Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе со стеклом
 

Декоративная отделка и живопись
на стекле

Травление стекла

Берут стекло и покрывают его слоем столярного клея, растворенного в воде. Клей при высыхании сжимается и отделяет от стекла чешуйки и получается декоративный узор наподобие разрисованных морозом. В желатине растворяют легко кристаллизирующиеся соли (серноватистокислый натрий, хлорноватистокислый и азотнокислый калий) и покрывают им стекло. Узоры получаются наподобие листьев папоротника.

 

Травильная жидкость для стекла

Толкут в фарфоровой ступке 100 г хлористого аммония и 100 г сернокислого бария в порошок, высыпают в свинцовый сосуд и добавляют хлостоводородной кислоты до получения густой жидкости. Этим раствором рисуют буквы и узоры на стекле хорошо оточенным гусиным пером и через полминуты раствор смывают.

 

Матирование стекла

Толкут плавиковый шпат в порошок, ссыпают его в свинцовую ванночку, кладут в нее стекло и нагревают.

 

Опаловое стекло

Стекло смазать раствором: 30 г сернокислого цинка, 30 г сернокислого магния, 20 г декстрина, 2 л воды. Высыхая стекло становиться непрозрачным.

 

Стеклянные витражи

Растирают свинцовый сахар и смешивают с вареным льняным маслом. Этим раствором равномерно обрызгивают поверхность стекла щетинистой кистью, пока не получится вид матового стекла. Когда раствор затвердеет на стекле, рисуют любой узор крепким раствором едкого калия и оставляют на то время, которое потребуется для оказания действия (что достигается опытом), и затем остаток раствора быстро стирают.

 

Непрозрачные оконные стекла

Отмученный мел смешивают с жидким стеклом и покрывают этой жидкостью стекла с одной стороны один или два раза. Стекла делаются непрозрачными, а комната остается такой же светлой, как и прежде.

 

Золотые буквы на стекле

Те части стекла, которые должны быть украшены золотыми буквами, торговой маркой или каким-нибудь орнаментом, смачиваются щеткой жидким стеклом. Затем на этот слой накладывают листовое золото и ровно прижимают к стеклу тампоном из ваты и нагревают до 58°С, а затем буквы или узоры рисуют карандашом, лишнее золото срезают, края подравнивают и высушивают.

 

Цветные буквы на стекле

Надписи набирают типографским шрифтом и делают несколько оттисков на прозрачной бумаге. Один лист помешают задней стороной к стеклу и слегка прикрепляют по краям, из других отпечатков вырезают отдельные буквы и приклеивают к стеклу (буквы должны совпадать с буквами надписи, просвечивающей с другой стороны).Для приклеивания букв приготавливают пасту из цинковых белил растертых с льняным лаком. В пасту прибавляют какую-нибудь краску и смазывают поверхность надписи. Буквам дают подсохнуть и снимают бумагу с отпечатками. На стекле получается надпись того цвета, в который была окрашена паста.

 

Живопись на стекле

В железном сосуде растапливают 30 г прозрачной смолы (копаловой, домаровой и т.п.) Дать немного остыть, но не затвердеть, прибавляют скипидар в достаточном количестве, чтобы сохранить смолу в жидком состоянии. Когда охладиться примешивать его к масляным краскам.

 

Изготовление зеркал

Стекло очищают от жира и пыли оловянной золой (оловянную стружку сжигают на углях) насыпанной на тряпочку и промывают дистиллированной водой. Затем на поверхность стекла наливают равномерным слоем раствор: 50 г ляписа, 30 г нашатырного спирта, 240 г дистиллированной воды, после растворения ляписа прибавляют второй раствор: 9,5 г виннокаменной кислоты, 22 г воды. Полученную серебристую жидкость оставляют на поверхности стекла 15 минут, затем стекло наклоняют и смывают водой и дают подсохнуть. Операцию повторяют 3 раза. Для предохранения серебряного слоя от повреждения на него наносят мягкой кистью тонкий слой сурика, разведенного с олифой.

 

Починка старых зеркал

Сначала поврежденную часть очищают ножом и протирают тряпочкой от пыли и жира, затем наносят по 1 капле ртути на каждый квадратный сантиметр. Ртуть сразу растирают мягкой кожей и оставляют до тех пор, пока она не престанет прочно к стеклу.

 

Орнамент на стекле – «Витражи»

Витраж - это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Техника исполнения витражей довольно сложна, но декоративный, многоцветный рисунок можно сделать на цельном стекле, и выглядеть он будет не хуже.

Техника исполнения. для работы нужно: лак НЦ (нитролак), масляный лак, графитовый порошок, пластмассовая бутылочка из-под шампуня или хозяйственного порошка, трубочка (соломка для коктейля). Сначала по размерам стекла на бумаге рисуется узор: орнамент или какой-либо несложный сюжет. Основой может быть рисунок для вязания или вышивки. Затем рисунок кладется под горизонтально лежащее стекло. Нитролак нужно смешать с графитовым порошком (если его нет, можно попробовать мелко толченый уголь) в такой пропорции, чтобы полученный состав легко выдавливался из бутылочки через соломку, закрепленную в пробке, но не растекался по стеклу.

Узор с бумаги переводят на стекло, выдавливая состав из бутылочки по контуру рисунка. Стекло должно находиться в горизонтальном положении до полного высыхания состава. В результате на стекле образуется имитация металлического каркаса. Затем готовят краски для стекла. Для этого понемногу выдавливают из тюбиков масляные краски, дающие прозрачный цвет (краплак, ультрамарин, золотистую охру и др.) и разводят их масляным лаком - получается лак разных цветов. Подцвеченный лак пипеткой или через трубочку из пластмассовой бутылочки наносят на стекло.

Нужно стараться, чтобы он равномерно растекался по стеклу. Сложные элементы рисунка не следует закрашивать одновременно, чтобы не смешались цвета. Фон окрашивается в последнюю очередь. Советуем сначала попробовать на стекле небольшого размера, а затем переходить к крупным работам.

 

Штемпелевание стекла

Для этой цели готовят два раствора - один из 100 г воды, 12 г фтористого натрия и 2 г фтористого калия, а другой - из 100 г воды, 20 г соляной кислоты и 5 r хлористого цинка. Равные части каждого раствора смешивают перед употреблением и наносят при помощи резинового штемпеля на стекло, которое предварительно должно быть хорошо протерто.

 

Разрезание стеклянных трубок

Для разрезания стеклянных трубок можно употреблять следующий прием: обматывают то место трубки, в котором хотят ее разрезать, довольно широкой полосой бумаги такой длины, чтобы она несколько раз обернула трубку, и приклеивают концы, причем следует обращать внимание на то, чтобы кромка бумаги точно совпадала с местом предполагаемого разреза. Рядом с этой бумажкой точно таким же образом приклеивается вторая полоса бумаги так, чтобы между ними получилось очень узкое пространство неприкрытого стекла равномерной ширины по окружности, по которому и должен пройти разрез. Полоски, прежде чем обматывать, полезно немного смочить. Затем помещают узкое пространство между бумажками над огнем (цилиндром керосиновой лампы или спиртовой горелки). Трубку вращают над пламенем, пока пространство незащищенного стекла между бумажками не прогреется достаточно сильно, так, чтобы капля холодной воды, опущенная на это место, вызвала чистый и ровный разрез. Бумажки, обертывающие стеклянную трубку, препятствуют проникновению тепла к закрытым ими поверхностям и потому пламя действует особенно интенсивно на незащищенную полоску стекла. Прежде чем направить пламя на стеклянную трубку, необходимо хорошо высушить бумажки, навернутые на трубку, потому что сырость на стекле может привести к разрыву его по неправильной линии.

 

Закалка стаканов

Известно, как часто лопаются стаканы, иногда даже без всякой видимой причины, но в большинстве случаев вследствие резкой перемены температуры, когда, например, в холодный стакан наливают горячую воду или наоборот. Ввиду этого считаем небесполезным привести следующий простой и многократно испытанный способ закалки, с помощью которого стаканам можно придать способность отлично выдерживать резкие перемены температуры. С этой целью стаканы, завернутые каждый в отдельности в солому, помещаются в металлический (рыбный) котел, в который наливают воду комнатной температуры и ставят на плиту, чтобы вода постепенно закипела. Затем, продержав стаканы в кипящей воде в течение 5-6 часов, котел снимают с огня и покрывают каким-нибудь одеялом, чтобы вода остывала постепенно. Когда температура воды сравняется с комнатной, стаканы могут считаться уже вполне закаленными и очень хорошо выдерживают, не лопаясь, резкие переходы от горячей воды к холодной или обратно.

 

Карандаши для письма по стеклу, фарфору и металлу

Карандаши этого рода могут быть приготовлены из следующего состава: 4 части по весу спермацета, 3 части сала и 2 части воска. Затем, смотря по тому, какого цвета хотят иметь карандаши, к этой смеси добавляют 6 частей сухой краски. Изготовленную таким образом массу остается отформовать в виде палочек, и карандаши готовы. Ими одинаково хорошо можно писать и делать пометки, не портя самого стекла, фарфора или металла.

 

Надписи-этикетки на стекле

В некоторых случаях бывает полезно вместо бумажных этикеток, наклеиваемых на стеклянные бутылки и банки, делать матовые надписи непосредственно на стекле. Такие надписи-этикетки удобнее не только в том отношении, что они прочнее бумажных, но и подменить их не так легко. Ввиду этого считаем небесполезным привести следующий состав, рекомендуемый для вытравления на стекле матовых надписей-этикеток. В 0,5 л воды растворяют 36 г фтористого натрия, 7 г сернокислого калия. Одновременно готовят еще другой раствор: в 0,5 л воды распускают 14 г хлористого пинка и добавляют 65 г соляной кислоты. При употреблении оба эти раствора смешивают в равной пропорции и с помощью мягкого пера или тонкой кисти рисуют на стекле буквы. Спустя полчаса на стекле появляется сделанная кистью или пером матовая надпись-этикетка.

Автор-составитель: Патлах В.В. 1995 г.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо