Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Самоделки для детей
 
Самодельные игрушки

Что такое Кайт?

Кайт – это воздухоплавательное устройство, конструктивно использующее свойства воздушного змея и парашюта. На Западе "кайтами" называют все воздушные змеи (от англ. power kite - воздушный змей). В России же эти устройства принято разделять. Воздушными змеями называют конструкции предназначенные для детских игр, моделизма, подъема различные предметов на высоту. А к кайтам относят устройства для спортивных развлечений, кайтинга, буксировки человека и различных конструкций, предназначенных для передвижения с помощью ветра.

 

Конструкции кайтов

Кайты по своей конструкции подразделяются на несколько основных видов, которые в свою очередь могут иметь гибридные формы, сочетающие в своей конструкции те и другие параметры.

Парафойл («матрасы»). Похож на маленький параплан. Его конструкция выглядит в виде купола из воздухонепроницаемой ткани, внутри которой имеются ребра (нервюры). По передней части купола расположены отверстия, так называемые воздухозаборники. При наличии ветра, через отверстия в купол проникает воздух и создает внутри нее избыточное давление, купол надувается и принимает заданную при проектировании аэродинамическую форму. Поддержанию этой формы так же способствует подкупольная стропная система. Парафойл — внешне напоминает парящий парашют.

Надувные кайты («баллончики»). Для поддержания формы этого кайта используются надувные баллоны, аналогично надувным лодкам и дирижаблям. Кайт надувается на земле перед стартом. Это преимущество, быть все время в полетном состоянии, обуславливает использование этих кайтов на воде. Однако надувные кайты уступают парафойлам в аэродинамическом плане, а так же в удобстве использования.

Паравинг (NPW - Nasa Para Wing). Это кайт с одинарным слоем ткани. Паравинг родоначальник всех кайтов, сконструированных лабораторией NASA для применения в системах посадки космических аппаратов. Паравинги используют в основном только для детских развлечений. Паравинг способен взлетать даже в самый слабый ветер от 1 м/с, так как его конструкция очень легкая. Но из-за низких аэродинамических качеств в кайтинге он практически не используется.

Кайтвинг (Kitewing) — это парус крыловидной формы, который по форме напоминает дельтаплан. Этот кайт не имеет строп и управляется непосредственно руками райдера. Каркас кайтвинга обтягивается сверхлегкой, но очень прочной монопленкой, что позволяет использовать его с любыми видами серферов, скейтов, сноубордов, лыж, с роликовыми и зимними коньками и мн.др.

 

Характеристики кайтов

Основная характеристика кайта – это площадь купола.

От площади кайта зависимость силы тяги. При одинаковом ветре кайт с площадью вдвое большей соответственно и тянуть будет в два раза сильнее. Измеряется площадь купола в квадратных метрах. Люди, профессионально увлекающиеся кайтингом, обычно держат в своем арсенале несколько кайтов с разной площадью, чтобы иметь возможность перекрыть весь ветровой диапазон.

• 0,5—3 кв.м. Это пилотажные кайты, предназначенные для обучения, игр и развлечений. Размеры до 1 кв.м. обычно рекомендуют детям до 7 лет.

• 3—6 кв.м. Подойдут для обучения и катания в сильный ветер.

• 6—9 кв.м. Подойдут для катания при ветре от 4-6 м/с.

• свыше 9 кв.м. Подходят для катания в слабый ветер и для прыжков.

Однако необходимо отметить, что хотя сила тяги зависит от площади, разные модели при той же площади будут давать разную тягу. Это связано с различной аэродинамической эффективностью и геометрией купола. Например, крыло с большой арочностью, при той же площади, будет иметь меньшую тягу, так как проекционная площадь крыла будет меньше. Однако за счет развитых вертикальных поверхностей оно будет обладать большей курсовой устойчивостью. Также сила тяги зависит от применяемого профиля крыла, его геометрии, формы (складки, выпуклости), качества изготовления и т.д.

Силу ветра вы можете определить визуально, без каких-либо метеоролических приборов. Как это сделать вы можете узнать здесь.

Классификация кайтов

По назначению кайты принято делить на следующие категории:

Водные кайты (надувные). Это кайты, которые в первую очередь предназначены для буксировки человека по воде на специальной доске (хотя и не исключают использование их на земле). Эти кайты обладают особенностью не тонуть и не терять форму при приводнении, что необходимо в случае его перезапуска. Большинство конструкций водных кайтов — это так называемые «балонники».

Зимние кайты (парафойлы). Это кайты, предназначенные для буксировки человека по снегу, на лыжах, сноубордах. Эти кайты так же подходят и для катания в летний период на маунтинбордах или специальных "кайтбагги". Чаще всего конструкция зимних кайтов — это парафойлы.

Универсальные кайты (клапанные). Это кайты, по конструкции похожи на парафойлы, но наполняются воздухом через специальные клапаны, расположенные в передней кромке. Клапаны не дают быстро выпускать воздух из кайта, и препятствуют попаданию воды внутрь. Такой кайт имеет все преимущества парафойла и при этом может использоваться на воде.

Пилотажные (тренировочные) кайты. Уменьшенная копия больших кайтов. По конструкции чаще всего парафойлы, предназначены для обучения и игр на свежем воздухе.

Управление кайтом

Кайт не просто статично висит в воздухе. Кайт – летает, а вы управляете его полетом, для того чтобы его сила была направлена туда куда надо вам. Вас с кайтом соединяют стропы, которых бывает от двух до пяти и даже больше. Стропы обычно имеют длину от 20 до 35 метров. В сильный ветер используются 10-метровые стропы. Есть и безстропный кайты (Кайтвинги). Методы управления кайтом достаточно разнообразны.

Двухстропный кайт. Одна стропа идет от правой руки к правой, другая от левой руки к левой половине купола кайта. Управление происходит за счет движения рук и как следствие - перекоса правой и левой половин купола. Используется в основном на пилотажных кайтах до 2,5 кв.м. При больших площадях эффективность такого управления снижается, так как для большого кайта требуется и больший ход строп (читай больший ход рук), а это уже трудновыполнимо. На руки обычно одеваются петли "на запястье", к которым крепятся стропы. В некоторых моделях вместо петель используется планка (пруток длинной 40-50 см), к концам которой привязываются стропы. В этом случае управление происходит перекосом планки. Так же, данный вид управления достаточно опасен при больших площадях купола и сильном ветре, так как не позволяет быстро "погасить" (вернуть на землю) кайт в случае опасности. Так же есть определенные трудности с перезапуском из перевернутого положения.

Двухстропный кайт с третей стропой. Промежуточный вариант. Третья стропа распределяется по всей задней кромке купола по обоим полукрыльям. При ее затягивании появляется возможность "погасить" кайт, а так же выполнить старт из перевернутого положения. На управление полетом эта стропа чаще всего не влияет. Используется планка для двухстропного кайта, в центре которой через отверстие пропускается третья стропа со специальной ручкой для возможности ее натяжения.

Четырехстропный кайт на ручках. Очень распространенный вариант управления кайтом, так как позволяет выполнять как и перезапуски из перевернутого положения, так и "гасить" кайт. Но основное преимущество в том, что помимо перекоса купола появляется возможность управлять кайтом при помощи затягивания задней кромки купола каждого полукрыла по отдельности (клеванты), обеспечивая быстрый разворот кайта большой площади. Для управления используются две ручки (трубки изогнутой формы длинной 35-45 см), к верхним концам которых крепятся силовые стропы, а к нижним - стропы управления.

Планочный кайт. Планочные кайты так же управляются четырьмя стропами, но есть существенное отличие - стропы управления не только затягивают заднюю кромку полукрыльев купола, а так же изменяют угол атаки полукрыльев. Этому способствует специальная настройка подкупольной стропной системы. За счет этого появляется возможность не только управлять кайтом, но и изменять его подъемную силу, которая трансформируется в силу тяги кайта. Такие кайты называются De-power кайтами. Так как появилась возможность управлять силой тяги, эти кайты можно использовать в большем диапазоне скоростей ветра без перенастройки. Для управления используется планка специальной конструкции («бар»), которая может выполнять не только перекос, но и движение "от себя", "к себе", тем самым изменяя силу тяги кайта. Однако по сравнению с "ручечными" кайтами, планочный кайт немного проигрывает в управляемости.

Пятая стропа. Используется на планочных кайтах большой площади для быстрого "гашения" кайта, так как затягивания клевант становится недостаточным. Крепится по центральной хорде купола. При отпускании планки и натяжении пятой стропы кайт переламывается пополам и моментально теряет тягу.

Подвеска кайта - трапеция

Для того, что бы кайт тянул вас, а не ваши руки, используется подвесная система, называемая трапецией. Трапеция одевается на ваше тело, она так же имеет специальный крюк для крепления кайта к кайтеру. При этом сила кайта передается непосредственно на тело, а руками вы только управляете. Трапеции не используются на пилотажных кайтах, так как в этом нет необходимости. Трапеции бывают двух видов:

Сидячая. Одевается наподобие шорт. Энергия кайта передается как раз на «сидячее» место. Очень удобная и комфортная подвеска, незаменима при обучении.

Поясная. Одевается на поясницу, обхватывает ее как широкий пояс. Энергия кайта передается на спину. Удобна при использовании на воде и при выполнении элементов прыжков.

В свою очередь крюки для трапеции так же бывают разные:

С роликом. Используется с ручечными кайтами. Позволяет облегчить управление кайтом и избежать быстрого перетирания веревки о крюк.

Без ролика. Используется с планочными кайтами. Так как при использовании планки отсутствует скольжение веревки о крюк, крюк без ролика предпочтительнее.

 

 

Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...