Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Технологии для рекламы |
|
Графика и литография |
Графика

Приступаем к работе

ПОДУМАЙТЕ О РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Это может быть стол или достаточно просторный и свободный от цветов подоконник, откидная крышка секретера или тумбочка. Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг него. Работая, нужно видеть весь лист целиком, ваша тень не должна падать на бумагу.
Понадобится также широкая полка или несколько полок в шкафу, чтобы хранить готовые работы и необходимые принадлежности.
Заранее подготовьте бумагу, кисти, карандаши, краски, достаточно широкий, но не слишком глубокий сосуд для воды — лучше всего ванночку для проявления фотографий или небольшой тазик. Запаситесь также банкой для мытья кистей.
Во время работы все принадлежности должны быть под рукой и располагаться на противоположном от вас краю стола.
Хорошо, если будет специальный фартук для работы, а детям лучше всего сшить удобные немаркие халатики. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на серьезный лад. В работе с некоторыми графическими техниками понадобятся и резиновые перчатки.
Полностью законченные работы храните в специальной папке. Время от времени просматривайте сделанное — порадуйтесь успехам.
И еще один совет — выделите для занятий определенное время. Работать с детьми лучше в первой половине дня, а к работе «для себя» вернуться вечером. Вы скоро убедитесь в благотворном влиянии занятий графикой на нервную систему. Без особо уважительных причин не отдавайте этого времени ничему другому.
Входите в работу вдумчиво, со вкусом. Какое-то время уйдет на то, чтобы расставить и разложить в определенном порядке стаканчик с кистями, баночки с красками. Положите стопку чистой бумаги. Налейте в ванночку воды. Все это делайте не спеша, чтобы от самих приготовлений к любимым занятиям испытывать радость. После занятий все уберите на место. Последите за тем, чтобы ребенок также принимал участие в подготовке к работе и бережно относился к своим работам и своим орудиям труда.
ВАШИ ИНСТРУМЕНТЫ
Бумага, кисти, краски — ваши инструменты. От их качества и состояния зависит успех дела.
Бумага. Почти все графические работы выполняются на бумаге, и она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего бумага должна быть чистой и ровной. На мятой бумаге трудно получить хороший отпечаток. Скрученная в трубку бумага с трудом расправляется, поэтому хранить бумагу следует в папке или просто сложенной в стопку. Не забудьте, что бумага боится света, сырости и пыли.
У бумаги есть лицевая и оборотная стороны. На оборотной стороне можно заметить следы сетки — похоже на оттиск ткани. Чтобы это увидеть, поверните бумагу к свету. Работать лучше на лицевой стороне.
Для работы понадобится обычная писчая бумага, а также ватман и чертежная бумага. Кстати, подойдет не только белая бумага, но и бумага серого, кремового, песочного цвета.
Бумага бывает сильно или слабо проклеена. Для некоторых графических техник предпочтительнее сильнопроклеенная бумага, для других — слабопроклеенная, иногда слегка влажная. Так, для работы тушью или акварелью нужна чертежная бумага. Слабопроклеенная и чуть влажная бумага хороша для монотипии. Для линогравюры и печати с аппликации понадобится слабопроклеенная и сухая бумага.
Понятно, что зачастую выбор ограничен бумагой, имеющейся в распоряжении. Но тем не менее напомним, что к выбору бумаги и ее подготовке — увлажнению или сушке, тонированию или окраске — относитесь со вниманием. Испытывайте в работе разные сорта бумаги. Постепенно сами решите, на какой бумаге работать удобнее и проще.
Кисти. Наиболее жесткие, щетинные кисти применяют для работы маслом (рис. 1, а). Круглые, мягкие, остроконечные кисти (беличьи и похожие на них по мягкости из шерсти куницы или соболя) используют для акварели (рис. 1, б), темперы. Колонковые кисти подходят для работы любыми красками. Начинающему больше подойдут мягкие кисти.
Рис . 1. Кисти: а — для масляных красок; б — для акварельных красок.
Если в продаже нет подходящих кистей, попробуйте работать птичьим пером. Концами птичьих перьев писали мастера миниатюрной живописи на Востоке.
После работы хорошенько промойте кисти. Если работали акварелью или гуашью — прополощите кисти в чистой воде, а если маслом — в растворителе (скипидаре). После темперы кисти промывайте не мешкая и особенно тщательно — темпера по высыхании не размывается. Очищенную кисть надо вытереть тряпочкой и поставить вверх волосом в стаканчик или банку.
Краски: В графике используются гуашевые, масляные краски, а также акварель, темпера и тушь.
Гуашь (от итальянского guazze — водяная краска) — краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водо-клеевым связующим и примесью белил. Работают гуашью по бумаге, картону, полотну, шелку. Краска продается в стеклянных банках, лучший сорт — «Художественная».
Гуашь легко разводится водой, смывается, ложится даже на слабопроклеенную бумагу — в этом ее преимущество для начинающих графиков. Еще одно преимущество гуаши — поверх ранее отпечатанного можно писать как светлым, так и темным цветом. То есть гуашь ложится на уже имеющийся на бумаге слой краски и не смешивается с ним.
Писать гуашью советуют по сырому, постоянно смачивая бумагу. Перед началом работы краску разводят водой до густоты сливок. Из баночки ее рекомендуется брать не кистью, а специальной деревянной лопаточкой и класть на палитру. Для каждого цвета лопаточка должна быть своя.
Высохшая гуашь сильно светлеет — это полезно запомнить.
Для гуаши необходимы кисти из упругого волоса (колонковые, барсучьи, щетинные).
Масляная краска. Для работы с масляной краской понадобится растворитель (лучше всего скипидар). Разводится масляная краска как можно жиже. А когда начнете рисовать, следите постоянно за тем, чтобы слой краски не был слишком толст.
Не удивляйтесь, что вам предлагается работать маслом по бумаге. Такой краской пишут не только на холсте или дереве, но и на картоне и бумаге. Допустима и живопись по-сырому.
Для масляных красок подходят любые кисти. Чаще употребляют щетинные — плоские и круглые — № 8, 16, 24 (номер означает ширину кисти в миллиметрах). Небольшие работы удобно писать колонковыми кистями.
Масляные краски продаются в тюбиках. Выберите те цвета, которые понадобятся вам в первую очередь. Поначалу остановитесь на нескольких ярких: красном, зеленом, синем.
Писать придется за один прием, без подмалевка. Ведь нужно успеть сделать оттиск, пока краски не просохли. Такой способ исполнения называется «алла прима». В отличие от гуаши и темперы масляные краски не изменяют цвета в процессе высыхания.
Во время занятий с детьми, особенно маленькими, старайтесь работать гуашью, которая привлекает ребят своей яркостью. Краска разводится водой, и в этом смысле она безопаснее масляной краски, для разжижения которой нужен скипидар.
Акварель (от латинского слова aqua — вода) — краски, составленные на растительном клее и разводимые водой. Основные качества акварельных красок — их прозрачность (сквозь краску просвечивает бумага) и чистота цвета. Размывы и затеки акварели создают эффект подвижности. Широко применяется в пейзажной живописи. Акварель не терпит густых наслоений краски и многократного прописывания по одному месту. Если нужно что-то поправить, снимают лишнюю краску обсушенной кистью или выбирают влажной ваткой, а затем прописывают это место заново.
Разводить краски удобнее всего в крышке коробки. Смешивать акварель можно и на бумаге. Для разведения красок потребуется стакан или банка с чистой водой. Не забудьте и еще один сосуд с водой — для ополаскивания кистей.
Пишут акварелью и по сухой, и по мокрой бумаге.
Темпера (от итальянского слова tempera — смешивать краски) — одна из древнейших красок. Темперу изготовляют на эмульсии, куда входит синтетический клей (ПВА) или водный клеевой раствор в смеси с маслом. При покупке темперы выбирайте или казеиново-масляную, или синтетическую. Между собой их смешивать нельзя.
Темперу разжижают водой, но по высыхании она не размывается. Недостаток темперы — ее быстрое затвердевание, что почти исключает работу по-сырому, то есть возможность сделать с темперного изображения оттиск. По высыхании темпера светлеет. Трудно сделать оттиск и с акварельного изображения. Эти краски используются в рекомендуемых нами техниках в том случае, если нужно что-то «прописать» сверху.
Тушь. В графике используется не только жидкая черная тушь, но и цветная.
В ходе работы тушь разбавляется водой, но при высыхании она почти не смывается. Цветовой тон рисунка (и соответственно отпечатка) в зависимости от того, насколько разбавлена тушь, колеблется от бурого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь дает на бумаге интенсивный черный цвет.
Палитра. В качестве палитры подойдет небольшой кусочек фанеры или картонная папка. На палитру (рис. 2) кладется немного краски — масляной или гуашевой. Краски раскладываются небольшими порциями по краю. Середина палитры служит для смешивания красок. После окончания работы палитру очищают начисто водой или скипидаром и вытирают.
Рис. 2. Палитра.
ПОГОВОРИМ О ЦВЕТЕ
«Рисунок придает вещам форму, краска — жизнь. Она божественное дыхание, которое все оживляет»,— писал Дени Дидро, французский философ-материалист XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Представление о разнообразии цветов лучше всего дает радуга. Помните семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые напоминают солнце, его цвет, его тепло — теплые цвета. Вторые — прохладу, холод, вечерние тени — холодные. Поэтому красные, оранжевые и желтые цвета называют теплыми, а синие, голубые, зеленые и сине-зеленые, фиолетовые — холодными. Отдельные цвета при смешении дают ощущение белого цвета. Они как бы дополняют друг друга, чтобы образовать белый цвет. Цвета эти и называют дополнительными. К ним относятся красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый и так далее.
Но если при смешении дополнительные цвета обесцвечиваются, то при сопоставлении усиливают друг друга. «Нет синего без желтого и оранжевого; значит, если вы пишете синее, давайте рядом и желтое и оранжевое, не так ли?» — это слова голландского живописца Ван Гога, чьи живописные произведения построены на сочетании ярких цветов. (Иногда дополнительные цвета называют еще контрастными цветами.).
В природе цвет не постоянен и зависит от освещения и воздуха. К воздуху примешаны пары влаги, пыль, дым. Все это изменяет окраску предметов. Поэтому лес бывает то зеленым, то голубым; утром — оранжевым, на закате — багровым. Повседневно встречаясь с привычными окружающими его предметами, человек привыкает не замечать изменений в их окраске. Но если хотите увидеть живую игру цвета в природе — учитесь доверять глазу. Требуется умение смотреть, чтобы научить глаз замечать красоту цветовых соотношений в лесах, в горах, в холмистых далях, в облаках, в переливах цветов на снегу, на воде. Человеческому глазу доступны 40 тысяч оттенков цвета. Но талантом увидеть все их обладают немногие.
В цвете есть и другие интересные свойства. Например, все предметы, окрашенные желтым, оранжевым или ярко освещенные выглядят более близкими, чем темные — синие, фиолетовые. Яркие кажутся большими по размерам, а темные — меньшими.
Каждый цвет оказывает различное воздействие на человека: оранжевый и красный возбуждают, зеленый успокаивает, синий и фиолетовый усыпляют.
Слово «колорит» произошло от латинского color , что означает «краска», «цвет». Понятие «колорит» означает систему соотношений цветов и тонов, образующих определенное единство. По характеру цветовых сочетаний различают спокойный и напряженный колорит, теплый или холодный, светлый или темный. А по степени насыщенности и силы цвета — яркий, сдержанный, блеклый и так далее... В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.
Гармоничными называют красивые сочетания цветов, то есть те сочетания, которые вызывают у нас ощущение целесообразного и разумного соединения.
Практический совет
Вы составляете букет цветов и хотите запечатлеть его на картине. Красивы букеты одной цветовой гаммы, например, желтые цветы прекрасно сочетаются с оранжевыми и красными. Гармоничны сочетания нежных оттенков — от розового до лиловатого. Если же цветы не гармонируют по расцветке, к ним добавляют нейтральный цвет — белый. Это может быть большой белый цветок в самом букете или белая фарфоровая ваза, в которую помещены цветы. Если вам не удается добиться необходимой гармонии цветов, разместите цветы на картине достаточно свободно, так, чтобы между ними было видно и пространство белого бумажного листа.
Данная статья составлена по публикациям О.А. Никологорской и Л.И. Маркус.
Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|