит из четырех деревянных частей, соединенных клеем ПВА. Боковины 7 имеют пазы «ласточкин хвост» 1, в которые задвигается соответствующими выступами соединительная доска. Сверху на конструкцию устанавливается крышка на вставных круглых шипах 2. Снизу под ножки основания подклеены прокладки 8 из листовой резины. Все деревянные детали круга для предохранения от влаги покрыты слоем лака.

Подключается гончарный круг в сеть 220 В через 12-вольтовый выпрямитель. Им может служить зарядное устройство для аккумуляторов или любой выпрямитель, а также любой другой подобный прибор.

Рис. 2

Пуск, остановка и плавная регулировка скорости вращения круга осуществляются ногой при помощи педали-реостата, подключенной в электрическую цепь между электродвигателем и выпрямителем. Устройство педали-реостата показано на рис. 2. В неподвижную ее часть вмонтирован стержень 2 из асбоцемента, на который намотана нихромовая проволока (от спирали электроплитки), а на неподвижной закреплена токосъемная пластина 3 из прокованной латуни. Ток к пластине подводится мягким многожильным изолированным проводом 1. Все три блока: гончарный круг, педаль-реостат и выпрямитель — соединяются между собой шнурами, снабженными разными разъемами, исключающими неправильное включение.

 

Работа с гончарным кругом

На центр вращающегося круга помещается глина. Глину целесообразно несколько раз сжать с боков, придав ей цилиндрическую форму, и сплющить в блин. Благодаря этой операции она еще раз переминается. Затем в ней делают пальцем углубление и формуют полный цилиндр, который впоследствии превращают в изделие. Во время работы для лучшего скольжения по материалу руки смачивают водой. Этапы формовки изделия показаны на рис. 3.

Рис. 3

Формовка глины требует определенных навыков, поэтому далеко не у всех начинающих гончаров сразу получаются желаемые изделия. Наиболее характерной неудачей является биение (расцентровка) заготовки с разрывом горловины и, как следствие этого — порча изделия.

Чтобы начинающий гончар смог успешно выполнить свои первые работы, ему сначала нужно изготовить изделие с невысокими стенками — блюдце, розетку и т.п. При переходе к высоким изделиям (вазочки, горшки) целесообразно пользоваться для формовки шаблонами из кусочков фанеры или листовой пластмассы и специальной подставкой 2 (рис. 4). Последнюю делают легкосъемной в виде лесенки, на уступы которой укладывается передвижная планка 1, обеспечивающая наиболее удобное положение опоры для рук. Если при формовке горловины изделия намечается разрыв, необходимо ее срезать, а затем продолжить работу. Готовое изделие срезают с круга натянутой в руках проволокой. Операция снятия незатвердевшего изделия довольно сложная и часто заканчивается его порчей. Во избежание такой неприятности на круг предварительно устанавливают подкладку и снимают изделие вместе с ней. Подкладки могут быть из обожженной глины, гипса или из 8-10-миллиметровой фанеры. Для удержания на круге подкладка должна иметь выступы, которые входят в соответствующие углубления на поверхности круга. На фанерных подкладках такими выступами могут служить ввернутые в нее шурупы.

Рис. 4

 

Обжиг и отделка изделий

Обжигают изделия в обычной муфельной печи (как смастерить такую печь вы можете узнать из раздела "Домашнему мастеру"). Перед этим их сушат при комнатной температуре вдали от отопительных приборов, не допуская сквозняков. Когда глина высохнет, изделия ставят в печь и досушивают при температуре 90—100 °С в течение 1-2 часов. Затем температуру печи повышают до 900 °С и выдерживают некоторое время. После этого печь выключают, и изделия остывают. Если режим сушки и обжига не соблюдается, глина может дать трещины, и изделие будет испорчено.

Керамику лучше всего покрывать заводскими глазурями различных цветов. Порошок глазури смешивается с водой до получения кашицы. Ее наносят на керамическое изделие перед обжигом. Если найти заводские глазури невозможно, отделку изделий можно осуществлять следующими доступными способами.

Роспись ангобами — глинами другого цвета. Например, по красной глине — белой. Высохшие, но еще не обожженные изделия расписывают глиной, разведенной до состояния краски. Для получения другого цвета в нее можно добавить гуашевую краску — голубую (кобальт) или зеленую (окись хрома). Они не выгорают при обжиге и сохраняют свой цвет на обожженном изделии.

Обварка — старинный способ получения водонепроницаемой посуды. После обжига изделие достают из печи и горячим опускают в воду, смешанную с мукой. При этом на его поверхности получаются темные произвольные рисунки, которые служат своеобразным украшением.

Продымливание — один из древнейших способов отделки глины. На сырое изделие наносят гладким предметом рисунок, при этом на проглаженных местах поверхность глины становится плотнее. Затем изделие сушат и обжигают. В конце обжига, когда температура понизится, в печь кладут кусочки бересты или ветоши, смоченной в скипидаре, дающие много копоти, после чего дверцу печи плотно закрывают. Остывающее изделие коптится неравномерно: лощеные участки меньше вбирают копоть, чем фоновые. Заметим, что нельзя помещать бересту, ветошь в чрезмерно горячую печь, так как возможен выход и воспламенение генераторного газа.

Покрытие стеклом осуществляют в такой последовательности: сначала на изделие наносят тонкий слой силикатного клея (обыкновенный конторский), затем его припудривают через сетку ровным слоем стеклянного порошка, просушивают в печке и обжигают. Если клей нанесен слишком тонким слоем или недостаточно просушен, то он вспенивается и ровного покрытия не получается.

Применяя силикатный клей в сочетании с толченым разноцветным стеклом, можно получить отделку керамики различную по оттенкам и хорошего качества. Чтобы получить ровное покрытие изделий, избежать растрескивания стекла, их обжиг производят при максимальной температуре 900—950 °С, а остужают постепенно, не вынимая из печи.

Стеклянный порошок можно приготовить из перегоревших электролампочек, цветных пузырьков и бутылок, старых автомобильных подфарников и т.д. Стекло сначала заворачивают в плотную ткань и разбивают молотком, затем осколки помещают в специальную стальную или чугунную ступку с узким отверстием и измельчают в порошок ударами молотка по пестику. Такую ступку можно выточить на станке, высверлив в заготовке глухое отверстие диаметром 30-35 и глубиной 70-100 мм (рис. 5, а). Обычные хозяйственные ступки применять не рекомендуется, так как в них стекло растолочь значительно труднее и возможно выскакивание отдельных осколков. Чтобы получить порошок хорошего качества, его просеивают и промывают водой. Крупные частицы остаются на сите, а пылевидные смываются. После промывки из залитого водой порошка магнитом удаляют металлическую пыль, которая образуется во время толчения, так как металлические частицы при обжиге дают черные точки. Чтобы облегчить последующую очистку магнита, его предварительно помещают в полиэтиленовый пакет.

Рис. 5

Подглазурную и надглазурную роспись производят гуашью — красками «кобальт» и «окись хрома» с небольшим добавлением силикатного клея. В качестве черной краски можно использовать мелко растертую железную окалину. При работе с силикатным клеем нельзя допускать его высыхания на кисточке: если не смыть вовремя водой, кисточка будет испорчена.

Тиснение выполняется по сырой глине палочками, специальными штампами, вырезанными из дерева или согнутыми из жести и проволоки, грубой мешковиной, листьями растений, имеющими красивые прожилки, и прочими предметами. Рельефная поверхность смотрится наиболее эффектно в сочетании с другими способами обработки.

Изделия, покрытые глазурями или стеклянным порошком, при обжиге размещают на специальной подкладке, изготовленной из огнеупорной глины (шамота). Подкладку делают в виде пластинки с шипами (рис. 5, б). Если изделия обжигать без нее, то они могут приклеиться стекающим расплавленным стеклом к муфелю, и печь будет испорчена.

 

Подготовка глины

Для работы на гончарном круге выбирают жирную глину без посторонних примесей. Ее разводят до жидкого состояния и процеживают сквозь мелкую сетку. Полученный раствор отстаивают в течение нескольких дней. За это время твердые крупные частицы оседают на дно, а сверху образуется слой воды, которую затем аккуратно сливают. Оставив осадок из крупных частиц на дне, глину вынимают, подсушивают до рабочей густоты и тщательно мнут. Готовую глину хранят в полиэтиленовых пакетах, где она может долго оставаться готовой для употребления.

НАШ КОММЕНТАРИЙ: В качестве дополнительного материала смотрите статью «Лепка на гончарном круге».

Статья составлена по публикациям Р. Гильмуханова
Автор-составитель.
Патлах В.В. 1996 г.
http://www.patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо