Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Как сохранить себя и свою машину
 

Секреты экстремального вождения

Как ездить ночью

Она не настолько проста и безобидна, как может показаться начинающим водителям. И хотя интенсивность движения уменьшается в десять раз, на темное время суток приходится 50% общего числа дорожно-транспортных происшествий.

Ночью лучше, конечно, спать, восстанавливать силы, не выбиваться из привычного режима и все поездки перенести на светлое время суток. Некоторые водители считают, что ночью легче ездить, так как интенсивность движения уменьшается и можно перемещаться быстрее и спокойнее. Судя по тому, что летними ночами по дорогам носится огромное количество автомобилей, мнение это довольно распространенное. Если ваш водительский стаж невелик и нет острой необходимости ехать ночью, спокойно ложитесь спать и садитесь за руль после восхода солнца — тем самым сохраните свои силы и уменьшите риск попадания в неприятную ситуацию. Если все-таки необходимость в ночной поездке настолько остра, что ее никак нельзя отменить, воспользуйтесь нашими рекомендациями и советами.

Готовя автомобиль к ночному вождению, проверьте все световые приборы, чистоту их стекол. В полном порядке должны быть стеклоочистители, зеркала заднего вида. Летом во время движения о стекла разбивается огромное количество комаров, мушек, ночных бабочек. Грязное стекло не только затрудняет видимость, оно еще и рассеивает свет фар встречных автомобилей. Не пытайтесь очистить стекла стеклоочистителем — щетки размажут грязь по стеклу, ухудшив без того неважную видимость. Струи воды из омывателя делу не помогут. Оптимальный вариант — остановиться и основательно промыть ветровое стекло и фары водой, затем протереть. Неплохо иметь для этих целей специальные препараты для мойки и чистки стекол.

Останавливаясь на неосвещенных участках дороги или улицах, оставляйте включенными габаритные фонари. Конечно, лучше поискать специальную стоянку или съехать подальше с дороги, но уж если этого сделать нельзя — остановите машину на крайней полосе и включите аварийную сигнализацию.

Ночная езда опаснее потому, что водитель видит только несколько десятков метров освещенной впереди автомобиля дороги и не может точно анализировать дорожные условия и ситуации. Хорошо отрегулированные фары (что встречается очень редко) при ближнем свете освещают дорогу на расстояние 45, при дальнем — 100 метров. Предметы попадающие в луч света, воспринимаются человеком без деталей, как темные силуэты. С увеличением скорости расстояние отчетливой видимости уменьшается ночью вдвое — втрое по сравнению с дневным временем. Исходя из этого выдерживайте оптимальный скоростной режим. В населенных пунктах скорость движения не должна превышать 50 км/ч, на загородных трассах — 90. Ослепление водителя светом фар встречных автомобилей — одна из основных проблем ночного движения. Во время разъезда при резком переходе со света в темноту или наоборот водитель несколько мгновений практически ничего не видит, да и потом зрение восстанавливается постепенно. Чтобы избежать ослепления при встречном разъезде, соблюдайте следующие правила:

  • переключайтесь на ближний свет фар не позднее чем за 160-200 метров до разъезда;
  • перед этим постарайтесь оценить ситуацию впереди: нет ли стоящего на проезжей части автомобиля, пешеходов, дефектов дороги и так далее;
  • если водитель встречного автомобиля не переходит на ближний свет - проверьте, не горит ли у вас тоже дальний; если нет - короткими вспышками дальнего света дайте ему понять, что пора переключиться;
  • при разъезде смотрите не на фары встречного автомобиля, а как можно правее, в пределах разумного, конечно;
  • держитесь ближе к правому краю проезжей части, выдерживая как можно больший боковой интервал до встречного транспорта;
  • приближаясь к подъему или спуску, переключитесь на ближний свет до того, как лучи фар встречного и вашего автомобилей «упрутся» друг в друга;
  • при подъезде к повороту по внутренней стороне дороги не забывайте первыми переключить дальний свет на ближний - свет фар встречной машины вам помех не создаст;
  • возвращаться к дальнему свету можно только после того, как вы поравнялись с встречным автомобилем — переключение на 20 метров раньше может ослепить водителя;
  • при сильном ослеплении включите аварийную сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы движения; в таких ситуациях не ищите спасения на обочине — там может поджидать не меньшая опасность, к которой вы не готовы.

При движении в колонне, группе пользуйтесь ближним светом фар, переходя на дальний в случае крайней необходимости. Оказавшись в роли лидера и ощутив действие слепящих лучей едущего за вами автомобиля, помигайте стопсигналами, противотуманными фонарями, напомнив тем самым, что коллега должен переключиться на ближний. Не переключается — дайте ему возможность обогнать вас, но не мстите, включая вслед дальний свет фар или прожектор.

Ночью обгоны более трудны, чем днем, и лучше уж двигаться в группе, избегая частых перестроений и маневров. Едущий впереди автомобиль кроме пассивного «поводыря» является еще и активным предохранителем. Водитель его, просматривая дорогу, выбирает безопасные и наиболее выгодные траектории движения, первым реагирует на осложнение дорожной обстановки, уменьшая психическое и зрительное напряжение следующих за ним водителей.

Чтобы обгон не осложнил дорожной обстановки и не привел к печальным последствиям, придерживайтесь следующего порядка:

  • приближаясь к идущему впереди автомобилю, переключитесь на ближний свет фар;
  • удостоверьтесь, что знаки и разметка не запрещают обгона;
  • оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота (ночью предупредительные сигналы особенно важны);
  • выезжайте на соседнюю полосу движения, увеличивайте скорость движения, двигайтесь по этой полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркале заднего вида;
  • поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний — ему это никак не помешает, а вам поможет лучше оценить обстановку впереди;
  • возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;
  • вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и нового лидера перед вами.

Отправляясь в поездку или продолжая движение ночью, четко определите маршрут. Неожиданные повороты, изменение типа покрытия и т.д., на незнакомой дороге неприятны и днем, ночью же опасны вдвойне. Особое внимание следует уделять движению на дорогах, имеющих сужение проезжей части и ограждения, поскольку в темное время суток человек воспринимает геометрические размеры объемов далеко не так точно, как днем. При движении по мостам ослепленному светом фар встречного автомобиля водителю очень трудно определить расстояние до ограждения и его габариты. В результате здесь нередки наезды на бордюр или съезд автомобиля с дороги.

Уделите повышенное внимание крутым поворотам дорог, даже имеющим освещение с обеих сторон. Фонари на внутренней обочине дезориентируют водителя. При движении со светом фар особенно неприятными бывают ощущения, когда после длинного, многокилометрового прямого участка дороги встречается поворот малого радиуса. Кажется, что дорога обрывается в сотне метров перед автомобилем, а дальше — пустота. Эта иллюзия кажется особенно реальной, когда за поворотом дорога идет под уклон. Во время ночной езды будьте готовы и к таким ситуациям. Главное — не теряйте самообладания, постоянно контролируйте скорость движения и дистанцию, не полагайтесь на интуицию, чаще смотрите на стрелку спидометра.

Особую бдительность нужно проявлять при движении в населенных пунктах вдоль бульваров, разделительных полос, остановок общественного транспорта и других мест, где высока вероятность появления на проезжей части пешеходов. Повышенную опасность имеют для водителя и места пешеходных переходов, так как ночью пешеходы неправильно определяют расстояние до едущего автомобиля и скорость его движения. Все это приводит к тому, что большая часть происшествий здесь и происходит.

Примерно то же можно сказать относительно остановок общественного транспорта, у которых ночью, особенно на неосвещенных улицах, очень трудно прогнозировать возможные действия пешеходов. К тому же свет из салона автобуса и свет его габаритных фонарей полностью «экранируют» зону за автобусом. Положение усугубляется тем, что пешеход, освещенный светом фар, твердо уверен, что хорошо виден водителю автомобиля, хотя это далеко не так. Пешеход в темной одежде сливается с окружающей местностью и становится видимым для автомобилиста всего за 25-30 метров. Это расстояние при скорости движения 60 км/ч автомобиль проходит менее чем за две секунды — слишком мало для принятия каких-либо мер.

Правильно выбрать безопасную скорость движения достаточно сложно, особенно когда вокруг горят фонари, светят окна домов и кажется, что вы едете в каком-то светлом коридоре. Этот коридор весьма опасен, так как контраст освещенных и затемненных зон очень велик. И когда пешеход неожиданно выходит из затемненной зоны на освещенную, расстояние до него оказывается слишком малым, чтобы избежать наезда. Что можно посоветовать начинающим водителям? Самое основное — двигаться медленнее, чем днем. Держаться как можно дальше от затемненных зон, которые невозможно просмотреть достаточно далеко. Нарушая правила пользования световыми приборами, иногда на короткое время включать дальний свет фар, чтобы просмотреть неосвещенное пространство.

Мы говорим об особенностях движения в темное время суток, то есть ночью, но, как показывает мой личный опыт вождения, наиболее трудными и опасными являются вечерние и предрассветные сумерки — когда ночь переходит в день и наоборот. В это время видимость становится плохой, а свет фар еще или уже неэффективен. Можно какое-то время ехать с включенными только габаритными фонарями и, напрягая зрение, внимательно всматриваться в серую даль, но это — не лучший вариант. Оптимальное решение — остановиться на полчаса и переждать «переходный» период, уделив это время отдыху или осмотру автомобиля.

Автор: Михаил Баринов

 

КАК ЕЗДИТЬ НОЧЬЮ ?!

Зачастую получается, что спланировать свою поездку так, чтобы уложиться в световой день, вряд ли получится, и волей-неволей приходится ехать в темноте. Но, несмотря на то, что интенсивность движения в темное время суток снижается, именно на это время приходится около 50% от общего числа ДТП. Причем основные из них - столкновения автомобилей и наезды на пешеходов - имеют, как правило, самые тяжелые последствия.

 

Перед выездом

Стекла, зеркала, щетки стеклоочистителя необходимо очистить не только от грязи, но и от снега и льда. "Дворники" и жидкость в бачке омывателя должны обеспечивать качественную очистку стекла. Внутреннее освещение и подсветка приборов тоже должны быть исправными. Яркость щитка приборов следует отрегулировать таким образом, чтобы их показания хорошо считывались, но приборы не слепили.

 

Смотри в оба

Перед тем как сесть за руль, нежелательно долго находиться в ярко освещенном или шумном помещении, слушать громкую музыку, читать, плотно ужинать или смотреть телевизор. Все эти факторы отрицательно влияют на остроту зрения и внимательность.

Непосредственно перед ночным выездом проверьте работоспособность всех световых приборов и их чистоту. Несколько физических упражнений, глубоких вдохов и выдохов и обтирание лица и шеи холодной водой, тоже дадут неплохой эффект. Выбирайте по возможности знакомый маршрут следования. Чтобы разглядеть плохо освещенный объект, скажем, припаркованный автомобиль, надо смотреть слегка в сторону от него, но при этом боковым зрением фиксируя его контуры и очертания. Как известно, в темноте человеческий глаз различает контуры, но не цвет предмета. Поэтому красный или оранжевый автомобили, отлично видимые днем, плохо просматриваются на фоне дороги и окружающих ее предметов даже в сумерках. Что уж говорить о синих, серых или черных машинах. Так что не забывайте вовремя включать габаритные огни. Ночью особенно важно сообщать другим участникам движения о своих намерениях, чтобы у них было время отреагировать на ваши действия. Заранее сигнализируйте о каждом, даже незначительном изменении направления движения.

Водители, проведшие за рулем более 12 часов, создают в 5 раз больше аварийных ситуаций и в 9 раз чаще попадают в аварии вследствие сонливого состояния, вызванного переутомлением.

 

Не гони

Важнейшим фактором при движении ночью является правильный выбор скорости. Не стоит забывать, что увеличение скорости сокращает расстояние отчетливой видимости (днем на 6 м при увеличении скорости на каждые 15 км/ч, ночью - еще больше). Правильно отрегулированные фары ближнего света должны освещать дорогу на дистанции 45 м, дальнего - 100 м. Рекомендованная скорость для движения ночью по сухой дороге с ближним светом - 50 км/ч (если дорожное покрытие скользкое, скорость следует еще снизить). На такой скорости расстояние отчетливой видимости составит около 30 м, тогда как тормозной путь автомобиля (при исправных и отрегулированных тормозах) - 28 м. (вот тут-то и начинаешь задумываться об установке ксенона). Если дорожная обстановка позволяет двигаться с дальним светом, скорость можно увеличить до 90 км/ч. При этом следует учитывать техническое состояние автомобиля, тип дорожного покрытия, метеорологические условия. На участках, где возможно появление пешеходов, скорость нужно снижать, ведь увидеть человека в темноте, к тому же в темной одежде довольно сложно.

 

Не слепи

Ослепленный дальним светом фар водитель начинает различать окружающие предметы только через 7-8 с, а некоторые вообще спустя 30-40 с. При приближении встречного транспорта, примерно за 150 м, следует переключиться на ближний свет, по возможности снизив скорость до 50 км/ч. Но перед этим постарайтесь определить, нет ли впереди помех движению. Если есть, снижайте скорость еще. Скорость следует выбирать таким образом, чтобы остановочный путь при экстренном торможении не превышал расстояния видимости, которое, в свою очередь, ограничено зоной, освещаемой фарами. При встречном разъезде старайтесь держаться ближе к правому краю дороги (встречная машина может везти негабаритный груз) и смотреть не на фары встречного автомобиля, а как можно правее или же просто прикрыть один глаз. Переключив перед встречным разъездом фары на ближний свет, вы не только проявите уважение к другим водителям и не спровоцируете опасную ситуацию, но и обезопасите себя от агрессивной ответной реакции - будь то включенная яркая "елка" на джипе или дальнобойной "фуре" либо же горсть гаек, брошенных в лобовое стекло. Ведь народ встречается разный. Увидев одну-единственную фару встречного транспортного средства, не верьте, что это мотоцикл. Может оказаться, что это автомобиль, у которого одна фара просто не работает. Кстати, если вдруг сами попадете в ситуацию, когда одна из лампочек перегорела, а запасной нет (хотя нелишне возить ее с собой), целую лампочку нужно установить в левую фару, определяющую ближний к встречной машине габарит вашего автомобиля. Попросить водителя встречной машины переключиться на "ближний" можно кратковременным миганием дальним светом. Если сзади догоняет машина, водитель которой не спешит переключиться на ближний свет, можно напомнить ему об этом, мигнув "аварийкой". Если он не переключается, лучше снизить скорость и пропустить его. При этом старайтесь не смотреть в зеркало, чтобы избежать ослепления. Когда более быстрый автомобиль поравняется с вашим, переключитесь на ближний свет. Догоняя же попутный автомобиль, заблаговременно переключите фары на ближний свет. Иначе можно спровоцировать ситуацию, когда ослепленный водитель пропустит вас вперед, сядет "на хвост", включит "дальний" и так и будет "провожать" вас несколько километров, чтобы отомстить. Совершая обгон, нужно быть осторожнее, так как в темноте велика вероятность ошибки в оценках скорости встречных транспортных средств и расстояния до них. Обратно переключить ближний свет на дальний можно после того, как ваш автомобиль поравнялся с встречным или обгоняемым (если это не будет мешать другим участникам движения). Перед подъемом, спуском или поворотом также лучше снизить скорость и заранее переключить свет, чтобы не ослепить водителя неожиданно появившейся встречной машины. В последнее время на автомобили устанавливается множество фар, отличающихся по мощности, цвету, типу, к тому же расположены они на разной высоте. К слову, некоторые из них не соответствуют ГОСТам и больше слепят, чем освещают. Поэтому зачастую с первого раза сложно разобраться, какой именно свет включен. До последнего момента лучше идти на "дальнем" (и при этом никого не слепить), чтобы обозначить момент переключения "дальний-ближний" для встречного водителя.

 

Дальний бой

Если на крыше поднимающегося на подъем и едущего навстречу автомобиля горят три желтых огонька (так обозначается автопоезд), заранее, не дожидаясь, пока появятся фары, переключитесь на ближний свет. Водитель фуры сидит выше и уже видит ваши фары. Кстати, часто дальнобойщики используют так называемый трассовый ближний, то есть попросту задирают фары. Мигать такой фуре и просить переключиться бессмысленно, можно только нарваться на вспышку дальнего света. Действуйте, как при встречном разъезде с легковой машиной. Решив обогнать фуру, удостоверьтесь, что она одна или что интервал между тягачами достаточный, и при необходимости вы сможете нырнуть между грузовиками. Если вы решили обогнать машину сразу после того, как пройдет встречный тягач, лучше не выскакивать на встречную полосу, ведь трейлер может быть очень длинным и к тому же не оборудованным боковыми габаритными огнями. Так что велик риск залететь под его тележку.

 

Не спи за рулем

Ночью легче всего ехать за лидером - машиной, которая двигается с приемлемой для вас скоростью, повторяя все ее маневры. Во время движения можно что-нибудь жевать (орешки, жвачку), разговаривать с пассажиром. Музыку лучше слушать энергичную, периодически меняя ее громкость. Приоткройте окно для поступления свежего воздуха. Останавливайтесь, чтобы умыться и размяться. Если сон все-таки начинает побеждать, правильнее всего будет остановиться и поспать с полчасика. Останавливать машину следует за пределами проезжей части, лучше всего в специально отведенных местах. Если таковых поблизости нет, и вы остановились на обочине, обязательно включите габаритные или стояночные огни. Можно оставить один "габарит", но именно тот, который находится ближе к проезжей части. Не оставляйте открытыми двери и не стойте возле машины со стороны проезжей части.

 

Все просто

Как видим, не так уж и сложны правила ночного передвижения. Вот только, как показывает практика, не все их выполняют. Не будем напоминать о солидарности людей, сидящих за баранками (это об ослеплении фарами), главное, что от выполнения этих нехитрых правил порой зависит не только стоимость ремонта "железа", но и здоровье, а порой и жизни людей. Так, может, стоит с большей ответственностью относиться к ночным поездкам?

 

 

Составитель сборника. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...