Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для рекламы
 
Графика и литография

Гравюра на картоне

Гравюра на картоне — считается самым молодым видов графики, который появился лишь несколько десятилетий назад. Легкость и доступность этой техники дает шанс осваивать ее не обязательно художникам со стажем, но даже детям всех возрастов. Если учесть разницу картонной от штриховой гравюры, то тут в основном нужно работать пятном, а широкий набор самопроизвольных оттисков создается фактурой самого картона, а так же высотой рельефа и вдобавок распределением усилий при печатании. Картон подходит любой хоть упаковочный, хоть переплетный, или электрокартон (прессшпан), а из инструментов: хорошо подходят иглы (надфили), ланцет и разнообразные ножи. Для того, что бы не поцарапать рабочую область, а отрезать нужное колличество, которое необходимо вам для работы, инструмент требуется перед использованием наточить как следует. Надфили во время гравирования требуется держать под наклоном в 35 градусов в сторону ее движения или строго вертикально. На сильно сухом картонном полотне самые маленькие прорези, которые вы сделаете ножиком, во время печати будут сжиматься и вы не достигните хорошего оттиска.

Помимо всего этого, вам не следует применять перекрестную штриховку — так как она в большинстве случаев приводит к полному вырыванию целых ромбических элементов картона. Для получения тонового пятна, необходимо разбить структуру поверхности самого картона, и сделать насыщенной ее фактуру. Для этого отлично подойдет крупнозернистая наждачная бумага, ее следует накладывать на нужное место и простукивать молотком. На этих участках краска будет задерживаться и передаваться к оттиску. Загрунтованное картонное полотно позволит вам выполнить более четкий рисунок. Так же на нем можно применять для гравирования раскаленную иглу выжигателя по дереву. Таким образом, гравюра на картоне позволит добиться разнообразных градаций тоновых пятен.

Сено везут (гравюра на картоне;1977), Воробьева Ирина г.Москва

Рисунок будущей гравюры выполняют на кальке мягким карандашом или литографской тушью (растворив в горячей воде литографский карандаш). Затем, наложив рисунок изображением вниз на приготовленный лист картона, тщательно притирают его специальной пластинкой (косточкой) или ложкой.

Рельеф на картонной печатной форме можно получить различными способами: гравировкой штихелями, резьбой и процарапыванием ножом-косячком, аппликацией. Интересные результаты дает использование при аппликации веток, высушенных трав, листьев, цветов.

Если картон рыхлый, его покрывают поливинилацетатной темперой или водоэмульсионной краской. Это позволяет изменять в соответствии с замыслом фактуру и рельеф гравюры. Значительный этап обработки печатной формы — закрепление нитролаком. Покрывать нужно один раз, избегая потеков и капель.

Без названия (гравюра, 1987), Воробьева Ирина г.Москва

Вручную можно отпечатать качественные оттиски размером не более 2030 сантиметров. При таком способе печати краска должна быть густой и хорошо прилипать к бумаге. Ее составляют из любой масленой или трафаретной краски и белил, смешанных с крепкой олифой, выдержанной длительное время в открытой посуде. Белила смешивают с олифой в пропорции 7:3, затем на толстом стекле растирают с краской до получения нужного тона. Красочный слой наносят толщиной 0,1—0,5 миллиметра с помощью резиновых валиков (из специальной мягкой вальцмассы от стиральных машин, для глянцевания фотографий, куски резиновых шлангов на деревянном стержне, малярных валиков). Для печатания используют водяные краски (гуашь, акварель), смешанные с глицерином (8 частей — пигмент и 2 части — глицерин). Нанеся краску на доску, ее покрывают листом бумаги, размеры которого больше размеров изображения. Бумагу слегка разглаживают от центра к краям и постепенно начинают притирать, как при переводе рисунка. Для лучшего скольжения рабочую поверхность пластины (косточки) натирают воском. Качество оттисков проверяют, приподнимая отпечаток, который прижат металлическими грузами вдоль одной стороны доски.

Печатать можно не только вручную, но и на офортном станке. В этом случае доска кладется сверху на лист, а чтобы не было повреждения оттиска, под него подкладывают несколько слоев мягкой бумаги.

Цветные оттиски можно получить, как и в других видах графики, делая отдельную доску для каждого цвета. Но существует способ, применяемый только на картоне: печать несколькими красками с одной доски.

Сначала делается оттиск одного цвета (теплого). Затем, после просушки, на полученном изображении печатают другим цветом (холодным). Варьируя толщину красочного слоя и силу нажима, получите интересные живописные эффекты.

То березка, то рябина (гравюра на картоне), Воробьева Ирина г.Москва

Применение офортного станка для создания цветных гравюр на картоне расширяет и обогащает возможности этой техники. Достичь хороших результатов помогает использование приладок и масок. Приладка вырезается из пробного оттиска на плотной бумаге. Она кладется сверху, на печатную форму. Где положена такая приладка, толщина становится больше, и давление на лист увеличивается.

Маска кладется между бумагой и доской. Это позволяет усилить цвет композиции, напечатать его активнее, либо сохранить, где необходимо, тонкие тональные переходы.

Трехцветный способ печати с одной доски отличается богатыми живописными возможностями и помогает художнику находить множество выразительных и интересных колористических отношений.

Возможные ошибки первых опытов не должны стать преградой на творческом пути. Приобретя практические навыки, вы поймете своеобразие, богатство и неповторимость этой техники!

Весной 1945 (гравюра на картоне, 1989), Воробьева Ирина г.Москва

На следующей странице я приведу несколько способов выполнения "Гравюры на картоне для детей".

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо