Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Велосипедные Самоделки
 

Прицеп-тандем для велосипеда

В наше время не иссякает поток изобретений и усовершенствований велосипеда. Трансмиссии с шатунами переменной длины, позволяющие менять крутящий момент и, следовательно, «скорости», веломобили, ручные приводы. Недавно запатентован принципиально новый рычажный привод, повышающий мощность велопривода. Популярными стали всевозможные грузопассажирские велоприцепы (одно- и двухколесные), снабженные автономными мускульными приводами. Таким образом, можно сказать, что подобно автопоезду с активными осями уже появился «велопоезд», который подходит под определение как тандема (при одном колесе), так и веломобиля (при двух колесах). (Напомним, что автопоезд — это автомобиль-тягач с одним или несколькими прицепами. При тяжелых дорожных условиях применяют автопоезда с активными осями. В последнем случае крутящий момент от двигателя дополнительно передается на ось прицепа. — Прим. ред.)

Велоприцеп привлекателен тем, что им не надо управлять, следовательно, ничто не мешает пассажиру всю мощь и энергию ног и рук использовать для вращения ведущего колеса прицепа. Открываются новые горизонты для самодельщиков-новаторов и изобретателей в совершенствовании не только самого «изобретенного-переизобретенного» велосипеда, но и велоприцепа.

В этом материале предлагается конструкция одноколесного велоприцепа с рычажным приводом, позволяющим подключать к работе руки и ноги. Прицеп надежен и прост, что показали успешные его испытания.

Рис. 1. Схема велосипеда с «активными осями»:
1 — каркас седла; 2 — малая звездочка; 3 — промежуточная звездочка; 4 — педаль; 5 — ножной рычаг; 6 — дополнительный кареточный узел с шатунами; 7 — ручной рычаг; 8 — ручка; 9 — изогнутая ручка; 10 — телескопическая подвеска; 11 — пружина.

На рис. 1 приведен общий вид велоприцепа. Основу прицепа составляет обычная велорама, на вертикальной трубе которой закреплен дополнительный кареточный узел от любого велосипеда. Только шатуны на оси каретки развернуты в одну сторону. Поэтому для установки одного из шатунов на оси с помощью наждака следует выполнить дополнительный паз (лыску) для клина. На шатуны плотно набивают по слегка расплющенному на конце отрезку полудюймовой трубы, образуя ножные рычаги. Для надежности последние подваривают к шатунам.

С другой стороны концы рычагов расплющивают посильнее, сверлят в них по два отверстия диаметром 14 мм, устанавливают в отверстия оси педалей и приваривают оси к рычагам. Дополнительно к правому рычагу снизу также с помощью сварки крепят малую звездочку, которую будет охватывать закрепленная на том же рычаге велосипедная цепь (общая длина цепи 1,2 м). Сверху к ножным рычагам приварены по рычагу для «ручной тяги». Они изготовлены из обычных полудюймовых труб и являются как бы продолжением ножных рычагов (рис. 2). Сверху к ручным рычагам опять же приварены две поперечные трубы (рычаги) для ручной тяги. На концах этих труб-рычагов надеты рукоятки от велосипедного руля. Из двух изогнутых полудюймовых труб сварен каркас кресла. Концы труб расплющены и в них предусмотрены отверстия диаметром 12 мм для крепления каркаса на раме известным способом (по типу багажника). Отметим, что размеры каркаса, как и всех других элементов конструкции, жестко не регламентированы, так что их подбирают с учетом типа рамы и вашего роста. Кресло можно использовать и готовое.

Рис. 2. Конструкция велоприцепа (вид сзади):
1 — рукоятки; 2 — ручной рычаг; 3 — дополнительный кареточный узел; 4 — ножной рычаг; 5 — «нейтральная» рукоятка; 6 — педали.

Нетрудно догадаться, что по две пары педалей и рукояток, расположенных на разных расстояниях от оси качания рычагов, предусмотрены для того, чтобы «регулировать» крутящий момент на ведущем колесе, обеспечивая как бы две «скорости», поскольку момент вращения равен произведению прилагаемой сипы на плечо.

В передней части рамы прицепа вместо вилки переднего колеса жестко закреплена изогнутая труба (см. рис. 1), к концу которой приварен П-образный кронштейн (рис. 3). Данный кронштейн «качается» на оси, приваренной к втулке (отрезку трубы). В свою очередь, втулка надета на Г-образный кронштейн, согнутый из стального прутка и установленный на велосипеде-тягаче. Система из П-образного кронштейна, оси втулки и Г-образного кронштейна представляет собой телескопическую подвеску прицепа (см. рис. 3), позволяющую ему разворачиваться относительно велосипеда, с которым он соединен, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, не «заваливаясь» на бок. Добавлю, что Г-образный кронштейн приварен к подседельной трубе основного велосипеда, а сверху надетой втулки на него навинчена упорная гайка.

Рис. 3. Схема телескопической подвески (вид сверху):
1 — изогнутая труба прицепа; 2 — П-образный кронштейн; 3 — втулка.

Рядом с П-образным кронштейном на конце изогнутой трубы закреплена «возвратная» пружина растяжения, соединенная с концом цепи (лучше всего подойдет пружина от эспандера). Далее цепь входит в контакт с промежуточной звездочкой, охватывает звездочку заднего колеса, огибает малую звездочку на правом «ножном» рычаге и фиксируется на этом рычаге (см. рис. 1). Обратите внимание, что шатун, к которому приварена промежуточная звездочка, обрезают «болгаркой», чтобы не мешать качанию правого ножного рычага. Да, не забудьте извлечь из втулки колеса прицепа тормозной барабан.

К каркасу кресла приварена поперечная «нейтральная» рукоятка, чтобы пассажир удерживал равновесие при спуске, когда можно отдохнуть, вытянув ноги. Кстати, эту ручку желательно снабдить обычным ручным тормозом (на чертеже не показан) для большей безопасности езды.

Итак, подсоединив прицеп к основному велосипеду и усевшись в кресло (ноги при этом опираются на землю), пассажир начинает отталкиваться ногами до разгона «велопоезда» вместе с «рулевым», который седлает своего «железного коня» обычным способом. Как только «рулевой» начнет крутить педали, пассажир принимается «тянуть-толкать» рычаги. При малых скоростях и на подъемах используют дальние от дополнительного кареточного узла рукоятки и педали. При быстрой езде — ближние.

Автор: В. Гаврилов

 

 

Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...