Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для рекламы
 
Полиграфия

Ризография,
или как размножаются документы

Для оперативной и недорогой печати существуют устройства, называемые цифровыми дупликаторами (ризографами). Эти устройства выпускаются фирмами Duplo и Riso. Если вы подготавливаете макеты для печати на ризографе, эта статья может оказаться для вас полезной.

Устройства оперативной печати, в принципе, можно разделить на две категории. Первая – это те, в которых изображение строится при каждом обороте формного вала. Типичным представителем этой категории является копир, в просторечии именуемый "ксерокс". Ко второй категории относятся устройства, в которых изображение на формном вале формируется один раз, а потом с этого изображения печатается весь тираж. К таким устройствам относится, например, цифровой дупликатор. Форма, с которой печатался тираж, повторному использованию не подлежит. В первом случае стоимость оттиска от тиража не зависит, а во втором при повышении тиража будет снижаться, так как стоимость формы "раскидывается" на весь тираж.

Речь пойдет как раз о представителе второй категории, цифровом дупликаторе, более известном как ризограф.

Не так давно фирма, в которой я работаю, приобрела дупликатор фирмы RISO – Risograph FR 3950a. Благодаря этому я получил возможность поковыряться в новом для меня устройстве печати (до этого я имел дело только с офсетом, шелкографией и цветным копиром). Возникла масса разнообразных идей и соображений, которыми я и хочу поделиться в этой статье.

Цифровые дупликаторы производит две фирмы – RISO и Duplo. Аппараты производства RISO продаются под названием Risograph. Благодаря широкому распространению этой марки цифровые дупликаторый в нашей стране называют ризографами (так же как копиры – "ксероксами"). Duplo, насколько мне известно, подключилась к этому бизнесу сравнительно недавно, а до этого производила (и производит по сей день) устройства листоподборки, брошюровки, и т.п. В своих дупликаторах Duplo использует систему подачи бумаги, взятую из устройств листоподборки. Эта система совершенствовалась много лет, и считается одним из главных достоинств аппаратов Duplo. В целом же по характеристикам аппараты конкурирующих фирм очень похожи, и различия можно выявить только в процессе эксплуатации.

Когда обсуждали, какой аппарат покупать, я предлагал Duplo, и в качестве "плюсов" ссылался как раз на их "обкатанную" систему подачи. Да и цена на Duplo ниже, чем на Risograph. Начальник хотел взять Risograph, ссылаясь на то, что во всех ему известных московских типографиях стоят именно эти аппараты, хотя раньше все юзали Duplo. Теперь Duplo повыбрасывали, и набрали Risograph-ы. Такая вот аргументация.

В результате был приобретен упоминавшийся FR 3950a. "Альфа" в названии означает, что аппарат снабжен встроенным интерфейсом для печати с компьютера. (Сегодня брать дупликатор без интерфейса не имеет смысла, да и к тому же мы в конторе обладаем большим опытом "печати с компьютера"). К достоинствам этого аппарата стоит так же отнести планшетный (а не протяжной) сканер, позволяющий, например, "стыковать" оригиналы, копировать с нерасшитых книг и практически любой фигни весом до 10 килограммов. Для конторы, занимающейся "публичной" печатью и копированием, это может быть очень полезно.

Коротко об аппарате. Формат бумаги от 50х90 мм до 297х420 мм (А3). Печатное поле максимально 290х412 мм. Плотность бумаги от 46 г/м2 до 210 г/м2 (минимальная плотность бумаги, которую мы пробовали, 80 г/м2, так что о "сорок шестой" бумаге ничего сказать не могу, а "двести десятая" и самоклейка лезет в него нормально, я проверял). Разрешение сканера и печати 400 dpi. Можно использовать до фига цветов, но у нас есть только черный (во-первых, у нас есть цветной копир, все желающие могут печатать на нем, во-вторых, для каждого нового цвета требуется новый барабан, а его стоимость зашкаливает за пару штук баксов). Весит 120 кг и занимает около квадратного метра площади.

 

Принцип работы

Принцип работы дупликатора достаточно прост. Сканируется оригинал (или принимаются данные с компьютера), формируется изображение, на барабан наматывается мастер-пленка, и термоголовка прожигает в ней отверстия, через которые краска продавливается на бумагу. Мастер-пленка состоит из двух слоев – нетканого нижнего и полимерной пленки сверху. Пленка непосредственно соприкасается с бумагой. После печати тиража (а точнее, при изготовлении нового "мастера") отработанная мастер-пленка сматывается с барабана в специальный лоток для отработанных мастеров.

Перед началом печати тиража бывает необходимо напечатать один-два "раскатных" оттиска, а при наличии плотных заливок большой площади – штук пять; это делается для того, чтобы краска равномерно раскаталась по мастер-пленке (эти раскатные экземпляры следует учитывать, если печать ведется на бумаге заказчика, чтобы не было недостачи).

Тиражестойкость мастера равна примерно 15 000 экземпляров (по паспорту – 18 000). После 15 тысяч мастер начинает разрушаться, и для продолжения печати нужно готовить новый. На цене оттиска при таких тиражах смена мастера не сказывается (снижение цены, как правило ограничивается 5–7 тысячами экземпляров, все, что более, стоит одинаково).

Особенность дупликатора - в отсутствии точной приводки за счет упрощенного (по сравнению с офсетной машиной) механизма подачи. Неприводка составляет, в зависимости от бумаги, до 1 мм.

Бумага

Как уже говорилось, наш ризограф (я думаю, это относится к большинству дупликаторов, представленных в настоящий момент на рынке) "понимает" бумагу плотностью от 46 до 210 г/м2. В этот диапазон попадает так же и самоклеящаяся бумага типа Рафлатак. Диапазон вообще достаточно широкий, на таких бумагах печатается большинство полиграфической продукции.

В нашей конторе для печати на полноцветном копире в основном используются высококачественные суперкаландрированые бумаги Enso и Xerox. Как показала практика, для ризографа это утонченная диета подходит не очень хорошо. Четкость изображения на 90-граммовом "Ксероксе" выше, чем на 80-граммовой "Снегурочке", но в "Ксерокс" краска впитывается хуже, сохнет при этом дольше, и возникают всякие неприятные моменты типа смазывания и перетискивания. Печать на "Снегурочке" или "Гознак-КОПИ" идет без проблем. А вышеуказанная четкость становится заметна только при сравнении воспроизведения 4-пунктового шрифта. Таким образом, был сделан вывод, что на бумагах с покрытием и суперкаландрированных лучше не печатать. Оптимальным вариантом нам представляются бумаги без покрытия – российские 80-граммовые "Снегурочка" и "Гознак-КОПИ", в том числе цветной, и импортная "DataCopy" различных плотностей и цветов. (На "DataCopy" 210 г/м2 мы пробовали печатать нечто вроде корпоративных визиток, получилось вполне нормально.)

 

Изображение

Заниматься подготовкой "серьезных" изображений для печати на дупликаторе мне раньше не приходилось, соответственно, предстояло выяснить, что он "может" и что "не может". Для выяснения возможностей я сваял тестовую полосу. (Тестовая полоса скоро будет доступна для скачивания.)

Тестовая полоса содержит:

1. Тест разрешения – линии от 70 до 200 мкм с шагом 10 мкм;

2. Растровые изображения (Garyscale) с разрешением 75, 100, 150, 200 и 300 dpi (взяты с PhotoCD);

3. Тест на воспроизводимость тонких линий – 0,076 мм (hairline по умолчанию в CorelDRAW!) и от 0,1 мм до 0,4 мм с шагом 0,1 мм;

4. Плавный и ступенчатый градиент;

5. Воспроизводимость шрифтов – рубленых, с засечками и декоративных размером от 4 до 10 пунктов.

Для тонких линий и шрифтов представлена выворотка.

После печати тестовой полосы были сделаны следующие вводы:

Разрешающая способность аппарата примерно 120-130 lpi (не путать с dpi!). Оптимальное разрешение для растровых изображений в макете – 150-200 dpi, использование более высокого разрешения не приводит к повышению качества. Стабильно воспроизводятся тонкие линии от 0,1 мм 100% Black, от 0,2 мм 50% Black, вывороткой – от 0,2 мм. Количество передаваемых градаций серого примерно 128. Шрифты рубленые и с засечками нормально читаются при размере 4 пункта, декоративные (использовался шрифт "Декор") при размере 6 пунктов (5 и 4 пункта тоже можно разобрать, но приходится напрягать зрение).

Полученные данные теперь используются при подготовке макетов для печати (через интерфейс) на нашем ризографе. Если вы регулярно готовите макеты под ризограф, рекомендую скачать эту таблицу и распечатать ее на вашем аппарате, или аппарате той фирмы, услугами которой вы пользуетесь. Эта таблица дает гораздо больше информации, чем стандартные паспортные сведения типа "разрешение 400 dpi". К тому же, на разный типах бумаги получаются различные по качеству оттиски, и имеет смысл "протестировать" бумагу, прежде чем готовить макет для печати на ней.

В принципе, такую таблицу можно собрать и самостоятельно, включив в нее элементы, которые будут использоваться в макетах. Например, могут возникнуть сомнения относительно воспроизводимости мелких деталей, плавных градиентов и т.п. К тому же, некоторые элементы могут не напечататься в связи с особенностями языка RisoRinc, используемого в некоторых интерефейсах, это касается, в частности, однобитовых "раскрашенных" изображений.

 

Резюме

Основная мысль такова: при работе с ризографом нужно учитывать особенности аппарата, "пробовать" бумагу; при подготовке макета нужно помнить об ограничениях разрешения печати, и подбирать, так сказать, "графические образы", при печати которых не возникнет проблем. Ризограф – устройство, в основном, однокрасочное, поэтому при разработке макета, на мой взгляд, особое внимание нужно уделять тоновой коррекции изображений, а так же композиции и типографике. Однокрасочная печать имеет, как ни странно, и свои достоинства в отношении выразительности. Так же следует обратить внимание на выбор цвета бумаги.

Вообще-то, дупликатор (ризограф) большинство людей относит к низкокачественным устройствам печати. Но есть большое количество продукции, для которой качество ризографа является более чем достаточным. Это прайсы, каталоги, листовки, и т.п., и даже малотиражные газеты. К тому же, по моему личному мнению, печатает не аппарат, а оператор, и качество печати во многом зависит от мастерства последнего, а так же от профессионализма того, кто готовит макеты.

Если у вас после прочтения этой статьи появились вопросы или замечания – пишите!

Автор: Порубов Денис Валерьевич
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо