Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Энциклопедия Технологий и Методик
 
Для художников
 

Словарь терминов изобразительного искусства

А секко (асекко, альсекко, секко) (от итальянского a secco - по сухому) — разновидность техники стенных росписей, выполняется по высохшей штукатурке красками, растёртыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью.
А секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской. Эта техника была особенно распространена в Европе в XVII—XVIII вв.
А секко также называют казеиновую и силикатную живопись по просохшей штукатурке.

Петр Александрийский.
Фреска из церкви Спаса Преображения на Нередице. 1199 г.

Абрис (от немецкого Adriss - очерк, чертёж) — в изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании, например в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин совпадает по смыслу с понятием контура.

Судзуки Харунобу.
Куртизанка. Гравюра. XVIII век.

Абстрактное искусство (От лат. abstractus - отвлеченный) — беспредметное, нонфигуративное искусство. Одно из направлений современного художественного творчества, принципиально отказавшееся от изображения предметного мира в привычных формах. Окружающую реальность, а также собственные эмоциональные переживания и состояния художники-абстракционисты передают в сложных по ритмической и колористической организации композициях. Понятие "абстрактное искусство" неоднородно; оно объединяет множество течений и школ. Возникло в 1910-13 гг. Разнообразные абстрактные направления существуют не только в живописи, архитектуре, декоративном искусстве, дизайне, но также в скульптуре. Специфическое направление в абстрактном искусстве представляют конструкции, соединившие инженерные принципы с изобразительным творчеством. В начале 1930-х гг. абстрактное искусство активно развивалось во Франции. Новая волна подъема беспредметного искусства связана с появлением в 1939-45 гг. в США школы так называемого абстрактного экспрессионизма. После Второй мировой войны это направление развивалось во многих странах под названием ташизма, или бесформенного искусства. Основу его составляет крайне субъективный автоматизм творческого процесса, в результате которого возникают неожиданные по цветовым и фактурным сочетаниям композиции. Одной из разновидностей абстракционизма в 1960-х гг. выступает оп-арт, который восходит к геометрическому абстракционизму. Художники этого направления избрали предметом изображения композиции из повторяющихся основных геометрических фигур, добиваясь эффекта их перемещения.

Кандинский. Импровизация №31, 1913 г.

Абстрактный экспрессионизм — направление американской живописи 1940-1960-х годов. Художники этого направления использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, а иногда расплескивая её или бросая прямо на холст. Художники этого направления считали, что спонтанность живописного метода поможет освободить творческие силы подсознания.

Вильям де Коонинг.
Композиция. 1955 г.

Абстракционизм (от латинского abstractus - отвлечённый) — модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 1910-1913 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.
Яркие представители абстрактного искусства — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

К. Малевич.
Супрематизм. 1916 г.

Авангардизм (от французского avant-garde - передовой отряд) — художественные движения XX века, стремившиеся к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью.

П. Пикассо.
Плачущая женщина.

Автопортрет — портрет художника, выполненный им самим, большей частью при помощи зеркала. Изображение художником самого себя было известно уже в античном искусстве, но окончательно как разновидность портретного жанра автопортрет сложился к XVI в. Со временем автопортрет все более приобретает характер исповеди, где нередко раскрывается социальный облик художника, его отношение к окружающему миру.

А. Дюрер.
Автопортрет. 1498 г.

Акварель (от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода) — краски (обычно на растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками.
Акварель по технике исполнения может быть лессировочной, отмывочной, заливками, а ля прима (по сырому). Акварель ценится за свою прозрачность и нежность, требует качественных материалов: специальной акварельной бумаги, натуральных кистей.

А. В. Фонвизин.
Портрет Д. В. Зеркаловой. 1940 г.

Акватинта (от итальянского acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный) — вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль, создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку.

И. Нивинский.
Азнефть. 1930 г. Акватинта.

Акриловые краски — синтетические краски, которые готовятся на основе акриловой кислоты, отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с изобразительной поверхностью.

Г. Поплавский.
Покров день. 2001 г.

Аллегория (от греческого allegoria - иносказание) — в искусстве воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например женщина с повязкой на глазах и весами в руке — аллегория Правосудия).

Козимо Тура.
Аллегорическая фигура. 1480-е гг.

Альфрейная живопись — полноцветная настенная роспись, имитирующая различные виды декоративной отделки помещений, например имитация гипсовой лепнины, имитация шёлка на стенах, дорогих пород дерева и т.д.

П. Веронезе.
Фреска на вилле Барбаро. 1561 г.

Аль фреско (а фреско) (от итальянского fresco - по свежему, по сырому) — техника настенной живописи. В отличие от фресок в технике а секко, пишется по свежей, непросохшей штукатурке. По такой технологии краски лучше впитываются и сцепляются с грунтом, увеличивается их прочность.

Микеланджело. Кумская сивилла.
Фрагмент росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508-1512 гг.

Анималистический жанр (от латинского animal - животное) — вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных.

Г. Стуббс.
Лошадь, атакованная львом. 1762 г.

Античное искусство (от латинского antiquus - древний) — название древнегреческого и древнеримского искусства с 1000 г. до н.э. до 500 г. н.э. Пережило наивысший расцвет в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. в эпоху рабовладельческой демократии. Лучшие произведения античного искусства воплощали в классически ясных, возвышенных формах художественно совершенные высокие гуманистические идеалы.

Ника Самофракийская.
II век до н.э., мрамор.

Антропоморфизм (от греческого antropos - человек и morphe - вид) — уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и божеств. Особенно отчётливо проявляется на ранних стадиях развития общества, однако присущ и позднейшему искусству (от эпохи Возрождения до символизма и сюрреализма).

Д. Арчимбольдо.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590 г.

Барельеф (от французского bas-relief - низкий рельеф) — вид рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма, распространённый вид украшения архитектурных сооружений и произведений монументального и декоративного искусства.

Охота на львов.
Деталь рельефа из дворца Ашшурнасирапала II в Кальху.

Барокко (от итальянского barocco - буквально причудливый, странный) — зародившийся в Италии стиль европейского искусства XVII-XVIII веков. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, интенсивность чувств, эффектность, совмещение иллюзорного и реального. Полнота жизни в чувственно-телесной радости бытия и в трагических конфликтах составляют основу прекрасного в искусстве барокко.

А. Куазевокс.
Людовик XIV. 1686 г.

Батальный жанр (от французского bataille - битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены (в том числе морских) сражений и военных походов современности или прошлого.

В. Верещагин.
Наполеон на Бородинских высотах. 1897 г.

Богоматерь (Мария, дева Мария, богородица, мадонна) — согласно христианскому учению, мать Иисуса Христа, заступница человечества. Культ Богоматери возник одновременно с христианством, и её образ стал одним из главных в искусстве разных стран мира.

Феофан Грек.
Донская икона Богоматери. 1390-е гг.

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни. Бытовые жанровые сцены выделились в особый жанр в феодальную эпоху и в период формирования буржуазного общества. Периоды расцвета жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни.

К. Массейс.
Меняла и его жена. 1514 г.

Бюст (от латинского bustum - место кремации, надгробный памятник) — погрудное, большей частью портретное изображение человека в круглой скульптуре. Появился в Древнем Египте и Древней Греции, окончательно сложился в портретном искусстве Древнего Рима. Получил широкое распространение в искусстве эпохи Возрождения и нового времени.

Портрет императора Каракаллы.
Древний Рим. 209 г.

Витраж (от латинского vitrum - стекло) — орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

Витраж. Богоматерь с младенцем
XIII век. Шартрский собор. Франция.

Возрождение (от французского Renaissance) — эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы. Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Наиболее полно отличительные особенности культуры эпохи проявились в искусстве Италии. Эпоха Возрождения делится на Проторенессанс (XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).

Донателло. Давид. 1430-е гг.

Восковая живопись — вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Произведения, выполненные в этой технике, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита и фактуру красочного слоя. Технология наиболее прочной восковой живописи - так называемый горячий способ (энкаустика) - была разработана в Древней Греции в V в. до н.э. (пример — фаюмские портреты I в. до н.э. — IV в. н.э.).

Фаюмский погребальный портрет мальчика Евтихия. I-III вв. н.э.

Гамма красочная (гамма цветовая) — в изобразительном и декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Различают тёплую, светлую, холодную и др.

Г. Климт. Поцелуй.

Гармония (от греческого harmonia - связь, созвучие, соразмерность) — стройная согласованность частей художественного произведения. В зодчестве гармония предполагает масштабное соответствие здания окружающему пейзажу, цельность и единство композиционного замысла, соразмерность отдельных частей здания между собой.

А. Гауди. Каза Баттло.

Гемма (от латинского gemma) — произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный резной камень с углублённым (инталия) или выпуклым (камея) изображением. В древности служили печатями, знаками собственности. В последующее время используются главным образом как украшения.

Камея Гонзага. III в. до н.э.

Геометрический стиль — одна из ранних стадий развития искусства Древней Греции (IX-VIII вв. до н.э.). Наиболее ярко проявился в вазописи, отчасти в мелкой пластике, глиптике и декоративно-прикладном искусстве (посуде, оружии). Орнамент вазописи располагается полосами и складывается из меандров, крестов, окружностей, геометризованных изображений человеческой фигуры.

Дипилонская амфора.
Фрагмент. VIII в. до н.э.

Гиперреализм — модернистское направление в живописи и скульптуре, возникшее в США в начале 1970-х гг. и ставящее своей задачей имитационно точное воспроизведение фотографии, а также кино- и телекадров. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов, станции метро, жилые здания и прохожих на улицах, при этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально.

Р. Эстес. Джин Гордон.

Горельеф (от французского haut-relief - высокий рельеф, выпуклость) — вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Часто использовался в архитектуре.

Л. Гиберти. Автопортрет.
Двери флорентийского баптистерия. Около 1445-1448 гг.

Гравюра (от французского gravure) —
1. Печатный оттиск на бумаге с доски (дерево, линолеум, камень, металл), на которой нанесён рисунок (с помощью ножей, стамесок, долот или резцов-штихелей).
2. Вид искусства графики, включающей многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.

Альбрехт Дюрер.
Четыре всадника Апокалипсиса. 1497-1498 гг.

Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Графика (от греческого grapho - пишу, черчу, рисую) — вид изобразительного искусства. В отличие от живописи, цвет в графике чаще играет вспомогательную роль, в то время как основными средствами выразительности являются линия, штрих, контур, пятно, а также фон листа, активно участвующий в формировании графической композиции.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения графика делится на уникальную (рисунок, выполненный вручную в единственном неповторимом образце) и печатную (растиражированные равноценные оттиски с уникального рисунка).
По назначению графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

Рембрандт.
Три дерева. Офорт. 1643 г.

Гризайль (от французского gris - серый) — вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо цвета (чаще серого). Применяется с XVII века, широко распространён в росписях интерьеров в стиле классицизма, главным образом как имитация скульптурного рельефа.

Г. Верейский.
Портрет матери. Чёрная акварель. 1930 г.

Гротеск (от итальянского grottesco - причудливый) —
1. Вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.).
2. Особый тип художественной образности, основанный на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического.
Гротескный мир, фантастически отражающий действительность, не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной расшифровки (например живопись Босха).

Квентин Массейс.
Гротеск старой женщины. Ок. 1500 г.

Гуашь (от итальянского guazzo - водяная краска) — краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстин и др.) и примесью белил, а также произведение искусства, выполненное этими красками. Обычно используется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости.

А. Бенуа.
Парад при Павле I. Гуашь. 1907 г.

Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.

Т. Кутюр.
Римляне в период упадка. Конец XIX-го в.

Декоративное искусство — род пластических искусств, произведения которого, наряду с архитектурой, художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в неё эстетическое идейно-образное начало.
Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно-прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т.п.).

«Брошь из Тары». Ирландия. около 700 г. н.э.

Декоративность — совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т.п.
Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т.п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.п.).

Мастерская В. Ямницера. Пивная кружка.
Серебро, позолота, инкрустация драгоценными камнями. Ок. 1550 г.

Дивизионизм (от французского division - разделение) — живописная система, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне чётко различимыми отдельными мазками в расчёте на оптическое смешение этих мазков при зрительном восприятии картины. Разработана Ж. Сёра и П. Синьяком. Применялась многими мастерами неоимпрессионизма.

Ж. Сёра.
Эйфелева башня. 1889 г.

Диптих — (от греческого diptychos - двойной, сложенный вдвое)
1. Двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке.
2. Две картины, связанные единым замыслом.

А. Дюрер.
Четыре апостола. 1526 г.

Елеуса (умиление) — одно из канонических изображений Богоматери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на её руке и прижимающимся щекой к её щеке.

Икона Богоматери "Умиление".

Жанр (от французского genre - род, вид) — исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения.
В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер.
В скульптуре: портрет, композиция, монумент.
В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном и др.), жанровая классификация не принята, существует типологическое разделение (например дворец, церковь, жилой дом - в архитектуре).
Наряду с системой европейских современных жанров, есть другие системы, сложившиеся в других географических и исторических условиях (система жанров китайской живописи, древнерусской иконописи и пр.).
Сложившиеся жанры меняются в процессе развития искусства. Некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл, возникают новые синтетические жанры (например сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета - с историческим жанром). В XIX в. развернулся процесс взаимодействия жанров, их сплетения и скрещения, жёстко установленные границы жанров стали размываться и исчезать.

Примеры жанров в живописи:

Портрет

В. Л. Боровиковский.
Портрет М. И. Лопухиной. 1797 г.

Натюрморт

П. О. Ренуар.
Весенний букет. 1866 г.

Пейзаж

И. И. Левитан.
Весна. Большая вода. 1897 г.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. Живопись отличается от скульптуры своим плоскостным (не объёмным) характером, а от графики - той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. Живопись может быть реалистичной и беспредметной (абстрактной), монохромной и многоцветной. Основные технические разновидности живописи: масляная живопись, темпера, клеевая живопись, восковая живопись, живопись водяными красками по штукатурке, эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь, служат для исполнения как живописных, так и графических произведений.

Поль Гоген.
Таитянские женщины. 1899 г.

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

 

оооооооооооооооооооооооо