Энциклопедия Технологий и Методик
|
Ремонт будильника
Разборка будильника
Процесс разборки будильника немного отличается от разборки
наручных часов, поэтому он рассматривается отдельно. Детали
устройства механического будильника — на рис. 2.
Рис. 2. Кинематическая схема будильника: 1 — узел баланса;
2 — вилка анкерная; 3 — колесо анкерное с
трибом; 4 — колесо секундное с трибом; 5 — колесо сигнальное;
б — колесо часовое; 7 — барабан хода с валом и
пружиной; 8 — пружина запора сигнала; 9 — скоба с валом
и молоточком; 10 — колесо храповое сигнальное с трибом; 11 — барабан сигнала с валом и пружиной;
12 — колесо центральное с трибом; 13 — колесо промежуточное с трибом.
Движение
передается от барабана (7) на центральный триб с
центральным колесом (12).
С центрального колеса вращение передается на триб промежуточного
колеса (13), затем — на секундное колесо (4) и на анкерное колесо
(3). Анкерное колесо через анкерную вилку (2) передает
импульс движения на балансовый регулятор.
Механизм сигнала работает следующим образом:
движение передается от барабана (11) на триб сигнального колеса (10). Колесо приводит в движение
спусковую скобу с валом и молоточком (9). Вся эта
система представляет собой спусковой регулятор.
Сигнал действует
через специальную пружину (8), которая давит на часовое колесо (6), прижимая его к
сигнальному колесу (5). Когда выступ на часовом колесе совпадает с
выступом на втулке часового колеса, механизм сигнала приходит в движение.
При разборке будильника в первую очередь надо
отвернуть и снять заводные ключи хода и сигнала,
затем снять кнопки перевода стрелок. Отвернуть три
винта крепления крышки корпуса, снять их. Вынуть
кнопку запора сигнала, после чего отвернуть втулку,
в которой она находилась, и снять втулку с корпуса.
Вынуть механизм из корпуса. Снять минутную и часовую стрелки.
Положить механизм циферблатной стороной вниз. Отвернуть три винта
крепления подциферблатника и снять его вместе с сигнальным колесом и
сигнальной стрелкой. Перевернуть механизм циферблатной стороной
вверх для того, чтобы разобрать механизм перевода стрелок.
Основные неисправности механизма будильников и методы их устранения
Неисправность |
Метод устранения |
Минутная стрелка соскочила с
вала центрального колеса |
Замените ее |
Заводной ключ касается
окружающих деталей |
Замените его |
Стрелки трутся о циферблат |
Установите их так, чтобы они были
параллельны друг другу. |
Заводная пружина не держится в
заведенном состоянии |
Надо до упора завернуть винт пружины собачки
или заменить пружину, если она сломана. |
Будильник вообще не заводится |
Надо проверить следующие детали: вал барабана, на
котором может быть сорвана резьба; заводное колесо, на валу
которого также может быть сорвана резьба. Испорченные детали
надо заменить. |
Будильник спешит |
Причиной может быть слишком сильная пружина хода. В
таком случае во время хода часов слышится характерный
пристук. Пружину надо заменить. |
За каждый час будильник спешит на несколько
минут |
Значит, спираль баланса захлестнулась за близлежащие
детали (в этом случае ее надо осторожно снять и установить
на место) или же сама спираль слиплась из-за попадания
смазки (промойте спираль). |
Будильник отстает |
Надо проверить пружину хода. Она может быть смята,
растянута из-за долгого использования (в этом
случае—замените) или просто плохо смазана. Если с пружиной
все в порядке, надо проверить баланс. Его спираль может быть
неправильно установлена, в механизм могла попасть пыль и
загрязнить баланс, наконец, может отсутствовать смазка (или
наоборот — смазки слишком много и она загустела). |
Будильник останавливается через некоторое
время после завода |
Прежде всего следует проверить, не попала ли в колесную
систему пыль или грязь; затем осмотреть винты, так как они
могут отворачиваться или ломаться. Далее — проверить,
нормально ли сидят колеса системы на своей оси и не покрыты
ли они коррозией (если коррозия сильная, колеса необходимо
заменить). Другие причины: износ зубьев анкерного колеса,
которое в таком случае придется заменить; нарушение
зацепления в колесной системе; сломанные или погнутые зубья
барабана (тогда придется менять не только барабан, но и
заводную пружину); сломанная пружина хода. |
Пружина хода заводится до бесконечности |
Причиной может быть либо поломка пружины, которую
следует заменить, либо то, что пружина отцепилась от крючка
вала барабана. В этом случае надо закрепить внутренний виток
пружины. |
Пружина сигнала не держится в заведенном
состоянии |
Следует проверить собачку сигнала; ее пружина может быть
сломана или у нее откручен винт |
Пружина сигнала заводится до бесконечности |
Причины те же, что и при бесконечном заводе пружины
хода. |
Автор: Г. Солнцев
Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|