Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для рекламы
 
Графика и литография

Графика

Экслибрис

Овладев разнообразными графическими техниками, вы сможете освоить и старинное тонкое искусство создания экслибриса и украсить свою библиотеку этим личным книжным знаком.

Экслибрис — небольшая графическая композиция с обозначением имени владельца книги. Он отпечатывается на бумаге и наклеивается на внутреннюю сторону переплета. Экслибрис, оттиснутый рельефно на переплете или на корешке книги, называется суперэкслибрисом.

Название «экслибрис» произошло от латинского слова ex libris — из книг. «Из книг...» и далее следовало имя владельца книги или название библиотеки. Первоначально экслибрис служил как бы меткой для того, чтобы обозначить принадлежность книги конкретному владельцу.

Первые экслибрисы просто рисовались на переплетах книг. Естественно, что рисованные экслибрисы бытовали в те далекие времена, когда библиотеки были небольшими и состояли из рукописных книг.

После изобретения книгопечатания на смену рисованному пришел печатный, гравированный книжный знак. Такие экслибрисы в Западной Европе появились в середине XV в. В XVI— XVIII вв. над их созданием работали многие выдающиеся мастера — Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Холь-бейн Младший.

Над книговладельческими миниатюрами трудились и художники более позднего времени, и среди них русские художники Михаил Врубель и Николай Рерих, Виктор Васнецов и Борис Кустодиев, Евгений Лансере и Иван Билибин.

Экслибрисом увлекались Владимир Фаворский и Пабло Пикассо, Кете Кольвиц и Франс Мазерель. Не остаются к нему равнодушны и наши современники.

Экслибрис любят. Над его созданием трудятся. Коллекционеры собирают даже целые коллекции книжных знаков. Теперь экслибрис уже не просто метка для библиотеки, а произведение особого рода малой графики. И если в старину он был только знаком, предохраняющим книгу от хищения, то с течением времени превратился в знак уважения владельца к своей книге.

Рассмотрите приведенные здесь экслибрисы. По ним можно судить и об эпохе, в которую они были созданы, и о личности книголюба, и о его занятиях, интересах. Сюжеты экслибрисов отражают характер владельца, его внутренний мир.

Вот экслибрис Гектора (рис. 22), гравированный Альбрехтом Дюрером на меди в 1525 г.

Рис. 22. А. Дюрер. Экслибрис Гектора.

Экслибрис В. А. Фаворского (рис. 23) создан в технике ксилографии его учеником Г. Кравцовым в 1962 г. На графической миниатюре вы увидите изображение штихеля — основного орудия труда гравера. Инициалы Фаворского заключены в лавровый венок, что символизирует мировую славу советского мастера гравюры.

Рис. 23. Г. Кравцов. Экслибрис В. Фаворского.

А вот экслибрис Хуммулийской начальной школы (рис. 24), созданный художницей Линдой Маркус по случаю столетнего юбилея школы. На бумажном листке изображено старинное красивое здание — бывший баронский замок, в котором теперь расположена школа, и взявшиеся за руки ребятишки. Художница Маркус создала этот экслибрис в технике линогравюры.

Рис. 24. Л. Маркус. Экслибрис Хуммулийской школы.

Техники, в которых работают художники-экслибристы, чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространены гравюры на дереве или на линолеуме.

Для домашней библиотеки можно создать экслибрис в технике монотипии, сделав оттиск с непросохшего изображения, исполненного масляной или акварельной краской на стекле. Книговладельческую надпись можно выполнить на уже готовом оттиске тушью. Но такой экслибрис, так же как и экслибрис, выполненный в технике водяной печати, придется размножить с помощью фотографического аппарата.

Легче, да и практичнее создать экслибрис в технике линогравюры. Преимущества — большая тиражность. С одной доски получается достаточно большое число оттисков. Линолеум мягок, работать на нем легче, чем на дереве. Поэтому экслибрис в этой технике получил особое распространение и среди художников-профессионалов.

Для гравирования экслибриса приготовьте небольшой кусочек линолеума. Эскиз нарисуйте на кальке. Положите кальку лицом к линолеуму и перерисуйте изображение с помощью копирки. Дальше гравируйте как обычно в технике линогравюры.

Сюжеты экслибриса самые различные. Бывают экслибрисы, в которые включены пейзажные или архитектурные мотивы, эмблемы, инициалы владельца библиотеки. Не забудьте только поместить в гравюру надпись: Из книг... и дальше имя и фамилия владельца. Или: «Ex libris» ... с указанием инициалов владельца библиотеки. Не начинайте работать над доской, не определив места для надписи. Лучше всего ее вплести в композицию экслибриса. Посмотрите на приведенный здесь экслибрис (рис. 25), обратите внимание, как органично вписан текст в изобразительную ткань этой мини-гравюры.

Рис. 25. Экслибрис с указанием инициалов.

Для тех, кто уже приобрел определенные навыки в искусстве гравирования, посоветуем выполнить экслибрис в технике «сухой иглы». Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной или цинковой) или пластиковой пластине. Шероховатости, образовавшиеся по краям бороздок, не очищаются. После нанесения краски она забивается в бороздки. Печатают под сильным давлением. Техника «сухой иглы» удобна тем, что не требует применения кислоты. Но так как образовавшиеся по краям бороздок шероховатости и заусенцы быстро стираются, с одной доски удается выполнить лишь небольшое число хороших оттисков.

В последнее время наряду с экслибрисом все большее распространение стала приобретать так называемая обстоятельственная графика. Такая памятная мини-графика имеет по форме и содержанию много общего с экслибрисом, но больше по размерам и без книговладельческой надписи.

В таких памятно-поздравительных композициях обычно, как и в экслибрисах, прибегают к символике. Сова — символ ученой премудрости. На ученые занятия указывают также изображения глобуса, чернильниц с перьями. А пальмовые ветви и горящие факелы издавна служили аллегориями «светоча знаний». В композиции гравюр часто вплетают различные эмблемы.

В композицию гравюр, адресованных детям, так же как и в композицию детских экслибрисов, включают кукол и животных, экзотические пейзажи неведомых стран, парусники и космические ракеты, сказочные персонажи...

Дайте волю своей фантазии. Импровизируйте, пробуйте. Работайте упорно и улыбчиво. Остроумный замысел, легкость, лаконичность подачи сюжета принесут вам успех, наполнят маленькую композицию дыханием и ароматом жизни. Созданные экслибрисы и гравюры начнут вызывать все больший и больший интерес у ваших друзей и знакомых, и, как знать, может быть, благодаря им вы найдете новых друзей и единомышленников.

Далее для тех, кто прочел материал до конца и несколько утомился, небольшой сюрприз.

Две необычные, но исключительно простые техники, при помощи которых легко выполнить поздравительную открытку, а также настенное панно.

Оба приема одинаково доступны и взрослым и детям. И надеемся, что они доставят радость и тем и другим.

Итак, продолжение по технологиям работы с графикой читайте на следующей странице.

 

 

Данная статья составлена по публикациям
О.А. Никологорской и Л.И. Маркус.
Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...