Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Домкраты и лебедки
 

Мини-лебедка

В приусадебном или дачном хозяйстве компактная ручная лебедка грузоподъемностью до тонны всегда найдет применение: погрузить—разгрузить тяжести, подправить покосившиеся столбы ограды, вытянуть застрявший автомобиль и т.п. Ну а если затеваешь строительные работы, то тут уж без лебедки просто не обойтись. Такую лебедку можно, конечно, и в магазине приобрести, но почему бы не сделать самому, тем более, если это совсем несложно?

Вашему вниманию предлагается мини-лебедка (МЛ), действие которой основано на принципе рычага и ворота. Последний состоит из корпуса, перемычек и щеки. В качестве рычага подойдет автомобильная монтажная лопатка, удлиненная трубой, строительный лом или просто металлическая труба диаметром 20—25 мм, длиной 750—800 мм.

Рис. 1. Мини-лебедка с ручным «приводом»:
1 — корпус (сталь, швеллер №5, L90); 2 — щека (сталь, лист s3); 3 — перемычка (сталь, труба 13x2,5, L60, 2 шт.); 4 — планка (сталь, полоса 20x3, L68, 2 шт.); 5 — лента (капрон 45x3, L10 000).

Корпус МЛ изготавливается из швеллера №5. В вертикальной стенке сверлятся отверстия диаметром 13,2 мм под трубчатые перемычки, а в полках выфрезеровываются пазы для установки рычага (если нет возможности осуществить фрезерование, пазы можно сделать сверлением ряда отверстий с последующей обработкой напильником). Для обеспечения необходимой жесткости корпуса по краям швеллера со стороны, противоположной стенке, привариваются планки из стальной полосы 20x3 мм.

Щека представляет собой стальную прямоугольную пластину толщиной 3 мм с двумя отверстиями, такими же, как в корпусе.

При сборке лебедки сначала перемычки вставляются в отверстия корпуса и щеки и прихватываются сваркой, обеспечивая при этом их взаимно перпендикулярное расположение. Затем производится окончательная сварка со стороны фасок. Планки привариваются в последнюю очередь. Сварочные швы зачищаются, и лебедка окрашивается нитрокраской в два слоя (если есть возможность, вместо лакокрасочного лучше применить гальваническое покрытие, например, цинкование или фосфатирование).

Принцип работы МЛ проиллюстрирован на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы лебедки:
1 — груз; 2 — лента; 3 — корпус лебедки; 4 — перемычка; 5 — рычаг; 6 — опора;
а — место расположения лебедки между грузом и неподвижной опорой; б — начало работы; в — укладка слоев ленты после второго оборота лебедки.

Между двумя перемычками вводится капроновая лента, например, автомобильный буксирный трос (ширина 45 мм толщина 3 мм). Один конец ленты закрепляется на перемещаемом грузе, например, автомобиле; второй — внатяг крепится к жесткой неподвижной опоре. В пазы корпуса вставляется рычаг, которым производится вращение корпуса, лента наматывается на перемычки, и в результате груз перемещается по направлению к опоре.

Максимальное расстояние, на которое можно переместить груз за один прием, лимитируется двумя факторами. Во-первых, это сила тяги Т ленты. При Т = 600 кг (этого достаточно, например, для вытягивания застрявшего в грязи или снегу автомобиля) и длине рычага Lp = 750 мм (большая длина создает неудобство в работе) на его конце необходимо приложить усилие Р около 35 кг при первом обороте лебедки. С каждым последующим плечо L действия силы Т будет возрастать на 12 мм, и, соответственно, на 9 кг потребуется увеличение усилия Р на рычаге. Таким образом, человек со средними физическими данными за один цикл сможет провернуть лебедку, скорее всего, не более двух раз. При этом груз будет перемещен приблизительно на 0,5 м.

Второй ограничительный фактор заключается в том, что намотанная на перемычку лента должна находиться в пределах хотя бы одного габарита щеки и стенки корпуса лебедки. В противном случае может произойти соскальзывание ленты и возникновение аварийной ситуации. При толщине ленты 3 мм и принятых в данной конструкции размерах лебедки на перемычки можно намотать восемь слоев тяги и переместить груз на 1,7 м.

При установке лебедки между опорой и грузом необходимо, чтобы МЛ находилась к ним не ближе L/2 — половины расстояния, на которое перемещается груз за один прием.

Для фиксации перемещаемого груза и предохранения лебедки от самопроизвольного раскручивания на ленту надевается металлическое кольцо внутренним диаметром 60—70 мм (можно сварить из 8-мм стального прутка). Когда необходимо застопорить груз, оно надвигается на рычаг лебедки.

При работе с МЛ необходимо соблюдать все меры безопасности, предусмотренные при работах с грузоподъемными механизмами.

Автор: Сергей Молотков,
(г. Челябинск, клуб «Русский мастеровой»)
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...