Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для Авто-любителя
 

Техническая документация по переводу двигателя автомобиля с бензина на природный газ (метан) и конструкция заправочной установки от газовой квартирной сети

Эта статья является своеобразным продолжением предыдущего моего сборника "Бензин бесплатно!". Адресована она тем читателям и автолюбителям, которые интересуются технологиями изготовления альтернативных заменителей бензина в домашних условиях.

Данная статья составлена мной по рукописям Владимира Николаевича Пономаренко, которые он прислал мне в 1994 году.

Патлах В.В. г. Пенза, 27 октября 1994 г.

 

Резкое повышение цен на бензин, а в последнее время и на сжиженный (баллонный) газ привело к поискам выхода из создавшегося положения. Предлагаем Вам наиболее рентабельный вариант на сегодняшнее время.

Дело в том, что двигатель автомобиля может прекрасно работать на природном газе, который подается в нашу квартиру. Заправка этим газом обойдется Вам практически бесплатно и в неограниченном количестве. Вы можете ездить практически без ограничений - на дачу, к родственникам, на работу и т.д. Затраты на приобретение этой документации, окупятся в первую же Вашу поездку. А возможно и Вашим детям и внукам пригодятся наши разработки и у них не будет болеть голова, по поводу, где же взять деньги на заправку автомобиля.

 

Перевод двигателя на природный газ имеет такие преимущества:

- уменьшается срабатывание деталей двигателя, увеличивается моторесурс в 1,5-2 раза.

- увеличивается срок службы моторной смазки в 2-2,5 раза.

- совсем отсутствует детонация, уменьшаются ударные нагрузки на детали цилиндро/поршневой группы.

- высокое октановое число природного газа (104-115) позволяет использовать его практически для любых двигателей автомашин (ЗАЗ, ЛуАЗ, ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК, УАЗ и мн.др.) А также в двигателях ближнего и дальнего зарубежья. Это, кстати, относится не только к легковым автомобилям, но и к грузовым и даже автобусам.

 

В комплект документации входит следующее:

- описание заправочного устройства, газобалонной установки, схема подключения, размещение, правила пользования, регулировка, чертежи переходников, штуцеров, где можно приобрести узлы, варианты использования и многое другое.

За границей малогабаритные заправочные установки подобного типа выпускают уже серийно фирмы "Maschinenfabrik" (Австрия), "Neuman ESSER" (Германия), "Litvin" (Франция) и много других.

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

Как было сказано, природный газ может быть прекрасным топливом для Вашего автомобиля. Создана сеть заправочных станций - АГНКС. Необходимо уточнить: есть газовая аппаратура для сжатого газа и аппаратура для сжиженного газа. Аппаратура для сжатого газа использует обычный природный газ - метан, который можно взять из квартирной или промышленной газовой сети. Проблема в том, как этот газ заправить в автомобиль в домашних условиях и потом использовать его в качестве топлива. Как это сделать ??? - Об этом и пойдет речь.

 

II. ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ.

Рассмотрим чертежи газового оборудования

Чертеж. 1 Чертеж. 2 Чертеж. 3 Чертеж. 4

 

На рис. 1 показана схема газового оборудования для природного газа.

Природный газ хранится в баллонах (5), которые соединены трубками высокого давления (3) через переходник (4), которые вкручиваются в баллон вместо вентилей. Через запорный вентиль (6) газ подается на расходный вентиль (9) и поступает в редуктор высокого давления ВД (11) где давление газа с 200-150 кг/см.кв. (атмосфер) снижается до 10 кг/см.кв. Во время этого процесса газ сильно охлаждается и редуктор при большом отборе газа может замерзнуть, газ перестанет проходить. Чтобы этого не случилось, применяется подогреватель редуктора (12). Дальше газ по трубке низкого давления (14), через электромагнитный клапан (15) попадает в редуктор низкого давления (18), где давление газа еще раз снижается и попадает через тройник (20) в карбюратор (22) пропорционально нагрузке двигателя (в зависимости от положения педали акселератора). Переводя напряжение переключателем П1 на ЭМ клапан газа (15) или на клапан бензина (23), мы можем на ходу переключить вид топлива. Бензин поступает в карбюратор (22) через топливную помпу (24), вентиль (23). Для запуска двигателя на газе применяется пусковой клапан (19).

На рис. 1 показана упрощенная схема управления ЭМ клапанами. Клапаны (15, 19, 23), редуктор-подогреватель низкого давления (18), прокладку смеситель под карбюратор (21), трубки низкого давления можно использовать из комплекта аппаратуры для сжиженного газа.

Все это можно смонтировать в двигательном отсеке в домашних условиях.

Можно это сделать и в мастерской по установке аппаратуры на сжиженный газ. Там же можно приобрести эти узлы, установить, отрегулировать, проверить.

Баллон покупать не надо, это Вам обойдется значительно дешевле. Для наших потребностей он не подходит, потому, что рассчитан на малое давление (16 атм) и пробег будет очень малый. Поэтому его необходимо заменить на баллон высокого давления (рис. 7) 200-150 атм. и добавить редуктор высокого давления (11) (рис. 1) для снижения давления от 200-150 атм. до 10 атм. Для этого можно использовать авиационные кислородные редукторы, которые не замерзают, или приобрести редуктор от грузового автомобиля с подогревателем. На крайний случай можно использовать обычный кислородный редуктор для газосварочных работ. Но его необходимо приспособить для данных условий эксплуатации. Для этого необходимо поменять крышку с большим диаметром резьбы, у верхней части под штуцер и предохранительный клапан со штуцером от редуктора грузового автомобиля. Дело в том, что кислородный редуктор не приспособленный для отвода газа при срабатывании предохранительного клапана или при разрыве мембраны. На штуцера предохранительного клапана и штуцер крышки (13) надевается резиновая трубка (10) (рис. 1) и выводится за пределы кузова. Кроме этого для кислородного редуктора необходимо приобрести жидкостный подогреватель (12) (рис. 1) с кронштейном. Таким образом Вы сэкономите деньги.

Следует иметь в виду, что вышеуказанное относится к кислородному редуктору типа ДКП-1-65. Есть еще редуктор нового типа ЕКО-25-2 к которым не подходит крышка от редуктора грузового автомобиля.

Редуктор ВД устанавливается в двигательном отсеке. Жидкостный подогреватель необходимо включить в разрыв шланга, который идет на печку. Медную трубку из комплекта аппаратуры для сжиженного газа, которая идет в багажник, необходимо заменить на стальную бесшовную трубку высокого давления от аппаратуры сжатого газа грузового автомобиля.

Контроль за работой редуктора ВД производится с помощью манометра (16) (0-25 кг/см.кв.), который вкручивается на место датчика давления редуктора. Для определения количества заправленного газа и контроля давления в баллонах, на конечном баллоне устанавливается манометр высокого давления (1) (рис. 1) (0-250 кг/см.кв.).

Заправочный вентиль (7) (рис. 1) служит для заправки баллонов высокого давления от заправочного устройства, который будет описан ниже или на заправочной станции - АГНКС. Для этого приобретите заправочный штуцер от грузового автомобиля. Правда Вам там не встретят с объятиями, но всегда можно договориться. Это важно если Вы ездите в далекое путешествие. Для соединения баллонов между собой, подключения редуктора ВД, тройников можно использовать только стальные бесшовные трубки (3) высокого давления с внешним диаметром 10 мм и внутренним 6 мм. Чтобы не допустить поломок от вибрации и перекосов короткие части газопроводов сгибают в виде колец диаметром 100 мм.

Кроме этого баллоны должны быть установлены на общей раме в гнездах, выложенных резиновой лентой. Весь пакет должен быть сжат шпильками, чтобы не допустить перемещения баллонов. Для каждой марки автомобиля есть свой вариант компоновки. На рис. 9 показан один из возможных вариантов.

Кроме этого конструкция пакета из баллонов зависит от типа баллонов, их количества, что в конечном результате определяет пробег. Пробег зависит от количества газа в баллонах, определение которого затрудняется тем, что при разных температурах воздуха в один и тот же самый объем входит разное количество газа.

 

Для наших потребностей можно пользоваться упрощенным переводным коэффициентом:

а). При давлении в баллонах 150 кг/см.кв. - 1 литр объема баллона эквивалентный 0,3 л бензина.

б). При давлении в баллонах 200 кг/см.кв. - 1 литр объема баллона эквивалентный 0,4 л бензина.

 

Теперь при среднем расходе автомобилем - 9 л бензина на 100 км и общем объеме баллонов - 50 л (для примера) пробег будет таким:

а). При давлении в баллонах 150 кг/см.кв.;
50 х 0,3 = 15 л бензина - (15 х 100) : 9 = 167 км.

Теперь зная это, Вы можете выбрать тип и количество баллонов в зависимости от необходимости пробега. Но не следует гнаться за большим пробегом, потому, что увеличивается вес, уменьшается объем грузового отсека. Лучше иметь основной комплект баллонов на пробег 80-100 км и дополнительный для дальних поездок.

Конкретно для легковых автомобилей наша промышленность баллонов высокого давления не выпускает. Поэтому приходится использовать их из разных областей техники.

На рис. 7 показаны размеры наиболее распространенных типов баллонов ВД. Для наших потребностей могут подойти кислородные баллоны нестандартного уменьшенного размера. Прекрасно подходят баллоны от акваланга для подводного плавания. Выпускаются баллоны из стеклопластика армованы навивкой стального провода, из композитных материалов. Они очень легкие и крепкие и идеально подходят к нашим потребностям, но дефицитные.

Можно также использовать авиационные или танковые баллоны высокого давления. На крайний случай баллон необходимых размеров можно изготовить из обычного кислородного, вырезав среднюю часть. После этого баллон варится аргонно-дуговой сваркой, просвечивается гамма дефектоскопом, подвергается гидравлическому испытанию в специализированной организации. В кустарных условиях этим заниматься категорически запрещается.

После установки баллонов вентиля, переходники, заправочный штуцер помещаются в коробку (4) (рис. 9) из мягкой жести, в которую впаивается штуцер (3) и окно (2) для обслуживания, которое устанавливается на уплотнении.

Конструкция может быть взята от баллонов для сжиженного газа. На штуцер надевается кусок резиновой трубки и выводится за пределы кузова через окно для заправки бензинового бака или другое место.

При хранении автомобиля в гараже на штуцер надевается трубка, которая выводится выше крыши гаража. При таком исполнении Вы будете полностью гарантированы от любых пропусков газа. Прежде, чем использовать баллоны, необходимо проверить их рабочее давление, объем, техническое состояние.

 

Внешняя поверхность не должна иметь вмятин, трещин, глубоких царапин и следов коррозии. Возле горловины баллона ВД указывается:

- дата испытания и дата следующего испытания.
- вид термообработки (N - нормализация, W - закалка с отпуском).
- рабочее давление.
- пробное гидравлическое давление (п225).
- вес фактический, клеймо завода изготовителя.

 

Для подключения газопроводов применяются специальные переходники (рис. 8), которые вкручиваются в баллон вместо вентиля, смазав резьбу свинцовым суриком. Момент затяжки переходника - 45-50 кг/м (450-500) НМ. Это можно проконтролировать специальным динамометрическим ключом, который можно одолжить на станции техобслуживания автомобилей. При полностью вкрученном вентиле или переходнике на его резьбовой части должно остаться 2-5 витков резьбы. Размер конусной резьбы (рис. 8) зависит от типов баллонов.

Трубки высокого давления имеют беспрокладочное нипельное соединение, которое при затяжке накидной гайки опирается в конусную поверхность штуцера и деформируясь, герметизирует место соединения. Если Вы приобрели старые трубки, необходимо конец трубки с нипелем обрезать и надеть новый нипель, обмазать его суриком и затянуть накидную гайку. После аккуратной затяжки всех резьбовых соединений, открывается заправочный вентиль, подсоединяется заправочное устройство и им закачивается воздух до половины рабочего давления, проверяют соединения и при отсутствии пропусков, закачивают до полного рабочего давления. Пропуски воздуха необходимо устранить после полного стравливания давления. Если пропусков нет, то открывают заправочный вентиль и выпускают полностью воздух из системы и закачивают в баллон газ.

После этого открывают расходный вентиль и пускают газ на редуктор ВД, проверяя его работу. Для этого с помощью штуцера (13) (рис. 1) выставляют давление газа на выходе - 10 кг/см.кв, после этого продувают систему низкого давления газом до полного удаления воздуха, запускают двигатель на газе и проверяют давление на выходе редуктора ВД. Оно при этом может немного упасть. Все эти работы должны проводиться за пределами помещения.

После этого проверяется срабатывание предохранительного клапана редуктора. Для этого закручивают плавно штуцер (13) (рис. 1) и плавно повышают давление на выходе редуктора до момента срабатывания клапана. Он должен сработать при давлении 15-17 кг/см.кв. Если клапан сработает при другом давлении, не обходимо отпустить контргайку на клапане и отрегулировать срабатывания.

После этого проверяют герметичность основного клапана. Для этого полностью выкручивают штуцер (13), при этом газ не должен попадать в магистраль низкого давления. Если давление медленно увеличивается, то в редукторе меняют седло клапана или сдают в мастерскую. Если все в порядке, делают пробный выезд и проверяют работу редуктора низкого давления. Как это сделать, хорошо описано в инструкции по эксплуатации газовой аппаратуры на сжиженном газе и описывать ее нет необходимости.

Следует иметь в виду, что при использовании редуктора низкого давления с жиклерами для сжиженного газа Ваш автомобиль может незначительно потерять динамичность. Чтобы этого не произошло, можно рассверлить жиклеры в редукторе на 1-2 десятка, но тогда уменьшится пробег и экономичность. Так, что решение за Вами.

 

III. ОПИСАНИЕ ЗАПРАВОЧНОГО УСТРОЙСТВА.

Теперь о главном - как заправить баллоны автомобиля природным газом. Для этого необходим компрессор высокого давления (до 200 кг/см.кв.). Для этого можно использовать компрессоры типа 2ГМ4, КР-2, АКР-2, но они требуют мощного электродвигателя, что нам не подходит. Оптимальный вариант - это применение авиакомпрессора АК 150С. Он применяется на современной бронетехнике и в авиации. Он достаточно малогабаритный, легкий, требует маломощного электродвигателя 1,5-3 квт. Что разрешает его подключать к квартирной или гаражной электросети.

Схема заправочного устройства показана на рис. 2. От газовой сети по резиновому шлангу (от газосварочного аппарата) газ через вентиль подводится к газовому фильтру (7). Напоромер (2), подключен через переходник (3), служит для контроля давления в газовой сети. Газ в фильтре (7) очищается от посторонних примесей и подается в компрессор (10), где давление повышается до 150 кг/см.кв. Далее газ подается на влагоотделитель (18), фильтр газа высокого давления (19), автомат давления (20) типа АДУ 2С. После этого газ подается на заправочный вентиль. При повышении давления выше 150 кг/см.кв. открывается клапан АДУ 2С и газ возвращается по трубке (23) на вход компрессора. Напорометр типа НМП 100 применяется с границами измерения 0-400 мм вод.ст. Функцию газового может выполнять новый топливный фильтр тонкой очистки топлива дизельных двигателей. Для выпуска конденсата из влагоотделителя служит кран (17).

Для контроля за давлением на выходе компрессора служит манометр (22) (0-250 кг/см.кв.). Элементы (18, 19, 20) (рис. 2) используются от воздушной системы танка. В принципе можно обойтись без автомата давления АДУ 2, но тогда нужно постоянно контролировать давление на выходе, чтобы не было его превышения.

На рис. 4 показана схема размещения отверстий и главных параметров компрессора. Компрессор не имеет собственного узла привода и системы смазки. На рис. 3 показан вариант исполнения узла привода компрессора. На фланец компрессора (1) крепится с помощью жести, шпилька с гайками (8) через прокладку (10) корпус (11).

Снизу к корпусу приваривается пластина (12) для крепления компрессора к узлу смазки рис. 5. В корпус (11) (рис. 3) запрессовывается подшипник (4) типа 205. В подшипник запрессовывается втулка (7) с шлицами, которая крепится стопорным кольцом (19). Во втулку с одной стороны входит шлицевой вал (6) компрессора, а с другой стороны запрессовывается вал (17), шпонка которого входит в шлицы втулки (7). Это сделано для того, чтобы не нарезать шлицы на вал (17). После запрессовки вал (17) аккуратно прихватывается к втулке (7) сваркой. После этого корпус (11) закрывается крышкой (14) с сальником (13). Крепится крышка болтами (5). На другой конец вала (17) насаживается проводной шкив (15) со шпонкой (16). Узел смазки компрессора показан на рис. 2 и рис. 5. Основанием служит бачок (24) (рис. 2), который можно изготовить с прямоугольного профиля или сварить из жести. Сверху к бачку крепится узел привода с компрессором. Отверстие (13) (рис. 3) должно совпадать с отверстием (11) (рис. 5) бачка. Сверху бачка в удобном месте вырезается отверстие к которому приваривается заливная горловина (3) с крышкой (2) (рис. 5). В нижней части бачка просверливается отверстие под сливную пробку (14) (рис. 2). В боковой стенке бачка высверливается отверстие под масляную помпу (1) и вал привода помпы (17). Масляная помпа крепится к стенке бачка шпильками. Отверстие (4) (рис. 5) служит для подачи масла в помпу. Валы (6 и 17) соединяются с помощью пластины (7) и втулки (8). Для крепления подшипника (12) служит корпус (15) с крышкой (16), сальником (13). Крышка крепится к корпусу с помощью болтов (14). На вал (17) надевается шкив (18) со шпонкой. Масляная помпа используется от автомобилей ГАЗ-51, 52, 69, но следует иметь ввиду, что помпы отличаются длиной проводного вала. Для контролем за уровнем масла служит смотровое окно (11) произвольной конструкции.

 

Работает система смазки так:

Вращающий момент от шкива электродвигателя через ременную передачу передается на шкив (16) (рис. 2), (18) (рис. 5) и через вал (17) втулку (8) и пластину (7) передается на вал (6) привода помпы (1). Масло поступает через отверстие (4) в помпу (1) (рис. 5), (8) (рис. 2), проходит через переходник (5), в который вкручен автомобильный датчик давления (4) и по трубке подается на входной штуцер (12) подачи масла в компрессор. Штуцер (12) на рис. 2 условно развернут. Он вкручен в отверстие (3) (рис. 3). Диаметр резьбы зависит от имеющейся у Вас трубки, которую можно использовать от гидравлической системы автотракторных агрегатов. Далее масло проходит по смазочным каналам компрессора (рис. 3, рис. 4) и собирается в нижней части и выбрасывается через отверстие слива масла рис. 4, рис.11 (дет. 11), потом стекает через отверстие (13) (рис. 3) в бачок (24) (рис. 2). Часть масла проходит через подшипник (4) (рис.3) и смазывает его.

Деталь (7) (рис. 11) можно изготовить из шестерни привода компрессора, которую необходимо приобрести. Для этого необходимо сточить зубчатый венец до размеров показанных на рис. 11 (дет. 7).

К датчику давления (4) (рис. 2) можно подключить автомобильную лампочку. Вместо датчика можно подсоединить манометр для контроля. Для того, чтобы отвести газ, который прорвался через поршневые кольца в корпус узла привода служит отверстие с резьбой в верхней части корпуса рис. 11 (дет.11), разрез А-А в который вкручивается штуцер (13) (рис. 2). На штуцер надевается резиновая трубка и выводится выше крыши гаража или дома. Хотя в конструкции заправочного устройства предусмотрена локализация возможных выбросов газа в помещение, мы советуем установить его снаружи помещения. Конструкция компрессора разрешает закачивать газ любого давления. Но необходимо помнить, что при работе компрессора при очень низком давлении или полном отсутствии газа на входе, при полностью открытом главном кране, на входе компрессора может создаться разрежение и компрессор вместо газа начинает тянуть воздух через неплотности в сальниках кранов и т.п. Поэтому во время закачки, необходимо контролировать давление газа на входе. Смесь газа с воздухом взрывоопасна, двигатель работает с перебоями. Поэтому перед заправкой газа в баллон необходимо дать поработать компрессору несколько минут в атмосферу до полного удаления воздуха из заправочного устройства.

В среднем заправка баллонов газом длится 1-1,5 часа. Чтобы уменьшить время заправки, можно спарить два компрессора. Владельцам грузовых автомобилей можно использовать четыре компрессора.

На рис. 10 показана принципиальная электрическая схема включения 3-х фазного электродвигателя в однофазную сеть. Напряжение на двигатель АД подается через автоматический выключатель Q1, магнитный пускатель МП. При нажатии кнопки "Пуск" срабатывает реле Р1, которое своими контактами Р1.2 подает напряжение на катушку пускателя МП и подключает пусковые конденсаторы Сп контактами Р1.1. При этом срабатывает пускатель и подключает двигатель и рабочие конденсаторы Ср к сети. Одновременно замыкаются блок-контакты пускателя МП1.1 и пускатель становится на самоблокировку. При отпускании кнопки "Пуск" Сп отключается. При нажатии на кнопку "Стоп" или при срабатывании реле тепловой защиты двигателя РТ, цепь размыкается, пускатель отключается, отключая двигатель и схема возвращается в исходное положение.

При подключении обмоток двигателя треугольником Ср=4800 (Iном/U), где Iном - номинальный ток двигателя, U - напряжение сети. Сп = (2-3) Ср.

 

IV. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ И ЗАПРАВОЧНОГО УСТРОЙСТВА.

Необходимо знать, что природный газ легче воздуха и поднимается вверх, в отличии от сжиженного, который стелится по земле, заполняет все щели, подвалы. Поэтому при эксплуатации необходимо учитывать эту особенность.

Перед каждым выездом и возвращением в гараж, после технического обслуживания и ремонта необходимо делать проверку герметичности газовой системы. Наиболее доступным способом обнаружить пропуски газа, есть контроль по запаху и обмыливание мыльным раствором. При появлении запаха газа во время движения необходимо устранить неисправность. Если Вы не можете устранить неисправность, необходимо выпустить газ из баллонов в атмосферу (при отсутствии поблизости людей, открытого огня, других автомобилей).

При замерзании редуктора и запуска двигателя в зимний период, для прогрева необходимо пользоваться горячей водой, применять открытый огонь категорически запрещено!

При загорании газобалонной аппаратуры необходимо перекрыть вентиля, выключить систему загорания. Для тушения огня необходимо иметь под рукой углекислотный огнетушитель. При этом необходимо поливать баллоны водой, чтобы не допустить повышения в них давления.

Ремонтные работы газобалонной аппаратуры следует проводить при отсутствии давления газа в баллонах. Категорически запрещено выпускать газ в помещении.

При заезде в гараж необходимо перекрыть магистральный расходный вентиль и при включенном двигателе срабатывать газ системы.

После длительной стоянки автомобиля пуск двигателя необходимо производить при поднятом капоте.

Раз в три года необходимо проверять баллоны высокого давления гидравлическим испытанием, раз в год - необходимо сдавать на проверку.

К поверхности баллонов категорически запрещено крепить сваркой конструктивные элементы.

При заправке автомобиля необходимо контролировать давление газа на входе и выходе компрессора, температуру цилиндров, давление в системе смазки. Во время заправки в автомобиле не должно быть людей. При обнаружении пропусков газа заправку необходимо прекратить.

Заправку нужно проводить соблюдая следующие условия:

- заправку делать только при закрытом расходном вентиле,
- при заправке не стоять возле заправочного шланга,
- не подтягивать гайки во время заправки и под давлением,
- не стучать металлическими предметами по деталям заправочной системы.

Отсоединять заправочный шланг необходимо только после закрытия заправочного вентиля.

При достижении рабочего давления в баллонах необходимо выключить двигатель компрессора, закрыть заправочный вентиль, закрыть вентиль на входе компрессора.

И заканчивая, хотелось бы сказать, что наша задача заключается в том, чтобы дать Вам упрощенную, доступную и в тоже время безопасную и работоспособную конструкцию, которую можно собрать за достаточно короткое время и получить удовольствие от своей работы.

Успеха Вам и творческой энергии.

Автор-составитель: Патлах В.В. г.Пенза, 1994 гг.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...