Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Велосипедные Самоделки
 

Как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда

Владельцы велосипедов с течением времени начинают замечать ненормальности в работе велосипедных колес, скажем, у велоколес появляются боковые биения, а как исправить дело, решительно не знают. В этих заметках я попытаюсь в общих чертах рассказать, как исправить так называемую «восьмерку» колеса велосипеда. Но сначала немного теории.

Спицевое колесо представляет из себя пространственную ферму, что обеспечивает ему достаточную жесткость. Ведь если бы спицы на ступице располагали на одном диске ступицы, то положение обода по отношению к оси было бы не только не предсказуемо, но и не управляемо. Только благодаря тому, что спицы поочередно закреплены на двух дисках ступицы, обод оказывается в фиксированном положении по отношению к ступице, то есть к оси.

Если внимательно присмотреться к ступице, то обнаруживается такая закономерность: все спицы, расположенные на наружной плоскости одного из дисковых выступов ступицы, отклонены от радиуса против часовой стрелки. Другие же спицы, расположенные на внутренней плоскости этого выступа, отклонены от радиуса по часовой стрелке (см. рис.).

Расположение спиц на дисковом выступе ступицы.

На дисковом выступе они поочередно установлены через одно отверстие, а на ободе — через два (два других отверстия заняты спицами с другого дискового выступа ступицы). По такой же схеме закреплены спицы и на другом диске ступицы. (На колесе велосипеда моего сына спицы установлены именно по такой схеме, только спицы, находящиеся с наружной стороны дискового выступа смещены относительно радиуса по часовой стрелке. — Примечание редактора.)

Биения обода бывают радиальными и аксиальными. Замечу, что для проведения качественной балансировки обода резину с него желательно снять. Затем, вновь закрепив колесо в вилку установленного вверх колесами велосипеда, начинают крутить это колесо на оси, чтобы определить характер и степень его «биения». Для большей наглядности к ободу надо что-то приблизить вплотную, например, прикрутить к перу вилки на уровне обода отрезок проволоки. «Лечение» обода, по моему мнению, лучше всего начинать с устранения бокового (аксиального) биения. Для этого помечают все «бугры» и с той и с другой стороны обода. Каждому «бугру» на одной стороне обода, понятно, соответствует «яма» с другой стороны. Немного отпустив в зоне «бугра» ниппеля нескольких спиц, расположенных на дисковом выступе ступицы со стороны «бугра», там же начинают подтягивать ниппеля спиц, находящихся на диске ступицы со стороны «ямы». Пожалуйста, внимательно прочтите эту фразу еще раз и проделайте соответствующие операции непосредственно на колесе. Вы сразу же убедитесь, что «бугор» начал выравниваться. Обычно одного оборота нужных ниппелей бывает достаточно для «удаления» бугра.

Избавившись таким образом от всех аксиальных биений, займемся устранением радиальных. Известно, что при наличии радиальных биений колеса даже движение по ровной дороге напоминает езду по брусчатке. Расположив поближе к ободу какой-нибудь ориентир, например гаечный ключ, пометим на ободе все выступы («бугры») и впадины («ямы»). Теперь ослабим ниппеля всех спиц под «ямами» и подтянем — под «буграми». И ослабляем, и подтягиваем ниппеля в соответствии с контуром молодого месяца. То есть больше всего подтягиваем (отпускаем) ниппель в центре «ямы» («бугра»), постепенно уменьшая изменение натяжения спиц к краям «ям» («бугров»).

При осуществлении всех этих операций добиваются того, чтобы все спицы имели одинаковую степень натяжения. Иначе, избавившись от одной напасти, можно приобрести другую — перетянутые спицы начнут обрываться.

И в заключение несколько практических советов. При регулировке (вращении) ниппелей лучше смазать резьбовое соединение керосином, который желательно запускать не только со стороны ступицы, но и со стороны камеры. Если заводской ниппельный ключик вышел из строя, придется сделать самодельный, но только из качественной стали. Если при вращении ниппеля он «не идет» и возникает вероятность отлома спицы, эту спицу надо зажать ручными тисочками.

Ну и последний совет: не бойтесь ремонтировать «восьмерки»!

Ровной дороги вам и ровных колес без «восьмерок»!

Автор: В. Болдырев

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...