Энциклопедия Технологий и Методик
|
Скульптура.
Классификация и разновидности
Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр.
Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
Круглая скульптура
Обход - одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
К станковой скульптуре относятся:
|
Бюст (фр. buste, от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник) — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. |
|
Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки. |
|
Скульптурная группа — несколько скульптур или скульптурных форм объединенных в одну композицию. |
|
Статуя (фр. statue, от лат. stare - стоять) — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. |
|
Статуэтка — вид мелкой пластики - статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. |
|
Торс (итал. torso - туловище, сердцевина тела) — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией. |
Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
|
Мемориал (лат. memorialis - служащий для памяти) — памятник или скульптурная композиция, посвященная какому-либо памятному событию или выдающейся личности. |
|
Монумент (лат. monumentum - «воспоминание; памятник», от monere - «внушать, напоминать, воодушевлять») — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п. |
|
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). |
|
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники. |
|
Стела (от греч. stele - столб) — вертикально стоящая каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита с высеченными или вырезанными на ней текстами, рельефными или живописными изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. |
|
Обелиск (от греч. obeliskos - букв. «небольшой вертел») — четырехгранный, чаще квадратный в сечении, сужающийся к верху столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. |
|
Ростральная колонна (лат. columna rostrata, от лат. rostrum — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей (рострами) или скульптурными изображениями носовой части кораблей. |
|
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. |
Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой и природным ландшафтом. Она служит для оформления фасадов и интерьеров зданий, включается в садово-парковый ансамбль.
Монументально-декоративная скульптура служит опорой в архитектурной конструкции:
|
Атлант (греч. Atlas - атлас) — колонна в виде мужской, скульптурной фигуры, поддерживающей карниз, балкон и т.п. |
|
Канефора (от лат. canephoros - несущая корзину) — органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры с корзиной на голове. Конструктивно канефоры выполняют функции колонн. |
|
Кариатида (от греч. karyatis, буквально – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее. |
|
Консоль (от фр. console) — тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. |
|
Модильон, модульон (итал. modiglione) — архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модильон играет только декоративную роль. |
|
Протома (от греч. protome - передняя часть тела, морда, голова) — скульптурное изображение передней части быка, коня, другого животного или человека. |
Монументально-декоративная скульптура служит для украшения здания:
| Акротерий (от греч. akroterion - вершина, край) — скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера. |
|
Бига (лат. biga, от bis - дважды, и jugum - ярмо) — скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми на здании или на арке. |
|
Десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — живописное или скульптурное панно, расположенное над дверью и связанное с ней общим декоративным оформлением. |
|
Капитель (от лат. caput - голова) — венчающая часть колонны или пилястры. |
|
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone - большая маска) — выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. Маскарон помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах и т.д. |
|
Метопа (лат. metopa, от греч. metopon - лоб, лицевая сторона, пространство между глазами) — прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Метопы часто украшались рельефами, реже - живописью. |
|
Пандатив, парус (от фр. pendentif) — скульптурное лепное украшение, расположенное в вершине свода. |
|
Пилястр, пилястра (от итал. pilastro от лат. pila - колонна, столб) — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. |
|
Плафон (фр. plafond - потолок) — лепной орнамент на потолке в виде живописного или лепного орнамента, изображения или композиции из архитектурно-декоративных мотивов. |
|
Портал (от лат. porta - ворота) — архитектурно оформленный вход в здание. |
|
Розетка, розетта (от фр. rosette, буквально «розочка») — живописный или скульптурный орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка или одинаковых по форме листьев, симметрично расположенных и радиально расходящихся из сердцевины. |
|
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. |
|
Фронтон (от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. |
Монументально-декоративная скульптура служит для украшения парков и садов:
|
Герма (греч. hermes) — садово-парковое скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре. Первоначально герма изображала бога Гермеса (отсюда и название). |
|
Парковая скульптура или садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. |
|
Фонтанная скульптура. |
Рельеф
Рельеф (от итал. rilievo - выступ, выпуклость, подъем) - скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.
Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.
Выпуклый рельеф:
|
Барельеф (от фр. bas-relief - низкий рельеф) — низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в котором фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом.
Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок.
Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.
|
|
Горельеф (от фр. haut-relief - высокий рельеф) — высокий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступают над плоскостью фона более чем на половину объема. В горельефе фигуры могут восприниматься круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. |
Углубленный рельеф:
|
Контррельеф (от лат. cotra - против и «рельеф») — вид углубленного рельефа, представляющий собой своего рода негатив барельефа. В контррельефе изображение не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. |
|
Койланаглиф (или en creux - анкрё) — вид углубленного рельефа с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, само изображение обычно находится на уровне фона. |
Материал подготовлен по публикациям Art Katalogа, Википедии и др.
Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|