Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Самоделки для детей
 
Самодельные игрушки

Воздушный почтальон — приспособление для сбрасывания небольших грузов с высоты

Воздушный почтальон — это несложный прибор, предназначенный для сбрасывания небольших грузов с высоты. Ветер давит на парус и тянет прибор вверх (рис. 1). Дойдя до змея, почтальон наталкивается на небольшой костылек (поперечину), привязанный к лееру на 2—3 м ниже змея. Таран стержня с разбега ударяется о костылек, стержень сдвигается назад и открывает замок. Со штыря замка срываются нанизанные заранее листовки или иной груз, предназначенный для сбрасывания с высоты. Одновременно со сбрасыванием груза соскальзывает и кольцо с оттяжкой, освобождая парус, который свободно ложится по ветру, не создавая больше подъемной силы. Освободившийся от нагрузки почтальон скатывается вниз по лееру.

Рис. 1. Воздушный почтальон.
а — общий вид (1 — ролик; 2 — подвижной стержень; 3 — корпус тележки; 4 — лонжероны паруса; 5 — парус; 6 — оттяжка);
б — схема работы (1 — замок; 2 — стержень; 3 — таран; 4 — костылек; 5 — парус; 6 — оттяжка).

Способ 1

Постройку почтальона начнем с изготовления корпуса тележки из сосновой дощечки толщиной 12 мм. Размеры корпуса указаны на рис. 2. Особо тщательно выполним вырез размером 16X16 мм впереди корпуса. В этот вырез потом будет вставлена перекладина для крепления паруса (см. рис. 3). Конструкция подвижного стержня показана на рисунке. Стержень изготовим из сосны сечением 10Х11 мм. В передней части стержня крепим таран. Щечки тарана выпилим из фанеры толщиной 2—3 мм. В хвостовой части стержня монтируем наконечник со шпилькой. Щечки наконечника фанерные, а вкладыш сосновый.

Рис. 2. Детали парусной тележки.
1 — корпус тележки; 2 — наконечник подвижного стержня со шпилькой; 3 — подвижный стержень; 4 — таран; 5 — шпилька замка.

Стенки коробок вычертим в натуральную величину на фанере толщиной 2—3 мм по размерам, указанным на рис. 4. Каждый ролик (всего их два) сделаем из четырех фанерных дисков: двух радиусом 17 мм из фанеры толщиной 3 мм и двух радиусом 27 мм из фанеры толщиной 2 мм. Диски склеим между собой и скрепим мелкими гвоздиками. В центре роликов просверлим отверстия диаметром 3 мм. А теперь стенки коробок укрепим на корпусе тележки с помощью клея и мелких гвоздиков. В коробки вставим стержень. В места, показанные на чертеже (поз. 1), вклеим сосновые вкладыши. Ролики вставим в коробки и закрепим осями.

Перекладину для крепления паруса изготовим из соснового или березового брусочка сечением 16X16 мм и длиной 100 мм. Соединим перекладину и корпус тележки с помощью клея.

Детали паруса показаны на рис. 3. Верхний и нижний лонжероны сделаем из сосны. Сначала выстругаем квадратные рейки сечением 10Х10 мм, а затем скруглим их. Диаметр верхнего лонжерона должен быть равен 10 мм, а нижнего — 8 мм. К верхнему лонжерону прикрепим крючки, с помощью которых парус будет соединяться с перекладиной. Крючки выгнем из стальной проволоки диаметром 1—1,5 мм. К нижнему лонжерону нитками привяжем проволочные скобки, в которые будут при сборке почтальона продеваться распорные рейки.

Рис. 3. Детали паруса.
1 — верхний лонжерон; 2 — нижний лонжерон; 3 — распорные рейки; 4 — крючек подвески паруса.

Распорные рейки также сделаем из сосны. Скруглим их так, чтобы с одной стороны диаметр был равен 8 мм, а с другой — 6 мм.

Парус изготовим из тонкой ткани (или лавсановой пленки). Края его должны быть подшиты или подклеены. Парус пришьем нитками (или приклеим) к верхнему лонжерону.

Сборку паруса проведем в следующем порядке. Распорные рейки тонкими концами проденем в скобки нижнего лонжерона, так чтобы концы упирались в карманчик.

В верхней части распорные рейки прикрутим резинкой к концам верхнего лонжерона. После этого парус прикрепим к перекладине двумя шурупами.

К нижнему лонжерону привяжем прочную нитку с металлическим колечком на конце, которая будет служить оттяжкой, удерживающей парус при подъеме почтальона.

Рис. 4. Фанерные детали тележки.
1 — вкладыш коробок; 2 — корпус тележки; 3 — перекладина.

 

Способ 2 (упрощенный)

Принцип действия этого воздушного почтальона точно такой же, как и в первом способе. Только конструкция немного упрощена (см. рис. 5).

Рис. 5. Воздушный почтальон.
1 — замок; 2 — скользящие петли; 3 — корпус; 4 — стержень-таран; 5 — скоба; 6 — парус; 7 — оттяжка; 8 — кольцо.

Воздушный почтальон состоит из корпуса 3, паруса 6, замка 1 и стержна-тарана 4. Корпус почтальона сделан из сосновой рейки сечением 10Х6 мм, длиной 400—500 мм. На концах ее нитками с клеем закрепим скользящие петли 2, сделанные из канцелярских скрепок.

Из алюминиевой проволоки диаметром 2,5—3,0 мм (или стальной диаметром 1,5 мм) сделаем стержень, нижний конец его изогнем в виде буквы Г и вставим в замок. Сверху стержень закрепим на основании скобой 5. Отогнем стержень вверх, на конце выгнем полукольцо — таран.

Капкас паруса состоит из вертикальной рейки сечением 8Х6 мм, длиной 600 мм, горизонтальной рейки сечением 6Х6 мм, длиной 500 мм и прочной нитки, натянутой на боковые стороны.

Обтяжка паруса — из тонкой ткани или лавсановой пленки. Обтяжку приклеим к горизонтальной рейке и ниткам, для чего отогнем со всех сторон бортик 6—8 мм, обогнем его вокруг ниток и приклеим к обтяжке. Из прочных ниток сделаем оттяжку 7 и в середине ее закрепим кольцо 8. Оба конца оттяжки привяжем к горизонтальной рейке, так чтобы после установки кольца в замок длина оттяжки обеспечивала установки паруса в рабочее положение (65—70° к основанию).

Для запуска почтальона пропустим леер через свободные концы петель 2 и полукольцо тарана 4. В замок подвесим груз и вставим кольцо оттяжки. Под напором ветра почтальон начнет подниматься вверх.

 

Способ 3 (почтовый планер)

«Воздушным почтальоном» любители запускать воздушных змеев называют самоходный аппарат, доставляющий летающие модели, самолеты, вертолеты, парашюты и т.п. вверх по лееру. Понятие «самоходный», разумеется, относительно. Ведь аппарат передвигается не сам по себе, а под действием напора ветра.

Автор этого "Воздушного почтальона" — американский изобретатель Дональд Эммик. Его конструкция с изюминкой. Эммик объединил сразу две, казалось бы, несовместимые вещи. Его почтальон — это одновременно и самоходный аппарат, и модель планера. Модель сама, подобно известному вам барону Мюнхаузену поднимает себя вверх. Для этих целей служат крылья планера, имеющие достаточно большую поверхность. Надо только в начальный момент сориентировать их относительно ветра так, чтобы они обладали максимальной парусностью.

А теперь давайте разберемся по рисунку, как Эммику удалось это сделать. На рисунках «А» и «Б» показана модель при подъеме по лееру и в свободном полете. Как видите, крылья модели 5 могут свободно поворачиваться относительно оси 15. Правда, этому вращению препятствуют с одной стороны стопор 16 и качающиеся планки 11, а с другой — плоская пружина 10.

Пользоваться почтальоном Эммика нужно так. С помощью двух проволочных крючков 9 модель крепится к двум рейкам 6 и 7. Обратите внимание: нижняя рейка неподвижна, а верхняя может скользить по ней до упора 2. Закрепив планер (см. верхний рисунок) к рейкам, его запускают вверх. Не доходя до змея метра полтора, верхняя рейка ударяется в ограничитель 8 и смешается вниз. Зацепы 14 освобождают крючки 9, и планер отцепляется. Под действием пружины 10 крылья 5 занимают исходное положение, и модель по спиральной траектории спускается на землю. Тем временем рейки благодаря петлям 4 возвращаются по лееру к моделисту. Далее запуск планера повторяется в той же последовательности. Будьте уверены, почтальон надежен!

С помощью "почтового планера" можно доставлять различные послания или донесения в мальчишечьих играх, можно запускать различную рекламу и т.д. "Почтовый планер" может лететь на достаточно большое расстояние.

 

Способ 4 (универсальный почтальон)

Этот «Воздушный почтальон» разработал инженер А. Зазодный из города Николаева.

На рисунке показан общий вид и отдельные детали:
1 — задняя тележка, 2 — ось, 3 — ролик, 4 — пружина, 5 — обушок, 6 — наконечник, 7 — толкатель, 8 — рама, 9 — верхняя тележка, 10 — планка, 11 — парус, 12 — верхний рей, 13 — нижний рей, 14 — мачта.

Раму, мачту и верхний рей изготовьте из жесткой алюминиевой проволоки. Тележки, обушок, пленку и наконечник пружины по приведенным на рисунке разверткам вырежьте из листа алюминия толщиной 1 мм. Материал для роликов любой. Например, дюралюминий, плотное дерево, пластик. Ролики придется выточить на токарном станке. Если вы подберете ролики готовые, то учтите, что в зависимости от их размеров придется внести соответствующие изменения на развертках тележек. Радиус сгиба заготовок нижней и верхней тележек не должен превышать 1,5 мм. Отверстия и прорези в них сверлите после гибки. Чтобы установить оси с роликами внутри тележек, верхнюю половину их корпусов следует немного разогнуть, а затем вновь вернуть в исходное положение.

Наденьте тележки пазами на концы рамы — для этого там предусмотрены лыски. Выступающие части рамы необходимо расклепать, чтобы соединение получилось прочным и неразъемным. Обушок не должен вращаться и скользить по раме. Поэтому в месте его установки часть рамы следует слегка расплющить, а концы обжать плоскогубцами.

Толкатель и нижний рей изготовьте из стальной проволоки диаметром 0,8—1,2 мм. Переднюю часть толкателя и его кольцо сгибайте после установки в отверстиях тележек.

Парус сшейте из тонкой полиэтиленовой пленки (желательно цветной), тонкого шелка или капрона и обстрочите его края яркой шелковой лентой шириной 40 мм. Для крепления паруса к мачте и реям в его углах пришейте кусочки пластмассовой трубочки от использованного стержня шариковой ручки. Для крепления нижнего рея в трубки вставьте кусочки спичек длиной 3—4 мм — они не дадут концам рея протереть ткань. В месте крепления нижнего рея к парусу привяжите концы уздечки из лески, тонкого шнурка или толстой нитки. Длину уздечки отрегулируйте так, чтобы угол между мачтой и рамой составлял 65—75°.

В середине уздечку привяжите к отверстию в планке. Второе отверстие в планке должно оставаться свободным — оно фиксируется на замковой чести толкателя.

Чтобы «почтальон» быстро возвращался назад после сбрасывания груза, рекомендуем установить пружину. Она поворачивает мачту и складывает парус. Для этих целей подойдет кусок пружины от старого будильника или сломанной заводной игрушки. Один конец пружины прижмите к раме и плотно обмотайте нитками, пропитанными водоотталкивающим клеем или лаком. На другой конец прикрепите наконечник (его достаточно слегка обжать плоскогубцами). Можно, конечно, обойтись и без пружины. Ветер сам повернет мачту с парусом после освобождения уздечки. Только в этом случае «почтальон» будет возвращаться на землю медленнее.

Для срабатывания замка и спуска модели поперек леера нужно закрепить упор — деревянную палочку длиной 15—20 мм. Расстояние от упора до уздечки змея рекомендуем выбрать не менее 2 м.

Пользоваться «почтальоном» надо так. Запустите змей как можно выше. Введите мачту в кольцо нижнего рея. На его концы натяните углы паруса. Верхний конец мачты проденьте сквозь кольцо наконечника пружины и совместите отверстия обушка с отверстием верхнего конца мачты. Зафиксируйте соединение верхним реем. На его концы натяните верхние углы паруса.

А теперь, используя наклонные щели в боковинах тележек и разъем в кольце толкателя, наденьте воздушный «почтальон» на леер змея. Отогнутые щечки тележек не позволяют лееру соскочить с роликов. Тележки должны перемещаться по лееру свободно, без ощутимого сопротивления.

На модель самолета, вертолета или к парашютисту привяжите петельку из тонкой лески — она будет меньше скручиваться, Наденьте планку и петельку модели на замковую часть толкателя и закройте замок. Теперь отпустите «почтальона». Парус увлечет его вверх по лееру. Когда толкатель ударится об упор, замок откроется и освободит модель и уздечку паруса. Модель полетит вниз, а воздушный «почтальон» со сложенным парусом вернется обратно по лееру и будет готов к повторному запуску.

 

 

Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...