Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для рекламы
 
Шелкография

Метод шелкографии

Изготовление сетчатых шаблонов по методу шелкографии

Как правило, в каждом городе в худфонде или организации, занимающейся торговой рекламой, есть участок шелкографии, и по вопросу изготовления сетчатых шаблонов можно обратиться туда.

Но лучше всетаки организовать их изготовление в домашних условиях.

Как и для цинкографии, рисунок должен быть в черно-белом исполнении, негативы, используемые в цинкографии, также пригодны для шелкографии. Так как образцы в этой методике даются в черно-белом исполнении, вы можете по ним изготовить клише и сетчатые шаблоны. Если у вас нет возможности изготовить негатив для шелкографии, то тогда рисунок должен быть выполнен черной тушью на прозрачной кальке. Для четкости ее желательно протереть тряпочкой, смоченной в керосине. Рисунок делается в натуральную величину и переводится контактным способом.

Для изготовления сетчатых шаблонов используются капроновые сита полотняного переплетения следующих размеров:

сито №49 с размером отверстий 132-137 мкм и нитей 72-75 мкм;
сито №52 с размером отверстий 128-167 мкм и нитей 72-75 мкм;
сито №55 с размером отверстий 110-116 мкм и нитей 60 мкм.

Натягивают сито на деревянную раму и закрепляют с боков гвоздями (см. рис. 1). При этом надо строго соблюдать параллельность нитей ушка и основы. Перед покрытием сита светочувствительной эмульсией его обезжиривают (100 г соды на 1 л воды). Состав светочувствительной эмульсии:

Раствор 1. Вода 220 мл, Желатин 25 г, Антисептик (в летнее время) 1 г/л.
Раствор 2. Аммоний двухромовокислый 7 г, Вода 25 мл.

Растворы готовят раздельно, а затем смешивают перед употреблением в следующем порядке: к раствору 2 добавляют 20 мл нашатырного спирта, перемешивают и приливают к раствору 1, после чего добавляют суспензию окиси титана (2,5 г окиси титана на 15 г воды). В приготовленную эмульсию добавляют 10-15 куб. см этилового спирта для удаления пузырьков воздуха.

Раствор наносят щеткой для одежды, затем шаблон оставляют в горизонтальном положении при температуре 18-20°С до полного застывания, после чего высушивают при температуре 30°С без доступа световых лучей.

Копируется рисунок контактным способом. При экспонировании с бумаги и кальки выдержка производится при 12 электрических лампочках по 100 Вт на расстоянии 70 см — 20 минут, а с пленки — 12. Время указано ориентировочно, так как в разных регионах и в разное время года оно будет разным.

Затем шаблон промывают в горячей воде (около 60°С) до полного вымывания фотоэмульсии. Незадубленные места копировального слоя растворяются.

Если шаблон готовится для работы с масляными красками, то его надо закрепить нитролаком, для чего шаблон покрывают лаком с рабочей стороны. После его высыхания с нерабочей стороны прикладывают тряпочку, обильно смоченную нитрорастворителем, и так до тех пор, пока не очистятся клеточки сита.

Если же шаблон готовится для работы с нитрокраской, то надо закреплять масляным лаком.

Рис. 1

 

Нанесение рисунка методом шелкографии

Вы должны оборудовать стол. Помимо дверных петель на столе должны находиться разметка и упоры, чтобы легче было совмещать цвета при многокрасочном рисунке. Кладете изделие на стол, опускаете шаблон, выливаете в нет краску и ракелем прогоняете ее в одном направлении. Поднимаете шаблон, убираете готовое изделие, кладете новое и опять опускаете шаблон (см. рис. 2). И так, пока не отпечатаете всю партию.

Рис. 2

Если рисунок в несколько красок, то каждый цвет наносите отдельно через разные шаблоны. Сколько цветов, столько должно быть и шаблонов. Если рисунок наносится на готовое изделие, например, на майку, то желательно изнутри подложить кусок картона или фанеры и скрепить кнопками. В таком виде намного удобнее работать. И вот здесь как раз помогут разметка и упоры на столе. По окончании работы под шаблон подкладываете полиэтиленовую пленку и растворителем, в зависимости от вида краски, промываете шаблон. Если у вас нитрокраска, то берется растворитель для нитроэмалей, если масляная — то скипидар или разбавитель для масляных красок. Если шаблон прикреплен петлями к столу, то для удобства к шаблону можно присоединить через блоки противовес, чтобы он держал шаблон в подтянутом положении. При работе вы опускаете его, а когда освобождаете — противовес поднимает шаблон. С противовесом легко работать даже одному человеку.

Как нанести многоцветный рисунок при помощи одного шаблона?

1 способ. Несколько жестких кистей коротко подстригаем. Накладываем на материал шаблон и, обмакнув кисти в краску, начинаем сквозь сито шаблона кистями проталкивать краску, то есть, как бы раскрашиваем материал кистями через шаблон. Если эту операцию будет выполнять человек, имеющий навык художественных работ, то получится многоцветный рисунок очень высокого качества. Ракель в этом случае не нужен.

2 способ. Дополнительно поставить на шаблон перегородки, и из одного большого получится несколько маленьких шаблонов, которые будут соответствовать определенному цвету.

Таким образом, комбинируя 1 и 2 способы, можно получить рисунки также очень высокого качества.

Рис. 3

 

Отделка изделий герметиком.

В продаже встречается герметик под торговыми марками «Гермесил» и «Герметик-прокладка». При отделке изделий я отдаю большее предпочтение герметику, чем краскам и пастам, из-за его высокого качества. Герметнк, так же как виксинт-компаунд, выдерживает температуру до 1000°С, устойчив к агрессивной среде. Таким образом, вещи, отделанные герметиком, можно гладить утюгом, стирать в стиральной машине, кипятить, чистить в химчистке. Одно из преимуществ герметика — это то, что для нанесения цветного рисунка нужен один сетчатый шаблон. Его недостаток — он быстро застывает, и поэтому очень часто надо промывать шаблон скипидаром. В отличие от объемного рисунка методом шелкографии можно наносить рисунок любых размеров.

На изделие накладываем шаблон, выдавливаем из тюбика герметик и ракелем прогоняем его от одной стороны шаблона к другой. Снимаем шаблон с изделия, накладываем на другое, прогоняем герметик, и так до тех пор, пока герметик не начнет застывать прямо на шаблоне. Тогда ставим шаблон на полиэтиленовую пленку, скребком удаляем остатки герметика, а затем наливаем скипидар и тряпочкой стираем застывший герметик.

Если нужно сделать рисунок цветным, можно нанести на него второй слой, для чего по разметке на нанесенный рисунок накладываем этот же шаблон и прогоняем герметик. Снимаем шаблон и раскрашиваем рисунок таким способом: на стекло выдавливаем масляную краску и разбавляем очень жидко скипидаром, точнее, у нас получится подкрашенный скипидар. В него обмакиваем спичку с намотанной на конец ватой и ею раскрашиваем рисунок от руки. Из краски желательно удалить масло, для чего ее выдавливаем сначала на газету, которая впитает в себя масло. Раскрашивать надо второй слой, которому дают всего лишь чуть-чуть подсохнуть, то есть раскрашиваем почти по влажному герметику.

Подкрасить герметик можно и таким способом. В баночку наливаем скипидар, в него добавляем краску, размешиваем, а затем выдавливаем герметик из тюбика и тщательно перемешиваем. Получается цветной герметик, правда, в таком виде он имеет существенный недостаток: очень быстро застывает.

Мне удалось раздобыть герметик, не расфасованный в тюбики и без добавления катализатора, то есть герметик и катализатор были отдельно. Пользоваться герметиком в таком виде очень удобно, потому что он никогда и ни при каких условиях не затвердеет, пока в него не добавим катализатор. Следовательно, есть возможность регулировать период затвердевания. Кроме заводов СК, герметик можно найти на авиационных предприятиях.

При отделке изделий, кроме нанесения рисунков, можно частично переливать их, изменять фасон, менять пуговицы, добавлять карманы, вшивать замки «молнии». Изделия для отделки покупаем в магазинах, как правило, те, которые не пользуются спросом. После отделки сдаем вещи снова в магазины, частично — на рынок.

НОСКИ, Делаем, как правило, наборы из 3 пар, наносим рисунок и упаковываем в пакетики.

Рис. 4

ТРУСЫ. Наносим рисунок и, по возможности, добавляем карман.

Рис. 5

МАЙКИ. Красим в разные цвета, желательно черный, и наносим рисунки.

Рис. 6

ФУТБОЛКИ. Красим и наносим рисунки на грудь и маленький — на рукава.

Рис. 7

СУМКИ. Добавляем карманы и замки, ставим кнопки, наносим рисунок.

Рис. 8

При отделке изделий желательно комбинировать шелкографский метод со способом нанесения объемного рисунка или изготовлением шевронов (подробнее об этих способах смотрите в разделе "Технологии по работе с тканями").

 

Отделка изделий виксинт-компаундом К-18 марки «А».

Виксинт-компаунд выпускается заводом в различных упаковках, герметик — в металлических бочках, катализатор — в стеклянных емкостях. Цвет виксинта бывает от прозрачного до чисто белого, нам нужен прозрачный, потому что его можно использовать как прозрачное защитное покрытие. Получается своего рода резиновый лак. Например, через шаблон нанесли виксинтом рисунок, пока он еще влажный, можно насыпать на него косметические блестки или кусочки фольги, причем из последней можно вырезать фигуры. Из старых газет, журналов, оберток, фантиков, почтовых марок можно вырезать маленькие рисунки и буквы и положить на влажную поверхность виксинта. После затвердения через этот же шаблон наносим прозрачный виксинт. Таким образом, блестки, фольга, бумажные буквы и рисунки оказываются между двумя слоями виксинта, причем верхний из них прозрачный. Если на второй слой положить стекло или полиэтиленовую пленку и слегка прижать, то после затвердения получится почти зеркальная поверхность рисунка. Нанесенный на изделие таким образом рисунок можно жать утюгом, стирать.

В отличие от герметика в виксинт можно добавлять масляные краски, бронзовый и алюминиевый порошок. Он не затвердеет, пока в него не добавим катализатор, а это очень удобно в работе.

Хочу лишь предупредить, что на виксинт острый дефицит, а катализатор обладает ядовитыми свойствами. Поэтому при работе с ним и хранении нужно быть осторожным.

 

Нанесение рисунка натуральным латексом.

Натуральный латекс закупается за валюту, поэтому приобрести его для себя очень сложно. Однако мне доводилось с ним работать, среди кустарей и цеховиков этот способ называется «пенка». Видимо, потому, что он действительно напоминает пену.

На Западе этот вид отделки также очень популярен, только там, как правило, его комбинируют с рисунком из краски, то есть часть рисунка выполняется красками, часть латексом.

Для тех, кто обзаведется латексом, даю описание этого способа.

В загущенный латекс добавляются только водорастворимые краски (гуашь, акварель). Через сетчатый шаблон наносится рисунок и сушится при температуре 200-300°С. Минут через пять латекс вспучится и перейдет в резинообразное состояние.

Латекс натуральный взбивают с эмульгатором.

 

Отделка ткани кислотными красителями.

На каждый цвет готовится отдельный шаблон. На столе закрепляются упоры и запоры, чтобы шаблоны устанавливались по разметке и не сдвигались и процессе работы. Нанеся один цвет, шаблон убирают, а на ткань накладывают другой. И так, пока не будет полностью выполнен рисунок. После нанесения каждою цвета кислотными красителями рисунок подсушивать не надо, как принято при работе с обычными красками. Только закончив полностью рисунок, ткань вывешивают для просушки. После полного высыхания красителей на ткань со стороны рисунка накладывается точно такой же по размерам кусок ткани, и они оба сворачиваются в рулон. Это делается для того, чтобы красочные слои не соприкасались между собой, во избежание смазывания при первоначальном этапе запаривания. Самая сложная проблема — это камера для запаривания отделанной ткани. Для этого можно использовать большую кастрюлю. На дно ее налить воду, на уровне середины высоты кастрюли установить решетку, но так, чтобы она ни в коем случае не касалась воды. На решетку положить завернутую ткань для запаривания. Накрыть кастрюлю крышкой и поставить на огонь. Через 2—2,5 часа кастрюлю снять с огня, дать немного остыть, вытащить запаренную ткань и повесить просушить. Это примитивный способ запаривания.

Конструируя камеру, возьмите за основу этот пример. Мне было бы проще дать рисунок промышленной камеры. Но изготовить или купить ее — под силу только крупному предприятию, а эта методика рассчитана в первую очередь на кустарей-одиночек. Иногда для запаривания используют взятые в аренду или по договоренности автоклавы или камеры для дезинфекции. А может быть, в вашем городе есть предприятие, где установлены такие камеры. При новых экономических условиях администрация предприятия пойдет вам навстречу.

Если вы освоите отделку тканей и изделий кислотными красителями, то на ближайшие 10 лет вы будете обеспечены работой.

Вы берете самую дешевую ткань светлого цвета и наносите рисунок, то есть изготовляете по своему усмотрению и эскизам ткань. Например, делаете шторы и занавески, или постельное белье с цветными рисунками, или на белое полотенце наносите рисунки с изображением героев популярных мультфильмов. Можно наладить изготовление женских головных и носовых платков, ярких летних костюмов или же просто делать ткань для продажи метражом, причем самую модную. Знаменитые павловопосадские платки изготавливаются почти по такому же методу, а ведь их можно купить разве что за валюту.

Можно дорабатывать готовые ткани, то есть на ткани, где уже есть рисунок, дополнительно наносить узоры, цветы, орнаменты, надписи.

В типографиях бывает золотая двухкомпонентная паста венгерского производства, с ее помощью делаются надписи на обложках.

Мне приходилось ею дорабатывать цветочные рисунки на тканях. На простенькие цветы я дополнительно наносил часть лепестков, элементов бутонов золотой пастой, отчего ткань приобретала богатый, нарядный вид. В этом случае запаривать ткань не надо.

Типовая рецептура печатных составов
для набивки кислотными красителями с помощью сетчатых шаблонов (г/кг)

Соотношение количества воды и загустки изменяется в зависимости от требуемой вязкости печатных составов. Предпочтительно вводить сульфат аммония, так как уксусная кислота улетучивается при запаривании.

В качестве загустителей при печати с ручным переносом шаблонов используется трагант (4%). Этот рецепт для печатания на шерстяной ткани взят из справочника «Отделка и крашение шерстяных тканей». М., 1985, стр. 240.

Если вы решите организовать крупное производство для работы с кислотными красителями, то информации, которую я даю, явно недостаточно. Вам придется дополнительно пригласить технолога с аналогичного предприятия.

Почему я рекомендую работать только кислотными красителями, а не активными? Они вполне заменяют друг друга, но активные сложнее найти, особенно импортные.

Совсем недавно в журнале «Наука и жизнь» встретился такой рецепт: если белую ткань вставить в печатную машинку, отпечатать текст, затем положить на ткань бумагу и прогладить горячим утюгом, то напечатанное закрепится и не боится стирки. Для доработки тканей можно использовать и этот способ.

Если надо нанести рисунок, то краску для лент печатных машин накатывают валиком на цинковое клише и переводят на ткань, а затем закрепляют горячим утюгом.

Статья составлена по публикациям Р. Гильмуханова
Автор-составитель.
Патлах В.В. 1996 г.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...