Каламкари - это национальное индийское искусство росписи по ткани. Главным инструметом в нем выступают деревянные штампы с традиционными рисунками.
Однако сегодня каламкари нашли более широкое применение. Ими активно пользуются рукодельницы не только для декорирования одежды и аксессуаров, но и для оформления мыла ручной работы. Также штампы каламкари удобны для временных тату.
Индия является сокровищницей различных искусств, начиная от живописи, процветающей с давних пор, и заканчивая динамичными ремесленными традициями. Одним из таких ремесел является каламкари.
Каламкари - это традиционный индийский способ росписи ткани вручную (дословно "Калам" - ручка, стилус, "кари" - работа). Стало известно, что данный прием известен не только в Индии, но и в Иране, и Пакистане. Технология эта столь древняя, что бессмысленно, наверное, спорить о приоритетах - быть может, корни ремесла берут начало еще во временах индоариев.
Как гласит история, в древние времена группы певцов, музыкантов и художников переезжали из деревни в деревню, чтобы рассказать жителям великие истории индуистской мифологии. Постепенно они стали иллюстрировать свои рассказы на холсте с помощью красителей, извлеченных из растений. Так берет свое начало искусство каламкари.
Роспись выполняется специальным бамбуковым стилусом (ручкой), он наполняется краской на органической основе и мастер быстрыми движениями наносит традиционный индийский рисунок. Сначала наносится контур черной краской, потом рисунок раскрашивается цветами, в основном традиционными желтым, красным и синим. Впоследствии появились штампы, которые значительно ускорили процесс нанесения рисунка.
Как вид искусства каламкари достиг своего апогея в период правления султаната Голконда Хайдарабад в Средние века. Каламкари практикуется многими семьями в штате Андхра-Прадеш, и на протяжении поколений это ремесло было средством к существованию.
Вообще существуют два стиля каламкари: Мачилипатнам и Шрикалахасти - по названиям городов – центров этого вида ремесла.
Мачилипатнам был крупным портом во времена империи Голконда, которая имела обширные торговые связи с Персией. Поэтому стиль каламкари здесь находился под сильным персидским влиянием, которое проявлялось в обилии абстрактных мотивов – деревьев, цветов, лиан и т.д.
Шрикалахасти - эта школа, в свою очередь, в основном сосредоточена на изображении богов индуистской мифологии. Эта техника до сих пор выполняется в большинстве случаев вручную. Текстильные панно на эти темы часто украшали стены индуистских и буддийских храмов…
Первыми из чужеземцев обратили внимание на причудливые росписи по хлопковой ткани португальцы, за ними – англичане, осознавшие, что "раскрашивание ткани кистями гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу". "Варварские" сюжеты удивительно гармонично сочетались с тонкостью стиля, изысканностью цветов, нежностью и простотой материала. Вывезенные ткани получили в Европе свои имена – "Пинтадо" в Португалии, "Чинтс" в Англии. Их стали употреблять для изготовления платков, скатертей, салфеток... А меж тем в Индии в те времена каламкари делали только для храмов и торжественных ритуалов. Сюжет их рисунков был особый, торжественный – на храмовых завесах это были выписанные растительным орнаментом мандала – модель Вселенной и калачакра – колесо времени, лотос и мировое древо.
В рисунках на брачных завесах преобладали сюжеты, символизирующие счастливую семейную жизнь, богатство и изобилие – семена лотоса, слоны - спутники богини Лакшми, павлины – царские птицы…
Технология каламкари ничуть не изменилась за тысячелетия. Росписи выполняются только на хлопке ручной выделки, так называемом "кхади", "душе ткачества". Используются исключительно натуральные красители – растительные и минеральные. Цветовая гамма "росписей пером" - сдержанная, основная ее цветовая гамма – охра различных тонов и насыщенности, вишневый, серый и черный цвета. Контуры рисунков делаются в технике набивки. Для этого используются деревянные штампы из ценных пород дерева. Далее же контурные рисунки расписываются «пером».
И еще очень важный момент – только натуральные красители используются для росписи каламкари. Различные оттенки достигаются при использовании коровьего навоза, семян, растений и измельченных цветов. Красители применяются один за другим. После нанесения каждого цвета каламкари промывают. Таким образом, каждая ткань может пройти до 20 стирок.
В наше время ткани, выполненные в технике каламкари, по-прежнему служат завесами в храмах, оттеняющими скульптуры божества во время церемоний, украшают повозки, на которых в праздники вывозят статуи, декорируют свадебный пандал. Но большая часть современных каламкари производится для "светских" потребностей. Помимо вариантов использования, придуманных европейскими колонизаторами еще в XVII-XVIII веках, каламкари идут на абажуры, портьеры, сумочки, накидки, платья, аксессуары… в сущности, на все, "что можно сшить".
Мыловары нашли штампам - каламам весьма оригинальное применение – они штампуют мыло!
Не менее интересно использование каламкари для нанесения временных тату. Так называемое искусство мехенди - роспись тела узорами из хны - как раз осуществляется с помощью штампов – каламов.
Каламкари прижилось и в скрапбукинге для декора открыток, приглашений, конвертов.
Возможно, штампы каламкари вдохновят вас на новые эксперименты!