Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Тюнинг Авто-Мото техники
 

Аэрография

 

Технология аэрографии

1. Знакомство с инструментом

1.1 Из чего состоит аэрограф:

Корпус, ванночка для краски, педаль подачи воздуха/краски, сопло, защита сопла, игла, регуляторы давления/хода иглы, место подачи воздуха.

Бытросъемы, виды и совмещения.

Схема

Общий вид

1.2. Принцип работы инструмента

Принцип действия аэрографа: проходящий под давлением воздух увлекает за собой краску, разрушает её на мельчайшие капли и распыляет их на поверхность. Количество воздуха регулируется при помощи механизма управления – триггера. При нажатии на триггер воздух засасывает краску из ёмкости, распыляет её и в форме конического факела выбрасывает. Аэрографы различаются разными конструкциями узла смешения красочного и воздушного потоков и механизмом управления подачи воздуха и краски.

В работе аэрографа одинарного действия использован тот же самый базовый принцип, что и в так называемом устройстве — «распылитель дыханием». Воздух, выдуваемый изо рта через трубочку, поднимает жидкость из ёмкости и распыляет её вперёд.

При использовании воздуха с оптимальным давлением, обеспечивающим тонкое распыление краски, аэрограф позволяет наносить очень ровное, гладкое покрытие.

1.3. Разновидности аэрографов

Аэрографы одинарного действия

В этих моделях триггер регулирует только воздушный поток. Нажатием на триггер открывают путь для воздуха, который, в зависимости от конструкции аэрографа, смешивается с краской внутри или снаружи корпуса. По этому принципу различают аэрографы внутреннего и наружного смешения.

Аэрографы с наружным смешением самые простые и их чаще всего используют для равномерного окрашивания или лакирования больших поверхностей. У некоторых моделей аэрографов одинарного действия предусмотрен игольчатый клапан. Им настраивается количество подаваемой на распыление краски, но для такой настройки необходимо прерывать работу.

У аэрографов одинарного действия с внутренним смешением процесс смешения воздуха и краски проходит внутри корпуса. Нажимая на триггер, открываем воздушный клапан, и воздух с большей или меньшей силой распыляет краску наружу. Количество краски регулируется винтом, находящимся в задней части ручки аэрографа.

Аэрограф внешнего смешения без иглы. Этот аэрограф одинарного действия имеет триггер, который регулирует только подачу потока воздуха.

На этом рисунке изображён механизм роспыления «в разрезе». Он состоит из двух трубочек, расположенных под прямым углом друг к другу, по которым соответственно поступают воздух и краска.

Аэрограф внешнего смешения с неподвижной иглой и подвижным соплом. Этот аэрограф одинарного действия имеет триггер, который регулирует только подачу воздуха, однако подвижное сопло позволяет предворительно устанавливать подачу краски.

Аэрографы двойного действия

В этих моделях триггер, регулируя степень открытия воздушного и игольчатого клапанов подачи краски, позволяет одновременно управлять воздушным и красочным потоками, не прерывая работу. Есть модели с взаимозависимой регулировкой подачи потоков (чем больше подача воздуха, тем больше подача краски) и независимой. Большинство аэрографов двойного действия, которые чаще всего пользуются профессионалы, - независимого двойного действия. В них поступления воздуха и краски регулируются независимо друг от друга. Работая аэрографом независимого двойного действия, сначала включает подачу воздуха, а потом постепенно добавляют краску, и наоборот, заканчивая работу, сначала выключают подачу краски, а затем воздуха.

Аэрограф внутреннего смешения двойного независимого действия, с верхней подводной мотерисла. При перемещении триггера аэрографа вниз открывается подача воздуха, а при одновременном оттягивании триггера назад открывается подача краски.

1.4. Эксплуатация аэрографа

Сборка/разборка аэрографа.

Хранение аэрографа, меры предосторожности, чистка, техническое обслуживание.

возможные погрешности в работе инструмента, способы настройки и устранения погрешностей в работе инструмента.

разновидности и технические характеристики разных моделей и производителей.

требования к расходным материалам (густота краски, совместимость смешиваемых составов)

техники аэрографии: свободная рука, трафареты, скотч.

способы наметки изображения

 

2. Подготовка поверхности

2.1. Обработка поверхности.

Матирование - принудительное создание матовой поверхности на глянце с целью увеличения ее адгезионных свойств для последующего нанесения красящего состава.

Матирование - необходимый процесс подготовки поверхности, служащий для улучшения сцепления краски с окрашимаемой деталью.

Виды матирования:

Ручное матирование - создание матовой поверхности вручную с помощью скотчбрайтов, наждачных бумаг,

Механическое матирование - создание матовой поверхности с помощью щлифовальных технических устройств и сменных абразивных расходных материалов.

Химическое матирование - создание матовой поверхности с помощью химически активных составов, вступающих во взаимодействие с глянцевым покрытием.

Степень матовости - степень подготовленности детали к дальнейшей обработке (окрашиванию, нанесению рисунка)

Методы матирования: сухой, мокрый, преимущества и недостатки.

2.2. Практическое освоение

Практическое освоение использования абразивных паст, шлифовальных бумаг и скотчбрайтов для предварительной подготовки поверхности перед нанесением рисунка на автомобиль, телефон и другие предметы.

Сколы. Устранение, одно и двух компонентными шпаклевками, замазками, вышкуривание с водой и без, какими абразивами.

Краткий экскурс в маскировку (как правильно защитить неокрашиваемые поверхности)

2.3. Обезжиривание детали

составы для обезжиривания, с какой целью применяются.

обезпыливание в процессе работы, салфетки, их разновидности

3. Работа с аэрографом

3.1.Как правильно держать аэрограф.

Большинство художников держат инструмент как обычную кисть или ручку, с той лишь разницей, что указательный палец помещают на педаль подачи краски/воздуха.

Некоторые, для нажатия на педаль, используют большой палец. Такой способ использования аэрографа так-же имеет право на жизнь, правда, несколько сокращает возможности к манипулированию инструментом.

3.2. Какое количество краски оптимально использовать в ванночке аэрографа.

Учитывая опыт работы с инструментом, оптимально использовать половину наполненной ванночки. (исключая некоторые модели аэрографов, в комплект которых входит крышка для ванночки) Это связано с тем, что в процессе работы, можно отвлечься от технических особенностей инструмента, и случайно пролить краску на работу, что повлечет за собой не совсем приятные моменты устранения оплошности.

3.3. Как промывать аэрограф от краски старого цвета перед использованием нового.

В большинстве случаев небольшого ополаскивания и продувки аэрографа растворителем бывает достаточно, а если оттенки друг от друга отличаются незначительно, то можно и не продувать.

3.4. Как получить плавный градиент.

Следует давать из аэрографа плотную струю напыла на расстоянии не меньше 20-30 см. Но здесь нужно учитывать, что при таком рабочем расстоянии опыл может попадать и на нежелательные места рисунка.

3.5. Как получить тонкую линию.

Этот пункт практики достаточно сложен. Техника аэрографии подразумевает безконтактное рисование. Однако не всегда получается держать инструмент на неизменно - одинаковом расстоянии от рабочей поверхности, при этом равномерно перемещая его по задуманной лекальной кривой или прямой. Рабочее расстояние здесь от сопла аэрографа до поверхности нанесения краски может варьироваться от одного сантиметра до, практически, одного миллиметра. (последнее возможно при использовании специальных насадок или моделей "микроников")

3.6. Как оптически смешать цвета.

Помимо физического смешивания цветов существует и оптическое смешивание. В этом случае краски не добавляются в одну емкость в определенных пропорциях с целью получения дополнительного цвета, а напыляются последовательно на плоскость слоями. Этот принцип оправдан при использовании металликов, перламутров, ксиралликов, хамелеонов. (подробнее принцип работы с этими составами рассмотрим в пункте "Работа с красками")

3.7. Практические занятия на получение результата.

На этом этапе необходимо закрепление полученной информации на практике.

 

4. Создание фактур

4.1. фактурирование с помощью подручных трафаретов
(фольга, бумага, сетки, проволока)

По большому счету создать фактуру можно с использованием любого подручного материала.

Рамки настолько широки, что могут ограничиваться лишь Вашей фантазией. В ход можно пускать любые ткани с крупным плетением, сетки, решетки, легкорвущиеся полотна, в которых так-же можно проделать декоративные отверстия, и использовать их с тем же успехом.

4.2. Принципы создания одно-, двух-, многослойных фактур.

Фактуры можно совмещать, наслаивать одну на другую, тем самым получая на выходе более богатую и сложную поверхность.

4.3. Фактурирование с помощью жидких масок (каучук, вода)

Помимо использования трафаретов, в создании фактур можно применять и всевозможные жидкие маски.

Жидкие маски - жидкий или кашицеобразный состав, который легко наносится на поверхность, не конфликтует с красящими составами, и впоследствии легко удаляется.

В зависимости от способа нанесения и от интенсивности результат может быть весьма разнообразным.

5. Работа с трафаретами

5.1. Создание трафарета

Теория работы в векторных программах, принципы построения трафаретов, снятие размеров.

5.2. Выбор пленки, их разновидности.

В зависимости от предъявляемых к трафаретным пленкам требований, они подразделяются на несколько категорий:

5.3. Подготовка трафарета для монтажа.

Выборка правильных элементов, послойная разбивка трафаретов на слои согласно разработанной последовательности.

Так выглядит подготовленный трафарет после выборки.

5.4. Монтаж трафарета

Обезжиривание поверхности, использование монтажной пленки, ракеля.

Для более удобного монтажа трафарета на необходимое место используют прозрачную монтажную пленку.

Она позволяет точно скорректировать и наклеить трафарет на поверхность.

Теперь все готово, осталось замаскировать незащищенные и неокрашиваемые места.

5.6. Заливка трафарета

Как правило, заливку осуществляют равномерно, как можно более тонким слоем, во-избежание появления разности поверхностей окрашиваемых и неокрашиваемых мест за счет неизбежно появляющейся напыленной толщины слоя краски.

5.7. Демонтаж трафарета

После заливки следует аккуратно и внимательно снять все части использованного трафарета.

 

6. Работа с красками

6.1. Правила работы с металликами

Металлик - краска, имеющая наполнитель в виде алюминиевой стружки.

Металлики могу быть цветными. Достаточно легко колеруются, но есть одно правило.

Затемнять металлик можно добавлением обычной базы, без потери эффекта, однако тем же способом осветлить его будет уже нельзя. Эффект пропадет.

Осветлять можно металлик только добавлением другого чистого металлика.

Рисование такими красками имеет ряд плюсов и минусов.

Так-же существует несколько техник рисования алюминиенаполненными красками.

6.2. Правила работы с ксиралликами

Ксираллик - яркий, световозвращающий наполнитель, используемый при окрасе автомобиля на этапе покрытия лаком. Добавляется в него в определенных пропорциях.

Но, его можно использовать и нетрадиционно.

В наполненном связующим, состоянии он представляет собой полупрозрачный красящий состав с очень ярким эффектом в области отражения. Может переливаться как и определенным цветами, так и всеми сразу.

6.3. Правила работы с флуоресцентными красками

Флуоресцентные краски представляют собой ультраяркие, с превосходной долей насыщенности и чистоты цвета красящие составы.

Сосоят из флуоресцентного порошка и связующего, образуя тем самым краску, удобную для работы. Имеют достаточно широкий, но, вместе с тем, и ограниченный спектр цветов.

Смешиваются с сохранением эффекта только с себе подобными, да и то в определенных допустимых пропорциях. При попытке смешивания с обычными цветами, теряют эффект, образуя грязь.

Для полноты эффекта флуоресцентные краски нужно наносить на белую базу.

Если окрашиваемая область будет темной, эффект будеть сильно ослаблен.

Следующим этапом является нанесение самого флуоресцента.

Окрашиваемые поверхности фиксируются автомобильным лаком.

6.4. Правила работы с перламутровыми красками.

Перламутры - составы, схожие по своей структуре с металликами, но имеющие в основе не алюминиевую стружку, а природную слюду.

По своей сути являются прозрачными, с некоторой степенью тонирования, и гораздо большей степенью эффекта в областях отражения или углового обзора.

Под некоторыми углами создают эффект дополнительного цвета, а иногда и двух.

Перламутр - краска, имеющая наполнитель в виде измельченной природной слюды. Сама слюда имеет легкий желтоватый оттенок, потому под некоторыми углами кажется желтой, но в области отражения - голубой. Перламутры могут быть различных цветов. Отличаются плохой укрывистостью, почему и имеют в большинстве случаев подложку, являясь трехстадийным лкп.

6.5. Правила работы с хамелеонами.

Хамелеон - краска, имеющая в названии и являющая собой, как минимум, два цвета, переходящих один в другой (более подробно о них рассказано в статье "Краски-хамелеоны"). Максимального эффекта можно добиться на темных подложках, в идеальных случаях на черной. Достаточно капризна при нанесении. Добиться равномерного эффекта можно лишь при использовании качественного оборудования и соблюдении всех правил работы с составом.

 

7. Возможные ошибки

Как и любой другой вид искусства, аэрография имеет свои подводные камни. Избежать которые, можно лишь при наличии определенного опыта.

7.1. Возникновение перепыла.

Как правило, при работе с трафаретами, в местах неплотного маскирования возникают дефекты окраса.

Во избежание подобных рабочих моментов, перед нанесением краски на выклеенную трафаретом деталь, лучше ещё один дополнительный раз перепроверить плотность примыкания трафарета к ней. Это самый надежный и минимально затратный способ устранения.

Остальные варианты связаны с дополнительной выклейкой и повторным местным нанесением краски.

7.2. Образование "бортиков" на поверхности рисунка.

Природа появления этого вида дефекта вполне объяснима. В трафаретной работе интенсивность нанесения краски прямо связана с интенсивностью появления толщины напыла. В результате чего, после демонтажа трафарета визуально заметна разница между уровнями окрашенной и неокрашенной областей.

Оптимальным способом устранения в таком случае, будет косметическое вышкуривание по мокрому мелкими абразивами.

7.3. Попадание растворителя на рисунок

В процессе работы возможно нежелательное попадание растворителя на рисунок.

Методы устранения, в зависимости от степени ущерба, могут быть различными.

Иногда простой заливки поверхности, с последющей перерисовкой может быть достаточно, а иногда поврежденную часть рисунка необходимо обработать абразивами. Дело в том, что растворитель, вступая во взаимодействие с краской, смывает её, и в этом месте могут образоваться углубления, обусловленные разностью оставшейся по краям толщины напыленной краски и смытой толщины растворенной краски. Получившееся углубление в таком случае необходимо убрать.

7.4. Образование мельчайших кратеров на поверхности краски.

Это может возникнуть в случае попытки заливки больших плоскостей слишком жидкой базой. Нужно, либо сделать базу более густой, добавив необходимое количество красящего состава, либо увеличить временной перерыв между наносимыми слоями, причем слои нужно наносить достаточно прозрачно. Второй метод более трудозатратен, потому рекоммендуем первый.

7.5. Неравномерность напыла краски.

Иногда бывает, что при равномерном напылении, правильно выдержанном рабочем расстоянии и нужном давлении краска все-же ложится неравномерно. Причин может быть несколько:

- На окрашиваемую поверхность до окрашивания могли клеить пленку или скотч, который оставил после себя часть клеющего состава, собирающего краску - в результате неравномерное окрашивание. Необходимо в первую очередь устранить следы клея.

- Окрашиваемая поверхность обладает повышенным статическим элктричеством (характерно для пастиков) результат так-же может быть неравномерно напыленным. Необходимо устранить статическое электричество.

7.6. Пропущенные дефекты поверхности.

Здесь идет речь о всевозможных сколах (которые неизбежно появляются в процессе эксплуатации автомобиля), случайно пропущенных при подготовке по той или иной причине. Как правило, их можно без труда устранить, используя однокомпонентную шпаклевку, с вышкуриванием по мокрому в уже затвердевшем её состоянии.

Так-же, дефектом могут являться нежелательные ярковыраженные царапины. В основном, их легко можно устранить обычным фоновым напылением, реже - грунтом.

7.7. Образование нежелательных сгустков краски в диффузоре аэрографа.

Когда краска недостаточно разбавлена, когда игла аэрографа имеет неровности или погнута, на её конце возникают скопления сгустков краски. Увеличиваясь в размерах и набирая массу, они могут в определенный момент стать причиной образования клякс и плевков.

Необходимо в таком случае разбавить краску до более жидкой консистенции или, если это необходимо, отполировать или заменить иглу. Помимо всего прочего причина может крыться в недостаточном давлении воздуха.

 

8. Практика

8.1. Практические занятия на освоение каждого из изученных приемов.

Здесь дается время на отрабатывание изученных приемов владения аэрографом. Каждое упражнение рассчитано на тренировку той или иной способности создавать с помощью воздушной кисти определенные эффекты, линии и заливки.

8.2. Получение заданий, работа под руководством преподавателя.

Освоившись с основными приемами в отдельности, необходимо оценить преимущество совокупности их использования. Что дополнительно закрепит полученные знания.

8.3. Анализ выполненной работы.

Достаточно значимая часть процесса обучения, позволяющая сделать определенные выводы, выявить возможные неточности в работе, которым впоследствии нужно уделить большее внимание.

8.4. Получение заданий, эквиваленты которых имеются выполненными на необходимом уровне.

Как известно, все познается в сравнении. Делать выводы гораздо проще, имея перед глазами две работы с одинаковым заданием. Нагядно можно оценить точность построения, пропорции, свето-теневое решение, цветовую гамму.

Задание выполняется самостоятельно. Результаты анализируются.

При составлении даннной статьи использованы
публикации и фотографии Студии "Авто-декор".

 

 

ВНИМАНИЕ !
Запрещается любая републикация, полное или частичное воспроизведение материалов данного сборника, а также фотографий, чертежей и схем, размещенных в нем, без предварительного согласования с авторами представленных статей.

Напоминаю! Что за любое противоправное и противозаконное использование материалов, опубликованных в энциклопедии, редакция ответственности не несет.

Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо