Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Для художников
 

Стили и направления в живописи

МАКСИМАЛИЗМ — это превышеные претензии к жизни, бескомпромиссность в решениях, видение и вера только в чем-то конкретном и видимо, видение жизни в черном и белом цветах, не обращая внимания на оттенки. Максимализм является едва ли не лучшим стимулом для выполнения определенной цели жизни. Термин в искусстве для определения крайних форм и средств проявления того или иного явления.

Ю Юхан. «Mao». 1993 г.

МАНЬЕРИЗМ (от итал. manierismo, от maniera - манера, стиль) — стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы.
В Западной Европе литературно-художественный стиль XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.

Джакопо Понтормо. «Снятие с креста». 1526-1528 гг.

Франческо Сальвиати. «Неверие святого Фомы». 1543-1547 гг.

Корреджо. «Даная». 1531 г.

МЕТАРЕАЛИЗМ (метафизический реализм) (итал. pittura metafisica - произошло от греч. meta - между, после, через и геalis - вещественный, действительный) — художественно-интеллектуальное течение 1970-х — 1990-х гг. в России, представленное поэзией и эссеистикой Виктора Кривулина, Ольги Седаковой, Алексея Парщикова, Ивана Жданова, Александра Еременко, Елены Шварц, Аркадия Драгомощенко, Ильи Кутика, Владимира Аристова, и др. В философском плане метареализм - это метафизический реализм, т. е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом плане это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры — к метаморфозе.
Реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений и перемен состояний. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в математическую формулу. Метареальный образ, метаморфоза, метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.

Наталья Шатрова. «Иллюзии». 2007 г.

Олег Панов. «Древо желаний». 2007 г.

Марина Подгаевская. «Инфанта». 2017 г.

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ (итал. pittura metafisica) — Течение в итальянском искусстве, возникшее в 1916 г. В Ферраре. Его создателями были живописцы Джорджо Де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди, стремились вернуться к национальной традиции именно в тот исторический период, когда обозначился разрыв с ней. Метафизическая эстетика складывалась и развивалась под влиянием немецкого романтизма, культурных традиций античности и эпохи Возрождения и современных авангардистских теорий.

Джорджо де Кирико. «Песнь любви». 1914 г.

Филиппо де Пизис. «Священный хлеб». 1920-е гг.

МИЗЕРАБИЛИЗМ (от фр. miserable - несчастный) — направление изобразительного искусства, зародившееся во Франции после 1940-х годов. В рамках данного направления, на первое место выносятся принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, с подчеркиванием трагической обреченности, «покинутости» человека в мире. Основоположником мизерабилизма считается Франсис Грюбер.

Бернар Бюффе. «Двое обнажённых в комнате». 1947 г.

Франсис Грюбер. «Пейзаж с обнаженной девушкой». 1948 г.

Бернар Бюффе. из цикла «Женские игры». 1970 г.

МИНИМАЛИЗМ (произошло от англ. minimal art - минимальное искусство) — художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Минимализм возник в США в первой половине 60-х годов ХХ века. Среди наиболее репрезентативных минималистов: К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин, С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн.

Найджел Кокс. «Minimalism Paintings».

Пол Стоун. «Пейзаж с лодками».

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. mythos - предание) — разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:
- Пантеон богов Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.
- Дохристианские божества Германии, Скандинавии, Древней Руси и других стран;
- Герои былин и сказок славянских народов, народных эпосов, скандинавских саг;
- Легендарные персонажи истории, чье фактическое существование не доказано.

Генрих Фюгер. «Прометей несет людям огонь». 1817 г.

Мортен Эскиль Винге. «Битва Тора с Великанами». 1872 г.

Константин Васильев. «Вотан - Верховный Бог древних скандинавов». 1969 г.

Виктор Васнецов. «Три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович», 1881-1898 гг.

МОДЕРН (произошло от фр. moderne - новейший, современный) — cтиль в европейском и американском иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, орнаментальности и декоративности. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, напоминающих pacтитeльныe фopмы. Художники, писавшие в стиле модерн: Поль Гоген (1848-1903), Густав Климт (1862-1918).

Альфонс Муха. «Зодиак». 1896 г.

Иван Билибин. «Степан Разин». 1935 г.

Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем». 1918 г.

МОДЕРНИЗМ (произошло от итал. modernismo - «современное течение», от лат. modernus - «современный, недавний») — направление в искусстве конца XIX - начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине ХХ века она была подвергнута развёрнутой критике.
К мидернизму принято относить такие стили изобразительного искусства, как кубизм, дадаизм, сюрреализм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм и т.п.
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, чтобы избежать путаницы.

Г. Климт. «Водяные змеи». 1907 г.

Марк Шагал. «День рождения». 1915 г.

Рональд Китадж. «Nude at the sea». 1970-75 гг.

МОГОЛ (Могольская живопись) — одна из основных школ индийской живописи, развивавшаяся при дворе династии Великих Моголов (XVI-XIX века). Её стиль возник под влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, с использованием местной традиции религиозной живописи индуизма и буддизма, а также при воздействии европейской живописи и графики.

Аарти Партасарати. «Девушка с попугаем».

МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ, МАРИНА (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К. Айвазовский (1817-1900).

Иван Айвазовский. «Бурное море ночью». 1853 г.

Иван Айвазовский. «Ревель». 1844 г.

Аркадий Рылов. «В голубом просторе». 1918 г.

МУРАЛИЗМ (монументальная мексиканская живопись) — движение в живописи, которое зародилось в 1920-е годы, на пике гражданской войны и патриотических идей в Мексике. Наибольший расцвет данное направление получило в середине XX века, однако является популярным и сегодня. Изначально мурализм в монументальном изобразительном искусстве был характерен для Мексики и стран Южной Америки, но в период расцвета был позаимствован другими странами, где приобрёл свой оттенок, характерный для той или иной культуры.
Самыми известными муралистами стали такие художники, как Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос, Руфино Тамайо, Хесус Герреро Гальван, Мигель Коваррубиас. Такие художники, как Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Кэрри и Грант Вуд также прославили искусство мурализма, только уже совмещенным с другими направлениями и течениями в искусстве, в частности, с североамериканским регионализмом.

Хосе Ороско. «Прометей». 1930 г.

Д. Сикейрос. «Новая демократия». 1945 г.

НАБИ (от франц. nabis от древнееврейского navi - пророк), «набиды» — группа французских ученых художников - постимпрессионистов, возникшая в Париже в 1888 г. и просуществовавшая приблизительно до 1905 года, куда входили М.Дени (один из главных ее теоретиков), Э.Вюйар, П.Боннар, П.Серьюзье, Ф.Валлотон и др. Необычное название объединения ни в коей мере не раскрывало сущности творчества входивших в него художников.
В своем творчестве «набиды» опирались на широкий круг предшественников – прерафаэлитов, символистов (особенно Пюви де Шаванна), японскую цветную гравюру, восточную эзотерику и литературу, но главное – на творчество П.Гогена и его «символический» синтетизм. С самого начала в живописи Наби развивались две линии: символико-спиритуалистическая, представленная творчеством Дени, Серюзье, Рансона, Веркаде, пытавшихся возродить церковную монументальную живопись, и искусство «интимистов».

Поль Рансон. «Купальня среди лотосов». 1906 г.

Пьер Боннар. «Рай земной». 1916 г.

Морис Дени. «Танцующие ангелы в раю». 1912 г.

НАИВНОЕ ИСКУССТВО (Наив) (франц. art naif; англ. naive art) — изобразительные виды народного искусства; творчество художников-самоучек; а также самодеятельное искусство.

Иван Генералич. «Зимний пейзаж». 1944 г.

Рафаэль Перес. «Иерусалим». 2013 г.

Александр Сулимов. «Song». 2013 г.

НАНГА (от японского "Южная картина"), другое название этого стиля - Бидзинга (bunjinga - "литераторы живописи") — школа японской живописи, которая процветала в конце периода Эдо среди художников, считавших себя литераторами или интеллектуалами. В то время каждый из этих художников был почти по определению, уникальный и независимый, все они разделяли восхищение традиционной китайской культурой. Их картины, как правило, писались монохромными черными чернилами, иногда с светлым цветом, и почти всегда с изображением китайских пейзажей или подобных предметов, были по образцу от китайской литературной живописи.

Томиока Тэссай. «Даосские бессмертные празднуют долголетие». 1923 г.

НАТУРАЛИЗМ (произошло от лат. naturalis - природный) — поздний этап развития французской реалистической живописи последней трети XIX века. Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса.

Л. Лермитт. «Выдача жалованья жнецам». 1882 г.

А. Мутт. «Разгрузка брига в Марселе». 1876 г.

Ээро Ярнефельт. «Под ярмом помещика» («Выжигание леса»). 1893 г.

НАТЮРМОРТ (в переводе с фр. nature morte - «мёртвая природа» - мертвая, неодушевленная натура) — это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Филипп Кубарев. «Новогодний натюрморт». 2011 г.

НЕОБАРОКО (от греч. Neos - "новый", см. Барокко) - один из неостилей, сложившийся в европейском искусстве XIX века. Как стилистическое направление имел стиль Необароко относительно небольшой срок существования. Имел несколько фаз развития и различные региональные варианты. Это объясняется тем, что оригинальный стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI - начале XVII в. на основе переработки элементов архитектуры периода Высокого Возрождения начала XVI в. В других странах, например в Германии XVIII в., Стиль барокко позаимствовал кое-что от поздней готики, собственного варианта маньеризма и соединялся с элементами рококо. Разобщены и разбитые княжества Германии в XVII в. после Тридцатилетней войны трудно восстанавливали свою экономику и только усваивали стилистику, уже произведенную и распространенную в Италии, во Франции, Швеции и в Речи Посполитой. С некоторым опозданием получило развитие и барокко Австро-Венгрии, образцы которого больше ориентувалисть мастера немецких княжеств. Поэтому в XIX в. необарокко, ориентированное на различные исторические прототипы, приобрело эклектичный характер.

Дана Левин. «Женщина читает». 2003 г.

Одд Недрум. «Возвращение солнца». 1985 г.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (фр. neoimpressionisme) – разновидность постимпрессионизма; художественное направление в живописи, возникшее во Франции около 1885 г., главным теоретиком и вдохновителем которого был Жорж Сёра.
Развивая художественно-эстетические принципы позднего импрессионизма, проявлявшего повышенный интерес к оптическим явлениям в природе, неоимпрессионисты стремились довести до логического завершения эмпирические находки предшественников на основе научных достижений, передать с помощью живописных приемов все богатство оптических эффектов.

Жорж-Пьер Сёра. «Купание в Аньере». 1883 г.

Люсьен Писсарро. «Церковь в Жизоре». 1888 г.

Анри Эдмон Кросс. «На берегу». 1905 г.

НЕОКЛАССИЦИЗМ (Де Стиль) — термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX - начала XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Самый известный художник этого направления живописи: Адольф Вильям Бугро (1825-1905).

Жак Луи Давид. «Любовь Париса и Елены». 1788 г.

Пьер-Нарцисс Герен. «Аврора и Цефал». 1810 г.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Большая одалиска». 1814 г.

НЕОПЛАСТИЦИЗМ (голланд. neoplasticism) — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Пит Мондриан. «Композиция». 1921 г.

Ю Юхан. «Мао в стиле Мондриан». 1999 г.

НЕОРЕАЛИЗМ (англ. new «новый» и англ. realism «реализм») — художественное направление, получившее развитие в изобразительном искусстве в середине XX века в ряде стран Европы и в США, представители которого на фоне модернистского искусства провозгласили возврат к реалистическим ценностям традиционных изобразительных форм.

Ренато Гуттузо. «Кафе "Греко" в Риме». 1976 г.

Фужерон. «Возвращение с рынка». 1953 г.

Гомбожав Баир. «Двойная постановка». 1967 г.

НЕОРОКОКО (англ. Neo-rococo) — стилистическое направление XIX века в пределах эклектики (стиль историзм). Наиболее яркими и довольно цельными были две линии стиль Неорококо историзма - неоготика и неорококо. Именно в XIX веке в разных странах Европы взялись за достройки древних готических соборов, заброшенных, недостроенных. Неорококо станет известным стилевому направлению в декоре интерьеров достаточно состоятельных заказчиков и в создании вещей декоративно-прикладного искусства. В отличие от недавнего классицизма, неорококо отказывалось от ордерной системы. Фееричность и помпезность, преувеличения неорококо хорошо сосуществовали с эпохой сентиментальных венских вальсов, легкого и беззаботного досуга богатых дворян, коронованных особ, нуворишей и буржуазных дельцов, успели быстро обогатиться и жадно поглощали недоступные ранее роскоши привилегированных слоев населения.

Франц Ксавер Винтерхальтер. «Дочери королевы Виктории и принца Альберта». 1849 г.

НЕОЭКСПРЕССИОНИЗМ (Новые дикари) (Neo-expressionism) — направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х гг. и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х гг. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х гг. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам.

Жан-Мишель Баския. «Рыбалка». 1981 г.

Йорг Иммендорф «Cafe Deutschland». 1984 г.

НИХОНГА (буквально "Японские картины") — это картины, которые были сделаны в соответствии с традиционными японскими художественными конвенциями, технологиями и материаллами. Этот стиль основан на традициях тысячелетней японской культуры. Термин был придуман в Мэйдзи в императорской Японии, чтобы отличать схожие произведения живописи западного стиля, или йоги.

Уэмура Сёэн. «Ян гуй Фэй». 1922 г.

НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ (произошло от нем. neue sachlichkeit) — течение в немецкой живописи и графике 1920-х годов, представители которого стремились создать модель предельно ясного, мистифицировано-предметного мира в преувеличенно четких, тщательно детализированных формах. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формальные крайности экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в европейском искусстве. Самые известные художники: Ж. Гросс, О. Дике, А. Канольт, Г. Шримпф, Э. Вигенер, К. Гросберг, Макс Бекман.

Георг Гросс. «Затмение солнца». 1926 г.

Макс Бекман. «Семейная картина». 1920 г.

НОВЕЧЕНТО (от итал. novecento, буквально – двадцатый век) – художественное направление в итальянском искусстве 1920-1930-х гг.
Возникнув как реакция на господствующий тогда футуризм, Новеченто провозгласил возврат к национальным истокам, к ренессансной классике, восстановлению преемственности традиций, прерванных авангардистским искусством начала XX в. Это движение скорее отвечало определенному культурному климату, сложившемуся в Европе в 1920-1930-х гг., чем какой-то эстетической ориентации, т.к. не было подкреплено внятно изложенной теорией.
Мастера Новеченто: Леонардо Дудревилле, Акиле Фуни, Пьеро Маруссиг, Убальдо Оппи, Марио Сирони, Карло Кара, Марино Марини.

Марио Сирони. «Одиночество». 1926 г.

Джино Северини. «Материнство». 1916 г.

НЮ (произошло от фр. nu - нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в XVII веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Франсуа Барро. «Les songes creux». 1933 г.

Аксели Галлен-Каллела. «Démasquée». 1888 г.

ОП-АРТ (от англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство) — неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. В оп-арте эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигались введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Виктор Вазарели. «Cheyt Pyr». 1971 г.

Эл Хельд. «Vorcex IV». 1984 г.

ОРИЕНТАЛИЗМ (от лат. oriens - восток) — направление в европейском искусстве в котором используются тематика, символика и мотивы Востока и Индокитая.

Джулио Розати. «Продавец ковров». около 1900-1905 гг.

Джулио Розати. «Танцы в гареме». около 1905 гг.

Карл Фридрих Вернер. «Восточная красавица с тамбурином». 1867 г.

Эрнест Норман. «Горький вкус рабства» (Подарок султану). 1885 г.

Отто Пилни. «Вечерняя молитва в пустыне». 1904 г.

ОРФИЗМ (от фр. orphisme, по имени персонажа древнегреческой мифологии певца Орфея "Orphee") — направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 французским поэтом Аполлинером живописи художника Робер Делоне. Орфизм связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Основные особенности живописи этого стиля эстетизм, пластичность, ритмичность, изящество силуэтов и линий.
Мастера орфизма: Робер Делоне, Соня Терк-Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел.

Робер Делоне. «Poring». 1916 г.

Франтишек Купка. «Planes by Colors (Great Nude)». 1909 г.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...