Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с глиной, керамикой, фарфором
 

Лепка на гончарном к руге

Гончарный станок — очень древнее приспособление для изготовления глиняной посуды, различных подставок, игрушек в единичных экземплярах или небольшими партиями. На станке можно сформировать практически любое тело вращения. Гончары создавали и создают до сих пор различные изделия — от простых чашек и предметов обихода до великолепнейших ваз и амфор, украшающих дома и музеи мира.

Любой человек может освоить гончарное мастерство. Но прежде чем приступить к созданию шедевра, надо сначала потренироваться в изготовлении небольшого, но красивого изделия, открывающего массу возможностей для проявления фантазии и творческого воображения. Это может быть, например, декоративная вазочка для цветов. Усвоенные приемы работы над ней позволят выполнять более крупные и богато украшенные изделия и, можно предположить, настоящие произведения искусства, достойные выставок и музеев.

Итак, чтобы правильно и ровно сформировать на гончарном станке вазочку, нужно для начала приготовить глиняное «тесто». Так раньше, да и сейчас, гончары шутливо называют равномерно перемешанную, мягкую и податливую керамическую массу. Заранее приготовленный комок глины (величиной с небольшой снежок) руками или с помощью различных инструментов (скалки, молотка, киянки, большого ножа) измельчают, расплющивают, добавляя понемногу воды для размягчения, собирают в круглый ком и вновь разминают. Эти операции нужно повторить несколько раз для того, чтобы все сколько-нибудь твердые комочки в глине, которые образуются после ее подсыхания при длительном хранении, напитались водой и размягчились. Для этого часто также применяют операцию разрезания глиняного кома толстой леской или проволокой.

Существует несколько разновидностей инструментов для резания глины, где рабочим органом является натянутая леска или проволока. Самый простейший из них — это просто леска (рис. 1), на концах которой сделаны петли для пальцев или же привязаны ручки (две большие пуговицы, деревянные бруски, металлические или пластмассовые кольца). Может применяется и инструмент в виде лука. Изгибая концы тонкого гибкого стержня, его связывают проволокой, обычно медной или стальной, толщиной 0,2-0,8 мм. Между стержнем и тетивой должно быть достаточно большое расстояние (как правило, 10-20 см), чтобы уместился разрезаемый ком или подрезаемое глиняное изделие при снятии с подкладной доски или с гончарного круга.

После достижения необходимой влажности ком следует тщательно перемять. Вообще, чем усерднее вы мнете, отбиваете и плющите глину, тем более податливой, послушной и удобной она становится при лепке. Не забывайте добавлять воду на поверхность кома, если глина пересыхает и начинает трескаться. Воду обычно наносят руками, либо влажной поролоновой губкой или тряпочкой (если требуется совсем немного). Затем кому надо придать форму шара и установить его в центр рабочей поверхности гончарного круга.

Гончарный круг с ножным приводом (рис. 2) обычно имеет массивный маховик, позволяющий за счет инерции после раскручивания отдохнуть ногам. Рабочая поверхность круга представляет собой круглый диск на верхнем окончании вертикального вала, иногда с разметкой в виде концентрических окружностей для удобства установки глиняного кома. Хорошо, если гончарный круг имеет под рабочим диском широкий поддон для излишков глины и воды, а также подручник — для более крепкой и уверенной фиксации рук во время работы гончара.

После установки подготовленного глиняного кома на центр рабочего диска (рис. 3) нужно примять края кома к кругу и вообще придать ему приплюснутую округлую форму в виде перевернутой миски (рис. 4). Теперь круг можно раскручивать.

Чтобы успешно работать на гончарном станке, следует соблюдать несколько несложных правил-рекомендаций. Во-первых, когда вы толкаете круг ногой (обычно это правая нога, в этом случае круг вращается против часовой стрелки), движения должны быть размеренными, не суетливыми. Ногу лучше отводить дальше назад, а затем совершать уверенный толчок вперед. Чем ближе ставить ногу к центру маховика, к основному валу, тем большую скорость вращения можно получить. Для работы нужна такая скорость вращения, при которой нагрузка от рук распределяется по глине равномерно, но не слишком большая, чтобы вода и размокшая глина с рабочего диска не сильно разбрызгивались по сторонам.

Во-вторых, руки должны быть мокрыми, чтобы они легко скользили по глиняной поверхности. Если глина и руки останутся сухими, то частицы глины с поверхности изделия постепенно будут налипать на руки, и это может испортить желаемую форму вашей заготовки.

В-третьих, ваши руки должны работать вместе, по-возможности опираясь одна на другую. Контакт рук можно осуществлять многими способами. Главное, чтобы вам было удобно работать. Предпочтительнее, если они будут соприкасаться запястьями или краями ладоней.

Усвоив эти правила, вам будет легче работать. Скорее всего, вы впоследствии выработаете собственные правила и приемы работы.

Таким образом, станок с заготовкой в форме полушария приведен в движение. Теперь нужно осуществить первичную, грубую формовку глины. Мы здесь приведем основные операции формовки.

Во время первичной формовки обе ладони гончара сдавливают вращающийся ком сверху и с боков, придавая ему очень ровную округлую форму. Руки прочно фиксируются с помощью подручника. Никаких колебаний заготовки, а также бугров и впадин на ее поверхности не должно быть.

Далее делают наметку и продавливание внутренней поверхности будущей вазочки (рис. 5). Рабочей стороной заготовки, куда прилагается основное усилие рук, считается правая сторона, от центра круга до внешнего края по радиальной линии. Именно по этой линии должны «выстроиться» пальцы рук. Левая рука обычно работает сверху и внутри заготовки (пальцы располагаются горизонтально или вертикально), а правая — снаружи (обычно пальцы располагают горизонтально). Между пальцами «пробелы» нежелательны, иначе трудно будет контролировать форму изделия полностью. Не забывайте, что руки должны соприкасаться (при строгой фиксации положения рук) для создания большего усилия. Руки и пальцы не должны колебаться на этой стадии. Все движения гончара — плавные и аккуратные.

Подушечками среднего и указательного пальцев левой руки плавно надавливаем на центральный участок заготовки. Получается ровная впадина округлой формы как раз в центре. Затем эту впадину надо углубить, оставив около 1 см на толщину дна, и расширить до желаемых внутренних размеров, чтобы заготовка приняла форму низкой толстостенной чаши (рис. 6). Потом нужно придать заготовке форму цилиндрического стакана с толстыми стенками, чтобы был запас материала и запас прочности. Если мы взяли примерно пригоршню глины, то высота стенок должна составлять 6-10 см.

Заметим, что по мере вырастания стенки стакана положение рук будет изменяться. Пальцы правой руки по-прежнему могут сохранять горизонтальное положение, а левая рука будет постепенно поворачиваться в вертикальное положение, располагаясь по внутренней поверхности стенки, справа (рис. 7).

Если длины пальцев не хватает, чтобы полностью контролировать стенку, то следует применить следующий способ вытягивания глины. Ладони обеих рук надо сложить наподобие клещей, совместив запястья и слегка согнув ладони и пальцы (рис. 8). Раскрытые «клещи» ладоней рук опускаются на заготовку опять же с правой ее стороны: левая рука — внутри, правая — снаружи. У самого дна концы «клещей» ладоней надо немного свести, поджимая стенку по толщине, и плавно вести обе руки вверх и немного к центру, сохраняя расстояние между кончиками пальцев. Самый верх стенки следует оставлять утолщенным валиком для более крепкой конструкции. Это довольно сложная операция, но при небольшой тренировке вам будет уже несложно выполнять ее. Форма заготовки теперь — тонкостенный (около 5-8 мм) стакан, немного сужающийся кверху.

Затем можно придать вазочке характерные очертания (рис. 9). Средним или указательным пальцем левой руки, как вам удобнее, надо надавить изнутри на стенку стакана немного ниже ее середины по высоте. При этом желательно придерживать снаружи основание и горловую часть разведенными пальцами правой руки. На заготовке появляется утолщение, выпуклость. Только не следует спешить или делать утолщение очень большим: стенка может разорваться.

Далее нужно уменьшить диаметр горловины. Для этого обхватим снаружи верхнюю часть заготовки (чуть ниже горлового валика) обеими руками и будем плавно сводить руки. Иногда на горловине при этом возникают небольшие спиралевидные складки или полосы, обычно из-за поспешности или очень малой толщины стенок. Их можно выровнять аккуратным сдавливанием теми же «клещами» ладоней рук. Если верх стал неровным по высоте, его можно подрезать при быстром вращении гончарного круга острием ножа или натянутой тонкой леской.

Итак, основная форма вазочки готова (рис. 10). При украшении изделий на гончарном круге часто пользуются стеками-ножами различной формы. Прислоняя их к вращающейся заготовке, можно добиться различных эффектов: ребристости, повышенной гладкости, канавок и валиков различной формы, а также спиральных узоров, если стеку перемещать по высоте, касаясь заготовки. Для сглаживания поверхности используют влажную поролоновую губку или мягкую тряпочку, тоже работая при вращающемся станке.

Снимать заготовку удобно следующим способом. Натянутой леской или тонкой проволокой изделие подрезают под самое основание (рис. 11). Если глина не засохшая, заготовка снимается сразу. В противном случае надо налить на рабочую поверхность круга немного воды и загнать ее леской под изделие. На такой водяной подушке работу можно аккуратно сдвинуть к краю круга и снять, а дальше как обычно — сушить и готовить к обжигу и росписи.

Рис. 1. Инструменты гончара:
а — струна (леска или проволока) с ручками; б — толщиномер (кронциркуль); в — цикли и скребки; г — клюшки; д — ложечка; е — губка; ж — деревянный шарик в качестве ручки; з — полотняный мешочек с песком в качестве ручки.

Рис. 2. Гончарный круг:
а — малый диск (верхний круг); б — верхний подшипник; в — металлическая ось; г — маховик (большой деревянный круг); д — нижний подшипник; е — станина (скамья).

Рис. 3. Установка глиняного кома на центр круга.

Рис. 4. Придание заготовке приплюснутой формы.

Рис. 5. Продавливание внутренней поверхности будущей вазочки.

Рис. 6. Придание заготовке формы низкой толстостенной чаши.

Рис. 7. Наращивание стенок.

Рис. 8. Вытягивание стенок.

Рис. 9. Придание вазе желаемой формы.

Рис. 10. Отделка изделия.

Рис 11. Срезание вазы с гончарного круга.

Автор: Г. Мочалов, г. Москва.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо