Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Полезные советы
 

Права потребителя

Чтобы не быть обманутым,
надо знать свои законные права и обязанности

Закон "О защите прав потребителей" предусматривает как материальную ответственность исполнителя перед потребителем, так и возмещение морального ущерба.

Если магазин отказал в требованиях сменить товар, выдать деньги, напишите письменную претензию согласно статье 18 Закона "О защите прав потребителей" на имя директора магазина, в котором был куплен товар.

Примерный образец претензий:

Директору магазина _______________
Адрес ___________________________
от ______________________________
Адрес ___________________________

ПРЕТЕНЗИЯ

"___" _______ 200_ г. я купил(а) в вашем магазине ___________________ стоимостью ________ руб. Копия кассового чека прилагается.
"___" _______ 200_ г. был обнаружен недостаток _____________________
В соответствии со статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" я требую замены некачественного товара на товар аналогичной марки.
Если вы откажете мне в удовлетворении моего законного требования, я буду вынужден(а) обратиться в суд с иском о принудительной замене некачественного товара, о возмещении убытков, причиненных возвратом товара ненадлежащего качества и о взыскании морального вреда, причиненного мне вашими незаконными действиями.
Ответ прошу дать письменно в течение 7 дней со дня предъявления претензии.

"___" ________ 200_ г. подпись.

-------------------------------------------------------------------------

Претензию необходимо написать в двух экземплярах, один из которых вы должны либо лично передать директору, заместителю директора или другому должностному лицу, либо переслать претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В первом случае один экземпляр вы оставляете себе. Но при этом нужно потребовать, чтобы то лицо, которое примет у вас документ, на вашем экземпляре расписалось о получении и поставило собственноручно дату получения. Возможно, в магазине директор или кто-то другой откажется взять от вас документ, тогда выход один - воспользоваться услугами почты.

Если продавец не желает удовлетворить ваши законные требования, либо вообще не отвечает на претензию, то надо писать заявление в суд. Только он может заставить продавца (ответчика) действовать в соответствии с законом.

Судебная тяжба в денежном отношении никак не затронет ваш домашний бюджет. Она отнимает у вас только время.

Вам необходимо будет собрать как можно больше письменных документов (доказательств), которые подтверждают (обосновывают) ваши законные требования. Это могут быть: договор на оказание услуг, квитанция об уплате, счета, чеки, гарантийные талоны, накладные, технический паспорт и т.д. Но самым важным при обращении в суд является документ, подтверждающий дату, место покупки, цену, количество и наименование товара. Таким документом является кассовый чек, товарный чек, накладная или технический паспорт товара, где поставлен штамп продавца. Только при наличии одного из перечисленных документов можно обратиться за защитой своих прав в судебные органы.

Если вы имеете необходимые документы, то следующим шагом будет составление заявления (искового заявления) - это письменное обращение в суд, в котором вы просите защитить ваши законные интересы. Чтобы правильно и грамотно составить его, необходимо иметь определенные знания в области права. Поэтому лучше обратиться к специалистам, так как при наличии ошибок и недочетов судья не примет у вас заявление и вернет его назад. В результате может быть пропущено много времени, что отрицательно повлияет на исход дела.

После того, как будут собраны все документы, вы сможете отправиться в суд за защитой своих прав.

Покупая в магазине батон хлеба, вы можете попросить для него целлофановый пакет или, как вариант, продавец сам вам его предложит, естественно, за дополнительную плату. Но именно предложит, а не обяжет. Такое поведение прямо запрещено законом (статья 16 "О защите прав потребителей"), что является навязыванием дополнительной платной услуги.

Если через некоторое время после покупки товар перестал выполнять какую-то часть своих функций, то в соответствии со статьей 18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены товара.

Здесь возможны три варианта решения данного вопроса: вам может быть выплачена среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертами, либо сторонами путем исследования цен на выполнение ремонтных работ в местности, в которой вы проживаете. Выплате подлежит сумма, соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы, подлежащей выплате в соответствии с установленным процентом, за основу берется цена на момент удовлетворения требования в случае увеличения цены товара, а при ее уменьшении - цена на день покупки. Любая сумма, которую продавец и потребитель считают соответствующей компенсацией за недостатки товара по обоюдному согласию.

При предоставлении на время ремонта или замены потребителю аналогичного товара в пользование, доставку такого товара осуществляет продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя).

Доставка малогабаритных товаров и товаров весом до 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их осуществляется потребителем.

Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом свыше 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя).

При расторжении договора купли-продажи, либо возврата товара изготовителю обязанность продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), доставлять товар законом не установлена. Очевидно, в этом случае потребитель обязан сам осуществлять доставку товара. При этом продавец обязан возместить расходы по доставке товара, так как эти расходы являются составной частью убытков, которые продавец обязан возместить при расторжении договора покупателю.

А изготовитель при покупке у него товара не обязан ни доставлять его своими силами, ни возмещать расходы на доставку, так как это не предусмотрено законодательством.

В настоящее время среди населения распространены договоры бытового заказа, или договоры на оказание услуг.

Договор с какой-либо компанией (фирмой) на оказание услуг не является нормативным актом, то есть текст договора, который вам предлагают подписать, не следует считать неизменяемым, совершенно верным, незыблемым. Потребитель имеет право предложить продавцу товаров (услуг) внести дополнения или изменения в текст соглашения (естественно, до его подписания). Исключение составляют договоры присоединения, которыми являются, например, пользование услугами химчистки, покупка хлеба в магазине и т.п. При этом право компании (фирмы) - отказаться от внесения изменений, а логичное, вытекающее в этом случае поведение клиента - обратиться в другую фирму. Любой договор не должен противоречить нормам действующего законодательства (конституции, кодексам, законам и т.п.). Если какой-либо пункт договора противоречит закону, то он недействителен.

Согласно статье 16 Закона "О защите прав потребителей" при обращении в суд потребитель имеет право выбора: подавать иск в народный суд по месту своего жительства или в суд по месту регистрации ответчика. Многие фирмы, именуя себя международными финансовыми группами, пытаются убедить своих клиентов в том, что судиться с ними можно только в Международном арбитражном суде при Торгово-промышленной палате. Такое и подобные этому предложения договоров противоречат Закону "О защите прав потребителя" и, следовательно, являются недействительными.

Выполнение практически любой услуги или поставка товара связана с выполнением множества сроков (дата выплаты денег по договору с банком, срок поставки купленной мебели и т.д.). На случай срыва этих сроков в договорах, как правило, должны быть указаны штрафные санкции к виновной стороне. Иногда компания, вероятно, решая, что так будет спокойнее, как бы забывает внести в договор такой пункт. И непросвещенный потребитель может подумать, что у него нет никакой возможности наказать фирму за срыв сроков выполнения обязательств. Согласно статье 28 Закона "О защите прав потребителей", в случае просрочки компанией обязательств по заключенному соглашению она выплачивает потребителю штраф в размере 3% от общей суммы стоимости услуг за каждый просроченный день, но не более полной стоимости заказа. Согласно статье 395 ГК РФ, потребитель может претендовать так же и на выплату фирмой процентов (в размере учетной ставки ЦБ РФ) за пользование его деньгами. Но чтобы получить эти проценты, скорее всего потребуется обращаться в суд, а для этого лучше воспользоваться услугами юриста.

Не любят коммерсанты расставаться с полученными от граждан деньгами, а раньше оговоренного срока - особенно. И порой открыто говорят об этом в договоре с клиентами. Например: "досрочное расторжение договора невозможно", "в случае расторжения договора раньше указанного срока деньги клиенту не возвращаются, а сам клиент доплачивает штраф" и т.п. На самом деле такое положение договора противоречит закону и одновременно настораживает. Присутствие таких условий явно говорит о недостаточной надежности компании (фирмы). Согласно статье 32 Закона "О защите прав потребителей" клиент имеет право в любой момент отказаться от оказываемой ему услуги. И в этом случае фирма обязана выплатить все внесенные клиентом средства за вычетом уже реально израсходованных денег и средств во исполнение договора. А если вы клиент банка и хотите расторгнуть с ним договор досрочно, то можете это сделать еще и на основании статьи 837 ГК РФ.

Некоторые строительные компании при заключении с клиентами договора на участие в долевом строительстве жилого дома используют в соглашении такое условие, по которому клиенту под страхом крупного штрафа запрещается пользоваться услугами какой-либо фирмы, кроме той, которую указывает сама компания. Несложно понять, что это требование незаконно. Компании, уверенной в собственных силах, планирующей долго и добросовестно работать на рынке товаров или услуг и желающей заработать хорошую репутацию, незачем заключать с клиентами договоры и соглашения, противоречащие нормам действующего законодательства, ущемляющие права потребителей.

Если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы или если во время ее исполнения станет очевидным, что она не будет выполнена в срок, а также в случае просрочки выполнения работы потребитель вправе по своему выбору:

а). назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы и ее выполнить;
б). поручить выполнение работы другому лицу за счет исполнителя;
в). потребовать уменьшения вознаграждения за работу;
г). расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

При обнаружении каких-либо недостатков в выполненной работе (оказанной услуге), кроме перечисленных выше прав, потребитель может потребовать:

а). безвозмездного устранения недостатков;
б). возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами.

Требования, связанные с обнаружениями в работе (услуге) недостатками, могут быть предъявлены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, то в течение 1 года со дня принятия работы (услуги).

Все свои требования потребителю нужно будет изложить в заявлении (претензии) к исполнителю.

В суде, помимо всего прочего, вы имеете право требовать от исполнителя возмещения морального вреда. Это могут быть постоянные отказы в добровольном порядке удовлетворить ваши требования, грубое обращение с вами, в результате которого вы находились в сильном нервном напряжении, что отрицательно сказывается на вашем самочувствии, и другие основания, подтверждающие нравственные и физические страдания. Размер вреда вы определяете сами в исковом заявлении. Но суд, принимая во внимание все обстоятельства дела, может уменьшить размер требуемой суммы. Будет лучше, если вы обоснуете размер морального вреда, то есть подробно опишите свои нравственные и физические страдания вследствие нарушения исполнителем ваших прав. Чем убедительнее будут звучать ваши доводы, тем больше шансов будет у вас на то, что суд взыщет с ответчика ту сумму, которую вы просите.

 

 

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...