Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Для художников
 

Словарь терминов изобразительного искусства

Палитра (от французского palette) —
1. Тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой художник смешивает краски в процессе работы.
2. В переносном смысле - подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника.

Палитра.

Панно (от латинского pannus - кусок ткани) —
1. Часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т.п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением (или орнаментом).
2. Картина, исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для определённого участка стены, потолка.

М. Врубель.
Принцесса Грёза. 1896 г.

Парсуна (от латинского persona - личность, лицо) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII века. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи.

Портрет князя М. Скопина-Шуйского.
1-я пол. XVII века.

Пастель (от итальянского pastello, уменьшительное от pasta - тесто) —
1. Живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стёртых в порошок пигментов с добавлением камедей, молока, иногда мела, гипса и т.д.
2. Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, замше, пергаменте.
Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть.

Э. Дега.
Голубые танцовщицы. 1897 г.

Пейзаж (от французского paysage, от pays - страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т.п. Часто служит фоном в произведениях других жанров.

И. Шишкин, К. Савицкий.
Утро в сосновом лесу.

Плавь (плави) (в иконописи) — один из приёмов исполнения лиц и других открытых частей тела, отличающийся плавными переходами от тёмных частей к светлым. В масляной живописи - наслоение, сплавление (по принципу высветления) тончайших слоев краски.

Богоматерь Игоревская. XV век.

Пластичность (от греческого plastikos - годный для лепки, податливый, пластичный) — в скульптуре художественная выразительность объёмной формы, гармоничное соотношение моделировки с весомостью, внутренней наполненностью, динамичностью формы. В широком значении - скульптурность, выпуклость, объёмность формы во всех пластических искусствах - архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Микеланджело.
Дельфийская сивилла. Сикстинская капелла.

Пленэр (от французского plein air буквально - открытый воздух) — работа художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика, передачи богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

К. Писсарро.
Оперный проезд в Париже. 1898 г.

Полиптих (от греческого polyptychos - состоящий из многих складок или дощечек) —
1. Многостворчатый живописный или рельефный складень.
2. Несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.

Рогир ван дер Вейден.
Страшный суд. Полиптих.

Поп-арт (сокращение от английского popular art - популярное искусство) — направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, использующее образы продуктов массового потребления. Поп-арт приходит на смену абстрактному экспрессионизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.

Р. Лихтенстайн. В машине.

Портрет (от французского portrait - изображать) — жанр изобразительного искусства, изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью, раскрытие её духовной сущности. Различают портреты станковые и монументальные, парадные и интимные, подгрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т.д. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.

В. А. Тропинин.
Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.

Постимпрессионизм — стиль искусства, возникший в конце XIX-го века. Постимпрессионисты стремились свободно и обобщённо передавать материальность мира, прибегая к декоративной стилизации. Постимпрессионизм дал начало таким направлениям искусства, как экспрессионизм, символизм и модерн.
В стиле постимпрессионизма работали Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Поль Сезанн.
«Пьеро и Арлекин». 1888 г.

Пропорции (от латинского proportio - соотношение, соразмерность) — соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Представления о пропорциях возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников древнего мира, применявших при создании произведений определённые модули и геометрические построения. Кроме пропорций, основанных на кратных и целочисленных отношениях, широко распространились системы пропорционирования, приводящие к иррациональным отношениям (например золотое сечение).

Леонардо да Винчи.
Витрувианский человек, 1490 г.

Ракурс (от французского raccourcir - сокращать, укорачивать) — перспективное сокращение изображённых предметов. В декоративных росписях часто используются для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Андреа Мантенья.
Мёртвый Христос. Около 1500 г.

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) — в искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности.

Д. Левицкий.
Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769-1770 гг.

Рельеф (от латинского relevo - поднимаю) — скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф.

Охота на льва. Ашшурбанипал II.
Ассирия. IX век до н.э.

Рефлекс (от латинского reflexus - повёрнутый назад, отражённый) — отсвет цвета и света на каком-либо предмете от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.). Термин применим как к самой натуре, так и к её изображению. Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

А. М. Герасимов.
Семейный портрет. 1934 г.

Рисунок — какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов. Рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения.

Леонардо да Винчи.
Профиль старого мужчины.

Рококо (французское rococo, от rocaille - декоративный мотив в форме раковины) — стиль в европейском искусстве 1-й половины XVIII в. Для рококо характерен гедонизм, уход в мир идиллической театральной игры, пристрастие к пасторальным и чувственно-эротическим сюжетам. Характер декора рококо приобрёл подчёркнуто изящные, утончённо-усложнённые формы.

Ф. Буше. Туалет Венеры. 1746 г.

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также в некоторых странах Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII веке). В романском искусстве центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, напряжённая духовная выразительность, отклонения от реальных пропорций фигур человека, экспрессия в жестах.

Собор в Шартре.
Королевский портал. Ок. 1135-1155 гг.

Салонное искусство (от Салонов - официальных художественных выставок во Франции - устраивавшихся в 1737-1848 в "квадратном салоне" Лувра) — нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства. Термин получил распространение со 2-й половины XIX века и означал соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, зависимость от модных поветрий и подражаний.

Г. Моро. Галатея. 1880-1881 гг.

Светотень — градации светлого и тёмного, распределение тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Светотень не только выявляет объём предмета, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. Градации светотени зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. В светотени выделяют следующие тоновые градации: блик, свет, полусвет, полутень, тень, рефлекс.

М. Врубель. Натюрморт.
Подсвечник, графин, стакан. 1905 г.

Сепия (от греческого sepia - каракатица) — светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска — сепии. С XX века приготовляется искусственным путём. Сепией называется также вид графической техники, распространённой в Европе с середины XVIII века.

М. И. Козловский.
Автопортрет. Сепия. 1788 г.

Силуэт — одноцветное контурное изображение на фоне другого цвета. В технике силуэта фигуры людей и предметов рисуются сплошным чёрным пятном. Выразительный силуэт может иметь также и предмет, выделяющийся на контрастирующем фоне.

Е. Бем.
Силуэт. 1843-1914 гг.

Символ (от древнегреческого sumbolon) — изображение, знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представляются только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Вторым значением слова "символ" является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.

Н. Рерих.
Владычица Знамени Мира.

Символизм (от древнегреческого symbolon - знак, символ) — направление европейского искусства конца XIX — начала XX вв. Живой реальности символизм противопоставлял мир видений и грёз. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. Символизм обрёл широкое стилистическое обоснование в модерне, став неразрывным, зачастую и определяющим элементом его художественной стилистики. Мастера модерна, пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, стремились найти "незаменимую" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

М. А. Врубель.
Царевна-Лебедь. 1900 г.

Синтез искусств — органичное соединение различных видов искусств в художественное целое. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Синтез искусств активизирует восприятие, сообщает многоплановость, многогранность художественной идеи, оказывает на человека многостороннее эмоциональное воздействие.

Д. Пеппельман.
Цвингер. 1-я половина XVIII в.

Средневековое искусство — историко-художественный термин, применяемый для определения раннего и зрелого этапов истории искусства феодальной эпохи (для стран Европы — V-XIV вв., до эпохи Возрождения; для России — X-XVII вв.; для стран Востока — III-XVIII вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов.

Жертвоприношение Авраама.
Скульптурная группа собора в Шартре.
Портал северного фасада трансепта. XIII в.

Станковое искусство — род искусства, произведения которого имеют самостоятельный характер и в отличие от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации не предназначаются для конкретного сооружения, издания и т.д. Термин произошёл от «станка», на котором создаются произведения станкового искусства, в живописи, например, им является мольберт.

Статуя (от латинского statua) — один из основных видов скульптуры, свободно стоящее объёмное изображение человеческой фигуры или животного (реже какого-либо фантастического существа). Обычно помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника. Небольшие скульптуры, служащие для украшения интерьеров, называются статуэтками.

Верроккьо. Давид. Бронза. 1476 г.

Стиль (от греческого stylos - остроконечная палочка для письма) — устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.

Древнегреческая амфора геометрического стиля.
Около 725-700 гг. до н.э.

Супрематизм (от латинского supremus - наивысший) — условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910-х гг. в России К. С. Малевичем. Супрематизм воплощался в сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующих уравновешенные ассиметричные композиции.

К. Малевич.
Супрематизм в контуре спортсменов.

Сфумато (от итальянского sfumato - затушёванный, буквально - исчезнувший, как дым) — приём в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был впервые теоретически обоснован и применён Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи.
Мона Лиза (Джоконда). 1503-1505 гг.

Сюрреализм (от французского surrealisme - сверхреализм) — направление в искусстве, зародившееся в начале 1920-х гг. во Франции.
Для сюрреализма характерно использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм, абсурдность, изменчивость образов. Сюрреализм в живописи развивался в двух направлениях: одно направление отличается введением бессознательного начала с преобладанием свободно текущих образов и произвольных форм, переходящих в абстракцию; другое направление основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании.

С. Дали.
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения. 1944 г.

Тондо (от итальянского tondo, буквально - круглый) — произведение живописи или рельеф круглого формата. Чаще всего тондо называются изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для итальянского искусства флорентийской школы середины XV — 1-й половины XVI веков.

Микеланджело.
Святое семейство. Около 1503-1505 гг.

Триптих (от греческого triptychos - тройной, сложенный втрое) — произведение изобразительного искусства, состоящее из трёх частей (картин, рельефов, рисунков и т.д.), объединённое общей художественной идеей, темой или сюжетом и образующее нерасторжимый ансамбль.

Х. ван дер Гус.
Триптих Портинари. 1475 г.

Фактура (от латинского factura - обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи - характер красочного слоя: например "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура; в скульптуре - полированная, шероховатая поверхность статуи, рельефа и др. Фактура выявляет индивидуальный почерк того или иного мастера. В искусстве XX века распространены эксперименты по усложнению фактуры (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка).

С. Эрьзя. Испанка. 1942 г.

Фон (от французского Fond - "дно", "глубинная часть") — любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенному в неё "выступающему" изображению на первом плане. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным. Фоном картины может являться также пейзаж, интерьер и др.

В. А. Тропинин.
Кружевница. 1823 г.

Формализм — общее название для ряда разнообразных художественных течений XX в. (кубизм, экспрессионизм, авангардизм и т.п.). Всем направлениям формализма свойственна сосредоточенность на проблемах художественной формы. В 1940 — начале 1960-х гг. слово "формализм" стало нередко употребляться для дискредитации художников и направлений, не отвечавших официальной доктрине.

П. Пикассо.
Авиньонские девицы. 1907 г.

Формат (французское format, от латинского forma - вид, наружность) — размеры (длина и высота) произведения искусства. Выбор формата (горизонтального, вертикального - по преобладающим линейным размерам, квадратного, большего или меньшего) в большой мере определяет характер и композицию будущего произведения и характер производимого им впечатления.

Рафаэль Санти.
Мадонна Конестабиле. 1504 г.

Фронтальность — изображение объекта (человека, животного, здания, предмета) лицом (фасадом, передней плоскостью и т.п.), прямо обращённым к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения.

Спас Нерукотворный.
Около 1191 г.

Футуризм (от латинского futurum - будущее) — модернистское направление в искусстве 1910-х — начала 1920-х годов, совмещающее некоторые черты фовизма и кубизма. Для футуризма характерно стремление к эмоциональному выражению динамики современного мира, скорости и энергии. В энергичных композициях футуристов фигуры дробятся на фрагменты и пересекаются острыми углами, преобладают мелькающие формы, движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.

У. Боччони.
Улица входит в дом. 1911 г.

Чёрнофигурный стиль — тип росписи древнегреческих керамических ваз периода архаики, XII-VI вв. до н.э., в котором фигуры на красном, охристом, реже сером фоне глиняного черепка покрывались чёрным лаком и выглядели тёмным силуэтом на светлом фоне. Подобный метод давал относительно небольшие возможности художнику и потому в VI-V вв. до н.э. чёрнофигурный стиль стал сменяться краснофигурным.

Клитий и Эрготим. Кратер Клития.
Чёрнофигурный стиль. VI в. до н.э.

Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое (так называемый дружеский шарж) изображение (обычно портретное), в котором при соблюдении внешнего сходства подчёркнуты и выделены наиболее характерные черты модели; разновидность карикатуры.

Шарж на Чарли Чаплина.

Штрих — черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из важнейших художественных средств в изобразительном искусстве. С помощью штриха могут быть переданы форма, контур фигур и предметов. Определённая система нанесения штриха – штриховка, позволяющая передать светотеневые градации, достичь впечатления объёмности формы.

В. Серов.
Портрет художника М. А. Врубеля. 1907 г.

Экспрессионизм (от латинского Expressio - выражение) — направление европейского искусства, получившее развитие в 1905-1920-х гг., характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Э. Мунк. Крик. 1893 г.

Эмблема (от древнегреческого emblema - вставка, выпуклое украшение, инкрустация) — символическое изображение какого-либо понятия или идеи. Например голубь является символом мира, якорь - символом надежды, семисвечник - символом иудаизма. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа - тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям.

Знак 31-го пехотного Алексеевского полка. 1911 г.

Энкаустика (от греческого «энкайо» - выжигаю) — техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берёт начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества". Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и долговечность.

Фаюмские портреты.
Портрет молодого человека. 125-150 гг.

Эскиз — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны.

Леонардо да Винчи.
Проект памятника маршалу Тривульцию. Ок. 1508-1512 гг.

Эстетика (от греческого aisthesis - ощущение, чувство) — учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве, изучает искусство как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание и художественные формы, его общественную роль.

Тутмес. Портрет царицы Нефертити.
Древний Египет. XIV век до н.э.

Этюд (от французского etude, буквально - изучение) — произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т.п. Этюды крупных мастеров часто представляют художественную ценность и могут иметь самостоятельное значение.

В. Васнецов.
Этюд для картины «Алёнушка».
Пруд в Ахтырке. 1880 г.

 

 

http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...