Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии для Авто-любителя
 

Водяное охлаждение двигателя и водяное отопление салона "Запорожца"

В летнее время на "Запорожце" часто невозможно ехать из-за перегрева двигателя, он теряет мощность. Зимой трудно ехать из-за холода в салоне, ибо бензиновый отопитель ненадежен и часто бывает неисправен, он расходует дорогой бензин и пожароопасен.

Предлагаем Вам описание небольшой конструкции, смастерив которую Ваш "Запорожец" Приобретет комфортные эксплуатационные свойства как у "Жигулей".

Примечание: Предлагаемая конструкция применима для "ЗАЗ-968" и любых ее модификаций, возможно применение и на других моделях автомобилей.

Главная идея создания водяного охлаждения заключается в том, что на обоих головках блока цилиндров в четырех местах, над выходами выхлопных труб имеются замкнутые полости прямоугольного сечения, закрытые с четырех сторон алюминиевым сплавом (см. рис. 1) и только по торцам открытые, предназначенные для воздушного охлаждения головок блока. Если по размеру этих торцевых отверстий полостей сделать заглушки из алюминиевого сплава и приварить их аргонно-дуговой сваркой (на заводе или на станции технического обслуживания), то получим на каждой головке по две полностью герметичные полости. Для циркуляции воды в верхнем ребре над каждой полостью надо просверлить два отверстия диаметром 10,5 мм и нарезать резьбу М12, куда затем, предварительно изготовив, ввернуть восемь штуцеров с внутренними отверстиями 6 мм. (рис. 3 и рис. 4).

Ввертывать нужно аккуратно, с уплотнением, чтобы не сорвать резьбу на мягком алюминиевом ребре головки и, чтобы потом не протекала вода или антифриз. Наружный диаметр штуцеров необходимо сделать под тот диаметр шланга, который у Вас имеется, но лучше использовать кислородный с внутренним отверстием 9,6 мм. В верхнем ребре каждой головки выбрать по два овальных гнезда, чтобы ребро не мешало для ввертывания штуцеров (рис. 2).

Как на "Жигулях" нужно сделать расширительный бачек из металла или пластмассы емкостью 1-1,5 литра (1) (см. рис. 5) с двумя штуцерами для входа и выхода жидкости. Бачек закрепить с левой стороны моторного отсека на воздухозаборном коробе кузова, как можно выше, ближе к капоту.

На задней стенке, в нижней части моторного отсека с помощью спиральной пружины (для амортизации) укрепить электропомпу (2) на 12 Вольт, использовав ее от комплекта переносной мойки автомобилей (продается в магазинах), или центробежный насос с кондиционерной системы трактора К-150, или насос системы охлаждения от лодочных моторов.

Из багажного отсека убрать бензиновый обогреватель, а на его место установить радиатор-теплообменник (3), который можно сделать из медных трубок, соединенных последовательно в виде спирали, или использовать масленный радиатор от какого-либо двигателя, или радиатор от бытового холодильника. Этот радиатор поместить в кожух (4), подсоединить вентилятор с двигателем на 12 Вольт (5), например, от отопителя "Москвича". Из кожуха (4) сделать два выхода для горячего воздуха: один - для обогрева ветрового стекла (6), другой - в кабину к ногам водителя (7) Кнопку включения бензиновой печки (8) использовать для включения вентилятора (5). А для включения помпы (2) под щитком приборов установить отдельный включатель (9) и сделать соответствующую электропроводку (см. рис. 5).

Под известные отверстия, имеющихся у Вас шлангов, сварить из стальных трубок (или спаять из медных) шесть тройников, два из которых под углом в 60°, а четыре под углом 90° (рис. 8 и рис. 9 соответственно).

С помощью шлангов, штуцеров (12) и тройников (10 и 11), соединить между собой последовательно бачек (1), помпу (2), полости в головках блоков с левой стороны двигателя, затем с правой и соединить с помощью тройника (10) с медной или стальной трубкой (13) диаметром 20 мм, которая от стенки моторного отсека, соответственно изгибаясь, проложена под задним сидением и уложена на полу в салоне справа от короба, на котором установлен рычаг переключения передач (14). Эта трубка проводится как можно ближе к радиатору (3) и с помощью шланга подсоединяется к нему. Параллельно трубке (13) над ней укладывается такая же трубка (15) для обратного движения жидкости от радиатора (3) к расширительному бачку (1). Эта трубка (15) после закрепления в стенке моторного отсека с помощью шланга соединяется с расширительным бачком (1). Емкость всей системы будет около двух литров. Летом можно применять воду, а зимой для предотвращения замерзания - антифриз или водку. Шланги в моторном отсеке нужно делать как можно короче и располагать их так, чтобы они не болтались и не мешали при эксплуатации и обслуживании, чтобы не терлись о вращающиеся детали двигателя. С этой целью шланг, идущий от помпы (2) через тройник (10) для охлаждения правой головки двигателя, пропускается ниже шкива с ременной передачей (16) и закрепляется, чтобы не терся при езде.

Сверху на капоте багажника, над отверстиями для поступления воздуха к отопителю укрепить воздухозаборник (17) из металла, или плексигласа (рис. 6), а под ним оборудовать жалюзи из двух створок (18), к которым идет привод от кнопки (19) из-под щитка приборов. При езде в жаркое время жалюзи открываются, а при отоплении салона в холодное время и на стоянках жалюзи (18) закрываются. (см. рис. 7).

ВНИМАНИЕ! Если у Вас машина не "ЗАЗ-968", а другой модификации и на головках блоков нет канала прямоугольного сечения (как показано на рис. 1), а вместо него часто расположены ребра (рис. 10), то второе ребро сверху нужно срезать на 5 мм по периметру и, чтобы получить замкнутую полость для циркуляции охлаждающей жид кости, с трех сторон приварить полоску алюминия такой формы: к первому и третьему ребру (рис. 11). Чтобы была лучшая циркуляция охлаждающей жидкости, сверля два отверстия в верхнем ребре, просверлить их одновременно и во втором ребре (рис. 10). В верхнем ребре к двум отверстиям приварить две алюминиевые трубки, чтобы не нарезать резьбу и не делать специальные штуцера. Чтобы производить работы на головках аргонно-дуговой сваркой, головку предварительно надо снять с блока двигателя, опустить в воду для хорошего охлаждения так, чтобы не было залито водой место сварки - в этом случае клапана можно не снимать при сварке. В противном случае надо снять клапана, пружины и втулки.

В том случае, если нужно оборудовать отопление салона горячим воздухом от двигателя, в железном кожухе делается отверстие 30-50 мм и в стенке в кабину такое же, к ним привариваются патрубки, которые соединяются между собой гофрированным шлангом. Горячий воздух из-под кожуха, ограждающего головку и блок, пойдет в салон под действием нагнетающего вентилятора самого двигателя автомобиля. При входе горячего воздуха в салон необходимо предусмотреть фильтр, который задержи вал бы пыль, а также заслонку, при помощи которой можно открывать и закрывать путь горячему воздуху.

Кроме этого, для отопления салона жидкостью, можно сделать вокруг выхлопных труб в пределах моторного отсека, водяные рубашки. Для этого берут четыре стальные трубки диаметром немного большим, чем выхлопная труба, длиной по 100 мм и приваривают их вокруг выхлопной трубы обычной газовой сваркой, предварительно приварив к этим обрезкам трубок штуцера или трубки, на которые затем надевают шланги для замкнутой циркуляции воды или антифриза (рис. 12).

Автомашина "ЗАЗ-968" выпуска 1973 года, оборудованная описанной системой водяного охлаждения двигателя и системой водяного отопления салона успешно эксплуатируется по сей день. В зимнее время салон прекрасно отапливается горячей водой и создаются комфортные условия езды, как на "Жигулях".

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Описанный способ жидкостного охлаждения головок блока основан на большой теплопроводности алюминиевого сплава и является дополнительной мерой к основной системе воздушного охлаждения двигателя.

2. Если имеются организационные возможности, то, приварив рубашку вокруг блоков цилиндров, можно жидкостью охладить весь двигатель, использовав описанную систему. Целесообразно поставить два радиатора: снаружи - для летнего пользования и под капотом багажника - для зимнего.

3. С целью сохранения работоспособности, помпа при езде выключается не постоянно, а в тех случаях, когда масло нагревается до 100°С. Проехав 5-10 минут с включенной помпой, масло охлаждается до 90°С и ее можно выключить. Так нужно делать периодически.

4. Теплообменный радиатор, находящийся под капотом багажника, должен быть помещен в коробку, открытую сверху под жалюзями для свободного прохода наружного встречного воздуха.

5. Как и любая техника, предложенный вариант не является единственным и окончательным - любой умелец вправе дополнять и улучшать его.

Автор: изобретатель СССР, кандидат технических наук
Павличенко Владимир Сергеевич
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...