Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Велосипедные Самоделки
 

Прицеп-тележка для велосипеда

Самодельная тележка—прицеп для велосипеда (рис. 1), предназначена для перевозки грузов массой до 150 кг, состоит из кузова, соединенного с велосипедом дышлом и сцепного устройства. Кузов опирается на два колеса, каждое из которых укреплено на кузове с помощью двух опор: внутренней (из уголка) и наружной (из трубы). Кузов представляет собой ящик размерами 710x560x380 мм (в качестве кузова я приспособил корпус старого холодильника). А чтобы не порезать руки о верхние кромки ящика, а также, чтобы придать им жесткость, надел на кромки ящика алюминиевую трубку диаметром 14 мм (на рис.1 не показаны) с прорезанной вдоль щелью. Трубку прикрепил к стенкам ящика заклепками. Кузов таких размеров вмещает до 15 ведер жидких или сыпучих грузов.

Рис. 1. Состав из велосипеда и самодельной тележки-прицепа:
1 — кузов; 2 — дышло; 3 — сцепное устройство; 4 — внешняя опора колеса.

В качестве колес самодельной велосипедной тележки-прицепа использовал (с доработкой) передние колеса дорожного велосипеда модели 111-321 Минского мотовелозавода. Таким образом, колеса тележки и велосипеда имеют одни и те же камеры и шины 622x40/28x13/4”/.

Велосипед дополнительно оборудован покупным упором, обеспечивающим устойчивое вертикальное положение железного коня на отдыхе. Кузов также снабжен упором (телескопическим), препятствующим опусканию дышла при использовании велосипедной тележки в качестве ручной тачки. (Упоры для простоты на рис. 1 не показаны).

Дышло самодельной тележки для велосипеда (рис. 2) состоит из изогнутой трубы диаметром 33 мм (1”), один конец которой на передней стенке кузова фиксируют хомутами и болтами. С внутренней стороны кузова в месте крепления дышла проложен стальной лист, который придает жесткость стенке кузова. На противоположном конце трубы дышла укреплены на болтах две ручки, согнутые из труб диаметром 22 мм (1/2”). На рис. 2 эти ручки приведены в положении, которое они имеют, когда тележка прицеплена к велосипеду. Если же отвернуть гайку-барашек, вынуть болт и повернуть ручки на 180°, то есть переместить их в положение, показанное на рис. 2 пунктиром, и снова поставить болт с гайкой-барашком, то тележка «приобретет» рукоятки для перемещения ее руками, то есть без велосипеда. Специальные упоры (на рис. не показаны) снизу трубы, на которые опираются ручки, помогают совместить отверстия в трубе и ручках, что позволяет легко вставить в них болт при переустановке рукояток.

Рис. 2. Конструкция дышла:
1 — труба; 2 — хомуты; 3 — ручка; 4 — барашек.

Изгибая трубу дышла учитывают, что расстояние Н (см. рис. 1) должно быть не менее 120 мм. Иначе при попадании колес тележки даже в неглубокую канаву труба дышла упрется в край багажника велосипеда.

Сцепное устройство обеспечивает шарнирное (подвижное) соединение дышла тележки с велосипедом. Конструкция сцепного устройства самодельной тележки для велосипеда приведена на рис. 3. К трубе дышла приварен патрубок диаметром 27 мм (3/4”), в который забита деревянная пробка. На свободном конце патрубка с помощью болта установлена П-образная пластина (№ 1), к которой приклепана другая П-образная пластина (№ 2). Последняя артиллерийской чекой соединена с проставкой, которая имеет возможность поворачиваться на чеке. Конструкция артиллерийской чеки обеспечивает быстрое отсоединение (соединение) дышла от велосипеда без применения какого-либо инструмента. Рассмотрим устройство такой чеки подробнее (см. рис. 3, сечение В-В). Видно, что на конце стержня чеки имеется прорезь, в которой на оси находится пластинка. Так как чека в сцепном устройстве ориентирована горизонтально, а у пластинки относительно оси разные «плечи», то под действием более длинного (и более тяжелого) плеча пластина всегда принимает вертикальное положение. А чтобы разнять детали, соединенные артиллерийской чекой, достаточно пластину повернуть, расположив ее вдоль стержня, и просто вытащить чеку. Сама же она из отверстия не выпадает.

Рис. 3. Сцепное устройство самодельной тележки для велосипеда:
1 — труба; 2 — патрубок; 3 — П-образная пластина (№ 1); 4 — П-образная пластина (№ 2); 5 — артиллерийская чека; 6 — проставка; 7 — хомут; 8 — подседельная труба; 9 — зуб.

Последняя деталь сцепного устройства велосипедного прицепа — хомут, укрепленный на проставке. Хомут надет на подседельную трубу велосипеда и обеспечивает возможность поворота тележки относительно велосипеда. Хомут можно сделать самому, но лучше купить его в магазине велозапчастей.

Отметим еще, что к проставке приварен зуб (стальная пластинка), входящий в просвет между боковинами рамы, идущей от подседлового узла и обеспечивающий крепление заднего колеса велосипеда. Зуб-полоску можно заменить стержнем с резьбой М12, который вворачивают в проставку. Назначение зуба следующее. При движении тележки и велосипеда по прямой справа и слева зуба (см. рис. 3 вид Б) имеются зазоры а. При повороте велосипеда подседельная труба начинает перемещаться по кривой поворота, а зуб вместе с тележкой продолжает по инерции двигаться по прямой. То есть в начальный период поворота тележка не мешает (в результате наличия зазоров) повороту. Затем хомут сцепного устройства начинает проворачиваться на подседельной трубе, зазор между зубом и соответствующей боковиной рамы выбирается, боковина упирается в зуб и толкает его (а стало быть, и тележку) в сторону поворота. При этом ось дышла и ось велосипеда в плане располагаются под небольшим углом, который в ходе поворота увеличивается.

Ясно, что все резьбовые соединения деталей сцепного устройства должны быть абсолютно надежны. От самопроизвольного отворачивания гайки обязательно раскернивают или, что лучше, применяют дополнительные контргайки.

Из конструкции сцепного устройства следует, что поворачивать велосипедисту нужно при движении с малой скоростью, а велосипедисту желательно наклонять свой корпус в сторону поворота несколько больше, чем он обычно это делает при езде без тележки-прицепа для велосипеда.

Опоры колеса самодельного прицепа для велосипеда представлены на рис. 4. Внешняя (наружная) опора, имеющая достаточно сложную форму, изогнута из водопроводной трубы диаметром 22 мм (112"). На отогнутых под прямым углом концах трубы нарезают обычную трубную резьбу. Главное здесь не ошибиться и сформировать резьбу такой длины, чтобы от внутренней боковины навернутой гайки до наружной стенки отогнутого участка трубы было ровно 78 мм. Поэтому, нарезая резьбу, следует периодически наворачивать на нее гайку, проверяя это расстояние. Когда данное расстояние соблюдено, навинченную гайку приваривают к трубе (см. рис. 4).

Рис. 4. Опоры колеса:
1 — квадратная шайба; 2 — труба наружной опоры; 3 — пластина с пазом; 4 — уголок внутренней опоры.

На боковых стенках кузова велосипедной тележки для увеличения их жесткости приклепаны с двух сторон 2-миллиметровые квадратные шайбы размером 70x70 мм с отверстиями по 23 мм. Устанавливая опору, ее концы пропускают в проделанные в боковой стенке кузова отверстия и наворачивают на концы опоры гайки. Последние к внутренним квадратным шайбам не приваривают. В нижней части опоры (в месте изгиба трубы) к ней приваривают стальную пластину размером 80x25x4) мм и прорезают в последней паз для оси колеса (см. рис. 4).

Внутреннюю опору для колеса делают из стального уголка 25x25x4 мм. Отрезают от такого уголка заготовку длиной 120 мм и приклепывают ее к днищу корпуса кузова. В этой опоре для оси колеса сверлят отверстие диаметром 8,5 мм. Хочу обратить ваше внимание, что внутреннюю опору приклепывают к кузову после предварительной установки колеса. В процессе подобной «примерки» колесо с одной стороны фиксируют во внешней опоре, установленной на кузове, затем с другой стороны колеса на оси крепят внутреннюю опору. Далее выверяют параллельность колеса боковой стенке кузова, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, и только после этого определяют положение внутренней опоры на днище кузова.

Так как во внутренней опоре имеется отверстие для оси колеса, а во внешней — паз, чтобы вставить колесо в установленные на кузове опоры нужно вложить ось колеса в паз внешней опоры, затем оттянуть эту опору и вставить другой конец оси в отверстие внутренней опоры.

За основу колес для самодельной велосипедной тележки взяты передние колеса от дорожного велосипеда. Для усиления колеса на внутреннюю поверхность обода приклепан бандаж из стальной полосы сечением 25x5 мм (рис. 5). На ступицу втулки колеса с обеих сторон надеты два диска с отверстиями для спиц (диски ничем к ступице колеса не крепят). Между дисками и дополнительным ободом натягивают спицы диаметром 2,8 мм длиной 255 мм. На одно колесо необходимо 32 спицы, то есть по 16 штук на каждую сторону. На рис. 5 изображено колесо со спицами диаметром 2,8 мм, поставленными только с одной внешней стороны (16 шт.). Аналогичные спицы с другой стороны не показаны, чтобы не усложнять рисунок.

Рис. 5. Конструкция усиленного колеса:
1 — обод; 2 — бандаж; 3 — спица диаметром 2,8 мм; 4 — диск; 5 — отверстие для вентиля; 6 — «родная» спица; 7 — место заклепки.

Перед усилением колесо освобождают от всех спиц. Для того чтобы потом восстановить колесо, необходимо тщательно зарисовать расположение родных спиц на ободе и на ступице, не забыв отметить с какой стороны расположены головки спиц, иначе собрать потом колесо не удастся.

Бандаж сгибают из полосы с припуском, чтобы нахлест одного конца на другой составил 125...150 мм. Концы полосы спиливаются на «нет», формируя соединение «на ус», чтобы в месте нахлестки концов толщина бандажа не утолщалась. Плотно вставив бандаж внутрь обода колеса, рисками отмечают положение концов полосы бандажа. Вынув бандаж из колеса, по риске восстанавливает положение стыка, и склепывают концы полосы двумя-тремя заклепками. Затем бандаж снова помещают внутрь обода, симметрично его там закрепляют, например, с помощью тисочков, и сверлят в бандаже отверстие под вентиль такого же диаметра, как в ободе, затем в бандаже сверлят 32 отверстия под ниппеля родных спиц через соответствующие отверстия в ободе. Еще рядом с отверстием для вентиля формируют отверстие под заклепку диаметром 5 мм (рис. 5, г). Повторяю, все сверления в бандаже производятся через обод с внешней его стороны, то есть используют обод в качестве кондуктора.

Далее бандаж опять вынимают из обода и имеющиеся в нем 32 отверстия под ниппели спиц рассверливают сверлом большего (на 2...3 мм) диаметра. Это необходимо сделать, так как ниппеля со спицами при протягивании последних приобретают наклонное положение.

Снова бандаж вкладывают в обод, в отверстие под заклепку вставляют болт М5, тем самым фиксируя бандаж относительно обода на бывшем месте, и просверливают за один проход в ободе и бандаже второе отверстие под заклепку в диаметрально противоположном от болта М5 месте. С внутренней стороны бандажа это отверстие раззенковывают под потайную головку заклепки, после чего готовят саму заклепку и расклепывают ее. Затем заменяют болт М5 второй заклепкой и также ее расклепывают. Далее соединяют обод с бандажом еще несколькими заклепками, стараясь располагать отверстия для них несколько вразброс, а не на одинаковом расстоянии друг от друга, что предотвратит возможное смещение заранее просверленных отверстий в ободе и бандаже. В случае отсутствия заклепок подойдут верхние части от шурупов диаметром 5 мм с потайной головкой, конечно. Необходимую длину этих верхних частей определяют опытным путем, склепывая, например, пластины толщиной 5 мм с пластиной толщиной, равной толщине стальной полоски, из которой сделан обод.

Далее, пользуясь ранее сделанной зарисовкой расположения спиц, вставляют спицы в обод, натягивают, восстанавливая колесо, но уже с бандажом. Затем сверлят отверстия под ниппели спиц диаметром 2,8 мм, пользуясь разметкой, ранее сделанной на развертке обода (см. рис. 5, г). Обратите внимание, что эти отверстия сверлят не перпендикулярно ободу, а с небольшим наклоном, аналогичным наклону уже стоящих спиц колеса. Диаметр этих отверстий должен быть на 1...1,5 мм больше диаметра ниппеля, то есть придется сверлить отверстия диаметром примерно 6,5 мм.

Теперь можно вставлять спицы диаметром 2,8 мм (см. рис. 5, в). Кстати, на рис. 5, а, где показаны эти спицы, расположенные с одной стороны колеса, половина спиц имеют головку за диском, а у других спиц головки находятся перед диском. Установив спицы на обоих дисках, все спицы равномерно натягивают. Колесо готово.

Соблюдение описанной последовательности технологических операций по изготовлению колеса предотвратит возможную порчу обода и несобираемость детали колеса с бандажом.

Перед установкой заклепок не забудьте защитить бандаж от ржавчины, покрыв его грунтовкой Гф-021 красно-коричневого цвета.

За много лет перевозки грузов на моей самодельной тележке-прицепе для велосипеда не было ни одного случая, чтобы хотя бы одна спица лопнула от перегрузки, несмотря на то, что приходилось возить полный кузов (150 л) коровяка. А коровяк тонет в воде, следовательно, в кузове находилось не 150 кг груза, а гораздо больше.

Тормоз велосипеда должен быть исправным, так как при спуске с горки груженая тележка весьма солидно толкает велосипед, так что приходится притормаживать, не допуская разгона «состава». При езде же на горку может не хватить духу взобраться на ее верх, причем при плохих тормозах тележка-прицеп покатится назад, увлекая за собой велосипед. Практика показала, что в этом случае лучше отсоединить тележку от велосипеда и вкатить их на горку вручную по очереди.

Повороты влево-вправо при движении с самодельной тележкой-прицепом для велосипеда следует совершать на малой скорости.

 

 

Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...