Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Источники Альтернативной Энергии
 

Идеи и представления о природе эфира
(физического вакуума)

Формирование основных физических представлений. Основная трудность в изучении природы гравитации состоит в ее «неуловимости» в физических измерениях, в той «невидимой», мистической силе, заставляющей тела падать на Землю, удерживать на своих орбитах планеты. С эпохи Кеплера и Галилея и до гигантского шага вперед, сделанного Ньютоном, механика и понятие тяготения оказались запутанными в клубок самых противоречивых идей и представлений. Из этой путаницы постепенно выкристаллизовались понятия массы, инерции, скорости и ускорения. Понятие скорости представлялось достаточно ясным, смысл ускорения разъяснил Галилей. Однако что касается величин, которые мы сегодня называем массой, силой и инерцией, то эти понятия были сформулированы весьма нечетко. Достаточно ясное толкование их предложил французский физик Эдм Мариотт (1620-1648): масса - это мера вещества, содержащегося в теле; она зависит от размеров и плотности тела и не связана с его весом. Кроме того, утверждал Мариотт, всякое тело оказывает сопротивление изменению состояния его движения, и величина этого сопротивления зависит от массы тела. Если два шара на горизонтальной плоскости получат удар с одинаковой силой, то более легкий шар приобретет большую скорость. Понятие «тяжести», связанное с падением, не может использоваться в этом примере, а следовательно, оно описывает иное качество тел: - здесь впервые обозначилось различие между понятиями веса и массы. Хотя вес и масса связаны между собой (тяжелое тело имеет большую массу, чем легкое), но именно масса определяет сопротивляемость изменению движения. В этом смысле понятия массы и инерции (сопротивляемость ускорению) и были использованы в механике Ньютона. В 1685г Ньютон на основании математического анализа, используя способ сравнения центростремительного ускорения Луны по направлению к Земле и ускорения свободного падения яблока, пришел к твердому убеждению, что движением планет, Луны и всех тел, падающих на Землю, управляет одна и та же сила, известная под общим названием - тяготение. Сила ньютоновского тяготения должна действовать по всей огромной Вселенной, однако природа этой силы оставалась загадочной. Сам Ньютон отказывался даже от попыток объяснить природу гравитационной силы. Ньютон ввел понятия «абсолютного мирового времени» и «абсолютного» пространства. При введении инерциальных систем возник вопрос, относительно чего движется или покоится инерциальная система? На этот вопрос Ньютон отвечал: - по отношению к «абсолютному пространству». Он считал, что «Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то бы ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным». Абсолютное пространство - это базовый фон Вселенной, абсолютный критерий состояния покоя, по отношению к которому, если не практически, то хотя бы в принципе, можно определить абсолютное движение тела: от одного «абсолютного пункта» к другому. Абсолютное пространство «безразлично» к равномерному прямолинейному движению, но оказывает сопротивление ускорению тел. По мысли Ньютона, инерция тел возникает вследствие воздействия на них абсолютного пространства.

Против концепции абсолютных пространств и времени возражали еще современники Ньютона и ученые и философы следующих поколений (в частности, Лейбниц и епископ Беркли), основываясь на том, что эти концепции наделяют пространство и время самостоятельной физической сущностью. Лейбниц выступал в защиту иной, релятивистской теории пространства и времени, согласно которой «пространство» - это всего лишь разделение тел, а «время» - последовательность событий. Согласно такой точке зрения, ни у пространства, ни у времени нет самостоятельного существования, причем смысл имеет только относительное движение.

Абсолютное пространство, по мнению Ньютона, обладает свойством лишь воздействовать на тела (оказывать сопротивление их ускорению), но на само это пространство материя действовать не может. Позже Эйнштейн заметил по этому поводу: «Такое положение вступает в противоречие с нашим научным пониманием явлений: как представить себе нечто, оказывающее действие, но на что подействовать нельзя?». Ньютон пытался отождествить абсолютное пространство - критерий состояния покоя - с центром массы Солнечной системы. Более поздние толкователи связывали его с системой «неподвижных звезд».

Эрнст Мах (1838-1916) утверждал в 1872г., что свойство инерции не имеет ничего общего с абсолютным пространством как таковым, а возникает как результат некоторого рода взаимодействия каждого отдельного тела сразу со всеми остальными массами во Вселенной. Если бы в мире не было других масс, говорил Мах, то у изолированного тела не было бы инерции; эта мысль высказывалась в противовес мнению Ньютона о том, что тело и в этом случае обладало бы инерцией как результатом действия абсолютного пространства.

Ответ на вопрос о физической сущности пространства и времени должны были дать эксперименты по поиску «эфирного ветра» в конце XIX начале XX столетий. К этому времени у физиков сложилось твердое убеждение в том, что пространство наполнено гипотетической средой - «эфиром», свойства которой отличаются от свойств уже изученных сред и по отношению к ним являются уникальными. История развития представлений об эфире неразрывно связана с попытками разгадки природы света. В начале XVIII в. возникли две точки зрения на природу света, принадлежащие Ньютону и Гюйгенсу. Легко понять точку зрения Ньютона: блестящие успехи его механики заставили его искать механическую интерпретацию и для света. Ньютон считал, что свет представляет собой особые материальные частицы - «корпускулы». Основные свойства света - прямолинейное распространение в однородной среде, законы отражения и преломления - можно легко объяснить, исходя из корпускулярной картины. В однородной среде на корпускулу не действуют силы, она движется по инерции, т. е. прямолинейно. Отражение происходит по закону упругого удара (так происходит удар бильярдного шара о борт бильярдного стола), в этом случае угол падения равен углу отражения. Если на границе раздела сред на корпускулу действуют силы, направленные по нормали к границе раздела в сторону более плотной среды, то корпускула изменяет направление своего движения. Качественно рассуждения Ньютона объясняют преломление света. Ньютон знал и о том, что у света есть такие проявления, которые плохо укладываются в его схему (например «кольца Ньютона» в оптике - типичное интерференционное явление), однако придумывал искусственные объяснения, чтобы сохранить корпускулярную картину. Между тем примерно в то же самое время Гюйгенс высказал мысль о волновой природе света. Гюйгенс исходил из аналогии со звуковыми волнами. Однако природа световых колебаний ему была совсем неясна. Он понимал, что свет может распространяться там, где звук уже не существует (если смотреть через прозрачный колпак, из-под которого выкачали воздух, то видно, как бьется молоточек колокольчика под колпаком, а звука не слышно). Значит, световые колебания распространяются в особой среде, эту среду Гюйгенс назвал эфиром. Ньютон резко восстал против этой идеи. Подавляющий авторитет Ньютона способствовал тому, что его точка зрения на свет господствовала сто лет. Начало XIX в. принесло с собой открытие явлений, которые убедительно свидетельствовали о волновой природе света. Были подробно изучены интерференция и дифракция света, удалось объяснить на основе волновой теории прямолинейное распространение света. Открытие поляризации света выявило поперечность световых волн. Принято считать, что XIX в. принес триумф волновой природы света. Не осталось сомнений в том, что свет - это волновой процесс. Но в какой все же среде происходят световые колебания? Такая особая среда была предусмотрена Гюйгенсом, она уже была названа им эфиром. Теперь нужно было только выяснить физические свойства эфира.

Для поиска этой гипотетической среды нужны были новые идеи и представления. К одной из таких идей и относилась идея Максвелла, который предложил реальную схему опыта, использующую явление интерференции света. Этот опыт, по замыслу, позволил бы обнаружить движение Земли относительно эфира, если бы свет действительно распространялся в эфире, а эфир покоился бы в гелиоцентрической системе. Такой опыт был осуществлен в 1881 г. Майкельсоном-Морли. Майкельсон мог бы обнаружить «эфирный ветер» со скоростью 10km/cek. Не только Майкельсон, но и все другие физики, знавшие о готовящемся эксперименте, совершенно не сомневались в том, что «эфирный ветер» даст о себе знать. Но никаких следов «эфирного ветра» обнаружено не было. Опыт Майкельсона неоднократно повторялся со все большей точностью и в настоящее время можно было бы обнаружить «эфирный ветер», скорость которого равна 30 m/cek, но результат Майкельсона-Морли или, как еще любят говорить, отрицательный результат опыта Майкельсона оставался незыблемым.

Как только физики убедились, что опыт Майкельсона был поставлен правильно, они были вынуждены искать теоретическое объяснение его результата. С 1881 по 1905 г. было предложено несколько гипотез, позволяющих объяснить результат опыта Майкельсона. Из них наиболее известны три. Первая - гипотеза Лоренца-Фицджеральда - предполагала, что все тела при движении относительно неподвижного эфира испытывают сокращение в scqr(1-v?/c?) раз в направлении движения (лоренцевское сокращение). Эта гипотеза пыталась сохранить привилегированную систему отсчета. Вторая гипотеза - это гипотеза Френеля о том, что движущиеся тела «увлекают» с собой эфир. В рамках этой гипотезы Френель впервые ставит вопрос о необходимости выяснения существующей зависимости между движущимся телом и эфиром, окружающем тело и содержащимся в нем. Последний принимал, что плотность эфира в материальном теле отличается от плотности свободного эфира, увлекается при движении и коэффициент увлечения пропорционален квадрату показателя преломления. Это механистическое истолкование коэффициента увлечения Френелем оказало большое влияние на развитие упругостной теории света. Третья гипотеза состояла в том, что постоянная скорость света c относится не к системе отсчета, а к источнику света (баллистические или эмиссионные теории). Скорость света относительно источника считается всегда одинаковой и не зависит от движения среды, в которой распространяется свет. Для наблюдателя, относительно которого источник движется, скорость света векторно складывается со скоростью источника. Баллистические теории объясняют результат Майкельсона, но наблюдения за движением двойных звезд опровергают баллистическую гипотезу. Ни одна из приведенных гипотез не дала удовлетворительного объяснения «отрицательного» опыта Майкельсона. Ситуация еще более обострилась тем фактом, что были получены «положительные» результаты опытов Саньяка (1913 г.) и Майкельсона-Геля (1925 г.), подтвердившие существование «эфирного ветра».

Кризис физических идей привел к созданию чисто математической модели пространства-времени, в которой постулировался отказ от представлений эфира в виде физической среды. Данная модель (1905 г.) была рассмотрена в работа Эйнштейна «К электродинамике движущихся сред». Эта модель отражает гипотезу Лоренца-Фицджеральда и постулирует неотличимость законов физики в любой инерциальной системе отсчета. По своей сути она базируется на опыте Майкельсона, физическое объяснение которого было найдено только в 1981 г. инженером-механиком Ивановым при исследовании явления сжимания стоячих волн в движущейся относительно среды системы: источник - зеркало. Геометрический анализ этого процесса не только подтвердил гипотезу Лоренца-Фицджеральда о сокращении размеров тела в направлении движения, но и выявил процесс физического сокращения всех размеров (сжимание масштабов) движущейся системы: т. е. сокращение размеров движущегося тела происходит по всем трем координатным осям. Эта гипотеза была математически реализована в новых преобразованиях координат, которые в отличие от преобразований Лоренца получили название физических преобразований координат. Эффект сокращения физических размеров инерциальной системы отсчета не только объясняет «отрицательный» результат опыта Майкельсона, но и раскрывает его физический смысл, который заключается в экспериментальном подтверждении постулата о неотличимости физических законов в любой инерциальной системе отсчета и отсутствие взаимодействия инерциальной системы с эфиром, как физической средой, при равномерном движении.

К концу ХХ века представления об эфире, как физической среде, нашли свое отражение в понятии физического вакуума. Первоначальные представления о вакууме как об абсолютно пустом пространстве, заполненном атомами, трансформировалось в понятие физического вакуума, который может породить пару античастиц или двух гамма квантов, образовавшихся при аннигиляции частиц. Существование данного факта привело к выводу, что Космос нельзя считать пустым пространством. Он заполнен материальной субстанцией, которую в настоящее время называют «физическим вакуумом».

Материальная субстанция физического вакуума играет важную роль во многих физических явлениях. Например, физический вакуум изменяет магнитный момент электрона так, что он вместо одного магнетона Бора становится равным 1,00116 магнетона, т. е. увеличивается на 0.1%. Такого же порядка вакуумные поправки известны в спектрометрии. Эти достоверные экспериментальные факты хорошо согласуются с теоретическими расчетами методами квантовой электродинамики (КЭД). Однако КЭД не получает доказательств существования физического вакуума из законов теории, а постулирует его. Понятно поэтому, что все свойства физического вакуума остаются в рамках КЭД далеко не выясненными. Невозможно извлечь информацию о физическом вакууме также из других широко известных физических теорий. Так, специальная теория относительности (СТО) принципиально не содержит понятия физического вакуума, рассматривая пространство идеально пустым. Сохраняется представление о пустом пространстве и в общей теории относительности (ОТО). Нет понятия физического вакуума и в нерелятивистских квантовых теориях. Существование его учитывается только в релятивистских квантовых теориях, т. е. в теориях частиц, обладающих высокими энергиями, и поэтому связанных со СТО.

К началу 50-х годов ХХ в. стало ясно, что удивительный мир «невидимого» физического вакуума исключительно плотно «заселен». Расчет показал, что в 1cm?, например, протон-антипротонного вакуума находится примерно 10 в 39 частиц. Такой концентрации мы не знаем в изученной нами атомной материи. Если еще учесть, что известные сейчас материальные формы занимают ничтожную часть объема вселенной, то становится понятным, почему без учета физических свойств вакуума авторы теорий элементарных частиц испытывают огромные трудности. До сих пор не выяснены вопросы, почему существует дискретный спектр масс частиц, почему одни устойчивы, а другие нет, почему у заряженных частиц один и тот же элементарный заряд, как рассчитать параметры частиц, хорошо известные из опыта, почему существует дискретный ряд основных взаимодействий (сильные, электромагнитные, слабые, гравитационные), как вычислить константы этих взаимодействий и т. д.

Приходится удивляться тому, что ученые, опираясь только на известные нам материальные формы, являющиеся «легкой зыбью» в океане физического вакуума, смогли вообще понять что-то фундаментальное. Произошло это потому, что титаническим трудом большого числа физиков были угаданы многие свойства физического вакуума. Так, Эйнштейн «угадал», что пространство и время в окружающем нас мире (т. е. в физическом вакууме) глубоко связаны между собой, а скорость распространения сигнала в нем не зависит от скорости источника, т. е. инвариантна. Эти догадки в виде постулатов были заложены в СТО. Далее тот же Эйнштейн предположил, что в мире должно быть триединство: пространство – время – материя – и в рамках этого триединства, т. е. в рамках единой теории поля, должно все выясниться. Но он так и не успел завершить работу, потратив на нее почти сорок последних лет жизни. Как сейчас стало ясным, ему помешали: а) представление об абсолютно пустом пространстве; б) попытка свести все виды взаимодействия только к кривизне этого пустого пространства (аналогично объяснению гравитационных сил в ОТО); в) отказ от квантовых свойств микромира, которые не могут не отразиться и на свойствах пространства.

Большую часть квантовых свойств вакуума «угадали» также Бор, Шредингер, Борн, де-Бройль, Дирак, Фок, Паули и другие физики, введя в квантовые теории (их сейчас много) ряд недоказанных, т. е. не следующих из известных теорий, принципов-постулатов. Большую часть их Эйнштейн не признавал. Другие физики стремились и стремятся объединить СТО и ОТО с квантовыми теориями. Большинство физических теорий построено на основе безграничного применения всех «угаданных» свойств физического вакуума. А что если мы узнали не все свойства, и часть найденных свойств имеет ограниченное применение. Тогда привычная методика логически противоречива и неправомерна. Надо понять физическую природу вакуума, как он «устроен», и найти на опыте, а не угадывать, его свойства.

Концепции эфира. Несмотря на то что ряд исследователей истории эфира и развития физических представлений приписывают введение в естествознание идеи эфира Рене Декарту (1596-1650 гг.), а идеи атомизма - Демокриту (470-380 гг. до н.э.), следует считать, что и понятие эфира как мировой среды, и понятие атомов - элементов вещества были известны задолго до этого и сопровождали практически всю известную ныне историю человеческой цивилизации.

Есть все основания полагать, что идеи эфира были, по крайней мере, в VI-IV вв. до н.э., а вероятнее всего, и значительно ранее распространены достаточно широко. Так, основные древнеиндийские учения - Джайнизм, локаята, вайшешика, ньяя и другие, такие религии, как брахманизм и буддизм, изначально содержали в себе учение об эфире (акаша), как о единой, вечной и всепроникающей физической субстанции, которая непосредственно не воспринимается чувствами. Эфир един и вечен. Материя вообще (пудгала) состоит из мельчайших частиц (ану), образующих атомы (параману), обладающих подвижностью (дхармой). Все события происходят в пространстве и во времени.

Пракрити - материя в учении санхья, созданном мудрецом Канадой (Глукой), - ничем не порожденная первопричина всех вещей. Она вечна и вездесуща. Это самая тонкая, таинственная и огромная сила, периодически создающая и разрушающая миры. Ее элементы (гуны) просты, неделимы и вечны.

Джайнисты считают, что их учение было передано им 24 учителями. Последний, Вардхамана жил в VI в. до н.э., его предшественник Паршванатха - в IX в. до н.э., остальные - в доисторические времена.

В древнекитайском даосизме (IV в. до н.э.) в каноне "Дао дэ цзин" и трактатах "Чжуан-цзы" указывается, что все в мире состоит из частиц грубых ("цу") и тончайших ("цзин"). Они образуют единый "ци" - эфир, изначальный, единый для всех вещей. "Единый эфир пронизывает всю Вселенную". Он состоит из "инь" (материальное) и "ян" (огонь, энергия). "Нет ни одной вещи, не связанной с другой, и всюду проявляются инь и ян".

В древней Японии философы полагали, что пространство заполнено мукёку - беспредельной универсальной сверхъестественной силой, лишенной качеств и форм, недоступной восприятию человеком.. Мистический абсолют такёку является природой идеального первоначала "ри", связанного с материальным началом "ки" - материей и без него не существует.

Есть все основания предположить, что все мировые религии - буддизм, христианство, конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм и др. - в том или ином виде на ранней стадии заимствовали материалистические идеи древней эфиродинамики, а на более поздней стадии развития выхолостили учение, отказавшись от материализма в пользу мистицизма в угоду пришедшим к власти господствующим классам. В Древней Греции это произошло, вероятнее всего, после революции VII-VI вв. до н.э., положившей конец родовому строю и приведшей к победе рабовладельчества.

Однако передовые мыслители пытались сохранить древние материалистические знания. Фалесом Милетским (625-547 гг. до н.э.) - древнегреческим философом, родоначальником античной и вообще европейской философии и науки, основателем милетской философской школы - был поставлен вопрос о необходимости сведения всего многообразия явлений и вещей к единой основе (первостихии или первоначалу), которой он считал жидкость.

Анаксимандром (610-546 гг. до н.э.), учеником Фалеса, было введено в философию понятие первоначала - "апейрона" - единой вечной неопределенной материи, порождающей бесконечное многообразие сущего.

Анаксимен (585-525 гг. до н.э.), ученик Анаксимандра, этим первоначалом считал газ ("воздух"), путем сгущения и разряжения которого возникают все вещи.

Развитие идей "первоначала" было произведено Левкиппом (V в. до н.э.), выдвинувшим идею пустоты, разделяющей все сущее на множество элементов, свойства которых зависят от их величины, формы, движения, и далее - учеником Левкиппа Демокритом, являющимся основоположником атомизма.

По ряду свидетельств Демокрит вначале обучался у халдеев и магов, присланных в дом его отца для обучения детей, а затем в стране Мидии при посещении магов. Сам Демокрит не приписывает себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности у магов - жреческой касты (племени, по свидетельству Геродота), одного из шести племен, населявших Мидию (северо-западные области Иранского нагорья).

Господствовавшая идея магов (могучих) - внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знание. По ряду свидетельств маги заимствовали свои знания у халдеев, которых считали основателями звездочетства и астрономии. Халдеи, которым в древней Греции и в древнем Риме придавалось большое значение, являлись жрецами-гадателями, а также натуралистами, математиками, теософами. Маги основали учение (магию), позволявшее на основе знания тайн природы производить необычайные явления, В дальнейшем это учение, к сожалению, было дискредитировано многочисленными псевдомагами - шарлатанами.

Наиболее подробно атомизм древности отражен именно в работах Демокрита, чему посвящено много литературных исследований. Следует однако заметить, что некоторые положения атомизма Демокрита остались непонятыми до настоящего времени практически всеми исследователям его творчества. Речь прежде всего идет о соотношениях атомов и частей атомов (амеров).

Демокрит указывал, что атомы - элементы вещества - неделимы физически, неразрезаемы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Атомы наделены многими свойствами тел видимого мира: изогнутостью, крючковатостью, пирамидальностью и т.п. В своем бесконечном многообразии по форме, по величине и порядку атомы образуют все содержимое реального мира. Однако в основе этих различающихся по величине и форме атомов лежат амеры - истинно неделимые, лишенные частей.

Идея о двух видах атомов была упомянута и последующими исследователями, например Эпикуром (342-271 гг. до н.э.). Амеры (по Демокриту) или "элементы" (по Эпикуру), являясь частями атомов, обладают свойствами, совершенно отличными от свойств атомов. Например, если атомам присуща тяжесть, то амеры полностью лишены этого свойства.

Полное непонимание на протяжении многих веков этого кажущегося противоречия привело к существенному искажению толкования учения Демокрита. Уже Александр Афродийский упрекает Левкиппа и Демокрита в том, что не имеющие частей неделимые, постигаемые умом в атомах и являющиеся их частями, невесомы. Это непонимание продолжается и в настоящее время. Так, С. Я. Лурье упоминает об амерах как о математических величинах. М. Д. Ахундов продолжает истолковывать амеры как абстрактное математическое понятие.

Упомянутое кажущееся противоречие имеет в своей основе представление о том, что вес (тяжесть, гравитация) есть врожденное свойство любой материи. Между тем гравитация может быть объяснена как результат движения и взаимодействия (соударений) амеров. Тогда атом как совокупность амеров, окруженных амерами же, может испытывать притяжение со стороны других атомов благодаря импульсам энергии, передаваемым амерами по разному в зависимости от того, с какой стороны от атома находятся другие атомы, что и создает эффект взаимного притяжения атомов. Амеры же, являясь носителями кинетической энергии, никакой тяжестью обладать не будут. Следовательно, если полагать гравитацию следствием проявления движения совокупности амеров, а не врожденным свойством материи (явлением, свойственным комплексу и не принадлежащих его частям), то противоречие легко разрешается. Вся же совокупность амеров, перемещающихся в пустоте, является общей мировой средой, апейроном, по выражению Анаксимандра, в позднейшем наименовании по-русски - эфиром.

Таким образом эфир имеет достаточно древнюю историю, восходя к самым началам известной истории культурного человечества.

Рене Декарт в существенно более поздние времена вновь поставил вопрос о существовании материи, сплошь заполняющей все пространство, в частности, за перенос световых волн. Декарт объяснял образование материи вообще и планет, в частности, свойством вихрей эфира, состоящего из множества круглых частиц. В некоторых своих работах Декарт пытается конструировать механические модели физических явлений, иногда противоречивые.

Ньютон (1643-1727 гг.) несколько раз менял свою точку зрения относительно структуры эфира, а также о самом факте его существования. Однако, в конце концов, Ньютон высказался достаточно определенно и в своих последних работах взгляды на эфир совершенствовал, развивал, но не менял кардинально. Ньютон считал возможным "вывести из начал механики и все остальные явления природы", полагая, что "все эти явления обусловливаются и некоторыми силами, с которыми частицы тел вследствие причин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга". В работе "Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света" Ньютон развивает, в частности, мысль о возможности превращения света в вещество и обратно.

В 1717 г. на 75-м году жизни во втором английском издании "Оптики" Ньютон в форме вопросов и ответов излагает свою точку зрения относительно эфира. Так, градиент плотности эфира при переходе тела в пространство применяется для объяснения тяготения, при этом эфир подразумевается состоящим из отдельных частиц. "Такое возрастание плотности, - пишет Ньютон, - на бoльших расстояниях может быть чрезвычайно медленным; однако если упругая сила этой среды чрезвычайно велика, то этого возрастания может быть достаточно для того, чтобы устремлять тела от более плотных частей среды к более разреженным со всей той силой, которую мы называем тяготением".

Ньютон вновь ставит вопрос об атомистическом строении эфира:

"Если кто-нибудь предположит, что эфир (подобно нашему воздуху), может быть, содержит частицы, которые стремятся отталкиваться одна от другой (я не знаю, что такое этот эфир), что его частицы крайне малы сравнительно с частицами воздуха и даже света, то чрезвычайная малость этих частиц может способствовать величине силы, благодаря которой частицы отталкиваются друг от друга, делая среду необычайно разреженной и упругой в сравнении с воздухом и, следовательно, в ничтожной степени способной к сопротивлению движениям брошенных тел и чрезвычайно способной вследствие стремления к расширению давить на большие тела".

Таким образом, Ньютон сам указал возможность обойти затруднение, возникающее вследствие сопротивления эфира движению небесных тел.

"Если этот эфир предположить в 700000 раз более упругим, чем наш воздух, и более чем в 700000 раз разреженным, то сопротивление его будет в 600000000 раз меньшим, чем у воды. Столь малое сопротивление едва ли произведет заметное изменение движений планет за десять тысяч лет".

В этой же работе Ньютон спрашивает, не является ли зрение результатом колебаний эфира в сетчатке и нервах.

Майкл Фарадей (1791-1867 гг.), уверенный в существовании эфира ("мирового эфира"), представлял его как совокупность неких силовых линий. Фарадей категорически отрицал возможность действия на расстоянии через пустоту - точку зрения многих физиков того времени. Однако Фарадеем природа и принцип устройства силовых линий раскрыты не были.

Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879 гг.) в своих работах делает вывод о распространении возмущений от точки к точке в мировом эфире.

"Действительно, - пишет Максвелл, - если вообще энергия передается от одного тела к другому не мгновенно, а за конечное время, то должна существовать среда, в которой она временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго. Поэтому эти теории должны привести к понятию среды, в которой и происходит это распространение".

Приняв полностью точку зрения Фарадея, Максвелл, как и Фарадей, не дает какой-либо модели эфира и ограничивается общим представлением о "силовых линиях". Следует, правда, все же указать, что Максвелл упоминает об эфире как о жидкости и выводит свои знаменитые уравнения, опираясь на представления Гельмгольца о движении вихрей в жидкой среде.

В течение XIX в. было выдвинуто несколько моделей эфира. Значительная часть их не отвечала на вопрос об устройстве эфира и характере взаимодействий. Авторы этих теорий пытались приписать эфиру те или иные свойства, с помощью которых можно было ожидать хотя бы принципиального объяснения некоторых явлений.

Так, для объяснения годичной аберрации света звезд, открытой Бредли в 1728 г. и достигающей 20,5’, Стоксом в 1845 г. была высказана мысль об увлечении Землей окружающего эфира. Более детальные расчеты показали, однако, что принятие идеи Стокса без каких-либо оговорок означает необходимость наличие потенциала скорости эфира во всем окружающем Землю пространстве. "Для того чтобы обойти это затруднение, - пишет Лоренц, - можно использовать то обстоятельство, что существование потенциала скоростей не является необходимым во всем пространстве, окружающем Землю, так как мы имеем дело только с ограниченной областью. Однако это предположение повело бы нас к очень искусственным и маловероятным построениям". Таким образом, идея Стокса не нашла дальнейшего развития.

Планк показал, что трудности, имевшиеся в гипотезе Стокса, можно избежать, если предположить, что эфир может сжиматься и подвержен влиянию силы тяжести. Никаких предположений о возможных причинах такого влияния Планк не высказывал.

Идею о неподвижном эфире впервые, по-видимому, высказал Френель в 1818 г. в письме к Араго, затем эта идея была существенно развита и дополнена Лоренцем в работе "Теория электронов". По идее Френеля эфир представляет собой сплошную упругую среду, в которой находится вещество частиц атомов, в общем никак не связанных с этой средой. Роль эфира - передача механических колебаний и волн. При объяснении аберрации Френель сначала исходил из простого сложения скоростей Земли и света, Однако некоторые эксперименты, в частности опыт Араго (1818-1819 гг.) по интерференции поляризованных пучков света и эксперимент Восковича-Эре с телескопом, наполненным водой, показали, что дополнительных отклонений света, которые должны были быть, если бы эфир оставался неподвижным, нет. Для спасения гипотезы Френель предложил ввести коэффициент увлечения света средой ?=1-1/n?, где n - коэффициент оптического преломления среды.

Пояснение при этом сводится к тому, что движущаяся среда своими атомами пытается увлечь за собой свет, в то время как эфир, оставаясь неподвижным, препятствует этому. Учет коэффициента увлечения позволил получить хорошее совпадение теории и опыта. Однако Френель также не попытался раскрыть причину увлечения эфира этой средой. Получается как бы три независимые физические субстанции: отдельно эфир, отдельно оптическая среда и, наконец, отдельно свет при полной неясности их физического взаимодействия.

Численно коэффициент увлечения Френеля хорошо объяснял результаты опыта Физо, проведенного последним в 1851 г. и повторенного Зееманом в 1914-1915 гг.

Герцем была выдвинута идея о полном захвате эфира материей. Гипотеза Герца, однако, находится в противоречии с экспериментом Физо, поскольку этот эксперимент показал лишь частичный захват эфира материей.

Предыдущие гипотезы имели своей целью объяснение частичного увлечения света рабочим телом, пропорционального первой степени отношения скоростей рабочего тела и света. В более поздних экспериментах, проведенных Майкельсоном в 1881 г. и повторяемых другими (Морли, Миллером, Пиккаром, Стаэлем, Кеннеди, Илингвортом) вплоть до 1927 г., основную роль играл квадрат этого отношения.

В экспериментах Майкельсона-Морли с интерферометром была сделана попытка подтвердить теорию Френеля и Лоренца о неподвижном эфире. Эксперимент ставил своей целью обнаружить "эфирный ветер", который неминуемо был бы, если бы эфир был неподвижен в пространстве. Наличие эфирного ветра ожидалось обнаружить по изменению скорости света, пропускаемого вдоль направления эфирного ветра, направление которого, в свою очередь, определяется движением Земли вокруг Солнца со скоростью 30 km/cek. Такое движение Майкельсоном и Морли не было обнаружено.

Лоренцем было сделано предположение о возможном сокращении плеч интерферометра, направленных по ходу движения эфирного ветра. Объяснение Лоренца исходило из того предполагаемого факта, что молекулярные и атомные силы вещества плеч интерферометра имеют электромагнитное происхождение, следовательно, перемещаясь в неподвижном эфире, эти силы начнут создавать дополнительную деформацию.

Ритц, введя в уравнения Максвелла приведенное время и по существу вернувшись к гипотезе Лоренца, получил удовлетворительное совпадение уравнений Максвелла с результатами оптических экспериментов. В результате родилась "баллистическая гипотеза" Ритца, из которой следовало, что движущийся источник света испускает свет со скоростью, равной в абсолютных координатах геометрической сумме скоростей света в вакууме и скорости источника. Такая постановка, будучи беспредельно распространенной, приводит к положению, при котором для двойных звезд должны иметь место моменты, когда звезда, движущаяся по направлению к Земле, должна казаться движущейся вспять. Наблюдения де-Ситтера (1913 г.) показали, что такого явления нет.

В своих рассуждениях Ритц оперирует только математическими выкладками, и так же как и Лоренц, не указывает на характер связей между веществом и эфиром, не рассматривает природу света и строение эфира.

Таким образом, перечисленные гипотезы, модели и теории эфира, возникшие в XIX в., во-первых, рассматривали эфир как сплошную однородную среду с постоянными свойствами, одинаковыми для всех точек пространства и любых физических условий, во-вторых, не делали никаких предположений ни о структуре эфира, ни о характере взаимодействий между веществом и эфиром.

Параллельно с описательными концепциями эфира развивались и некоторые гипотезы, пытавшиеся нащупать строение эфира. Эти гипотезы получили название "механических", поскольку они оперируют с механическими представлениями - перемещениями и силами.

Как уже упоминалось, первые механические модели были предложены Рене Декартом и Исааком Ньютоном. Некоторые механические теории и модели эфира были разработаны в XVIII, XIX столетиях и позже.

Значительный интерес представляет собой теория Ж. Л. Лесажа, призванная объяснить сущность тяготения. По Лесажу эфир представляет собой нечто, подобное газу, с той существенной разницей, что частицы эфира практически не взаимодействуют между собой, соударяясь чрезвычайно редко. Весомая материя поглощает частицы, поэтому тела экранируют потоки частиц эфира. Это приводит к тому, что второе тело испытывает неодинаковое с различных сторон подталкивание со стороны частиц эфира и начинает притягиваться к первому телу. Теория эфира не встретила должного внимания в момент появления, но сто лет спустя ей было оказано большое внимание Шраммом, Томсоном, Тэтом.

Теория эфира как упругой среды предлагалась Навье (1824 г.), Пуассоном (1828 г.), Коши (1830 г.).

Навье рассматривал эфир как несжимаемую жидкость, обладающую вязкостью. Вязкость эфира рассматривалась им как причина взаимодействий между частицами вещества и эфиром, а также между эфиром и частицами вещества, следовательно, частиц вещества между собой.

Коши рассматривал эфир как сплошную среду и оперировал напряжениями и деформациями в каждой точке пространства. В работах по оптике Коши дал математическую разработку теории Френеля и теории дисперсии. В дальнейшем выяснилось, что данное объяснение приводит фактически к толкованию магнитного поля как перемещения частиц эфира, что противоречило факту существования диэлектрического смещения.

В своих работах Нейман исходил из предположения о постоянстве плотности эфира во всех средах. Рассматривая эфир как упругую среду, Нейман анализировал процессы поляризации света.

Грин рассматривал эфир как сплошную упругую среду, на основании чего, исходя из закона сохранения энергии, применяемого к деформированному упругому телу, он рассмотрел отражение и преломление света в кристаллических средах. В перечисленных механических моделях природа эфира и причины того, что эфир ведет себя как упругое тело, не выяснились.

В математических работах Мак-Куллаха (1809-1847 гг.), в которых произведено геометрическое исследование поверхности световой волны, эфир рассматривался как среда, в которой потенциальная функция является квадратичной функцией углов вращения. Эфир Мак-Куллаха сплошной. Хотя теория Мак-Куллаха является теорией упругой среды и ни о каком электромагнетизме в ней нет ни слова, полученные им уравнения, как отмечает Лоренц, по существу совпадают с уравнениями электромагнитной теории Максвелла. Сравнение с другими теориями упругого эфира показывает, что существенная положительная особенность теории Мак-Куллаха заключается именно в наличии понятия вихревого движения. По выражению Ван-Герина теория Мак-Куллаха - это вихревая теория эфира.

В. Томсоном (лордом Кельвиным, 1824-1907 гг.), было предложено несколько моделей эфира. Сначала Кельвин пытался усовершенствовать модель эфира Мак-Куллаха, затем предложил модель квазилабильного эфира - изотропной однородной среды, в которой присутствуют вихри. Недостатком модели оказалась неустойчивость равновесия эфира, поскольку потенциальная энергия в этой модели нигде не имеет минимума. Модель квазилабильного эфира требует закрепления граничных условий, что противоречит представлениям о беспредельном и безграничном пространстве Вселенной.

Кельвиным высказывались предположения о скорости эфира как о магнитном потоке и о скорости вращения эфира как величине диэлектрического смещения. Данные гипотезы не получили должного развития в связи с математическими трудностями. Дальнейшие разработки привели Кельвина к построению модели эфира из твердых и жидких гиростатов (гироскопов) для получения системы, оказывающей сопротивление только деформациям, связанным с вращением. Кельвин показал, что в этом случае получаемые уравнения совпадают с уравнениями электродинамики. Такая модель позволяет также объяснить распространение световых волн. Кельвин также пытался рассмотреть эфир как жидкость, находящуюся в турбулентном движении: он показал, что турбулентное движение сопровождается колебательным движением.

Дальнейшее развитие теория получила в работе Кельвина "О вихревых атомах" (1867 г.), где эфир представлен как совершенная несжимаемая жидкость без трения. Кельвин показал, что атомы являются тороидальными кольцами Гельмгольца. Эта идея несколько ранее выдвигалась Раннигом в работе "О молекулярных вихрях" (1849-1850 гг.), где автором рассматривались некоторые простейшие взаимодействия.

Школа Дж. Дж. Томсона (1856-1940 гг.) продолжила эту линию. В работах "Электричество и материя", "Материя и эфир", "Структура света", "Фарадеевы силовые трубки и уравнения Максвелла" и других Дж. Дж. Томсон последовательно развивает вихревую теорию материи и взаимодействий. Он показал, что при известных простых предположениях выражение квантового вихревого кольца совпадает с выражением закона Планка E=hv. Томсоном, исходя из вихревой теории эфира, показано, что E=mc?. Авторство этой формулы приписывается Эйнштейну, хотя Дж. Дж. Томсон получил ее в 1903 г. задолго до Эйнштейна, а главное, из совершенно других предпосылок, чем Эйнштейн, исходя, в частности, из наличия эфира.

Дж. Дж. Томсон создал весьма стройную теорию, изложенную в ряде работ, изданных с 1880 по 1928 г. Единственным, пожалуй, недостатком этой теории является идеализация свойств эфира, представление о нем как о сплошной идеальной несжимаемой жидкости, что привело эту теорию к некоторым существенным противоречиям.

Таким образом, В. Томсон (лорд Кельвин) и Дж. Дж. Томсон рассматривают единую материю - эфир, а различные ее проявления обуславливают различными формами его кинетического движения.

М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) отвергал все специфические виды материи - теплоту, свет, признавал лишь эфир, с помощью которого он, в частности, объяснял и тяготение как результат подталкивания планет частицами за счет разности давлений. Эта идея Ломоносова была высказана раньше, чем аналогичная идея Лесажа, почти на сорок лет.

В более поздние времена, когда теория относительности была уже широко известна, многие ученые отстаивали механическую теорию эфира, становясь при этом на точку зрения вихревой модели. Здесь необходимо отметить работы К. Э. Циолковского, З. А. Цейтлина, носящие преимущественно обзорный характер, работу Уайтеккера, работы Н. П. Кастерина и В. Ф. Миткевича.

В работе Кастерина просматривается глубокая аналогия между вихревыми движениями воздушных потоков и электромагнитными явлениями, указывается на недостаточность представлений математических видов Эйлера относительно вихревых движений, поскольку выводы Эйлера исходили из представлений о сплошной среде, в то время как газ состоит из отдельных частиц и не является сплошным. Кастериным проведено уточнение как уравнений аэродинамики преимущественно применительно к вихревым движениям, так и уравнений электромагнитного поля, а также показана их глубокая аналогия.

В работах академика Миткевича "Работы В. Томсона" (1930 г.), "Основные воззрения современной физики" (1933 г.), "Основные физические воззрения" (1934 г.) и других не только отстаивается необходимость признание факта существования эфира, но и предполагается модель, в которую фактически заложены идеи Дж. Дж. Томсона, о чем Миткевич прямо говорит.

Миткевич отстаивал механическую точку зрения на эфир. В одной из своих работ он рассматривал "кольцевой электрон, который можно вычислить как элементарный магнитный вихрь, движущийся по жесткой орбите и вмещающийся в объем, нормально приписываемый электрону". Переносчиком энергии Миткевич считал "замкнутую магнитную линию, оторвавшуюся от источника и сокращающуюся по мере отдачи энергии", и указывал на подобие магнитного потока вихрям Гельмгольца.

В работе "Основные физические воззрения" Миткевич пишет: "Абсолютно пустое пространство, лишенное всякого физического содержания, не может служить ареной распространения каких бы то ни было волн. ? Признание эфира, в котором могут иметь место механические движения, т.е. пространственные перемещения элементарных объемов этой первоматерии, непрерывно заполняющей все наше трехмерное пространство, само по себе не является признаком механистической точки зрения. ? Необходимо, наконец, вполне определенно реабилитировать "механическое движение", надлежащим образом модернизировав, конечно, содержание этого термина, и раскрепостить физическую мысль, признав за ней законное право оперировать пространственными перемещениями соответствующих физических реальностей во всех случаях, когда мы стремимся познать конечную структуру того или иного физического процесса. ? Борьба с ошибочной научно-философской установкой, которая именуется механистической точкой зрения, не должна быть подменена в современной физике совершенно необоснованным гонением на законные попытки рассмотрения тех механических движений, которые, несомненно, составляют основу структуры всякого физического процесса, хотя никоим образом сами по себе не исчерпывают его сущности. Следует, наконец, перестать отождествлять термины "механический" и "механистический", как это, к сожалению, нередко имеет место в современной научно-философской и физической литературе".

Наряду с разработками теорий и моделей эфира развивалась точка зрения об отсутствии эфира как такового в природе.

В 1910 г. в работе "Принцип относительности и его следствия" Эйнштейн писал, что "нельзя создать удовлетворительную теорию, не отказавшись от существования некой среды, заполняющей все пространство". Позже в работах "Эфир и теория относительности" (1920 г.) и "Об эфире" (1924 г.) Эйнштейн изменил свою точку зрения относительно существования эфира, однако это обстоятельство малоизвестно и не повлияло на отношение к эфиру со стороны большинства физиков-теоретиков.

Академик Я. И. Френкель в некоторых работах категорически отрицал существование мирового эфира, сравнивая поиск свойств эфира с "богоискательством и богостроительством", и отстаивал принцип дальнодействия.

В настоящее время идеи, связанные с "действием на расстоянии", продолжают развиваться, однако наряду с этим во многих работах все чаще используется представление о "физическом вакууме", "вакуумной жидкости" и т.п., что фактически восстанавливает представление о мировой среде под другим названием. Обнаружен ряд вакуумных эффектов - нулевой уровень энергии полей, виртуальные состояния частиц, поляризация вакуума и т.п., что заставляет отказаться от представления о вакууме как о пустоте и вновь поставить вопрос о его структуре.

Недостатки известных гипотез, моделей и теорий эфира. Несмотря на обилие и разнообразие различных гипотез, моделей и теорий эфира, их авторам не удалось создать сколько-нибудь законченную и непротиворечивую картину мира, охватывающую хотя бы основные формы вещества и виды взаимодействий. Всем этим гипотезам, моделям и теориям свойственны те или иные принципиальные недостатки, не позволяющие им развиваться в должной мере.

1. Все гипотезы, модели и теории эфира, начиная от самых первых и кончая последними, рассматривали определенный узкий круг явления, не затрагивая остальных.

Модели Декарта и Ньютона, естественно, никак не могли учесть электромагнитных явлений, тем более внутриатомных взаимодействий. В работах Фарадея, Максвелла, Лоренца, Герца и других исследователей не учитывалась гравитация и не рассматривались вопросы строения вещества. В своих работах Стокс и Френель пытались объяснить фактически лишь явления аберрации. В механических моделях Навье, Мак-Куллаха и далее В. Томсона и Дж. Томсона рассматривался главным образом круг электромагнитных явлений, правда, В. Томсон и Дж. Томсон пытались все же в какой-то степени проникнуть в суть строения вещества.

Таким образом, ни одна теория эфира не пыталась дать ответ, по существу, и на основные вопросы строения вещества, и на основные виды взаимодействий, тем самым оторвав их друг от друга.

2. Следующим недостатком многих теорий, кроме последних - В. Томсона и Дж. Томсона, является отрыв материи вещества атомов и частиц от материи эфира. Эфир выступает как самостоятельная субстанция, совершенно непонятным образом воспринимающая энергию от частиц вещества и передающая энергию частицам вещества. В работах Френеля и Лоренца фактически три независимые субстанции: вещество, не зависящее от эфира; эфир, свободно проникающий сквозь вещество, и свет, непонятным образом создаваемый веществом, передаваемый веществом эфиру и вновь воспринимаемый веществом совершенно без какого бы то ни было раскрытия механизма всех этих передач и превращений.

Хотя авторами перечисленных выше гипотез, моделей и теорий сам факт существования среды - переносчика энергии взаимодействий и основы строения вещества утверждался правильно, перечисленные недостатки сделали практически невозможным использование этих теорий и их развитие в рамках исходных предпосылок.

3. Большинством авторов эфир рассматривался как идеальная жидкость или идеально твердое тело. Такая метафизическая идеализация свойств эфира, допустимая для одних физических условий или явлений, распространялась автоматически на все мыслимые физические условия и явления, что неминуемо вело к противоречиям.

Современные теории эфира. В теории физического вакуума Г. И. Шипова эфир рассматривается в виде поля инерции. Чисто математическая теория, которая продолжает геометризированные идеи Эйнштейна о кривизне пространства-времени, но с введением поля кручения, призванного по идее автора, перейти к пространственному описанию полей материи. Автором выдвинут принцип всеобщей относительности, который расширяет эйнштейновский общий принцип относительности, добавляя к ней вращательную относительность, которая привела к относительности полей материи. Это позволило автору воспринимать пустоту как физический вакуум - источник любой материи. Чисто математическая теория.

В теории фундаментального поля И. Л. Герловина физический вакуум рассматривается как особый вид вещества, состоящий из элементарных частиц вакуума, представляющих собой фермион-антифермионные пары виртуальных "голых" элементарных частиц. Вещество рассматривается в виде материальной субстанции, обладающей массой, которая является мерой инерции. Масса предполагается положительной, отрицательной и мнимой или даже равной нулю при равенстве положительной и отрицательной масс, составляющих этот объект, но инертная масса должна быть присуща этому объекту. Теоретический подход - геометрия расслоенного пространства в рамках которой микро- и макрообъекты вещества рассматриваются в виде подпространств, вложенных друг в друга, при этом каждое внутреннее подпространство определяет следующее за ним внешнее подпространство. Для внешнего подпространства свойства внутреннего подпространства считаются скрытыми от наблюдения. Чисто математическая теория.

В теории общей эфиродинамики В. А. Ацюковского эфир рассматривается в виде газа, обладающего всеми свойствами реального газа - плотностью, давлением, температурой, вязкостью. В качестве элементарной частицы эфира взят амер, совокупность амеров образуют "эфир" - среду, заполняющую все мировое пространство и ответственную за все виды взаимодействий. Элементарные частицы вещества представлены вихревыми образованиями эфира, окруженные этим же эфиром. Физические поля представляют собой различные формы движения эфира. Протон представлен тороидальным винтовым вихрем с уплотненными стенками, трубообразное формирование, замкнутое в кольцо. Тороидальное движение эфира воспринимается как магнитное поле, кольцевое же движение эфира воспринимается как электрическое поле. Для построения теории привлечен аппарат газо- и гидромеханики.

Ученик Ньютона Клерк писал Лейбницу: "Притяжение одного тела другим без промежуточной среды было бы не только чудом, но и противоречием, ибо пришлось бы предполагать, что нечто действует там, где его нет". Во второй половине XIX века эфир стал для физика такой же достоверностью, как атом для нашего времени, с отличием, правда, что у атома хорошо известны его свойства, а относительно эфира несомненным было только его назначение: эфир должен быть ареной гравитационных, электромагнитных и оптических явлений.

Построить модель эфира, отвечающую всем этим требованиям, не удалось. По своему смыслу гипотеза эфира непосредственно объясняет фундаментальный факт независимости скорости света от движения источника. Объяснение чисто гидродинамическое, такое же, как для распространения волн на воде и звука в воздухе. Но одновременно гипотезы эфира (по крайней мере в их наиболее разработанных вариантах) противоречат принципу относительности в реальном мире, не согласуясь с рядом опытов в движущихся системах (см. гл. 9), дающих нулевой результат.

Уверенность в существовании эфира окрепла с тех пор, как обнаружились электрические, магнитные, гравитационные и молекулярные притяжения между телами и исчезли всякие сомнения в волновой природе света. Представить себе механический образ притяжений и отталкиваний без посредства промежуточной среды невозможно, а говорить о волнах в геометрической пустоте, это, по словам Эдсера, то же, что рассказывать о росте народонаселения на необитаемом острове.

Энергетическая модель эфира. Энергетическая модель эфира вобрала в себя весь опыт, накопленный физиками и математиками, и позволила не только объяснить эксперименты первого порядка по поиску эфира и эфирного ветра, но и эксперименты по электричеству и магнетизму. Она позволила объяснить природу гравитации, электрического тока и электрического заряда. Данная модель построена на дальнейшем развитии общей теории поля, которая получила название энергетического поля. Эфир рассматривается в виде энергии, сплошь заполняющей все пространство. Эта энергия является строительным материалом для всех видов вещественных образований, физические поля представляют собой различные формы движения энергии. Эфир как энергия рассматривается в виде однородной изотропной среды ответственной, в частности, за перенос световых волн, в которой присутствуют источники и вихри, напряжения и деформации в каждой точке пространства. Частицы эфира – элементы энергии - не взаимодействуют между собой, весомая материя поглощает частицы эфира и рассматривается в виде системы источников (стоков). Энергетическая модель эфира позволяет построить законченную и непротиворечивую картину мира, охватывающую основные формы вещества и все виды взаимодействий. Из энергетической модели следует, что физический вакуум не является «пустым», а заполнен постоянно движущимися невзаимодействующими друг с другом частицами, которые и создают «невидимую» в измерениях физическую среду. Ее «невидимость» проявляется в отсутствии взаимодействия при равномерном движении. Эта среда содержит неоднородности - устойчивые образования в виде стоков (отрицательные источники) или «черных дыр», в которые по гипотезе Римана эта среда постоянно устремляется и там исчезает. Постоянное движение среды связано с процессом диффузии. В космологическом масштабе это движение проявляется в виде гравитации и отражается законом всемирного тяготения Ньютона, в микромире - в виде сильных, слабых и электромагнитных взаимодействий, в формировании атомов и элементарных частиц. Физический вакуум предстает перед нами в виде постоянно движущейся среды как в микро- так и в макромире. Из движущейся среды состоят атомы, причем каждый атом состоит из кварков - отрицательных источников (стоков) и электронов - вихревых образований (диполей). Взаимодействие энергетической среды с телами (системами) происходит либо при наличии равноускоренного движения тела относительно энергетической среды (инертная масса), либо при наличии диффузионного энергетического потока (силы тяжести), действующего на тело (гравитационная масса). Результаты исследований индикатора гравитационного потока (Балабай, 1993 г.) подтвердили существование энергетического (гравитационного) потока и позволили установить тот факт, что инертная и гравитационная масса отражают один и тот же физический процесс - взаимодействие тела (системы) с энергетическим потоком.

Объединение четырех кварков - отрицательных источников, в устойчивую единую энергетическую систему образуют нейтрон. Пространственная конфигурация нейтрона – тетраэдр, в вершинах которого расположены кварки, создающие в центре тетраэдра положительный виртуальный источник - исток. Наличие истока в центре нейтрона, во-первых, обеспечивает мощную силу «притяжения» кварков, что обеспечивает «прочность» и «устойчивость» данной системы и, во-вторых, система исток - четыре стока образует четыре линейных источника. Линейные источники являются основой, на которой образуются тороидальные вихревые потоки – диполи (электроны). С течением времени нейтрон превращается в протон – нейтрон с вихревыми тороидальными потоками (электронами). Поэтому нейтрон в ядерной физике считается неустойчивой частицей, которая с течением времени превращается в устойчивую элементарную частицу – протон. Основу математической модели энергетической среды составляют уравнения Клайперона-Менделеева, Бернулли и комплексного потенциала. Система этих уравнений достаточна для определения как параметров энергетической среды, так и всех видов взаимодействий (гравитационных, электромагнитных, сильных и слабых).

 

Эфир - Свободная Энергия Вселенной

Источник: http://efir.com.ua/

 

 

Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...