Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Домашнее электроснабжение |
|
Гидроэлектростанция (ГЭС) своими руками
Предназначена для энергоснабжения частного дома или дачного участка. На выходе ГЭС 220 В, 50 Гц, однофазное, 900 Вт. Работает при наличии вблизи участка ручья шириной не менее 0,5 м и глубиной 0,15 м, используя самодельный гидротаран. Он же может доставить воду на Ваш участок с подобного ручья, используя только энергию воды. Генератор - от трактора, все остальные материалы доступны.
Общий вид:
Гидроэлектростанция
Гидроэлектростанция (далее ГЭС) предназначена для энергоснабжения частного дома или дачного участка при наличии вблизи проточного источника воды с использованием генераторов постоянного или переменного тока.
Принцип действия ГЭС.
Эскизная схема ГЭС представлена на рис. 1. Вода из проточного источника дебетом не менее 30 куб.м в час попадает в разгонную трубу, через неё – в гидротаранный насос, который закачивает воду в накопительную ёмкость. Из ёмкости падающий поток воды попадает на лопатки турбинного колеса. Колесо, вращаясь приводит в действие, через двухступенчатую клиномеренную передачу, генератор. В качестве генератора ГЭС могут использоваться генераторы от автотракторной техники (схема подключения см. рис. 3) или асинхронные электродвигатели в короткозамкнутым ротором (схема подключения см. рис. 4). При использовании генератора от автотракторной техники (см. также таблицу) для получения напряжения 220 В используется преобразователь напряжения (см. рис. 2); при использовании электродвигателя – стабилизатор (см. рис. 5).
Технические характеристики генераторов постоянного тока
1. Гидротаранный насос.
Гидротаранный насос (далее ГТ) предназначен для перекачивания воды на расстояние при отсутствии большого напора в источнике.
Для обеспечения нормальной работы ГТ источник воды должен иметь уклон по руслу примерно 6 см на 10 длины русла. Дебет источника должен быть не менее 30 куб.м в час. На практике таким требованиям отвечает ручей со спокойным течением шириной 0,5 ми глубиной 0,15 м.
ГТ состоит из следующих основных элементов: разгонной трубы, корпуса; разгонного клапана; напорного клапана и аккумулятора. Вода из ручья попадает в разгонную трубу и при определённой скорости закрывает разгонный клапан. Под давлением воды открывается напорный клапан, и порция воды поступает в аккумулятор. При полной остановке воды в разгонной трубе напорный клапан закрывается, а разгонный открывается. Затем цикл повторяется. Вода из аккумулятора под давлением сжатого в нём воздуха попадает в выходной трубопровод и через него поступает в заданное место. Пульсации давления, возникающие при работе насоса, практически полностью демпфируются в выходном трубопроводе.
Основой ГТ является корпус поз.1, на котором закрепляются сваркой или при помощи болтов остальные детали насоса (см. сборочный чертёж ГТ и спецификацию.
Изготовление ГТ.
Изготовление ГТ Целесообразно начать с подбора материалов согласно спецификации, листовые детали (поз.4-8, 14-19, 21-24) целесообразно вначале вычертить в масштабе 1:1 на плотной бумаге или картоне, чтобы потом перенести контуры деталей на металл или резину. Контуры деталей поз.14, 15, 16. 17, 18 переносят на бумагу следующим образом: проводят линию основания, к ней – перпендикулярно осевую линию, и через 10 мм (или 5 мм – см. чертежи) проводят линии параллельно осевой; затем на этих линиях отмечают расстояния от линии-основания, указанные на чертежах; получившиеся точки соединяют плавной кривой, которая и будет являться контуром детали. Основание аккумулятора поз.4; крышку аккумулятора поз.5, фланец аккумулятора поз.6; опорную плиту поз.8; планки ограничительную и прижимную поз.13, 19; заглушку поз.14; седло поз.15; ограничители поз.17, 22; накладки поз. 18, 23 вырезают из листовой стали толщиной 5 мм при помощи газового резака, при вырезке не забывать оставлять припуск 2-3 мм. Подгонку в чертежный размер осуществляют при помощи напильника или на наждачном круге. Корпус поз.1 вырезают из трубы с толщиной стенки 5-6 мм, фланцы поз. 11 – из 10-миоимметрового стального листа. Эти фланцы можно подобрать и стандартные. Корпус аккумулятора поз.3, напорный и разгонный патрубки поз.9, 10 также вырезаются из труб соответствующих размеров, указанных в чертежах этих деталей. Прокладки поз.7, 24 вырезаются из паронита; клапаны разгонный и напорный поз. 16, 21 – из 5-милимметровой листовой резины. Рукоятку поз.20 вытачивают на токарном станке. Разметку и выполнение отверстий для крепежных болтов М10 в поз.5, 6, 7 выполняют совместно. То же требование для поз.4, 8, 21, а также поз. 15, 16, 17, 18, 19. Аналогично выполняются отверстия для крепежных болтов М8 в поз. 21, 22, 23. Подставки поз.2 представляют собой сборку из листовой детали (вырезаются из стального листа) и отрезка стального уголка, соединение производится электродуговой сваркой.
Сборку ГТ следует начать с приваривания к корпусу поз.1 подставок поз.2 (удобнее будет производить дальнейшую сборку). К патрубкам поз.9, 10 привариваем фланцы поз.11, сварочные швы на сопрягаемых плоскостях фланцев с другими деталями трубопроводов – зачистить. После этого производим предварительную сборку следующих «пакетов» деталей при помощи соответствующих отверстиям в деталях болтов и гаек: поз.5 и 6; поз.4 и 8; поз.15 и 19; поз.17 и 18; поз.23 и 22. В поз.17 и 18 закрепить шпильку поз.25 с гайками М10. Сваркой прихватываем головки болтов к поз.5, 8, 17, 19, 23 гайку М10 шпильки прихватываем к поз.17. Разбираем «пакеты» и производим окончательную сварку головок болтов и гайки М10, обеспечив герметичность сварочных швов. Эти сварочные швы зачистить и покрыть грунтовкой и нитрокраской в два слоя. Затем в крышку поз.5 ввариваем напорный патрубок и втулку поз.34 (см. сборочный чертёж), а в разгонный переходник – разгонный патрубок. Корпус аккумулятора поз.3 устанавливаем на основание поз.4 так, чтобы центры деталей совпадали, и производим сварку корпуса и основания снаружи. Во избежание коробления основания сварку вести прерывистым швом, давая остыть свариваемым деталям, таким же образом вести сварку и остальных листовых деталей ГТ. К верхней части корпуса аккумулятора привариваем фланец поз.6, кромка основания не должна выступать за пределы плоскости фланца более чем на 1 мм. После этого к корпусу поз.1 привариваем опорную плиту поз.8, заглушку поз.14 и седло поз.15. Сварочный шов в стыке поз.8 и 16 зачистить, чтобы не мешать установке клапана поз.21. Внутрь корпуса поз.1 привариваем ограничительную планку поз.13, сориентировав её согласно размерам, указанным на сборочном чертеже. К разгонному клапану поз.16 крепим при помощи приваренных к ограничителю болтов М10 с двух сторон ограничитель поз.17 и накладку поз.18. Полученный «пакет» вставляем внутрь корпуса поз.1 (с левой стороны по сборочному чертежу) и крепим его к седлу поз.15 при помощи приваренных к планке роз.19 болтов. При затяжке не допускать раздавливания резины клапана. В верхнее отверстие клапана устанавливаем шпильку из приваренной с гайками М10 и рукояткой. Путём вворачивания-выворачивания шпильки из приваренной к ограничителю гайки до упора в планку поз.13 устанавливаем зазор между верхними частями седла и разгонного клапана примерно 5–8 мм и фиксируем шпильку при помощи двух гаек М10. Затем переходим к сборке узла напорного клапана. На «язычок» напорного клапана поз.21 крепим с помощью болтов и гаек М8 ограничитель поз.22 и накладку поз.23, располагая их по обе стороны клапана. При затяжке также не допускать раздавливания резины напорного клапана. К левой части корпуса поз.1 привариваем разгонный переходник с приваренным патрубком поз.10. После этого на плиту поз.8 укладываем напорный клапан поз.21, на него – основание поз.4 с приваренным корпусом поз.3 и производим равномерную затяжку гаек, не допуская раздавливания резины клапана. Перед установкой на поверхности клапана, сопрягаемые с поз.4 и 8 желательно нанести тонким слоем автомобильный прокладочный герметик. Также перед затяжкой гаек необходимо убедиться в свободном перемещении «язычка» клапана в квадратном отверстии опорной плиты. Завершающей операцией сборки является установка на фланец поз.6 крышки поз.5 с прокладкой поз.7. Во втулку поз.34 вворачиваем болт поз.35 с медной шайбой. Затяжка – равномерная, крест-накрест. После сборки ГТ окрасить снаружи любой нитрокраской в два слоя, не допуская попадания краски на резину разгонного клапана и сопрягаемые поверхности фланца поз.11.
После монтажа ГТ в составе ГЭС (см. рис.) производят его запуск. Для этого, взявшись за рукоятку, закрываем разгонный клапан (т. е. прижимаем клапан к седлу) и удерживаем в таком состоянии до тех пор, пока из разгонной трубы не выйдет весь воздух. Принудительно, нажатием на рукоятку, открываем разгонный клапан. При расходе источника воды, оговоренном выше, клапан через 2–8 секунды должен с ударом закрыться и через 1–2 секунды вновь открыться. Частоту срабатывания клапана устанавливают путём вворачивания-выворачивания шпильки поз.25 из приваренной к ограничителю гайки. При манипуляциях с рукояткой разгонного клапана соблюдайте осторожность – сила удара клапана, а значит и рукоятки может достигать нескольких сот килограммов. В связи с этим перед регулировкой времени срабатывания нужно перекрыть доступ воде в разгонный патрубок (целее будут пальцы). Остановка работы ГТ для других целей производится также перекрытием доступа воды в разгонный патрубок. Повторный запуск производят путём принудительного открытия разгонного клапана. Правильно собранный насос начинает работать сразу и не требует других регулировок, кроме времени срабатывания. По мере приработке рабочих поверхностей и обрастании внутренних стенок ГТ водной растительностью, эффективность работы снизилась, то это может свидетельствовать о засорении клапанов крупным мусором, снижении дебета источника или не герметичности аккумулятора. Один раз в три-четыре дня ГТ следует останавливать для того, чтобы полость аккумулятора пополнить воздухом. Пополнение воздухом происходит самопроизвольно после отворачивания болта поз.35. Запуск ГТ производим после установки болта во втулку поз.34.
При монтаже ГЭС входное отверстие разгонной трубы необходимо закрыть стальной (или прочной полимерной) сеткой размером ячеек 20х20 мм.
2. Турбинно-генераторный узел.
Турбинно-генераторный узел (далее ТГУ) предназначен для преобразования энергии падающего потока воды в электрическую энергию.
ТГУ представляет собой смонтированные на каркасе (сваренном из отрезков швеллеров) турбину-колесо, двухступенчатую клиноременную передачу и генератор (см. схему сборки ТГУ). Турбина состоит из вала поз.37, приваренных к нему двух ступиц поз.37. В ступицы вварены спицы поз.42. Два кольца поз.39 приварены к барабану поз.41 и, в пространство между ними вварены 12 лопаток поз.40 под углом 30 градусов. Эта конструкция приваривается к спицам поз.42. Вал вращается в двух самоустанавливающихся подшипниках поз.46, которые в свою очередь закреплены в держателях поз.47. Эти держатели закреплены на опорах поз.48 при помощи четырёх болтов и гаек М14. На конце вала закреплён ведущий шкив поз.43, вращение которого передаётся на промежуточный шкив поз.44. Этот шкив вращается на промежуточной опоре поз.52, которая представляет собой неисправный электродвигатель с удалёнными обмотками. Далее вращение передаётся на ведомый шкив поз.45, закреплённый на валу генератора поз.51. Натяжение ремней осуществляется путём перемещения поз.51 и 52 в пазах опорных плит.
Изготовление ТГУ.
Изготовление ТГУ необходимо начать с подбора генератора, шкивов и подшипников. От характера этих найденных деталей зависят размеры ТГУ. Размеры шкивов, указанные в чертежах, рассчитаны на работу ТГУ с вращением турбины 60 об/мин и скоростью вращения генератора 1500 об/мин. Шкивы вытачивать весьма затруднительно, поэтому желательно подбирать их готовые, ориентируясь на размеры, указанные в чертежах. После подбора шкивов, генератора, подшипников, ремней вносят необходимые коррективы в чертежи и изготавливают детали ТГУ согласно чертежей с учётом корректировки. Опорные плиты для поз.51, 52 вырезают из 5-мм стального листа, исходя из размеров двигателей. Отверстия для крепления двигателей выполнить в виде пазов, с целью обеспечения возможности натяжения приводных ремней.
Вал поз.37 вытачивается на токарном станке, размеры хвостовика для крепления шкива поз.43 необходимо уточнить по готовому шкиву. По нему же уточняются размеры шпоночной канавки и подбирается шпонка. Далее из стального листа вырезаем поз.39, 40, из трубы – спицы поз.42. Затем из стальной полосы шириной 400 мм и длиной 2200 мм сворачиваем барабан поз.41, подгоняя конфигурацию по внутреннему вырезу кольца поз.39; после подгонки концы полосы свариваем встык между собой. Одно из колец укладываем на ровную поверхность, вставляем одну из сторон барабана и свариваем их между собой. Сварку вести прерывистым швом, не допуская температурного коробления деталей. Сварочный шов по кругу зачистить углошлифовальной машинкой. Затем на кольце размечают будущее расположение лопаток поз.40: 12 лопаток располагают по окружности через 30 градусов, угол наклона плоскости лопаток к поверхности барабана также 30 градусов. После разметки лопатки приваривают к кольцу и барабану. Затем на получившуюся подсборку укладывают второе кольцо и сваркой «прихватывают» его к барабану и лопаткам. При необходимости кольцо рихтуют и сварку производят окончательно. В глухие отверстия ступиц поз.38 вставляют спицы поз.42 и укладывают одну из ступиц диаметром 140 на ровную поверхность; сверху укладывают подсборку из колец, барабана и лопаток так, чтобы кольцо попало на вырезы длиной 107 мм спиц; под кольцо равномерно по окружности через 60 градусов подкладывают 6 деревянных прокладок толщиной 25 мм; на наружное кольцо укладывают вторую ступицу со вставленными спицами. В центральное отверстие ступиц вставляют деревянный стержень диаметром 80 мм и, обеспечивая перпендикулярность стержня поверхности на которой располагается подсборка, прихватывают сваркой спицы к ступицам и кольцам. Перед сваркой необходимо определить центр колеса при помощи 10 12 шнуров, натянутых на кольца, равномерно по окружности. После этого производят окончательную сварку, на вал напрессовывают подшипники поз.46 с держателями поз.47 и установив колесо на заранее подготовленные деревянные подставки высотой 1,5 м (установка – на подошвы держателей) и, поворачивая колесо, выявляют радиальное и осевое биение. Биения устранить аккуратной рихтовкой деревянным молотком. После этого колесо окрашивают в два слоя любой нитрокраской, предварительно зачистив и загрунтовав сварочные швы.
Каркас ТГУ сваривается из отрезков швеллеров, ориентируясь на схему сборки ТГУ. Сварку производить на ровной поверхности, начиная со стоек поз.55, 56 и опор поз.48, соблюдая соответственно перпендикулярность и параллельность деталей при помощи угольника и строительного уровня. При сварке стоек и распорок турбины поз.60 обязательно сверить по шаблону вала поз.37 (изготовить по чертежу поз. 37 из дерева) свободно ли размещается между стойками собранное ранее колесо. По подобранным поз.51. 52 из стального листа толщиной 4 мм вырезают опорные плиты – две для поз.52 и одну для поз.51. В этих плитах размечают отверстия (пазы) для крепления двигателей с возможностью перемещения поз.51, 52 относительно опорных плит с целью натяжения приводных ремней. Места соединений швеллеров между собой можно усилить косынками из стального листа толщиной 4 мм.
После сборки каркас вкапывают в землю на глубину 1500 мм, выставляют по строительному уровню параллельность поз.48 земле и бетонируют каркас примерно на 0,5 м от нижнего края каркаса. Затем устанавливаем колесо на опоры поз.47. Закрепляем держатели на опорах и проверяем лёгкость вращения колеса. Заедания и касания частей колеса необходимо устранить рихтовкой. После этого монтируют шкивы, промежуточная опора и генератор. Опорные плиты привариваются к верхним балкам поз.57, учитывая длину приводных ремней. Высоту проставки поз.54 определить по шкиву поз.44 (нужно, чтобы он не заедал опорную плиту). К верхней части стоек поз. 56 привариваем накопитель – 100 литровую бочку с вырезом направленным на лопатки турбины. В эту бочку при окончательном монтаже ГЭС согласно рис.1 направляется напорный патрубок ГТ. Выступающие над землёй части каркаса окрашивают нитрокраской в два слоя. После установки ТГУ предусмотреть и выкопать отводной канал в питающий ручей для воды, падающей с турбинного колеса. Генератор и проводка защищаются от водяных брызг пластиковыми кожухами из подручных средств (канистры, ведра и т. д.).
Назначение, состав, принцип действия стабилизатора напряжения.
Стабилизатор напряжения (далее СН) предназначен для стабилизации напряжения 220 В в диапазоне 210–230 В при изменении входного напряжения в диапазоне 100–300 В. Мощность СН – 2 кВт.
Принцип действия СН основан на изменении числа витков регулируемого автотрансформатора при помощи следящего электромеханического устройства, функциональная схема СН показана на рис., электрическая принципиальная схема – на рис.5. Напряжение с генератора ГЭС поступает на регулируемый автотрансформатор, ползунок которого перемещается при помощи электродвигателя М1 с червячным редуктором. С автотрансформатора снимается напряжение при питании нагрузки, блока питания и выпрямителя следящего устройства. После обработки поступившего напряжения подаётся сигнал на включение-выключение электромагнитных ключей, которые управляют работой электродвигателя. При этом индикаторы информируют о величине выходного напряжения. Блок питания обеспечивает также подачу напряжения +18 В на индикаторы HL2 – HL4, на электромагнитные ключи (К1, К2) и двигатель М1; напряжение +5 В на устройство управления.
Электрическая принципиальная схема показана на рис. 6. Переменное напряжение через концевые выключатели SQ1, SQ2 поступает на автотрансформатор Тр1, с его движка напряжение поступает на выходы «Нагрузка», трансформатор БП Тр2 и диодный мост VD1 – VD4. С этого моста выпрямленное напряжение поступает на делитель R2 – R5. Если напряжение на выходе Тр1 находится в пределах 210–230 В, то транзистор VT2 закрыт, транзистор VT2 открыт и на выходе элементов DD1.2 и DD1.5 присутствует логический ноль, транзисторы VT3, VT4 закрыты, реле К1, К2 и электродвигатель обесточены, светится индикатор HL2 «U номинальное». В таком состоянии СН находится до тех пор, пока напряжение на автотрансформаторе не выйдет за пределы установленного диапазона. При скачке напряжения выше 230 В открываются стабилитрон VD13 и транзистор VT2, на выводе 10 элемента DD1.5 появляется логическая единица и открывает транзистор VT4. Срабатывает реле К2, контактами К2.1 отключает лампу HL2, контактами К2.2 подключает лампу HL3 «U повышенное». Контакты К2.3 подключает двигатель М1, который передвигает ползун автотрансформатора до тех пор, пока напряжение на ползуне не станет меньше 230 В. При этом напряжение на стабилитроне VD13 станет меньше напряжения стабилизации, транзисторы VT2 и VT4 закроются, реле К2 обесточится, лампа HL3 погаснет, лампа HL2 загорится. Контакты К2.3 переключатся в исходное состояние и замкнут обмотку якоря М1 на корпус, вследствие чего будет произведено быстрое торможение ползуна автотрансформатора. Аналогично, но с использованием реле К1 происходит процесс обработки пониженного напряжения. Если напряжение на генераторе ГЭС выйдет за пределы диапазона стабилизации (100–300 В), то ползун нажмет концевой выключатель SQ1 (U больше 300 В) или SQ2 (U меньше или равно 100 В) и подача напряжения полностью прекратится, при этом загорается лампа HL1 «Авария». После устранения причин аварии (при отключённой нагрузки) разблокировка производится путём нажатия и удержания в течении 5 секунд кнопки SB1 «Сброс аварии». Повторное подключение нагрузки производить только после установления напряжения СН в пределах диапазона стабилизации. Элементы R11, С2, R12 и С5 предназначены для предотвращения срабатывания реле и двигателя при коротких по длительности скачков напряжения. Кнопками SB2 и SB3 возможно управление работой стабилизатора вручную, для этого необходимо переключить SA1 в положение «Ручное».
Изготовление преобразователя напряжения.
Для изготовления автотрансформатора СН использован статор трёхкиловаттного асинхронного электродвигателя. Статор обматывается тремя-четырьмя слоями лакоткани. Затем на статор плотно, виток к витку по внутреннему диаметру (по наружному диаметру укладывать с равномерным шагом 1,5–2 мм) наматываем провод ПЭВ-2 диаметром 1,5 мм 420 витков с отводом от 280 витка. После этого пропитываем автотрансформатор погружением в любой нитролак. После высыхания нитролака в верхней части автотрансформатора, там, где будут двигаться ползун, при помощи наждачной бумаги аккуратно убираем слой лака с проводов. Самое главное при зачистке – не замкнуть витки между собой. Из фанеры толщиной 10–15 мм выпиливаем по контуру трансформатора крышку и поддон (диски диаметром 100 мм и больше диаметром статора). В крышке необходимо выполнить в центре отверстие под электродвигатель стеклоочистителя с моторедуктором. На вал редуктора надеваем через изоляционную втулку ползун. Ползун использован от ЛАТРа ПОСН-2-220-82, необходимо лишь удлинить его по месту путём приклепывания дополнительной полосы-удлинителя из пружинной латуни. Трансформатор устанавливаем в центре поддона, надеваем крышку и размечаем на краях поддона и крышки положения отверстий (8 шт.) для прохождения шпилек М8. После выполнения отверстий стягиваем крышку и поддон шпильками так, чтобы трансформатор оказался между ними, по центру. При необходимости можно использовать для дополнительной фиксации трансформатора резиновые вставки. Концевые выключатели устанавливаем на крышке таким образом, чтобы ползун приводил их в действие. SQ1 устанавливают в конце намотки, SQ2 – в конце первой трети намотки. Положение концевых выключателей уточняют при наладке СН.
Монтаж радиоэлементов СН (всех согласно схемы, кроме Тр1, М1, HL1 - HL4, SA1, SB1 – SB3) производится на плате из стеклотекстолита толщиной 2 мм, размерами 200х200 мм. Монтаж навесной. Транзисторы VT3, VT установить на радиаторы – алюминиевые пластины площадью 100 мм в квадрате. Трансформатор Тр2 использован готовый ТПП-305, можно использовать любой другой мощностью 110–130 Вт и выходным напряжением 15–19 В.
После изготовления СН необходимо проверить правильность электромонтажа. Затем удаляем из СН предохранители, подключаем к выходам «Нагрузка» вольтметр и включаем СН в стандартную сеть 220 В, 50 Гц. При правильной сборке трансформатор не должен издавать посторонних звуков, кроме негромкого гудения. Вращая за якорь двигатель, нужно выставить по вольтметру 220 В. Затем отключаем СН от сети и ставим на место предохранители. Тумблер SA1 переводим в положение «Ручное». Движок резистора R3 устанавливаем в нижнее по схеме положение, а R5 – в верхнее положение. Далее подключаем питание и, с помощью кнопок SB2, SB3 устанавливаем по вольтметру напряжение 250 В. Переводим тумблер SA1 в положение «Автоматическое» и вращением ручки R3 добиваемся срабатывания схемы на верхнем пределе. Затем переключаем SA1 вновь в положение «Ручное» и устанавливаем по вольтметру напряжение 210 В. Переводим SA1 в положение «Автоматическое» и вращением R5 добиваемся срабатывания схемы уже на нижнем пределе. После этих регулировок подключаем к зажимам «Нагрузка» лампу накаливания мощностью 1 кВт (можно последовательно 500 + 500 Вт), СН должен отреагировать на подключение нагрузки переводом ползуна в другое положение. Путём многократного подключения-отключения лампы убеждаемся в способности электродвигателя отрабатывать изменение напряжения; если двигатель дёргается необходимо это устранить подбором ёмкостей С2, С3. После этой проверки нагрузкой переводим SA1 в положение «Ручное» и, по вольтметру устанавливаем напряжение 100 В при помощи кнопки SB2. Подводим концевой выключатель SQ1 к ползуну до срабатывания и укрепляем его на крышке автотрансформатора окончательно. Далее нажимаем на 5 секунд кнопку SB1 и, кнопкой SB2 выставляем напряжение 220 В и переводим SA1 в положение «Автоматические». После накладки СН вольтметр отключаем. При проведении регулировочных работ соблюдайте меры электробезопасности, так как элементы схемы СН находятся под напряжением. После наладки элементы схемы СН (включая автотрансформатор) размещают в корпусе подходящих размеров, на лицевую панель выводят индикаторы лампы, кнопки и тумблер. Плату с установленными деталями целесообразно установить на боковой стенке корпуса, в которой просверлить отверстия для доступа отвертки к шлицам резисторов R3, R5. Зажимы подключения генератора и нагрузки (для подключения нагрузки целесообразно использовать стандартную розетку) размещают также на боковой стенке.
Литература:
1. Журнал "Электрик" №4 - 2003 г.
2. Журнал "Электрик" №2 - 2004 г.
3. Журная "Моделист-Конструктор" №1 - 1996 г.
Спецификация СБО
Спецификация ГЭС
Спецификация радиоэлементов преобразователя напряжения
Спецификация радиоэлементов стабилизатора напряжения
Сборочные чертежи
Рисунки
Статья подготовлена специально для "Энциклопедии Технологий и Методик"
© Молотков С.И., 2005 г.
http://patlah.ru
Размещение статьи в Интернете и печатных изданиях допускается только с согласия автора
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|