Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домкраты и лебедки
 

Микро-лебедка

Назначение.

Микролебедка (далее МЛ) предназначена для перемещения в различных направлениях грузов весом до 700 кг с использованием жесткой опоры. Вес микролебедки - 1,5 кг.

Состав, принцип действия.

Микролебедка состоит из трех функциональных узлов: узел перемотки троса (I по сборочному чертежу); фиксатор (II); узел перемещения фиксатора (III). Все узлы расположены на тросе поз.7. Работа МЛ происходит следующим образом. Рым поз.5 крепится к опоре (например, к дереву); трос своей ветвью 4 крепится к грузу (например, к застрявшему автомобилю). При помощи держателя 1 поз.16 ветвь 4 троса оттягивается в сторону, шкив при этом проворачивается на некоторый угол; затем ветвь троса отпускается - шкив при этом стопорится пружиной поз.8. Образовавшаяся слабина троса выбирается перемещением по тросу фиксатора при помощи держателя 2 поз.16. Зафиксировав трос путем натяжения шнура поз.17, повторяет цикл.

 

Изготовление микролебедки.

Изготовление МЛ следует начать с подбора троса необходимого диаметра. В принципе, допускается увеличение диаметра троса до 1 мм без кардинальной переработки чертежей, но при этом потребуется корректировка диаметров 16 мм в поз.6; 4,5 мм в поз.19; 4,5 мм в поз.18, 20. Затем на токарном станке вытачивают поз.2, 3, 4, 6, 9, 13, 19, 20, вал стопорный поз.18; поз.23 согласно чертежу. После этого вырезают из листовой стали поз.1 и рычаг поз.18. Из прутков согласно чертежа изготавливают поз.5, 21, 24. Из проволоки навивают пружину стопорную и выгибают согласно чертежа крюк. Термообработку этих деталей производить по требованиям чертежа поз.8. Держатели изготовлены из трубок, пропиленных вдоль оси, после пропиливания трубки надеваются на трос поз.7 и сплющиваются так, чтобы сохранить свободный ход трубки вдоль ветви троса – эта операция производится после окончательной сборки МЛ. После изготовления всех деталей приступают к сборке МЛ. К поз.4 приваривается рым; к рычагу – вал стопорный; ко втулке стопорной и направляющей (не забудьте сплющить ее согласно чертежа) привариваются дужки. Последней приваривается направляющая к поз.20.

Затем приступают к сборке узла I. Диск шкива впрессовывается в стакан, и на него надевается стопорная пружина; шкив с пружиной собирается с поз.1 (2 шт.) и центральным болтом М10. Затем производят намотку троса (4 витка) на шкив и фиксируют шкив вставляя в отверстие диаметром 8 мм опорных щек, втулку с надетой на нее поз.6 так, чтобы ребро диаметром 25 мм поз.6 оказалось между ребром шкива и щекой. Все это фиксируется (но не окончательно) болтами М8. После этого в свободные отверстия щек вставляется болт М10, который продевается через щеки и распорную втулку поз.4. Далее производится затяжка всех болтов и фиксация болтов М10 шплинтами. В последнюю очередь вокруг втулки 9 фиксируется обжатием конец пружины стопорной.

Узел II собирается следующим образом: на стопорный вал поз.18 надевается поз.20 (не допускать никакого люфта!) и в отверстия диаметром 4,4 мм продеваются ветви троса; к рычагу привязывается шнур, продевается через дужку на направляющей и привязывается к дужке на стопорной втулке.

Узел III собирается проще: на тяговую ветвь троса надевается зажим поз.24 и до упора в трос на зажим навинчивается гайка поз.23. Предварительно на гайку крепится обжатием крюк поз.22. Осталось надеть держатели на трос и шнур, продеть шнур в крюк и сборка закончена.

Тяговую ветвь 4 троса можно снабдить крюком или карабином для фиксации на грузе, а на рым закрепить кольцо из троса, к которому также рекомендуется прикрепить крюк или карабин.

 

Работа с микролебедкой.

1. Узел перетяжки шкива (I) крепится к опоре.

2. Тяговая ветвь 4 троса крепится к грузу.

3. Узел III закрепляют гайкой зажима на расстоянии 60-90 см от фиксатора, при подъеме груза - на предполагаемой высоте подъема.

4. Встать на расстоянии примерно 1 метра от линии троса, взяв держатели в руки, учитывая, что основное усилие будет приходится на держатель 1.

5. Рукой и весом тела оттянуть ветвь 4 троса, шкив при этом проворачивается и при отпускании держателя 1 стопорится. Держателем 2 перемещают фиксатор по направлению к зажиму, выбирая слабину троса.

6. Операцию 5 повторять до нужного перемещения груза.

7. При касании фиксатором зажима, его передвигают по тросу и вновь закрепляют гайкой на тросе.

8. После подъема груза на нужную высоту, следует привязать шнур поз. 17 к чему-нибудь так, чтобы фиксатор заклинил ветви троса поворотом вала стопорного относительно втулки.

 

Меры безопасности.

1. Перед работой осмотреть МЛ, проверить визуально качество сварных швов и состояние троса.

2. Запрещается:
- перемещаться под поднятым грузом;
- поднимать груз более 700 кг.

3. При работе с МЛ использовать брезентовые рукавицы.

 

Особенности эксплуатации микролебедки.

В экстремальных режимах МЛ может перемещать грузы весом до 1 тонны, но при этом происходит деформация троса. После работы в таком режиме трос следует заменить. Предпочтительно использовать МЛ для перемещения грузов в горизонтальной плоскости. Все трущиеся части МЛ следует смазывать нейтральной смазкой не реже 1 раза в месяц при постоянном использовании.

 

Литература:

1. "Изобретатель и рационализатор" №2 - 1968 г.
2. "Изобретатель и рационализатор" №9 - 1971 г.
3. "Общетехнический справочник". М. Машиностроение, 1990 г.

 

Сборочные чертежи

© С.И.Молотков, 1998 г. Размещено с согласия автора.
Другие его разработки по данной тематике на сайте
http://club-rm.narod.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо