Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с металлом
Гальванопластика

Занимательная гальванотехника

 

Термины, применяемые в художественной гальванотехнике

Абрис — контур, в частности граница барельефа с фоном.

Аверс — лицевая сторона медали.

Барельеф — скульптура на плоском фоне, имеющая низкий рельеф.

Бюст — объёмное скульптурное изображение верхней части человеческого тела, головы и части торса (обычно без рук).

Гальванопластика — отрасль гальванотехники, занимающаяся получением точных металлических копий, воспроизводящих во всех деталях модель.

Гальваноскульптура — скульптура, изготовленная гальванопластическим способом — отложением металла в металлические или неметаллические формы или покрытием неметаллической скульптуры металлом.

Гальваностегия — часть гальванотехники, занимающаяся наращиванием тонких слоев металла, при котором рабочей является сторона, не примыкающая к модели.

Гальванотехника — область прикладной электрохимии, занимающаяся наращиванием тонких слоев металла, при этом рабочей стороной является сторона, обращенная к форме.

Горельеф — скульптура на плоском фоне, имеющая высокий рельеф, приближающийся к рельефу объёмной скульптуры.

Грат — см. облой.

Гурт — торцовая часть медали.

Дендриты — шишкообразные образования металла на выступающих местах форм.

Замок — профиль деталей скульптуры, не позволяющий снять жёсткую форму на выход.

Затяжка — первоначальная стадия покрытия металлом непроводников до момента, когда не остаётся ни одного участка проводящего слоя, не покрытого наращиваемым металлом.

Кант — ободок на модели, плакетке, медальоне.

Кожух — гипсовый футляр, в который укладываются детали кусковой формы.

Контактное копирование — воспроизведение рельефа, основанное на прямом соприкосновении с моделью. Контактным является снятие слепков, изготовление форм и гальваническое воспроизведение.

Медаль — разновидность медальерной скульптуры, обычно круглая и с низким барельефом. Медали разделяются на наградные и мемориальные, изготовляемые в честь каких-либо событий или лиц.

Медальер — скульптор, изготовляющий модели медальерной скульптуры путём чеканки, гравирования или лепки.

Медальерная скульптура — миниатюрная скульптура. К медальерной скульптуре относятся медали, настенные медальоны, а также камеи и геммы.

Модель — скульптурное произведение, служащее для репродуцирования любым методом, в том числе и гальванопластикой.

Монументальная скульптура — крупная скульптура, устанавливаемая на века и запечатлевающая какие-либо события, идеи или личности.

Монолитная форма — цельная гипсовая форма, употребляемая для получения бесшовных скульптур, главным образом бюстов. Монолитные формы снимают с глиняных или пластилиновых моделей, уничтожаемых при удалении из формы.

Монтирование — сборка в единое целое отдельных элементов скульптуры и устранение признаков ее разделения на элементы.

Негатив — выполненный в каком-либо материале рельеф, обратный по отношению к модели, в частности форма.

Обичайка — металлический обод, употребляющийся для устройства временных бортов при изготовлении восковых форм.

Облой (грат) — излишек материала, образующийся при гальваническом отложении и располагающийся по периметру изделия.

Объёмная скульптура — скульптура, просматриваемая со всех сторон и устанавливаемая на пьедесталах или плинтах (бюсты, статуи, памятники).

Плакетка — медаль с прямоугольным очертанием.

Плинт — основание скульптуры, связывающее её с постаментом или пьедесталом.

Поднутрение — расположение углублений на скульптуре под углом по отношению к поверхности скульптуры.

Позитив — выполненный в каком-либо материале рельеф, соответствующий модели, в частности готовая репродукция скульптуры.

Раковина — часть черновой формы.

Реверс — оборотная сторона медали.

Репродукция — копия скульптуры, воспроизводящая вид первоначальной модели с сохранением её объёмных размеров.

Фактура — характер обработки поверхности скульптуры — гладкая, шероховатая и т. д.

Филигранные изделия — изготовляются из скрученных и сплющенных проволочек, монтируемых пайкой. Имеют декоративный характер или непосредственно являются изделием.

Фрагмент — часть или деталь скульптуры.

Фон — задний план, на котором находится плоская скульптура.

Чеканка — техника художественной обработки металла. Различают чеканку на листовом металле, представляющую художественную лепку (обычно на меди или латуни), «дифовку» — выбивание из листового металла объёмных скульптурных деталей и чеканку по литью (обычно на бронзе) для отделки фактуры.

Черновая форма — гипсовая форма, обычно изготовляемая из двух (реже из трёх) частей. Черновые формы снимают с пластилиновых или глиняных моделей, уничтожаемых при удалении из форм.

Электроды — части проводников, обычно в виде пластин, опускаемые в ванну. Электрод, соединённый с положительным полюсом источника тока, называется анодом, а с отрицательным — катодом.

* * *

Примечания

1. Плотность тока есть отношение силы тока к рабочей площади катода; эта величина выражает силу тока, приходящуюся на единицу поверхности, в данном случае формы.
(обратно)

2. Для наращивания гальванопластической меди рекомендуются медные аноды с содержанием в меди 0,02—0,03 % фосфора. Такие аноды способствуют получению качественных осадков металла и стабилизируют электролит. Стабилизируют электролит и завешиваемые дополнительно к медным алюминиевые аноды.
(обратно)

3. Нормальный раствор готовится по плотности гидроксида натрия (или калия). Так, при плотности гидроксида натрия, равной 1,010 н., раствор будет равен 0,238.
(обратно)

4. Этот восковой сплав (монтан) применяют для звукозаписи при изготовлении граммофонных пластинок. Его можно изготовить в школьных условиях.
(обратно)

5. Для получения металлизированных растений, листьев, цветов, фруктов и т. п. Подробнее об этом см. ниже.
(обратно)

6. Конденсация — отвердевание залитой пластмассы, ее производят в масляных ваннах. Для этого применяют машинное масло, которое заливают в железный сосуд, устанавливают в него форму и нагревают масло до температуры 60–70 °C.
(обратно)

7. Этот процесс обработки графита не обязателен; можно использовать мелкоперемолотый карандашный графит марок КБ и КТ, величина кристаллов такого графита 50 мкм.
(обратно)

8. Хлорид олова является катализатором и одновременно восстановителем серебра.
(обратно)

9. При составлении растворов следует органические соединения и сульфат меди вливать в раствор гидроксида натрия.
(обратно)

10. Венская известь — мягкий белый порошок оксида кальция и оксида магния, отличающийся полирующими свойствами.
(обратно)

 

 

Практическое пособие «Занимательная гальванотехника» подготовлена специально для "Энциклопедии Технологий и Методик".

Автор: Одноралов Николай Васильевич
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...